Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Передача художественного образа с помощью эмоций и чувств





Когда мы ищем звук, работаем над интонацией, мелодией, выстраиваем форму, у нас конечно в голове складывается образ. В каждом музыкальном произведении заложен какой-то смысл, идея, эмоциональное состояние, характер, образ, какой хотел преподать нам композитор. Воплотить образ помогают эмоции и чувства.

Я задала себе вопрос. Почему мы все в жизни ведём себя эмоционально каждую минуту и секунду, будь-то мы смеёмся, плачем, мы даже при разговоре по телефону, разговариваем эмоционально, не видя своего собеседника, но почему же при исполнении музыки все эмоции вдруг и пропадают, остаётся только механическое нажатие клавиш? Музыка - способ передачи эмоции. «Основной признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания. Умение эмоционально погружаться в захватившее его содержание и концентрировать на нем все свои душевные силы» (Б.М. Теппов: 7, 28-29).

Для выражения глубоких и сложных эмоций и чувств, человечество в процессе развития искусств создало искусство: музыку, живописному скульптору, поэзию - все они взаимосвязаны, например, музыкальным языком можно охарактеризовать какой-либо пейзаж или на стихи можно сочинить музыку. «Цель музыки - возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идеи произведения» (Дж. Хэррис. Цит. по: 6, 265).

Произведения искусства, отражая большие чувства художников, писателей, композиторов, всегда волнует, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.

Понятие об эмоции и чувствах

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное отношения к ним, а индивидуальное своеобразное переживание. Одни события у человека вызывают радость, другие - горе, одни вещи нравятся, другие вызывают неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь - всё это формы переживания человеком своего отношения к разным объектам: они называются чувствами и эмоциями. Чувствами и эмоциями называют переживания человека своего отношения к тому, что он познаёт или делает, к другим людям и самому себе. Но слова «чувство» и «эмоции» по понятию отличаются друг от друга, есть чувство долга, чувство ответственности. Чувство - это сложное отношение человека, черта личности. Эмоции - это более простое переживание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях. Эмоции не могут возникать сами по себе, источник эмоций - это действительность человека. Значение чувств и эмоций в жизни очень велико. Например, после посещения концерта, где исполняли профессионалы музыку, ты находишься под впечатлением, тебя переполняют эмоции и тебе хочется заниматься - эмоции побуждают к деятельности. Без эмоций и чувств не было бы искусства.

Музыка и есть способ передачи эмоций, выражение душевных переживаний. Музыкант должен при исполнении тронуть сердце слушателей, а сделать это он может только тогда, когда он преисполнен переживаниями. Но если не дано природой чувствовать музыку, то можно понять смысл и характер музыки по её компонентам: тональности, интервалам - интонации, темпу, динамики.

Какие эмоции (характер) может передавать музыка

Психолог Кванц (6, 271-272) дает такую классификацию описания выражения чувств в музыке:

Музыка бывает мажорная и минорная. Мажор - употребляется обычно для выражения весёлого, бодрого, торжественного. Например, соната Es - dur (№49) Гайдна - шутливая, весёлая, театральная музыка. Минор же для выражения грусти, ласки, нежности, томления, скорби, тоски. Например, концерт c-moll Моцарта (у Баха существует символика каждой тональности)

Можно узнавать чувства по встречающимся интервалам - «лирическая» малая секста у романтиков - символ томления, тоски, любви, или у И.С. Баха чистая кварта - символ веры. Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность, любовь (мелодия побочной партии из 1 части 2 концерта Рахманинова). Напротив того, ноты отрывистые выражают веселье (1 часть сонаты D-dur Гайдна); смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми обозначает величественное и возвышенное (2 часть сонаты №2 A-Dur Бетховена).

Можно понять чувства по диссонансам и консонансам. Диссонансы выражают тревогу, беспокойство, волнение. Консонансы более приятны на слух и выражают спокойствие, гармонию, радость, грусть.

Указателем господствующего чувства является, если оно есть, название и почти всегда слово, стоящее в начале каждой пьесы, например: Allegro, Maestoso, con passione, Andantino capriccioso, сantabile, con anima, сon brio и т.д.

Опираясь на эти пункты, я хочу разобрать главную и побочную партии 1-й части 2-го концерта Рахманинова.

Тональность: c-moll, Но, несмотря на минорную тональность, в музыке преобладают жизнеутверждающие настроения - воля, энергия, решимость.

В начале стоит слово Moderato. И начинается концерт аккордами, которые показывают колокольный, торжественный звон. Динамика разрастается от pp до ff. Из этого сразу понятен характер: мужественный и торжественный. Далее идут как волны набегающие фигурации, они создают чувство взволнованности и появляется гл. тема, (con passionе) - звучит она строго, в ней слышится и ликование, и суровая мужественность, мощь и страшный порыв. Характер утверждается строгим ритмом темы. Изложение главной темы - мужественными, четко ритмованными аккордами. Побочная тема напевна, характер её иной. Здесь чувствуется русская равнинная ширь и светло-мечтательная истома. Мечтательная нежность постепенно сменяется патетической страстностью.

 

 

Заключение

Конечным итогом работы над созданием музыкального образа должен стать целостный охват произведения. Целостность создает форму. «Целостность исполнения - высший художественный принцип» (Ф. Бузони: 3, 34). В содержании произведения неразделимы художественная идея образа, выраженного чувства и форма. Не может быть образа и чувства вне формы.

Проработав данную тему я составила для себя следующий порядок действий для работы над воплощения образа.

Выявление главного настроения, т.е. при первом знакомстве с произведением мы должны подумать: какие чувства передаются в предлагаемой музыке.

Определение и овладение средствами музыкальной выразительности.

На этом этапе происходит работа над звуком, интонацией. Нужно уметь выделять из всего произведения отдельные средства музыкальной выразительности - мелодию, гармонию, фактуру, ритм и темп, здесь и идет работа над туше.

Работа над художественным образом.

Важным условием постижения содержания произведения является знание языка искусства, на котором композитор обращается к слушателем. Для этого нужно изучить биографию композитора данного произведения, выяснить в какую эпоху жил и работал композитор, в каких стилях и жанрах он писал, понять что хотел сказать композитор в произведении, какой системой средств выразительности и приёмов пользовался композитор, какая жизненная ситуация заставила сочинить эту музыку. И далее попытаться связать композиторскую мысль со своим жизненным опытом и воспроизвести нотный текст в звуках. Постижению образного смысла сочинения помогает обращение к произведениям литературы и другим видам искусства - живописи, скульптуры, в которых передается сходное эмоциональное состояние.

Конечно же, мы слушаем произведение в записи или на концертах и нам становить ясно, что здесь нужно, какой образ, но нам нужно постараться внести что-то новое в это уже сыгранное миллион раз сочинение, открыть для себя и для слушателей что-то новое.

Когда композитор пишет свою музыку, он свои живые чувства переводит в свои произведения. У каждого композитора свои особенности в музыке, в которых есть что-то новое, новаторское, какие-то неповторимости. Он является продолжателем какого-то направления в музыке. На это тоже нужно обращать внимание, так как это способствует лучшему пониманию произведения, его образов. Исполнитель силой своего умения, знания и навыков должен уметь, подобно актёрам театра, перевоплощаться в героев, создаваемых ими образов, даже если эти образы неконкретны. Это все передаётся с помощью интонации, которая есть в любой музыке.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.