Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конъюнктура рынка мороженого в Российской Федерации





 

Рынок мороженого в России занимает значительную долю общего продуктового пирога. Он, как и большинство зрелых рынков, характеризуется низкой динамикой роста, а также существенным отставанием потребления от европейских образцов, огромным влиянием сезонного фактора и недостаточным уровнем развития профессиональной розницы, в первую очередь малой долей в продажах канала HoReCa и специализированных фирменных точках.

Общий объем российского рынка мороженого, по оценкам компании Intesco Research Group, составляет около 377 тысяч тонн продукции ежегодно. Каких-либо существенных изменений на протяжении последних лет на рынке не происходило, а незначительные колебания определялись текущими конъюнктурными факторами и погодными условиями: если, допустим, лето в России выдается жаркое и засушливое, рынок растет; если прохладное и дождливое — падает.

Потребление мороженого в России составляет около 2, 7 кг в год, что как минимум вдвое ниже европейского уровня. Фактически на протяжении последних десяти лет именно разрыв в уровне потребления и надежда на его сокращение были теми факторами, на которых строились оптимистические ожидания относительно стремительного роста рынка. Однако они не оправдались, и сейчас приходится четко констатировать факт: современный российский рынок мороженого является зрелым товарным рынком. А источники его возможного роста следует искать в первую очередь в плоскости кардинального переформатирования рынка (изменение структуры каналов дистрибуции), а также в сфере высокой маркетинговой активности производителей. Агрессивный маркетинг на рынке мороженого должен включать в себя постоянные инновации в товарной политике, расширение ассортимента, ежегодное выведение на рынок товаров-новинок, разработку новых форм и упаковки мороженого, естественно поддерживаемые активным брендингом и продвижением торговых марок.



Важнейшая задача каждого производителя мороженого — максимально приблизить свой продукт к потребителю, расширить возможности по его приобретению. Эта задача решается при помощи системного управления дистрибуцией мороженого и работы с ключевыми каналами продаж.

Мониторинг розничного сегмента показывает, что ведущая роль в продажах мороженого на российском рынке по-прежнему принадлежит классической рознице. Так, например, в Москве на долю несетевых продуктовых магазинов и павильонов приходится до 45 % всех продаж, сетевая розница обеспечивает до 20 % реализации мороженого. На специализированные киоски и лотки приходится до 35 % продаж, при этом их доля существенно варьируется в зависимости от сезонности. Для российского рынка характерен очень слабый уровень развития продаж через канал HoReCa: его доля колеблется в зависимости от регионов, но в среднем находится в интервале 2-3 %.

Развивая новые торговые форматы на рынке мороженого, нужно увеличить число ситуаций, при которых происходит потребление продукта, повысить интенсивность его потребления, добиться увеличения потребления в осенне-зимний сезон, а также повысить эффективность работы по позиционированию и продвижению собственных брендов именно за счет фирменной розницы. Во многом поэтому ведущие операторы рынка большую роль уделяют работе по развитию фирменной розницы. За последние годы на рынке наблюдается укрупнение фирменных торговых сетей, ведущие операторы постоянно увеличивают число своих киосков по продаже мороженого. Лидером по размеру собственной розничной сети является компания «Русский холод» (около тысячи киосков), за ним с отставанием в 200 торговых точек следует «Айсберри», около 600 точек у «Инмарко». Заметим, что на данный момент именно стратегия развития фирменной торговой сети этих компаний, а также выстраивание системы продаж и коммуникаций с потребителями, являются одними из наиболее важных элементов их общей конкурентной стратегии на отечественном рынке мороженого.

На рынке мороженого постепенно происходит формирование более жесткой конкурентной среды, а сам рынок постепенно укрупняется, структурируется, на нем наблюдаются процессы слияний и поглощений. На данный момент ведущая пятерка национальных операторов (компании «Инмарко», «Талосто», «Русский холод», «Айсберри» и «Нестле») вместе контролирует более 50 % рынка. На долю десяти ведущих производителей в России приходится около 70 % рынка, соответственно остальные 30 % рынка распределяются между средними и мелкими региональными производителями.

Уровень и интенсивность конкуренции на российском рынке мороженого дифференцируются в зависимости от продуктового сегмента. Наиболее жесткое конкурентное соперничество характерно для одного из самых динамичных сегментов рынка мороженого, выпускаемого в больших брикетах. Здесь ведущая тройка производителей в составе «Талосто», «Нестле» и «Айсберри» контролирует более 70 % данного рыночного сегмента. Такая жесткая конкурентная борьба, развернувшаяся за «большой брикет», во многом обусловлена активной заинтересованностью системной розницы в его реализации. Достаточно жесткая структурная конкуренция характерна для сегментов мороженого в рожках, в ванночках и «фруктовый лед»: совокупная доля первых трех производителей здесь также превышает 50 %. А вот сегменты мороженого в вафельном стаканчике и весового мороженого менее структурированы и более конкурентоспособны. Доля первой тройки лидеров здесь не превышает 50 %.

Отметим, что для российского рынка характерны региональные особенности конкуренции: например, в центральных регионах страны соперничество главным образом ведется между системными национальными операторами, основные рыночные доли распределены между этими игроками. В более отдаленных регионах доминирует локальная конкуренция и зачастую ведущую роль на рынке играет крупный локальный производитель, базирующийся в регионе.

На российском рынке мороженого можно выделить несколько моделей ведения рекламной деятельности. Так, компания «Нестле», оперируя мощными рекламными бюджетами и используя глобальные маркетинговые технологии корпорации Nestle, значительный упор делает на рекламировании своих продуктов на национальном уровне, поскольку ее бренды имеют всероссийский уровень дистрибуции.

Отечественные лидеры рынка более адаптивно подходят к продвижению. Например, компания «Инмарко» использовала модель гибкого перехода от региональной рекламы к национальной, увеличивая долю последней по мере расширения уровня представленности своей продукции. В свою очередь региональные компании-производители основной упор делают только на рекламе в местных СМИ.

Производители мороженого преимущественно пользуются продуктовой рекламой, продвигая на рынок свои конкретные продукты, а не бренд в целом. К наиболее знаковым примерам следует отнести рекламные кампании по продвижению торговых марок Extreme и Maxibon (компания «Нестле»), ТМ «Золотой слиток» («Талосто») и «МАГНАТ Gold». Впрочем, здесь есть и исключения. Например, компании «Инмарко» (слоган рекламной кампании «С мороженым «Инмарко» живи легко и ярко»! ) и «Талосто» (слоган «Талосто. Живое мороженое из живого молока») продвигали всю продуктовую линейку, а не конкретные позиции.

Вот таким предстает перед нами сейчас российский рынок мороженого. Каковы его перспективы? Основные игроки рынка усматривают их в будущем в существенном увеличении детской целевой группы потребителей за счет растущей рождаемости. Помимо этого, значительный потенциал для расширения рынка мороженого операторы видят в увеличении ассортимента и расширении продуктовой линейки путем предложения рынку большего разнообразия форм продукта, больших вкусовых миксов и новых интересных вариантов упаковки.

Также возможности для роста может открыть дальнейшее развитие системы дистрибуции и продаж мороженого, активная работа производителей и дистрибьюторов с перспективными сбытовыми каналами — в первую очередь HoReCa и фирменной розницей. В конечном итоге системная работа по развитию каналов продаж мороженого позволит несколько сгладить сезонные колебания, добиться увеличения потребления продукта в зимний период, повысить долю в продажах продукции «верхнего» и «премиального» сегментов рынка, увеличить маржинальность ассортимента, добиться увеличения общего оборота по продажам и повышения рентабельности.

«Анализ рынка мороженого в России в 2009-2013 гг, прогноз на 2014-2018 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:

· Экономическая ситуация в России

· Производство и цены производителей

· Продажи и цены мороженого

· Баланс спроса, предложения, складских запасов мороженого

· Численность потребителей и потребление мороженого

· Экспорт и импорт мороженого

· Рейтинги предприятий отрасли по финансовым показателям

Российский рынок мороженого сейчас находится в стадии слияний и поглощений. По прогнозам Союза мороженщиков, в течение ближайших 5 лет на рынке останется не более 20 крупных компаний, которые будут контролировать до 80% рынка. Уже сейчас 12 компаний производят более половины мороженого в России, хотя на рынке действуют около 300 предприятий.

 

 

Пищевая ценность мороженого

 

Существуют следующие виды мороженого, калорийность которых зависит от добавляемых в них ингредиентов, а именно:

· Сливочное мороженое – десерт, изготавливаемый на основе животных и растительных жиров;

· Сорбет (шербет) – мягкое мороженое, изготавливаемое на основе соков, фруктов и ягод;

· Фруктовый лед – твердое мороженое на палочке, которое изготавливается из сока различных фруктов без добавления молока и сливок;

· Мелорин – мороженое на основе растительных жиров.

Знать калорийность мороженого того или иного вида особенно важно тем, кто сидит на диете и желает избавиться от лишних килограммов. Наибольшей калорийностью обладает мороженое пломбир. В состав оригинального французского пломбира входят сливки, сливочное масло и вкусовые добавки (орехи, шоколад или фрукты). В среднем пломбир на 15-20% состоит из молочного жира, содержание углеводов в нем приблизительно такое же. Калорийность мороженого пломбир без вкусовых добавок составляет 232 ккал на 100 г продукта. Калорийность мороженого пломбир с добавлением шоколада, орехов или фруктов колеблется от 250 до 325 ккал. Организм человека хорошо усваивает этот продукт, в особенности, если он изготовлен из натуральных компонентов. В нем содержаться белки, жиры и углеводы, витамины А, B, D, E и P, а также минеральные вещества и различные микроэлементы. Калорийность мороженого сливочного «Эскимо» в зависимости от рецептуры, используемой производителем, в среднем составляет 180-190 ккал на 100 г. В ванильном мороженом калорий содержится приблизительно 160, молочном – 126 ккал, ванильно-шоколадном – 140 ккал, а во фруктовом – 170 ккал. Калорийность мороженого-суфле составляет 116 ккал, в сорбете, в зависимости от состава, может содержаться от 60 до 140 ккал. Наиболее диетическим считается сорбет из апельсина, грейпфрута и лимона, его смело могут употреблять даже самые рьяные приверженцы диетического питания. В сливочном мороженом калорий на 100 г продукта в среднем содержится 165, если в него были добавлены шоколад или орехи, калорийность возрастает до 220 ккал. Калорийность мороженого в виде фруктового льда составляет 87 ккал, что делает возможным употреблять этот десерт даже тем, кто сидит на жесткой диете.

Таблица 1.1

Пищевая ценность мороженого пломбир на 100 гр. продукта:

Калорийность 230 ккал.
Жиры 11гр.
Насыщенные жиры 6,8гр.
Полиненасыщенные 0,4гр.
Мононенасыщенные 2,9гр.
Холестерин 44,4гр.
Натрий 80,6гр.
Углеводы 23,6гр.
Клетчатка 0,7гр.
Простые углеводы 21,3гр.
Белки 3,5гр.
Витамин А 8,3%
Витамин С 1,4%
Кальций 12,5%

 

В состав пломбира входит не менее 15% жиров. Для сравнения, сливочное мороженое содержит 8%, а молочное всего 3% жира. Помимо этого, в пломбир входят также сахара, которые еще больше увеличивают калорийность мороженого. Калорийность мороженого пломбир составляет не менее 230 ккал на 100 г. Рис. 1.1

 

 

Рис. 1.1 Пищевая ценность мороженого пломбир на 100 гр.

Таблица 1.2

Пищевая ценность шоколадного мороженого на 100 гр. продукта:

 

Калорийность 215,5
Жиры 11гр.
Насыщенные жиры 6,7 гр.
Мононенасыщенные 3,3 гр.
Холестерин 34,5 гр.
Натрий 75,9 гр.
Углеводы 28,3 гр.
Клетчатка 1,2 гр.
Простые углеводы 25,3 гр.
Белки 3,8 гр.
Витамин А 8,6%
Витамин С 1,7%
Кальций 10,3%
Железо 5,2%

 

Мороженое обладает высокой пищевой и биологической ценностью. В шоколадном мороженом низкое содержание натрия (75,9 гр.), но высокое содержание насыщенных жиров (6,7 гр.) и высокое содержание сахара.

Рис. 1.2. Пищевая ценность шоколадного мороженого на 100 гр.

 

Таблица 1.3

Пищевая и энергетическая ценность мороженого:

Показатели Пломбир «Русский холод» Эскимо в шоколадной глазури Растительно-сливочное мороженое «Виньетка»  
Белки 4,3 гр. 3,3 гр. 3,6 гр.    
Жиры 11,5 гр. 28,8 гр. 17,3 гр.  
Углеводы 26,4 гр. 20,5 гр. 21,4 гр.    
Энергетическая ценность 226 ккал 354,4 ккал 256 ккал  

 

Наибольшей энергетической ценностью обладает эскимо шоколадной глазури, наименьшей – ванильное мороженое пломбир «Русский холод». В растительно-сливочном мороженом содержится и растительные, и животные жиры. Самым сладким мороженым считается пломбир, так как содержит больше углеводов.

По жирности мороженое делится на:

· молочное (до 4%)

· сливочное (до 10%)

· пломбир (до 15%)

· фруктовое (0%).

Калорийность: Калорийность молочного мороженого составляет 132 кКал, сливочного – 183 кКал.

Состав: Мороженое содержит молочные жиры, сахара, более 20 аминокислот, около 30 минеральных солей, ферменты, более 20 витаминов, а также минеральные элементы, в том числе калий, магний, железо, фосфор.

По температуре заморозки бывает мягкое и закаленное мороженое. Мягкое имеет нежную консистенцию, его температура не бывает ниже –5 градусов и хранится оно недолго. Закаленное мороженое охлаждают до температуры –25 градусов. Это твердое мороженое, которое может храниться в течение года.

Мороженое обладает высокой пищевой ценностью. Оно содержит молочный жир, белки, углеводы, минеральные вещества и витамины, легко усвояется организмом. Молоко, поступающее в организм человека, служит источником минеральных веществ, которые поддерживают кислотно-щелочное равновесие в тканях и осмотическое давление в крови, а также способствуют нормальной физиологической деятельности организма.

 









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.