|
РАБОТА ПИАНИСТА НАД СОЗДАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗАКурсовая работа по специальности 073100.62 студентки группы М-29 (за)очного отделения. Руководитель: Семёнов В.Т., доцент Рецензент: _____________________ Допущена к защите «» ______ 2015 г. Работа защищена «» ________ 2015 г. с оценкой __________________________
Самара 2015 План
Введение
I.Образное содержание музыки.
II.Способы передачи музыкального образа исполнителем:
2.1.Интонация; 2.2.Звук и звукоизвлечение; 2.3.Эмоции и чувства.
Заключение Список литературы
Введение
Как говорил С. Фейнберг: «Пусть внимательно и бережно прочитан пианистом нотный текст, пусть внимательно учтены все авторские указания, и все же цель исполнителя не будет достигнута, если не донесет он до слушателя всего богатства, всей значительности содержания музыки». (8, 570). Трудно не согласится с этим высказыванием, потому что, изучая произведение, нашей главной целью является передача замысла, идеи и художественного образа. Пианист должен быть как актер на сцене, он как действующее лицо исполняемой пьесы, который переживает чувства и события, заключенные в произведении. Я выбрала данную тему, потому что она очень актуальна для меня. Это одна из проблем современного исполнительского искусства. В наше время, когда хорошо развита техника, мы не стремимся вдуматься во что-то, искать смысл чего-то. Это отражается и в музыкальном искусстве: профессионалов много, а ярких индивидуальностей, творческих личностей мало. Многим начинающим музыкантам кажется, что достаточно формально воспроизвести текст, научиться играть громко и быстро, демонстрируя свою виртуозность, и ты уже станешь артистом. И совсем не думают об образном содержании музыки - а это самое главное в исполнительстве, в интерпретации музыки. Молодые исполнители не заняты пониманием и поиском своей индивидуальности. В данной работе я хочу рассмотреть, как создается музыкальный образ с помощью взаимодействии таких компонентов как звук, интонация и как образ передается через эмоции и чувства. Музыка - это, прежде всего искусство звука. Она не даёт видимых образов, не говорит словами и понятиями, она говорит только звуками. Но говорит также понятно, как говорят слова, понятия и зрительные образы. Её структура также закономерна, как структура художественной словесной речи, как композиция картины, архитектурного построения. Художественность - это такая организация средств выражения, которая действует непосредственно на чувства и эти чувства изменяет. Различные исполнительские образы создаются, благодаря разному характеру звукоизвлечения и качеству звука (тембровой окраски), благодаря взятому темпу и небольшим отклонениям (замедления, ускорения) от темпа и метра, подчинённым целям художественной выразительности, т.е. агогике, благодаря различным ритмическим фигурам, паузам и цезурам, изменениям громкости звучания, разнообразной педализации, акцентам. Применение всех этих средств даёт интонационную выразительность исполняемой музыки. Цель работы: изучение особенностей работы исполнителя над музыкальным образом. Задачи работы: 1. Дать общую характеристику музыкальному образу; 2. Рассмотреть и овладеть способами передачи музыкального образа.
I. Музыкальный образ Музыкальный образ - это содержание музыки, включающее эмоции и чувства, которые передаются через исполнителя с помощью компонентов средств. Образ - это феномен, картина, которая создается и возникает в процессе нашей мыслительной деятельности под впечатлением чего-то. Музыка не существует вне образов, каждое произведение имеет содержание. Создание музыкального образа формируется в процессе работы над произведением. Как и у композитора, так и у исполнителя образ возникает в голове при работе мысли, в которой возникает художественное представление, которое несет в себе эмоционально-образное начало. «Правдивое воссоздание художественного образа предполагает не только верность авторскому тексту, но и эмоциональную насыщенность исполнения. Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства не увлекает слушателя». (1, 59-60) Музыкальное произведение существует в трёх видах: в виде записанных композитором нот; живого звучания, создаваемого исполнителем на основе этих нот; взаимодействие художественных образов музыки с жизненным опытом слушателя. Создавая музыкальное произведение, композитор использует воображаемые звуки, продумывает логику их развития, отбирает интонации, которые лучше передадут чувства и мысли в момент создания музыки. Связывает образ произведения со своими пережитыми ситуациями в жизни, их много в жизни и радостных, и печальных. Исполнитель, чтобы правильно создать музыкальный образ, должен знать в какой момент композитор писал данную музыку, что с ним происходило, и тогда будет создан настоящий образ произведения и правильно переданное содержание музыки. Когда исполнитель начинает работать с текстом, то основным средством в передаче музыкального образа оказывается его техническое мастерство, с помощью которого он находит нужный темп, ритм динамику, туше, агогику, тембр. Успех исполнителя связан с тем, насколько хорошо исполнитель чувствует и понимает целостный образ музыкального произведения. Слушатель может понять то, что хотел выразить композитор и исполнитель, если в его внутренних представлениях звуки музыки смогут вызывать жизненные ситуации, образы и ассоциации, которые отвечают образу музыкального произведения. В зависимости от своего жизненного опыты два человека, слушающие одно и то же музыкальное произведение, смогут по-разному понять его, увидеть в нём разные образы. Все эти особенности восприятия музыки, её исполнение и создание выражают работу воображения. Деятельность музыкального воображения связана с музыкально-слуховыми представлениями. «Музыкально-слуховые представления - это то же самое, что архитектурно - строительный проект при постройке дома, сценарий при постановке фильма и театральной пьесы» (В. Петрушин: 6, 147-148). То есть, это предварительный план действий, мы должны представить развитие музыкального произведения с начала до конца со всеми подробностями, представить каким звуком начать, как сфразировать мелодию, где кульминация, нарисовать мысленно образ и т.д. На основе обычных признаков лада, тембра, мелодии и темпа музыкального произведения можно найти и понять настроения, передаваемые данным произведением. Музыкальное произведении представляет собой своеобразный экран, на котором представлены образы, которые передаются через лад, тембр мелодии, и указанный темп. Как же создать правильный музыкальный образ? Нужно детально изучить произведение, найти выразительные средства, помогающие создать образ, а главное, как писал А. Д. Алексеев: «Вслушивание в музыкальный язык сочинение - это процесс поиска смысла художественного повествования, раскрытия его эстетической ценности». (1, 61)
II. Способы передачи музыкального образа ИНТОНАЦИЯ «Музыка - искусство Интонируемого смысла» (Б. Асафьев) ![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|