Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Практические методы обучения





Источником знаний в данном случае является практическая деятельность учащихся. В педагогической и научно-методической литературе представлены различные точки зрения на понятие «практические методы». Можно согласиться с мнением, что к практическим методам обучения относят наблюдения, практические работы, моделирование и лабораторные работы (Е.Ф.Козина, Е.Н.Степанян).[5]

Практический метод обучения может реализовываться в практике школы весьма разнообразно. При использовании практического метода младший школьник выполняет роль исследователя окружающего мира. Поэтому применение практического метода как отражение личностно-ориентированного и деятельностного подходов - актуальная задача начальной школы.

Практические методы обучения классифицируются по организационным формам

(фронтальные, групповые, парные, индивидуальные), по характеру познавательной деятельности, «заложенной» в них, по дидактическим целям.

 

 

 

Рис.3.1. Различия в реализации практического метода обучения

Практический метод реализуется посредством разных способов обучения.

 

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов и явлений (природы, социума), в процессе которого уточняются отличительные признаки, изменения. Результаты наблюдений являются основой для формирования понятий, умений и навыков, выявления причинно- следственных связей. Они вносят большой вклад не только в формирование исследовательских умений школьников, но и универсальных учебных действий.

Опыт искусственно воспроизводит явления или процессы, которые нельзя наблюдать в естественных условиях. Например, ученикам недоступен для наблюдения и восприятия в естественных условиях круговорот воды в природе. Опыт позволяет показать «путешествие капельки воды». При изучении почвы только опытным путем можно узнать ее состав и свойства. Практическая деятельность учителя / учащегося в опыте является источником знаний.

Моделирование – система действий по построению, преобразованию, использованию модели, элементы и отношения которой подобны элементам и отношениям определенной природной системы.

Практические работы также вносят определенный вклад в формирование всех УУД, развитию познавательного интереса к предмету. Все практические работы можно классифицировать по различным критериям, а именно: по источникам знаний, по форме организации, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели, месту проведения.

1. Практические работы могут предполагать работу с различными средствами обучения. Учитель организует деятельность школьников с различными коллекциями, гербарным материалом, приборами и моделями (вт.ч. планом и картой)

2. Различные формы организации (фронтальные, групповые, парные, индивидуальные) работы вносят разнообразие в уроки, делают их более интересными. Использование групповой работы способствует развитию коммуникативных навыков младшего школьника.

3. Характер познавательной деятельности школьников также может быть различным при проведении практических работ. Они могут быть репродуктивного характера, когда учащиеся работают по образцу, используя, как правило, типовой план работы, инструкцию. Это важный этап формирования умений. Впоследствии можно и нужно ««усиливать» самостоятельность учащихся при выполнении практических работ, и они приобретут исследовательский характер.

4. Практические работы могут проводиться с различными дидактическими целями (формирование знаний, умений и пр.)

5. Практические работы могут проводиться в классе или во внеурочное время, в начале или в конце урока (с целью закрепления материал), а также их проведению может быть посвящен урок полностью.

Однако, в методике преподавания предмета «Окружающий мир» есть много дискуссионных вопросов. Некоторые из них касаются проблемы классификации методов обучения и различных взглядов на суть каждого из них. Например, выше был приведен пример опыта по изучению почвы. Если учитель демонстрирует этот опыт на уроке, а учащиеся наблюдают за его ходом и комментируют, то, вероятно, в этом случае речь идет о применении наглядного метода. Если учащиеся проводят опыт самостоятельно, то в этом случае опыт реализует практический метод обучения. Если придерживаться иной классификации методов обучения (по характеру познавательной деятельности учащихся), то можно говорить об использовании исследовательского метода. Однако во всех примерах метод рассматривается как способ обучения младших школьников предмету «Окружающий мир». Но с другой стороны, наблюдения, опыты, моделирования можно рассмотреть как методы познания/изучения окружающего мира школьниками. Этой проблеме посвящена глава 4.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.