Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методологическая основа и связь с другими науками





Введение в методику обучения русскому языку

Цели и задачи изучения темы: познакомить с учебной дисциплиной как наукой, рассмотреть её предмет, задачи и содержание; охарактеризовать методологическую основу и связь с другими науками; рассмотреть принципы обучения родному языку.

Результат освоения темы:

1.1. Методика обучения русскому языку как наука: предмет, задачи и содержание

Методика русского языка (по А.В.Текучеву) – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и приобретения навыков по русскому языку (речевых, орфографических, пунктуационных и др.).

Методика обучения русскому языку относится к педагогическим наукам. Ее практическая, прикладная цель состоит в том, чтобы, опираясь на теорию, решать задачи не только обучения, но и воспитания и развития учащихся. Как и всякая наука МОРЯ имеет свой предмет изучения, свое содержание, свою систему понятий и свои методы исследования, и способы доказательства.

Предметом методики обучения русскому языку является процесс обучения русскому языку, его практического использования в повседневной жизни.

Специфические задачи МОРЯ как науки заключаются в том, чтобы обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом:

1) специфической функции языка как средства общения;

2) психолого-педагогических закономерностей процесса обучения;

3) социальных потребностей общества.

Цели методики конкретизируются в четырех традиционных ее задачах, формулируемых в виде следующих вопросов:

1) Зачем учить? Это выбор целей изучения предмета на данном этапе обучения и в данном типе школы.

2) Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения: составление программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, определение минимума знаний, которыми должны овладеть учащиеся (образовательные стандарты), установление критериев контроля, выявление знаний и умений.

3) Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы и приемы обучения, система упражнений, рекомендаций по применению тех или иных видов заданий, наглядных пособий, учебного оборудования и пр.

4) Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций, сравнительное изучение (альтернативных) концепций, вариантных систем обучения (например, сравнительное изучение работы по учебникам «Русский язык» В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, С.В.Иванова, А.В.Поляковой, Н.В.Нечаевой, М.С.Соловейчик, Н.В.Чураковой и др.).

Методика начального обучения русскому языку состоит из нескольких разделов:

- методика обучения грамоте (элементарному чтению и письму);

- методика чтения и изучения литературы;

- методика изучения языковой теории (формирование языковых понятий, правил, структуры языка);

- методика правописания (обучения орфографии и пунктуации);

- методика развития речи учащихся.

Разделы предлагаемого курса методики соответствуют основным направлениям работы в начальных классах. Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребенок учится расчленять свою речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического (речевого) слуха, т.е.умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идет обучение письму.

Раздел методики чтения и изучения литературы имеет своей задачей сообщение начальных сведений по литературе, формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Умение читать способствует воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего мира. В целях достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринимать и понимать читаемое, а также выражать свое понимание и отношение к произведению.

Изучение языковой теории обеспечивает формирование системы языковых понятий и усвоение сведений в области фонетики, графики, морфемного состава слова, словообразования, частей речи и синтаксиса.

Методика правописания исследует процесс обучения орфографии, формирования орфографического навыка учащихся.

Раздел развития речи обладает в начальной школе своеобразием, т.к. дети впервые осознают язык, речь, как предмет изучения. Данный раздел определяет задачи и пути развития речи младших школьников, определяет пути работы над словарем учащихся, характеризует основные направления по развитию речи в начальных классах.

Методологическая основа и связь с другими науками

Особенность любой методики как науки заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки.

Методологической основой методики обучения русскому языку является диалектический материализм, теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности. На основе теории познания методика как наука осуществляет свое развитие. Понимание того, что язык есть важнейшее средство человеческого общения, что язык возник из потребности и необходимости общения с другими людьми, помогает методике определять цели обучения русскому языку в школе и уточнять их в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.

Из педагогической практики методика обучения русскому языку черпает свои научные проблемы и практикой проверяет правильность их решения. Педагогический опыт играет большую роль в развитии методики. Идеи, рожденные учителями, воплощенные в практике школьной работы и давшие хорошие результаты, конечно, способствуют научно-методическому прогрессу.

В основе методики обучения русскому языку лежат науки лингвистического цикла (языкознание), теория литературы, психология и педагогика.

Лингвистическая основа методики обучения русскому языку - языкознание – это наука о языке, имеющая следующие разделы:

  • Фонетика – наука о звуковом строе языка;
  • Орфоэпия – наука о правильном произношении, являющаяся практическим приложением фонетики;
  • Графика – учение об изображении звуков речи буквами, тесно связанное с фонетикой;
  • Грамматика – наука о строе языка, состоящая из двух разделов: морфологии и синтаксиса. Морфология изучает словоизменение и грамматические разряды слов (части речи). Синтаксис изучает предложения и сочетания слов в предложении.
  • Лексикология – учение о словарном составе языка.
  • Фразеология – учение об устойчивых выражениях.
  • Стилистика – учение о средствах языковой выразительности.
  • Орфография – совокупность правил правописания, разработанная на основе морфологии и словообразования.
  • Пунктуация – совокупность правил употребления знаков препинания, разработанная на основе синтаксиса.

Методика русского языка опирается также на понятия и закономерности литературоведения: на теорию жанров и стилей, на понятие образа в художественном произведении, на языковое мастерство писателя.

Неразрывна связь методики русского языка с психологией. При этом значимыми являются основные положения как общей психологии (например, психологии памяти, восприятия, воображения и т.д.), так и возрастной, в частности психологии младшего школьника. Особую роль играет педагогическая психология – методика активно вбирает в себя все то, что непосредственно связано с процессом обучения. Используя данные психологии, учителя определяют такие приемы работы с учащимися, которые способствуют правильному формированию умственных операций при овладении тем или иным языковым понятием. Например, неоценима роль игры при обучении грамоте. Игра используется как одно из важнейших средств в целях развития у учащихся интереса к учению. Психологические исследования позволяют определить соотношение устной и письменной работы на уроке, предупредить утомляемость детей своевременным введением в структуру урока физкультминутки.

Методика обучения русскому языку – это отрасль педагогической науки. В ней находят конкретное приложение все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, посильности и научности, наглядности, индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы и др. Конечно, все эти принципы своеобразно интерпретируются применительно к русскому языку.

Все теснее связь методики и психолингвистикой, которая находится на стыке психологии и языкознания. Она дает методике данные о речи как о деятельности: о мотивах, ее вызывающих; о факторах, определяющих вариантность высказываний; о ступенях порождения высказываний и т.д.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.