Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ





Принят

Государственной Думой

 

Одобрен

Федеральным собранием

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы правовой экспертизы федеральных законов и проектов федеральных законов в РФ.

2. Правовая экспертиза федеральных законов (проектов федеральных законов) проводится с целью повышения качества действующих на территории Российской Федерации федеральных законов.

 

Статья 2. Основные понятия настоящего Федерального закона.

1. Федеральный закон – федеральный нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой Российской Федерации, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом Российской Федерации и обнародованный в установленном порядке. Принимаются в соответствии с положениями, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, а также в силу важности некоторых общественных отношений и необходимости их первичного регулирования посредством принятия федерального закона.

2. Проект федерального закона – это документ, содержащий текст закона, предлагаемый к принятию, либо находящийся на рассмотрении законодательным органом Российской Федерации.

3. Правовая экспертиза федерального закона (проекта федерального закона) – это целенаправленная деятельность эксперта юриста, направленная на исследование федерального закона (проекта федерального закона) с позиций предусмотренных частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

4. Перспективная правовая экспертиза – экспертиза, проводимая в отношении потенциальных федеральных законов (законопроектов).

5. Ретроспективная правовая экспертиза – экспертиза, проводимая в отношении действующих федеральных законов.



 

Статья 3. Принципы организации правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов)

Основными принципами организации правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов) являются:

1) Обязательность проведения правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов);

2) Оценка федеральных законов (проектов федеральных законов) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) Обоснованность, объективность, полнота и проверяемость результатов правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов);

4) Компетентность лиц, проводящих правовую экспертизу федеральных законов (проектов федеральных законов);

5) Сотрудничество государственных органов и организаций с институтами гражданского общества при проведении правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов)

Статья 4. Органы, уполномоченные на проведение правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов):

1. Перспективная правовая экспертиза проводится:

1) Экспертами Правового Управления Аппарата Государственной Думы РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом и Постановлением «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

2) Экспертами Правового Управления Аппарата Совета Федераций РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом и Постановлением «О Регламенте Совета Федераций Федерального Собрания Российской Федерации»;

3) Федеральными органами государственной власти – в соответствии с настоящим Федеральным законом в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов власти.

2. Ретроспективная правовая экспертиза проводится:

1) Министерством юстиций Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и Указу Президента «Вопросы Министерства Юстиции РФ»;

2) Советом независимых экспертов РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом – независимая правовая экспертиза (институт гражданского общества).

 

Статья 5.Особенность проведения правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов)

 

1. Правовая экспертиза федеральных законов (проектов Федеральных законов) предполагает оценку акта с точки зрения соответствия его положений нормам Конституции, связи с общей системой действующего законодательства, соотношения с международно-правовыми актами, обоснованности выбора формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, обеспеченности финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности (санкциями), соблюдения правил юридической техники.

2. Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу федеральных законов.

3. При экспертизе федерального закона, вносящего изменения в ране принятый акт, проводится экспертиза данного федерального закона, а также измененного (дополненного) акта.

 

Статья 6.Требования, предъявляемые к эксперту-юристу

1.Проведение правовой экспертизы может быть возложено на специалиста, имеющего высшее юридическое образование(степень магистра)и прошедшее специальную подготовку в порядке, установленном Указом Президента РФ.

2. Аттестация эксперта-юриста осуществляется в порядке, установленном Указом Президента РФ.

 

Статья 7. Срок проведения правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов)

 

1. Правовая экспертиза федеральных законов (проектов федеральных законов) проводится в срок 14 дней с момента поступления акта на экспертизу к уполномоченному эксперту-юристу. В исключительных случаях установленный срок может быть продлен, но не более чем на 10 дней.

2. Особый срок может быть установлен при проведении правовой экспертизы Правовым Управлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Правовым Управлением Федерального Собрания Российской Федерации. Сроки устанавливаются Регламентами данных подразделений органов государственной власти.

 

Статья 8. Экспертное заключение

 

1.По результатам проведения правовой экспертизы федерального закона (проекта федерального закона) составляется мотивировочное экспертное заключение на бланке, утвержденном Указом Президента РФ.

2. Экспертное заключение заверяется экспертом – юристом, проводившим правовую экспертизу

3. В экспертном заключении отражаются:

1) Повод рассмотрения акта;

2) Оценка формы акта;

3) Оценка целей, задач закона (законопроекта);

4) Оценка предмета правового регулирования закона (законопроекта);

5) Оценка компетенции органа, принявшего закон (ведущего разработку закона);

6) Оценка порядка принятия закона (рассмотрения законопроекта);

7) Оценка процедуры обнародования закона (для действующих законов);

8) Оценка закона (законопроекта) на предмет соответствия Конституции РФ;

9) Оценка закона (законопроекта) на предмет соответствия правовой системе в целом;

10) Оценка закона (законопроекта) на предмет соответствия нормам ратифицированных международных актов;

11) Оценка перечня актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта (для законопроекта);

12) Оценка закона (законопроекта) на предмет соответствия правилам юридической техники.

4. В случае выявления дефектов, эксперт дает рекомендации по их устранению. Экспертом может быть предложен вариант исправления выявленного дефекта.

 

Статья 9. Характер экспертного заключения

 

1. При проведении перспективной правовой экспертизы экспертное заключение носит обязательный характер. Проект федерального закона не может быть передан на следующую стадию рассмотрения при отрицательном заключении эксперта.

3. При проведении ретроспективной правовой экспертизы экспертное заключение направляется в Государственную Думу Российской Федерации и подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней. По результатам рассмотрения экспертного заключения составляется мотивированный ответ и в течение 10 дней направляется эксперту, которым проведена правовая экспертиза.

 

Статья 10. Несогласие с выводами экспертного заключения в ходе ретроспективной правовой экспертизы

 

В случае несогласия с положениями, указанными в экспертном заключении может быть проведена повторная правовая экспертиза, либо проведение согласительных процедур.

 

Статья 11. Согласительные процедуры

 

1. В ходе согласительных процедур формируется согласительная комиссия, которая состоит из экспертов органа, проводивших правовую экспертизу, представители Правового Управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации, независимые эксперты. В состав Согласительной комиссии также могут войти иные лица, принимавшие участие в разработке акта.

2. Количество членов не может быть менее 5 человек.

3. Согласительные процедуры не могут проводиться в срок более 14 дней.

4. По итогам согласительных процедур могут быть пересмотрены результаты правовой экспертизы, достигнуто согласие с выводами эксперта, либо отсутствие соглашение между сторонами и прекращение согласительных процедур.

 

Статья 12. Рекомендации по проведению правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов)

 

Настоящим Федеральным законом урегулированы основные положения правовой экспертизы федеральных законов (проектов федеральных законов), детальная регламентация отражена в Рекомендациях Правительства Российской Федерации по проведению правовой экспертизы федеральных законов и проектов федеральных законов в Российской Федерации.

 

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации


[1] Закиров И.А. Правовая экспертиза: Автореф. канд. юр. наук URL: http://www.dissercat.com/content/pravovaya-ekspertiza (дата обращения: 29.04.2014)

[2] Журкина Е.В. Правовая экспертиза нормативного правового акта как средство повышения эффективности законодательства: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2009. – С.146.

[3] Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // "Российская газета", N 234, 02.12.1995

[4] Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. Пособие: в 2 т. / С.А, Авакьян. – 4-е изд., перераб и доп. – М. :Норма: ИНФРА-М, 2011. – С.80.

[5] Мадер Л. Оценка законодательства – вклад в повышение качества закона // Оценка законов и эффективности их принятия: Материалы международного семинара, 16-17 декабря 2002 года. – URL: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/material/ (дата обращения: 26.04.2014)

[6] Постановление ГД СФ РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 21.03. 2014) // "Российская газета", N 37, 25.02.1998

[7] Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. – URL: http://o-patriotizme.narod.ru/pravobespech1.htm (дата обращения: 26.04.2014)

[8] Указ Президента РФ от 28.05.2004 N 699 (ред. от 14.01.2011) «Об утверждении Положения о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.05.2004, N 22, ст. 2147.

[9] Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 21.12.2013) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // «Российская газета», N 230, 19.10.2004

[10] Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // «Российская газета», N 138 - 139, 23.07.1994

[11] Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: научно-практическое пособие / Отв.ред. Р.Ф. Васильев. – М, 2000. – С. 153.

[12] Журкина Е.В. Правовая экспертиза нормативного правового акта как средство повышения эффективности законодательства: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2009. – С.127

[13] Надеев Р.К. Правовое обеспечение законопроектной деятельности Государственной Думы. – URL: http://o-patriotizme.narod.ru/pravobespech1.htm (дата обращения: 26.04.2014)

[14] Там же.

[15] Журкина Е.В. Правовая экспертиза нормативного правового акта как средство повышения эффективности законодательства: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2009. – С.37.

[16] Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: научно-практическое пособие / Отв.ред. Р.Ф. Васильев. – М, 2000. – С.91.

[17] Алексеев С.С. Теория права. - М.: Изд-во Бек, 1995. – С. 211.

[18] Яковлев В.Ф. Объективное и субъективное в методе правового регулирования // Правоведение. 1970. №6. –URL: http://lawportal.ru/article/article.asp?articleID=189033 (дата обращения: 24. 04.2014)

[19] Соловьев С.Г. Понятие предмета правового регулирования и его взаимосвязь с другими юридическими категориями // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. №1(15). С.48

[20] Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал Российского права. 1998. № 4-5. С.11

[21] Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // «Российская газета», N 111, 15.06.1994.

[22] Яценко В.Н. Некоторые особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов // Арбитражный и гражданский процесс. 2004.№4.С.23.

[23] Журкина Е.В. Правовая экспертиза нормативного правового акта как средство повышения эффективности законодательства: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2009. – С.87

[24] Проект Федерального закона N 96700088-2 "О нормативных правовых актах Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 11.11.1996) // СПС «КонсультантПлюс» - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=72 (дата обращения: 28.04.2014)

[25] Организация законопроектной работы в системе органов исполнительной власти / Под. Ред. Т.Я.Хабриевой. – М.: Юристъ, 2006. – С. 107

[26] Комментарий к Конституции РФ (под. ред Д.В.Зорькина, Л.В.Лазарева). – URL: http://kommentarii.org/konstitutc/page82.html (дата обращения: 27.04.2014)

[27] Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.04.2014) // "Российская газета", N 256, 31.12.2001

 

 

[28] Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев. М.: Проспект, 2009. – С. 482

[29] Иеринг Р. Юридическая техника / сост. А.В. Поляков М., 2008. – С. 34.

[30] Белоконь Н.В. Лингвистические ошибки в нормативно-правовых документах. 2002. – URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1120608 (дата обращения: 28.04.2014)

[31] Вопросы кибернетики и права. – М., 1967. – С.106

[32] Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С.С. Алексеева. – М ., 1987. – С. 232

[33] Юридическая техника: Учебник / Т.В. Кашанина. 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма: НИЦ ИНФОРМА-М, 2013. – С.36

[34] Короткова О.А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 2010. – С.90

[35] «Руководство по подготовке федеральных законодательных актов и нормативных актов»

[36] Рагозин В.Ю. Правовая экспертиза законопроектов в Российской Федерации: Дис.. канд. юр. наук. – Москва. 1998. – С.117

[37] Колесов. Ю.И.Правовое пространство России. Участие органов юстиции в обеспечение его единства. – М., 2004. – С. 153.

[38] Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 (ред. от 21.12.2013) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // «Российская газета», N 230, 19.10.2004

[39] Приказ Минюста России от 31.05.2012 N 87 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» // «Бюллетень Минюста РФ», N 1, 2013

[40] «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) // СПС «Консультант Плюс» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=88240 (дата обращения: 29.04.2014)

[41] Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ(ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // «Российская газета», N 133, 22.07.2009

[42] Модельный закон «О государственной экспертизе». Принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 20-7 от 7 декабря 2002 г.). – URL: http://www.cis-exp.ru/legal_sup/law_s_mod1.php (дата обращения: 29.04.2014)

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.