|
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ В ИССЛЕДОВАНИИ ИСТОРИИЧтобы нам серьезно взглянуть на возможность обнаружения примеров стратегического уровня духовной войны в истории Церкви, в первую очередь необходимо исследовать принципы самой истории, поскольку каждый из этих принципов оказывает самое прямое воздействие на то, как мы понимаем вопросы, поднятые критиком Б. В нашем исследовании истории нам следует помнить следующие пять принципов: Принцип первый. Далеко не всякое событие в истории сохраняется в записи. Мы с вами не в состоянии запомнить все, что произошло вчера, не говоря уже о прошлом годе или событиях десятилетней давности. У нас как у отдельных личностей, так и у семей и целых обществ имеются врожденные фильтры, которые в значительной степени позволяют отбирать то, что мы считаем нужным запомнить, а остальные мы отбрасываем. Для христиан история Иисуса и апостолов является чрезвычайно важной. Но из самой Библии мы знаем, что библейские авторы задействовали тот же фильтр, хотя в их случае они поступали так под воздействием Самого Бога. Когда апостол Иоанн закончил свое Евангелие, он сказал: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан.21:25). Когда в недавнем времени я писал комментарии к Деяниям святых апостолов, я сделал некоторые расчеты. Я имею в виду повествование Луки о том семинаре, который Павел организовал в Милите для пасторов Эфеса и Малой Азии. Это очень значительное событие, потому что это единственный случай, представленный в Деяниях, когда Павел обучал христиан. Для среднего читателя Деяния 19:18-35 могут показаться объемным материалом. Вряд ли можно предположить, что Павел провел однодневный семинар, однако Лука предпочел выбрать всего лишь полпроцента из всего учения Павла, чтобы записать его в своей книге. Наше историческое знание об этом событии в истории явно ограничено, потому что далеко не все, что происходит, сохраняется в записи или устной истории. Принцип второй. Не все записанное сохраняется. Многие исторические записи выбрасываются, потому что те или другие люди подвергают сомнениям их ценность или считают их просто вредными. Некоторые документы были уничтожены врагами из чувства ненависти. В различные периоды истории армии захватчиков сжигали библиотеки покоренных городов, чтобы запечатлеть свои победы. Фернандо Кортес, например, во время своего завоевания уничтожил многие исторические записи ацтеков, к великому огорчению современных археологов и историков. Принцип третий. Не все сохранившееся можно найти. Одним из аспектов деятельности историков являются попытки найти исторические записи, которые по той или иной причине спрятаны. В наше время одним из наиболее удивительных открытий стала находка в 1947 году свитков Мертвого моря. Принцип четвертый. Не все найденное становится доступным. Другой задачей историков становится попытка сделать известный исторический материал доступным для других историков и общественности через перевод, издание и публикации. Чем более понятным становится исторический материал, тем больше пользы он может принести обществу. Для тех из нас, кто не является профессионалом в области историографии, многое из такого материала могло бы заинтересовать, но такой материал чаще всего недоступен. Я лично испытал эту ограниченность, когда вместе с моим ассистентом Джанис Уилер мы пытались найти материал для этой главы. Я уверен, что существует намного больше материала на тему духовной войны стратегического уровня, чем то, что мы сумели найти с учетом нашего ограниченного времени и ограниченных возможностей как историков. Принцип пятый. Не все доступное воспринимается одинаково. Историк, как и всякий другой человек, обладает собственными парадигмами — особыми линзами, через которые он и прочитывает историю. Я вернусь к этому, и мы поговорим об этом подробнее чуть позже, потому что я подозреваю, что именно по этой причине у нас нет достаточного материала на тему духовной войны стратегического уровня. Тема невидимого мира просто не находит себе места в умах некоторых историков, как христиан, так и нехристиан.
Три варианта Если мы запомним эти пять принципов и посмотрим на взаимосвязь между историей и духовной войной стратегического уровня, нам понадобится слишком много времени, чтобы понять истинное положение вещей. Но раз мы начали исследовать историю, мы можем проследить за развитием трех возможных вариантов: Вариант А: Мы не находим явных примеров в истории. Вариант Б: Мы находим множество примеров в истории. Вариант В: Мы находим небольшое количество примеров в истории. На мой взгляд, совсем неважно, на каком варианте мы остановимся — А., Б или В. Достоверность духовной войны стратегического уровня можно подтвердить в любом из трех случаев, если помнить те пять принципов, что были перечислены чуть раньше. Итак, последуем дальше. Вариант А. исторических примеров нет Предположим, что мы исследовали все девятнадцать столетий истории Церкви, начиная с эпохи апостолов, но не суме ли найти примеров использования нашими предшественниками того, что мы сейчас называем духовной войной стратегического уровня, духовной картографией или отождествленным покаянием. По мнению наших сторонников, эта ситуация может показаться наихудшим из возможных вариантов. На самом деле все обстоит иначе, как мы скоро увидим, но тем не менее давайте будем помнить о двух важных вещах. Во-первых, нам следует признать, что отсутствие доступного материала не доказывает тот факт, что в прошлом никто не осуществлял духовную войну на стратегическом уровне. Может быть, они вели такую борьбу, однако о ней просто нет записей, или записанные сведения имелись, но были со временем утеряны. Способы и средства исторических исследований постоянно совершенствуются, и на поверхность выходит масса новой исторической информации. Завтра мы будем знать намного больше, чем знаем сегодня. Во-вторых, даже если мы согласимся с гипотетическим выводом о том, что стратегического уровня духовная война никогда в прошлом не велась, мы столкнемся с другой серьезной проблемой: а может ли Бог творить нечто новое? Или, другими словами, будет ли Бог творить в 1990-е годы новое, чего Он не делал раньше, при варианте А, во время жизни предыдущих поколений христиан? Очень немногие из знакомых мне людей, независимо от их согласия или несогласия с концепцией духовной войны стратегического уровня, станут сомневаться, что Бог может решить творить что-то новое в нашем поколении. Ничто в характере Бога не может помешать Ему в этом. В Книге пророка Исаии мы читаем, что Бог сказал: «Вот, Я делаю новое» (Ис.43:19). И в другом месте сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер.31:31). Все ближе то время в будущем, когда Он выполнит сказанное Им: «Се, творю все новое» (Отк.21:5). В таком случае уже не кажется невероятным, что Бог может решить обеспечить нас новой духовной технологией для завершения Великого поручения в нашем поколении. Входит ли в понятие новых технологий духовная война стратегического уровня, духовная картография и отождествленное покаяние — все еще вопрос спорный. Я лично думаю, что входит, а что касается исторической перспективы, я совершенно убежден, что Бог в разных поколениях действительно творит что-то новое. Самый лучший пример этого я обнаружил во время моих тщательных исследований вопроса о духовных дарах.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|