|
Особенности возрастного развития физических качествФизические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически. Быстрота проявляется в элементарных и комплексных формах. На протяжении дошкольного и младшего школьного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров и подвижности нервных процессов. Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты – время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений. Основное ускорение развития быстроты начинается с 10-летнего возраста. П.Н. Казаков считает, что возрастная динамика развития быстроты у младших школьников имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений [3]. В.П. Филин подчеркивает, что в занятиях с детьми быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движений. Одним из основных средств является использование простейших скоростных упражнений бегового характера. Так же эффективными средствами воспитания быстроты у младших школьников являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на коротких отрезках дистанций; эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения [5]. В.С. Кузнецов и Г.А. Колодницкий приводят в пример развития скоростно-силовых способностей несколько упражнений [2]: Упражнения для развития быстроты двигательной реакции: 1. По сигналу быстрый переход от бега спиной вперед к стартовому рывку лицом вперед. 2. Бег спиной вперед. По сигналу выполнить поворот на 180 градусов и стартовый рывок 5 м. Упражнения для развития стартовой скорости: 1. Бег 5, 10, 15, 20, 30 метров с хода (то есть с предварительного разгона 8-10 метров) на время. 2. «Бег на одной ноге». 10, 14, 20 метров. 3. Многократные стартовые рывки 8-10 метров через 20-30 метров медленного бега. В.П. Филин считает, что эффективность подготовки младших школьников во многом зависит от умелого использования должных норм, характеризующих уровень требований, выполнение которых обязательно для успешного достижения планируемого спортивного результата [7]. Показатели быстроты у девочек и мальчиков не различаются в дошкольном возрасте, но в младшем школьном возрасте становится лучше у мальчиков. С 5-летнего до 10-летнего возраста время реакции сокращается у мальчиков. С 6-7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4-5 лет больше скорость одиночных движений мышц плеча и бедра, а с 6-7 лет нарастает скорость одиночных движений пальцев. Максимальный темп движений постепенно растет в дошкольном и младшем школьном возрасте, увеличиваясь за этот период в 1,5-2 раза. Особенно интенсивно он прогрессирует у мальчиков. Быстрота – это комплекс функциональных свойств человека, которые в основном определяют скоростные возможности двигательного действия, а так же время двигательной реакции. Исследования, особенно проведенные в последние 10-летия, дает все больше оснований считать, что, по крайней мере, некоторые из проявлений быстроты относительно независимы друг от друга (например, время простой двигательной реакции и темп воспроизведения движения). Первые сенситивные периоды, особенно благоприятные для эффективного воздействия на скоростные способности, в школьном возрасте приходятся, по большинству имеющихся данных, на 7 и 11 лет. С 11 до 15 лет некоторые показатели быстроты развиваются, но в меньшей степени. После 13 лет мальчики начинают опережать девочек в показателях быстроты целостного двигательного действия (бег, плавание). Средства и методы воспитания быстроты простых двигательных реакций. Элементарной основой методики воспитания быстроты является многократное выполнение упражнений с выраженным моментом мгновенного реагирования строго определенным действием на стартовый или иной санкционирующий сигнал – упражнений «на быстроту реагирования». Например, эстафеты, старты из разных исходных положений под команду преподавателя. В.П. Филин и Н.А. Фомин выделяют основной метод воспитания быстроты движений у занимающихся – это комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера [6]. Наряду с комплексным используются и другие методы воспитания скоростных способностей, выявленные Ж.К. Холодовым [9]: 1) методы строго регламентированного упражнения; 2) соревновательный метод; 3) игровой метод. 1.3. Организация и содержание физического воспитания учащихся Младшего школьного возраста Особенности обучения двигательным действиям В младшем школьном возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора дети легко усваивают разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо учитывать возрастные особенности и двигательный опыт учащихся. На занятиях следует уделить внимание методу обеспечения наглядности. Уже в начальных классах с помощью доходчивых образных объяснений нужно органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д. Большое внимание уделяется применению игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, удерживает интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств. Приобретаемые качества должны быть «гибкими», «вариативными», поддающимися изменениям. Особое место отводится методам, позволяющим варьировать двигательные действия и условия их выполнения. Специальные формы речевого воздействия учителя: звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи – сильно влияют на качество выполнения упражнений учениками. Особенности развития физических качеств Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшими требованиями к методике развития физических качеств в период возрастного становления организма являются всесторонность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития. В младшем школьном возрасте при интенсивном росте тела применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, малоэффективно и поэтому нецелесообразно, так как показатели силовых способностей невелики. При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, отдельных движений и способность увеличивать их темп без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|