Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля





Необходимо оснащение учебного класса компьютером и мультимедийной установкой для просмотра презентаций по курсу и просмотра видеофильмов.


2. Методические указания преподавателю

 

При изложении разделов эволюционной и этнической антропологий для визуализации получаемой информации необходимо использовать мультимедийные информационные средства. Компьютерные презентации должны включать в себя как текстовые слайды, так и фото-(видео) материал. Это поможет студентам улучшить восприятие и запоминание информации.

Проведение небольших проверочных работ после прослушивания каждого из основных разделов стимулирует студентов к периодическому обращению к пройденному материалу, что способствует лучшему усвоению знаний.

Наиболее полезно использовать форму диалога и проблемное изложение материала, с привлечением личных наблюдений из обыденной жизни, литературы, кинематографа, что будет способствовать вовлечению студентов в обсуждение научных фактов. Это может способствовать формированию у студентов навыков ведения научной дискуссии.

Также предпочтительно, чтобы преподаватель был хорошо знаком с дисциплинами, развивающих и дополняющих антропологию (психофизиология человека, общая физиология человека, анатомия ЦНС, нейрофизиология, общая психология, психология личности, психология развития и т.д.) для возможности использования интерактивных форм обучения студентов.

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

- информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.

Виды самостоятельной работы:

Конспектирование учебной литературы.

Представить конспект в виде ответов на вопросы по книге: Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Антропология. Изд. Феникс, 2008.

Вопросы для конспектирования:

  1. Черты строения человека, общие с позвоночными, млекопитающими, приматами. Черты строения человека, отличные от приматов.
  2. Происхождение человеческого общества: становление первобытного коллективизма, зачатки идеологических представлений. Возникновение общинно-родового строя: брак и семья, организация власти, духовная культура.
  3. Антропологическая и географическая классификации народов мира.
  4. Процессы, регулирующие численность популяции, экологические показатели.

 

Подготовка реферативных работ.

 

Темы рефератов

 

· Этапы становления антропологии в России.

· Значение работ К.М. Бэра в развитии знаний о человеке.

· Научная и организаторская деятельность А.П. Богданова и Д.Н. Анучина в области антропологии.

· Понятие об изменчивости антропологических признаков.

· Классические и "новые" направления антропологических исследований.

· Объекты и уровни исследования в антропологии.

· Популяция, группа и антропологическая выборка.

· Общее понятие об антропологических признаках и их классификация.

· Принципы наследования антропологических признаков.

· Методы описания и изучения изменчивости в антропологии.

· Обзор концепций возникновения человека.

· Будущее человечества в трудах П. Тейяра де Шардена и В.И. Вернадского - единство и разница взглядов.

· Ч. Дарвин и его последователи о происхождении человека.

· К проблеме близости культуры и биологии палеоантропов и людей современного вида.

· К вопросу о динамике развития психики и поведения предков человека по данным археологии и антропологии.

· Концепции расы - различия подходов, различия результатов.

· О возрастной динамике расовых признаков.

· История расовых классификаций.

· Расы мира - краткий обзор.

· Этническая антропология как историческая дисциплина.

· Соотношение категорий "популяция" и "этнос".

· Роль антропологии в исследовании древних миграций.

· Генетические аспекты исследования в этнической антропологии.

· Популяционная структура и биологическая изменчивость человека.

· Понятие об онтогенезе.

· Основные закономерности процесса роста и развития человека и их проявление.

· Процесс клеточной дифференцировки и морфогенеза.

· Соотношение понятий хронологического и биологического возраста человека.

· Зубной возраст и развитие зубной системы человека.

· Развитие скелетной системы человека (процессы и их регуляция).

· Становление репродуктивной системы человека.

· Половой диморфизм в процессе роста и развития человека.

· Чувствительные периоды онтогенеза человека.

· Модификаторы и регуляторы процесса развития.

· Биологические ритмы и развитие человека.

· История изучения конституции человека.

· Функциональные свойства жирового компонента тела.

· Психосоматические конституциональные схемы Э. Кречмера и У. Шелдона

· Способы адаптация и тенденции приспособительной изменчивости человека.

 

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории. При освоении данного курса студентам рекомендуется пользоваться библиотекой вуза, другими книгохранилищами города.

 

3.3. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки

 

1. Какое место занимает антропология в системе наук о человеке?

2. Что выделяет человека из общей эволюции животного мира. Двойственная природа человека.

3. Характеристика отряда приматов.

4. Этапы антропогенеза: эволюция гоминид.

5. Критерии человека разумного.

6. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.

7. Этапы индивидуального развития человека и рост полового созревания.

8. Гипотезы появления человека: моно- и полицентризм.

9. Периодизация онтогенеза человека.

10.Что такое биологический возраст человека?

11.Фазы развития взрослого' человека, психофизиологическая динамика.

12.Критерии старения.

13.Что такое конституция человека? Многообразие ее аспектов.

14.Факторы, влияющие на рост и развитие организма: наследственные, средовые.

15.Роль социальных факторов в биологическом развитии человека.

16.В чём отличие скелета, черепа и конечностей человека от животных предков?

17.Особенности морфологии мозга человека и его психосоциального статуса по сравнению с животными.

18.Жизненнее среды человека. Зоны личной территории.

19.Что такое видовое единство человечества?

20.Понятие о расах. Фактор расообразования.

21.Какие факторы определяют человеческое разнообразие?

22.В чем античеловечность расизма?

23.Антропологический состав народов мира.

24.Понятие генотипа и фенотипа человека.

25.Экология человека: факторы климатической и экологической адаптации.

26.Понятие об изменчивости человека: биологической, социальной.

27.Основные формы взаимодействия в сообществе обезьян: групповое поведение.

28. Коммуникация приматов и появления речи у гоминид.

29. Социальное поведение антропоидов, использование орудий

30. История антропологии как науки.

31. Место человека в системе животного мира.

32.Этапы эволюции приматов.

33.Этническая антропология ее задачи, общее понятие о расе.

34.Факторы и критерии роста и развития человека в постнатальном онтогенезе.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.