Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НОМЕНКЛАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТОВАРА. ГРАДАЦИИ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ.





Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. В совокупности потребительские свойства составляют качество.

Номенклатура потребительских свойств — это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств служит основой формирования номенклатуры потребительских свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций.

Целью выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:

§ проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;

§ включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию;

§ комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;

§ определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;

§ определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;

§ установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара, а также отражать современные достижения науки, техники и технологии и изменения в структуре спроса и потребления.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает три этапа:

§ изучение товара;

§ разработку развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара;

§ определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.

Развернутую номенклатуру потребительских свойств и показателей качества по отдельным группам товаров разрабатывают на основе типовой номенклатуры качества товаров. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна соответствовать номенклатуре его важнейших потребительских свойств.

Потребительские свойства I уровня Потребительские свойства II уровня  
Функциональные Совершенство выполнения основной функции  
Универсальность применения  
Совершенство выполнения вспомогательных функций  
Свойства надежности Долговечность  
Безотказность  
Сохраняемость  
Ремонтопригодность  
Эргономические свойства Антропометрические  
Физиологические (гигиенические)  
Психофизиологические  
Психологические  
Эстетические свойства Информационная выразительность  
Рациональность формы  
Целостность композиции  
Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида  
Технологические свойства Удобство использования  
Экологические свойства Свойства, влияющие на атмосферу  
Свойства, влияющие на землю (почву)  
Свойства, влияющие на живые организмы  
Свойства, влияющие на гидросферу  
Свойства безопасности Механическая безопасность  
Химическая безопасность  
Пожаробезопасность  
Биологическая безопасность  
Физиологическая безопасность  
Акустическая безопасность  
Вибрационная безопасность  
Электромагнитная безопасность  
Электрическая безопасность  
Радиационная безопасность  
Безопасность транспортных средств  

 

 

Градацией качества товара называется категория товара, в которой одноименные товары отличаются друг от друга значениями показателей качества. Продукция (товары) с разной градацией качества рассчитаны на потребителей разных сегментов.

Стандартный товар.

Соответствует всем заданным/установленным требованиям по комплексу показателей. Если хотя бы один показатель комплекса не соблюден, то градация снижается до нестандартной или брака.

Нестандартный товар.

Не соответствует одному или нескольким требованиям по одному или комплексу показателей. Несоответствие некритично и не опасно.

Брак.

Товар с неустранимыми несоответствиями по требованиям одного/нескольких показателей. Брак с критическими дефектами относят к отходам. Отходы со значительными несоответствиями называют ликвидными, с критическим – неликвидными.

Градации качества товаров по назначению:

1) Товары, которые пригодны к эксплуатации по назначению. Это стандартные товары, которые можно реализовать без ограничений.

2) Товары, которые условно пригодны к эксплуатации по назначению. Это нестандартные товары, либо брак с устранимыми несоответствиями. Могут уйти на реализацию по сниженной цене или отправлены на переработку.

3) Товары, которые непригодны для эксплуатации по назначению, опасные товары. Это неликвидные отходы, которые нельзя использовать ни для реализации, ни для нужд промышленности. Их нужно утилизировать.

В торговле преобладают товары двух первых градаций. Товары двух последних градаций должны выявляться еще на производстве и в реализацию не допускаться. Иногда возникает пересортица – способ фальсификации градации.

Комплексные показатели качества: градация, класс, сорт

Различают устранимый и неустранимый брак. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Если устранение брака способствовало улучшению всех показателей до установленной нормы, товар признается стандартным. Например, сортировка партии свежих плодов и овощей с отбраковкой дефектных экземпляров приводит к формированию новой партии стандартной продукции.

Разновидностью брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы.

Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным (например, кости или шкура мясокопченостей, окислившийся поверхностный слой жира у сливочного масла), а с критическими — к неликвидным (например, товары с биоповреждением, загнившие, поврежденные грызунами).

Стандартные товары подразделяются на следующие категории качества: сорта, классы качества и сложности, номера и марки. Наибольшее распространение имеют сорта.

Сорт — категория качества продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей. Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, называется сортаментом. Различают природный и товарный сортаменты.

Природный сортамент — совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками. Например, природный сортамент яблок включает более 200 сортов, отличающихся формой, окраской, другими показателями. Каждый природный сорт имеет свое название: Джонатан, Белый налив. Природный сортамент характерен для пищевых продуктов растительного происхождения. Для продуктов животного происхождения вместо термина «Сорт» применяются иные термины: для крупного рогатого скота — «породы», для птицы — «кроссы».

Непродовольственные товары на природные сорта не делятся, т.к. промышленные товары отличаются сложностью и многоступенчатостью производства. При этом исходные свойства природного сырья значительно изменяются. Исключение составляют меха разных пород (каракуля, норки и т.п.).

Товарный сортамент — совокупность товарных сортов, различающихся значениями регламентированных нормативной документацией показателей качества.

В отличие от природных наименования товарных сортов, как правило, обезличены. В основном бывают высший, 1, 2 и 3-й товарные сорта. Иногда выделяют сорт экстра.

Сортам некоторых товаров дополнительно или взамен присваивают особые наименования. Например, байховый чай подразделяют на следующие товарные сорта: букет, экстра, высший, 1, 2 и 3-й. Сорта ржаной муки — обойный, обдирный и сеяный — присвоены в соответствии с применяемыми помолами тех же наименований.

При гармонизации российских стандартов с европейскими термин «сорт» стал заменятся на «класс качества» (например, в стандартах на свежие овощи). Однако по сути разницы между товарным сортом и классом качества нет.

На формирование товарного сорта влияют различные факторы: сырье, технологии, условия и сроки хранения. В зависимости от преобладания одного из факторов или их комплексного воздействия на значения показателей, определяющих товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления сортамента.

- Сырьевой принцип основан на том, что различия в значениях показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья. Этот принцип положен в основу деления на сорта кофе, мяса, колбас, макаронных изделий.

- При технологическом принципе различия между сортами обусловлены технологическими процессами. По этому принципу подразделяют сорта муки, крупы, крахмала.

- Согласно комплексному принципу формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения.

Например, сорт чая зависит от качества чайного сырья. Чем моложе собранный чайный побег и меньше его длина, тем выше качество сырья. Однако для получения чая высших сортов необходимо, кроме того, строго соблюдать технологический режим отдельных операций — скручивания, ферментации и др. Чем дольше хранится чай, чем выше температура хранения и больше доступ кислорода, тем быстрее происходит старение. За год хранения при комнатной температуре грузинский чай высшего сорта приобретает органолептические свойства, присущие 2-му сорту, вследствие чего возникает пересортица.

Пересортица — один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер. Пересортица, происходящая при хранении, не зависит от работников предприятия и является объективной. При сырьевом и технологическом принципах, когда сорт полностью сформирован на стадии производства, пересортица носит субъективный характер и объясняется либо злоупотреблениями, либо нарушениями технологии производства, включая некачественный приемочный контроль сырья.

Кроме деления на товарные сорта, некоторые товары подразделяются по основным и частным признакам на группы (сложности или качества), марки, номера и др.

Группы сложности — градации, отличающиеся по техническому уровню показателей качества. Эти градации присущи бытовой радиоаппаратуре в зависимости от величины акустических параметров.

Группы качества применяются для характеристики туалетного мыла и духов в зависимости от рецептуры, которая обуславливает их различные свойства.

Марки, номера — градации качества товара, отличающиеся значениями одного или нескольких определяющих показателей. Например, марки манной крупы (М, МТ и Т), различаются цветом, консистенцией крупинок, а главное — сырьем (М — мягкие сорта пшеницы, Т — твердые, МТ — смешанные).

Следует отметить, что принципиальной разницы между товарными сортами, группами сложности и качества, марками, номерами и типами нет. Все они являются градациями качества товара одного наименования. Разные термины сложились исторически, но по сути обозначают одно и то же.

 

 


 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.