Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГАВРИЛУШКИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА





ГАВРИЛУШКИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

РАБОТА ПИАНИСТА НАД СОЗДАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА

Курсовая работа

по специальности 073100.62
Музыкально-инструментальное искусство (фортепиано)

студентки группы М-29

(за)очного отделения.

Руководитель:

Семёнов В.Т., доцент

Рецензент:

_____________________

Допущена к защите «» ______ 2015 г.

Работа защищена «» ________ 2015 г.

с оценкой __________________________

 

Самара 2015

План

 

Введение

 

I.Образное содержание музыки.

 

II.Способы передачи музыкального образа исполнителем:

 

2.1.Интонация;

2.2.Звук и звукоизвлечение;

2.3.Эмоции и чувства.

 

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Как говорил С. Фейнберг: «Пусть внимательно и бережно прочитан пианистом нотный текст, пусть внимательно учтены все авторские указания, и все же цель исполнителя не будет достигнута, если не донесет он до слушателя всего богатства, всей значительности содержания музыки». (8, 570). Трудно не согласится с этим высказыванием, потому что, изучая произведение, нашей главной целью является передача замысла, идеи и художественного образа. Пианист должен быть как актер на сцене, он как действующее лицо исполняемой пьесы, который переживает чувства и события, заключенные в произведении.

Я выбрала данную тему, потому что она очень актуальна для меня. Это одна из проблем современного исполнительского искусства. В наше время, когда хорошо развита техника, мы не стремимся вдуматься во что-то, искать смысл чего-то. Это отражается и в музыкальном искусстве: профессионалов много, а ярких индивидуальностей, творческих личностей мало. Многим начинающим музыкантам кажется, что достаточно формально воспроизвести текст, научиться играть громко и быстро, демонстрируя свою виртуозность, и ты уже станешь артистом. И совсем не думают об образном содержании музыки - а это самое главное в исполнительстве, в интерпретации музыки. Молодые исполнители не заняты пониманием и поиском своей индивидуальности.

В данной работе я хочу рассмотреть, как создается музыкальный образ с помощью взаимодействии таких компонентов как звук, интонация и как образ передается через эмоции и чувства.

Музыка - это, прежде всего искусство звука. Она не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями, она говорит только звуками. Но говорит также понятно, как говорят слова, понятия и зрительные образы. Её структура также закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. Художественность - это такая организация средств выражения, которая действует непосредственно на чувства и эти чувства изменяет.

Различные исполнительские образы создаются, благодаря разному характеру звукоизвлечения и качеству звука (тембровой окраски), благодаря взятому темпу и небольшим отклонениям (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённым целям художественной выразительности, т.е. агогике, благодаря различным ритмическим фигурам, паузам и цезурам, изменениям громкости звучания, разнообразной педализации, акцентам. Применение всех этих средств даёт интонационную выразительность исполняемой музыки.

Цель работы: изучение особенностей работы исполнителя над музыкальным образом.

Задачи работы:

1. Дать общую характеристику музыкальному образу;

2. Рассмотреть и овладеть способами передачи музыкального образа.

 

I. Музыкальный образ

Музыкальный образ - это содержание музыки, включающее эмоции и чувства, которые передаются через исполнителя с помощью компонентов средств. Образ - это феномен, картина, которая создается и возникает в процессе нашей мыслительной деятельности под впечатлением чего-то. Музыка не существует вне образов, каждое произведение имеет содержание. Создание музыкального образа формируется в процессе работы над произведением. Как и у композитора, так и у исполнителя образ возникает в голове при работе мысли, в которой возникает художественное представление, которое несет в себе эмоционально-образное начало. «Правдивое воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения. Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства не увлекает слушателя». (1, 59-60)

Музыкальное произведение существует в трёх видах: в виде записанных композитором нот; живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот; взаимодействие художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя.

Создавая музыкальное произведение, композитор использует воображаемые звуки, продумывает логику их развития, отбирает интонации, которые лучше передадут чувства и мысли в момент создания музыки. Связывает образ произведения со своими пережитыми ситуациями в жизни, их много в жизни и радостных, и печальных. Исполнитель, чтобы правильно создать музыкальный образ, должен знать в какой момент композитор писал данную музыку, что с ним происходило, и тогда будет создан настоящий образ произведения и правильно переданное содержание музыки.

Когда исполнитель начинает работать с текстом, то основным средством в передаче музыкального образа оказывается его техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм динамику, туше, агогику, тембр. Успех исполнителя связан с тем, насколько хорошо исполнитель чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения.

Слушатель может понять то, что хотел выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызывать жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают образу музыкального произведения. В зависимости от своего жизненного опыты два человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, смогут по-разному понять его, увидеть в нём разные образы.

Все эти особенности восприятия музыки, её исполнение и создание выражают работу воображения.

Деятельность музыкального воображения связана с музыкально-слуховыми представлениями.

«Музыкально-слуховые представления - это то же самое, что архитектурно - строительный проект при постройке дома, сценарий при постановке фильма и театральной пьесы» (В. Петрушин: 6, 147-148). То есть, это предварительный план действий, мы должны представить развитие музыкального произведения с начала до конца со всеми подробностями, представить каким звуком начать, как сфразировать мелодию, где кульминация, нарисовать мысленно образ и т.д.

На основе обычных признаков лада, тембра, мелодии и темпа музыкального произведения можно найти и понять настроения, передаваемые данным произведением. Музыкальное произведении представляет собой своеобразный экран, на котором представлены образы, которые передаются через лад, тембр мелодии, и указанный темп.

Как же создать правильный музыкальный образ? Нужно детально изучить произведение, найти выразительные средства, помогающие создать образ, а главное, как писал А. Д. Алексеев: «Вслушивание в музыкальный язык сочинение - это процесс поиска смысла художественного повествования, раскрытия его эстетической ценности». (1, 61)

 

 

II. Способы передачи музыкального образа
исполнителем

ИНТОНАЦИЯ

«Музыка - искусство

Строение интонации.

Подобно слову, интонация - единство звука и смысла. Но и звук, и смысл, и характер их связи отличны в слове и интонации. Звуковой материал слова - набор фонем. Можно сказать, что фонема - основная единица звукового строя языка. А в музыке фонемой является звук. Вместо нескольких десятков фонем здесь разнообразные тембровые оттенки, способы артикуляции, различие темпа, ритмических рисунков, уровней громкости, меняемых во времени. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его.

Обычно интонация состоит из 2-3 звуков. Чаще всего это элемент мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда интонацию метафорически называют музыкальным словом. Однако, в отличие от слова, музыкальная интонация не имеет точно определенного конкретного смысла. Каждый интервал формирует определённое уникальное звучание, создающее необходимую интонацию. На формирование интервальной интонации влияют два фактора - ритмическое и мелодическое положение.

Например, в кварте опорный тон это верхняя нота, а в квинте нижняя. Таким образом, если тяжелый тон интервала совпадает с тяжелой долей такта, то мы получаем завершённое или тяжелое, устойчивое звучание. Если же тяжелый тон попадает на легкие доли такта или наоборот, то звучание получается неустойчивое и направленное на развитие.

Мы интонируем через определённые интервалы. Когда мы интонируем, мы должны слышать, как один звук переходит в другой (т.е. получается интервал), как звуки тяготеют друг к другу. Можно понять смысл музыки через преобладающий интервал. Так, например, в русском романсе XIX веке - это «лирическая секста» (м.6). Этот интервал обозначает состояние томления, любви. Или восходящая ч.4 (чистая кварта), в баховской символике - обозначает символ веры. Асафьев говорил, что у каждой эпохи есть живые интонации. Каждый слушатель, приходя на концерт, невольно начинает слуховое знакомство с новым для него произведением через узнавание и сравнение.

Музыка пребывает не только в момент её воспроизведения. За произведениями существует мир музыки, как деятельности массового общественного сознания (известные и любимые мелодии и попевки) - «устный словарь интонаций». Когда композитор из этого «арсенала музыки» включает в своё творчество те или иные интонации, закрепляя в сознание людей, он действует реалистическим методом, т.е. через интонации композитор передает действительность, мышление о действительности, становящиеся звучанием.

Это трудно постигается музыкантами, сделавшими из музыки привычную работу, а не интеллектуальный труд, доставляющий радость творчества, полагают, что в музыке - содержание само по себе, а все элементы, составляющие музыку - сами по себе.

Далее идёт ритм. Управляемый (организованный) ритмом интервал, образует простейшую форму (ритмоинтонационную). Так по ритму, по организации ритмического рисунка, мы можем понять характер музыки, например, танцевальный, маршевый. Интонация так тесно связана с ритмом, что вне закономерностей ритмического становления нет и музыкального развития.

Музыкальная интонация опирается на специфические средства гармонии, лада, метра, которые музыкально ее организуют. Другая опора музыкальной интонации - жесты, движения, дыхание между фразами. Музыка способна воспроизводить самые разные движения: бурные, мощные, грандиозные.

Музыкальная интонация черпает свою выразительность из многих источников. Один из самых богатых - речевая интонация. Представим беседу на незнакомом языке. Что можно узнать из нее? Оказывается, очень многое. Можно узнать о том, кто говорит: ребенок, взрослый, девушка, как они друг к другу относятся. Можно узнать о характере и темпераменте участников разговора, об их физическом и эмоциональном состоянии - усталости или возбуждении, гневе или печали, о тоне говорящего: просит ли он, или же рассказывает о сокровенном. Почувствуем мы и атмосферу беседы, ее эмоциональный настрой.

У каждого музыканта есть тон. Зачем иметь тон, держать тон? Основа музыки: быть в тоне, т.е. в системе сопряжения звуков, т.е. верно интонировать. Быть в тоне - закон интонации, как высказывания мысли и чувства в речи словесной или музыкальной. Без интонации нет смысла в исполнении. Чем музыка содержательнее, тем более ярким, разнообразным должно быть интонирование. Если услышать интонацию, то можно быть уверенным в том, что инструмент воплотит ее. Для того чтобы приучать слух к усвоению музыки как процесса интонирования, как живой речи, обращенной к слушателю, надо приучать слух замечать, как движется мелодия: по ступеням звукоряда поступенно, через ноту, по скачкам; как заполняются пустые звукопространства - скачки. И стараться понимать,
почему происходит так (т.е. почему так движется мелодия).

Существует постоянное перемещение и замена опорных тонов или точек лада, а также изменение направлений от тонике к тонике, т.е. все мелодии движутся затактово и членятся неодинаково (суммирование, дробление, дробление с замыканием).

Постижение интервалов происходит через ощущения (мускульного осязания). От туше зависят тембр - окраска звука. Нужно стараться искать каким туше лучше брать звук, это одна из характеристик индивидуальности.

Ритм и интонации (т.е. взаимодействие интервалов) являются главными проводниками музыкальной выразительности и убедительности. Только через осмысленное, целеустремленное сочетание и взаимосвязи (звуковоспроизведении мысли) интонируемого - элементы музыки становятся произведением искусства.

 

ЗВУК И ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ

 

«Звук - это материя музыки, ее плоть - должен быть главным содержанием наших повседневных трудов» (Г.Г. Нейгауз).

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. «Искусство, проявляющееся в звуках, называется музыкой. Выражение мысли при помощи звука. Неопределенное слово человека - это звук. Слово родилось из звука. Звук существовал до появления языка. Слово является определенным родом звука. «Пользуясь звуками, создают музыку» (Ф. Шопен: 4, 12-13). То, что не может быть выражено словом, по его мнению, передается музыкой.

Работа над звуком занимает большую часть наших занятий за фортепиано. При разучивании нового произведения нужно, чтобы в уме сложилась яркая звуковая картина, прежде чем начнется техническая работа. Изучая произведения, мы ищем звук, который слышим внутри, с поиском звука происходит и поиск туше, которым мы хотим взять этот звук. Работая над произведением, мы должны поставить перед собой определённые звуковые задачи. Разумеется, степень их сложности зависит от одаренности, от наших возможностей, от исполняемого произведения, собственной трактовки.

Работа над звуком должна проходить под чутким контролем слуха. Слух наш - главный и единственный помощник в поиске звука. Для того, чтобы реализовать звуковые задачи, необходимо отдавать приказы пальцам через слух. Для того, чтобы был результат должен быть слуховой анализ и контроль. Нужно искать разные варианты воспроизведения определенного музыкального материала, сравнивать и выбирать лучший, подходящий данному произведению и соответствующий образу этого произведения.

«Музыку слушают многие, а слышат немногие». Слушать - это просто слышать окружающие звуки, слышать - это значит: прислушиваться к качеству звука, к красоте музыкального звука. В каждом звуке есть смысл, как в каждом предмете, в каждом событии, например, листья с деревьев опадают не просто так, ничего не происходит просто так, у всего есть смысл, поэтому каждый звук нужно брать осмысленно.

Существуют две основные разновидности слуха: тембро-динамический, который отвечает за тембр, окраску, динамику, и мелодический слух. Мелодический слух, с помощью таких приёмов, как ощущение мелодического дыхания, взятие цезур перед фразой, поможет правильно вести мелодию, контролировать силу звука, выстроить эту самую фразу с началом, серединой и окончанием с уменьшением силы звука. Интонационные подробности мелодии помогут раскрыть артикуляционные штрихи: legato, non legato, staccato, portamento и т.д.

Для более глубокого и тонкого выражения музыки нужно услышать и мельчайшие детали. Можно сказать, что если главные линии обрисовывают контур музыки, то остальные элементы наполняют его живой материей, окрашивают живыми красками, тем самым обогащая выразительность музыкально-художественного образа.

Говоря о звуке, нужно уделить внимание инструменту. Фортепиано требует сильного, яркого, воссоздающего слухового воображения. Кажется, прикоснулся к роялю и вот он тебе ответил, появился красивый звук, но кажущаяся доступность звукоизвлечения сочетается со своими специфическими трудностями акустического и слухового порядка. Вместо протяжённого звука, предположим, скрипки, звук фортепиано быстро угасает, что усложняет целостное, слитное исполнение мелодии. Кроме того, преодоление природы ударности фортепианного звука требует усиления слухового внимания в направлении вокализации звучания фортепиано. Но, несмотря на все сложности, пианисты имеют счастливую возможность выражать свои чувства, переживания, рисовать какие-то образы, картины, события через свой инструмент. Фортепианный звук очень богат, он имеет огромное достоинство - широкий динамический диапазон, регистровые краски. Фортепиано может подражать другим инструментам. На фортепиано можно исполнять оркестровые пьесы, оперные увертюры, симфонии и т.д. Кроме того у фортепиано есть ещё одно средство выразительности - это педаль.

Так с помощью звука мы создаем образ. Мы как художники мазками рисуем картину - образ, с помощью звуковых оттенков. Мы имеет большое «поле» для творческой работы над звуком, принципами и приёмами звукоизвлечения. Приемы звукоизвлечения на фортепиано очень разнообразны. Существует три основных штриха: легато, нон легато и стаккато. Но внутри этих способов существует огромное множество градаций: это певучее легато и более отчётливое, это и глиссандо, и партаменто.

Немного о приемах звукоизвлечения. Здесь есть проблема: преодоление ударности молоточков нашего инструмента, чтобы добиться плавности и певучести. Мне кажется, все стремятся, чтобы под нашими пальцами рояль пел.

У каждого пианиста есть тон - это туше касание инструмента. Иметь тон - это держать некое качество звучания, подобное ясности речи хорошо поставленного голоса человека, даже в быту люди, говорящие напевно красивым, грудным голосом, вызывают симпатию - вот где и начинается оценка интонации, хотя и интуитивная, неосознанная.

С.В. Рахманинов говорил, что его пальцы проходят как бы сквозь клавиши. Здесь я опять хочу сравнить пианистов с художниками, как в картине одна краска, один цвет переходит в другой, сливаясь и образуя рисунок, так и один звук должен перетекать в другой. При этом пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабевая силу давления, а передавая её следующей клавише. Нужно дослушивать звуки до конца и слышать следующие звуки, как один переходит в другой. Слышать предыдущие, ощущать движение музыки - это думать и слушать вперёд. Звук на фортепиано затухает и очень важно не допустить в этот момент остановки в мелодии, сделать так, чтобы один звук связывался с другим.

Говоря о звуке, как о способе передачи музыкального образа, нельзя не сказать о динамических оттенках. Они существуют от пианиссимо до фортиссимо. Чем тоньше слышит музыкант переливы нюансов в звуковом спектре, чем изощрённее его способность внутрислухового представления оттенков, звуковых градаций, тем совершеннее оказывается его игра. Интерпретация большинства произведений фортепианного репертуара (прежде всего романтического) требует тонкой дифференцированной нюансировки, распределяемости красок. За это как раз отвечает тембро-динамический слух. Здесь хорош способ оркестровки фортепианной фактуры, представить себе звучание того или иного инструмента. Мысленная оркестровка фортепианной фактуры на практике помогает не только передаче воображаемых тембров, но и рождает разнообразие фортепианных красок, делает тембро-динамический слух более острым и дифференцированным. Это особенно актуально, когда мы исполняем арии из опер, потому что партия фортепиано - это переложение оркестра. Так же и в произведениях для фортепиано: очень хорошо звук сопоставлять с различными инструментами и приемами игры на них, например, pizzicato струнных перевоплотить на фортепиано. Но самое главное, по моему мнению, внутреннеслуховая установка, исполнительский настрой и понимание, нацеленность на ту или иную тембровую краску, колорит, образ.

Звук рояля может быть бесконечно разнообразным: тёплым или холодным, мягким или острым, светлым или тёмным и т.д. Всё это надо прочувствовать при исполнении, иначе исполнение может быть тусклым, неинтересным и безжизненным. При изучении произведения полезен метод игры с преувеличенной нюансировкой, специально акцентированной «выделкой» мельчайших звуковых оттенков, поскольку в это время происходит достаточно сильное обострение слуха. Так Г.Г. Нейгауз, работая над музыкальным произведением, всегда рекомендовал ученикам играть его медленно со всеми оттенками (какой бы не был поставлен темп, даже очень медленный). Работая медленно, мы получаем возможность внимательно вслушиваться во все детали, мелочи, на которые мы бы не обратили внимания, играя то же самое в более «живом» темпе. Тщательно проверяя слухом каждую интонацию, каждый звук, следя одновременно за игровыми движениями, опорными пунктами, мы «приспосабливаем» руки к клавиатуре, выискивая такие гибкие движения, при которых каждому пальцу было бы удобно, и он смог бы извлечь звук именно такого-то характера, тембра, оттенка. Самое главное в этом процессе: за мелочами не упустить главное, не потерять цельности линии исполнения формы произведения.

При определённой динамике соответствует определённое туше, если pp то мы берём звук без веса руки кончиками пальца, но кончики пальцев должны быть активными, потому что есть опасность, что клавиша не ответит, так же нам может помочь левая педаль. При ff совсем другое туше, нам здесь помогает и вес руки, и корпус тела. Как я уже говорила, работая над произведением, мы ищем звук для передачи образа и находим определённое туше. Для разных образов соответствует разное туше. Так, одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе «выразительных» пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаюсь «до дна» клавиши. Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша, и не раньше, чем следующий полностью погрузится в очередную клавишу (этим достигается «вливание» одного звука в другой - легато). Необходимо связать без толчка один звук с другим, как бы переступая с пальца на палец. Переступающие пальцы ведут руку, которая, перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии - связность. Переступающие пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии до конца, не ослабляя силу давления, а передавая ее следующей клавише. Как говорит мой педагог П.А. Назаров: «Пианист всю жизнь работает над пальцевой техникой». Кончики пальцев должны быть связаны со всей системой пианистического аппарата вплоть до корпуса. Такая связь способствует достижению большого диапазона звуковой выразительности.

Говоря о звуке, нужно сказать, что все люди по-разному слышат и воспринимают музыку. Вот почему так интересно слушать больших исполнителей, они все очень разные. Но кроме различного подхода к интерпретации фортепианных произведений, у музыкантов существуют и предпочтения в манере игры. Есть музыканты, которые певучей игре предпочитают игру более отчётливую.

Работа над звуком, пожалуй, самый сложный и трудоемкий процесс, но очень интересный, который затягивает и не отпускает, потому что один звук, мотив, фразу можно сыграть с большим количеством звуковых вариантов, а потом, когда находишь звук, который хотел, получаешь огромное наслаждение от игры и это стоит многочасовых поисков за роялем!

 

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Когда мы ищем звук, работаем над интонацией, мелодией, выстраиваем форму, у нас конечно в голове складывается образ. В каждом музыкальном произведении заложен какой-то смысл, идея, эмоциональное состояние, характер, образ, какой хотел преподать нам композитор. Воплотить образ помогают эмоции и чувства.

Я задала себе вопрос. Почему мы все в жизни ведём себя эмоционально каждую минуту и секунду, будь-то мы смеёмся, плачем, мы даже при разговоре по телефону, разговариваем эмоционально, не видя своего собеседника, но почему же при исполнении музыки все эмоции вдруг и пропадают, остаётся только механическое нажатие клавиш? Музыка - способ передачи эмоции. «Основной признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания. Умение эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы» (Б.М. Теппов: 7, 28-29).

Для выражения глубоких и сложных эмоций и чувств, человечество в процессе развития искусств создало искусство: музыку, живописному скульптору, поэзию - все они взаимосвязаны, например, музыкальным языком можно охарактеризовать какой-либо пейзаж или на стихи можно сочинить музыку. «Цель музыки - возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идеи произведения» (Дж. Хэррис. Цит. по: 6, 265).

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное отношения к ним, а индивидуальное своеобразное переживание. Одни события у человека вызывают радость, другие - горе, одни вещи нравятся, другие вызывают неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь - всё это формы переживания человеком своего отношения к разным объектам: они называются чувствами и эмоциями. Чувствами и эмоциями называют переживания человека своего отношения к тому, что он познаёт или делает, к другим людям и самому себе. Но слова «чувство» и «эмоции» по понятию отличаются друг от друга, есть чувство долга, чувство ответственности. Чувство - это сложное отношение человека, черта личности. Эмоции - это более простое переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях. Эмоции не могут возникать сами по себе, источник эмоций - это действительность человека. Значение чувств и эмоций в жизни очень велико. Например, после посещения концерта, где исполняли профессионалы музыку, ты находишься под впечатлением, тебя переполняют эмоции и тебе хочется заниматься - эмоции побуждают к деятельности. Без эмоций и чувств не было бы искусства.

Музыка и есть способ передачи эмоций, выражение душевных переживаний. Музыкант должен при исполнении тронуть сердце слушателей, а сделать это он может только тогда, когда он преисполнен переживаниями. Но если не дано природой чувствовать музыку, то можно понять смысл и характер музыки по её компонентам: тональности, интервалам - интонации, темпу, динамики.

Музыка бывает мажорная и минорная. Мажор - употребляется обычно для выражения весёлого, бодрого, торжественного. Например, соната Es - dur (№49) Гайдна - шутливая, весёлая, театральная музыка. Минор же для выражения грусти, ласки, нежности, томления, скорби, тоски. Например, концерт c-moll Моцарта (у Баха существует символика каждой тональности)

Можно узнавать чувства по встречающимся интервалам - «лирическая» малая секста у романтиков - символ томления, тоски, любви, или у И.С. Баха чистая кварта - символ веры. Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность, любовь (мелодия побочной партии из 1 части 2 концерта Рахманинова). Напротив того, ноты отрывистые выражают веселье (1 часть сонаты D-dur Гайдна); смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми обозначает величественное и возвышенное (2 часть сонаты №2 A-Dur Бетховена).

Указателем господствующего чувства является, если оно есть, название и почти всегда слово, стоящее в начале каждой пьесы, например: Allegro, Maestoso, con passione, Andantino capriccioso, сantabile, con anima, сon brio и т.д.

В начале стоит слово Moderato. И начинается концерт аккордами, которые показывают колокольный, торжественный звон. Динамика разрастается от pp до ff. Из этого сразу понятен характер: мужественный и торжественный. Далее идут как волны набегающие фигурации, они создают чувство взволнованности и появляется гл. тема, (con passionе) - звучит она строго, в ней слышится и ликование, и суровая мужественность, мощь и страшный порыв. Характер утверждается строгим ритмом темы. Изложение главной темы - мужественными, четко ритмованными аккордами. Побочная тема напевна, характер её иной. Здесь чувствуется русская равнинная ширь и светло-мечтательная истома. Мечтательная нежность постепенно сменяется патетической страстностью.

 

 

Заключение

Конечным итогом работы над созданием музыкального образа должен стать целостный охват произведения. Целостность создает форму. «Целостность исполнения - высший художественный принцип» (Ф. Бузони: 3, 34). В содержании произведения неразделимы художественная идея образа, выраженного чувства и форма. Не может быть образа и чувства вне формы.

На этом этапе происходит работа над звуком, интонацией. Нужно уметь выделять из всего произведения отдельные средства музыкальной выразительности - мелодию, гармонию, фактуру, ритм и темп, здесь и идет работа над туше.

Важным условием постижения содержания произведения является знание языка искусства, на котором композитор обращается к слушателем. Для этого нужно изучить биографию композитора данного произведения, выяснить в какую эпоху жил и работал композитор, в каких стилях и жанрах он писал, понять что хотел сказать композитор в произведении, какой системой средств выразительности и приёмов пользовался композитор, какая жизненная ситуация заставила сочинить эту музыку. И далее попытаться связать композиторскую мысль со своим жизненным опытом и воспроизвести нотный текст в звуках. Постижению образного смысла сочинения помогает обращение к произведениям литературы и другим видам искусства - живописи, скульптуры, в которых передается сходное эмоциональное состояние.

Конечно же, мы слушаем произведение в записи или на концертах и нам становить ясно, что здесь нужно, какой образ, но нам нужно постараться внести что-то новое в это уже сыгранное миллион раз сочинение, открыть для себя и для слушателей что-то новое.

Когда композитор пишет свою музыку, он свои живые чувства переводит в свои произведения. У каждого композитора свои особенности в музыке, в которых есть что-то новое, новаторское, какие-то неповторимости. Он является продолжателем какого-то направления в музыке. На это тоже нужно обращать внимание, так как это способствует лучшему пониманию произведения, его образов. Исполнитель силой своего умения, знания и навыков должен уметь, подобно актёрам театра, перевоплощаться в героев, создаваемых ими образов, даже если эти образы неконкретны. Это все передаётся с помощью интонации, которая есть в любой музыке.

Список литературы

 

 

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. – 288 с.

2. Гофман И. Ответы на вопросы о фортепьянной игре. – М.: Музгиз, 1961. – 221 с.

3. Малинковская А.В. Фортепиано-исполнительское интонирование, как музыкально-педагогическая и исполнительская проблема. Автореферат дисс. на соиск. учён. степ. доктора искусствоведения: //http// www.nauka-pedagogika.com

4. Николаев В. Шопен-педагог. – M.: Музыка, 1980. – 94 с.

5. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепьянной игры: Записки педагога. – 5-е изд, – М.: Музыка, 1958. – 240 с.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, Трикста, 2008. – 400 с.

7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1947. – 334 с.

8. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. – 2-е изд., доп. – М.: Музыка, 1969. – 598 с.

 

 

ГАВРИЛУШКИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.