Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы обучения в преподавании предмета «Окружающий мир»





(по З.А. Клепининой) [1]

Метод обучения Источник знаний Деятельность учителя Деятельность учащихся
Словесный Слово (устное и письменное) Передает знания посредством слова Усваивают знания, слушая
Наглядный Наглядные средства обучения Передача знаний посредством показа, демонстрации объекта Усваивают знания, наблюдая
Практический Практические действия Инструктаж Деятельность (работа)

 

Данная классификация имеет большое значение в практике преподавания предмета «Окружающий мир», она является наиболее популярной у учителей. Однако это не означает, что данная классификация отвечает современным тенденциям в методике обучения.

В конце 1970-х – начале 1980-х г.г. была предложена иная классификация методов обучения (М.Н.Скаткин И.Я.Лернер): объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. В основе классификации: характер познавательной деятельности учащихся. В преподавании «Окружающего мира» эта классификация, к сожалению, не получила должного распространения и внимания.

Понимание сущности каждого метода позволяет учителю не только сконструировать урок, но и оценить его развивающий потенциал. Например, при подготовке к уроку учитель задумывается о том, с какими средствами обучения будут работать школьники на уроке, какими видами деятельности они овладеют.

С другой стороны, выбор методов обучения с различным характером познавательной деятельности «внутри», позволяет определить характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, оценить вклад каждого урока (или даже этапа урока) в развитие школьника. Так обучение предмету «Окружающий мир» приобретает развивающий характер.

Изучение практики школы, мнений учителей и методистов показывает, что в практике обучения естественнонаучным дисциплинам в начальной школе более ярко о себе заявляют словесные, наглядные и практические методы.

В современной школе учащийся должен научиться учиться. Поэтому применение того или иного метода обучения целесообразно рассматривать с точки зрения того, какие универсальные учебные действия будут сформированы у детей, как они будут способствовать развитию активной познавательной деятельности школьников. Методы обучения, отбираемые учителем при проектировании урока, должны быть нацелены приобретение детьми знаний, опыта в ходе самостоятельной деятельности, т.е методы обучения должны помогать школьникам научиться учиться. Учащиеся должны овладевать методами познания окружающего мира посредством самостоятельной деятельности.

Характеристика методов обучения.

Классификация методов обучения по источникам знаний.

Словесные методы обучения

К словесным методам обучения относят рассказ, беседу, лекцию и объяснение

(инструктаж).[2]

Рассказ

Что такое «рассказ»? Каким критериям должен отвечать рассказ? На какие «моменты» необходимо обратить внимание при его составлении?

Рассказ – это монологическое последовательное изложение нового учебного материала. Как правило, применяется при отсутствии опорных знаний у школьников.

Каким должен быть рассказ учителя на уроке по предмету «Окружающий мир»? Прежде всего, он должен отражать научные основы предмета. Поэтому учителю при подготовке к рассказу необходимо изучить не только материалы учебника, но и дополнительную научную литературу. К рассказу можно подготовить отрывки из научно-популярной литературы, журналов, художественной литературы. В этом случае желательно продемонстрировать учащимся эти книги, журналы, что позволит, возможно, заинтересовать школьников их изучением.

Надо подготовиться к возможным «детским» вопросам. Например, школьники могут задать вопрос: почему на вершинах высоких гор лежит снег? (Этот вопрос может стать основой для конструирования проблемной ситуации). Ответ требует знания причинно-следственных связей в природе (закономерностей изменения температуры воздуха с высотой). «Почему некоторые птицы осенью улетают в теплые края?» «Почему происходит смена дня и ночи?».

Рассказ должен иметь воспитывающий потенциал. Содержание конкретного урока влияет на воспитательные цели рассказа. Контекст уроков по предмету «Окружающий мир» обладает огромным потенциалом для формирования нравственных качеств личности, духовно-нравственного воспитания в целом (изучение животных, растений, природы своей страны и своего края, знакомство с традициями и культурой народов и пр.).

Рассказ учителя должен быть хорошо иллюстрированным. Важно отобрать те средства обучения, которые в большей степени помогут достижению цели урока, например, сформировать целостное представление, образ, взаимосвязи и пр. В этом помогают различные средства обучения (звуки живой природы, музыка, яркая иллюстрация). Обращаем внимание и на то, что информацию об окружающем мире человек получает и через звуковые анализаторы, поэтому на использование аудиозаписей советуем обратить внимание.

Мастерство учителя состоит в том, чтобы просто, доступно, ярко и красочно рассказать школьникам об окружающем мире. При этом речь учителя должна быть не только грамотной, выразительной, но и правильно интонированной. Все это создает особый эмоциональный настрой на уроке.

Кроме того, рассказ должен быть эмоционально окрашенным, что невозможно осуществить без особого эмоционального отношения самого учителя к рассматриваемому вопросу (проблеме). Эмоциональный рассказ повышает мотивацию к изучению предмета, развивает эмоциональную сферу школьника, формирует эмоционально-ценностное отношение к миру.

Рассказ учителя может развивать воображение ребенка, способствовать развитию творческого мышления.

Технология подготовки рассказа следующая.

1. Определение цели, тематики и места рассказа на уроке.

2. Сбор информации по теме (поиск информации в энциклопедиях, учебниках, методических пособиях и пр.)

3. Подбор зрительного ряда, создание мультимедийной презентации.

4. Разработка различных методических приемов, повышающих эффективность усвоения нового материала посредством рассказа.

5. Разработка плана-схемы рассказа, конспекта.

 

Почему рассказ занимает столь значительное положение на уроках окружающего мира? Несмотря на ряд недостатков этого метода обучения, он обладает некоторыми преимуществами.

Рассказ позволяет за короткое время изложить достаточно большой по объему материал. При этом рассказ создает целостное восприятие объектов, явлений, процессов, т.е. создает полную, обобщенную «картину». А в беседе, напротив, учащиеся постигают знания в дробной форме. Монологическая речь учителя является образцом для младшего школьника.

Рассказ применяется при формировании представлений и понятий, когда с его помощью формируется образ объекта или явления, выделяются их существенные черты.

Однако нередко в практике массовой школы рассказ учителя бывает формальным, невыразительным, а также не вызывает эмоционального отклика у учащихся, поскольку часто используется на уроках.

Для достижения эффективности рассказа, необходимо активизировать внимание учащихся посредством вопросов, проблемных ситуаций, постановкой риторических вопросов. Учителя используют различные приемы обучения (действия в составе метода) для этого. Например, перед началом рассказа на доске записывается его тема, а также вопросы, на которые должен ответить ученик после прослушивания рассказа учителя. Заранее на доске написаны основные понятия (термины), с использованием которых построен рассказ (Заметим, что надо обратить внимание учащихся на правильное написание новых терминов, по возможности объяснить их значение).

Рассказ не должен быть продолжительным (7 мин.), т.к. учителю необходимо учитывать психофизиологические особенности младшего школьного возраста.

Известный методист, автор учебников по методике преподавания начального естествознания и учебников для начальной школы З.А.Клепинина, указывает, что рассказ (устный и письменный) может быть представлен, изложен по-разному, а именно: рассказ-объяснение, рассказ-рассуждение, рассказ – повествование, рассказ – описание, рассказ-характеристика. Рассказ может применяться с различными дидактическими целями.[3]

 

Беседа

В процессе обучения предмету «Окружающий мир» беседе (диалогическое общение) уделяется большое внимание. Беседа – это способ получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации.[4] В практике преподавания предмета «Окружающий мир» беседа является «излюбленным» методом обучения.

В каких условиях обучения целесообразнее использовать беседу? Беседа предполагает, что у учащихся уже имеются опорные знания, они владеют способами действий по изучаемой теме.

Применение беседы на уроках способствует формированию УУД.

Беседы различаются по дидактическим целям, а также по характеру познавательной деятельности.

1. Дидактическая цель.

Вводная беседа проводится в начале урока, преследует цель актуализации знаний, умений, обобщения ранее изученного материала.

Беседа проводится на этапе изучения нового материала, т.е. она занимает центральное место на уроке.

В конце изучения нового материала в целях его закрепления, обобщения и систематизации знаний также может проводиться беседа.

Любая беседа завершается формулировкой вывода, который делает учитель.

Табл.3.2.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.