|
Методологическая основа и связь с другими наукамиСтр 1 из 5Следующая ⇒ Введение в методику обучения русскому языку Цели и задачи изучения темы: познакомить с учебной дисциплиной как наукой, рассмотреть её предмет, задачи и содержание; охарактеризовать методологическую основу и связь с другими науками; рассмотреть принципы обучения родному языку. Результат освоения темы: 1.1. Методика обучения русскому языку как наука: предмет, задачи и содержание Методика русского языка (по А.В.Текучеву) – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и приобретения навыков по русскому языку (речевых, орфографических, пунктуационных и др.). Методика обучения русскому языку относится к педагогическим наукам. Ее практическая, прикладная цель состоит в том, чтобы, опираясь на теорию, решать задачи не только обучения, но и воспитания и развития учащихся. Как и всякая наука МОРЯ имеет свой предмет изучения, свое содержание, свою систему понятий и свои методы исследования, и способы доказательства. Предметом методики обучения русскому языку является процесс обучения русскому языку, его практического использования в повседневной жизни. Специфические задачи МОРЯ как науки заключаются в том, чтобы обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом: 1) специфической функции языка как средства общения; 2) психолого-педагогических закономерностей процесса обучения; 3) социальных потребностей общества. Цели методики конкретизируются в четырех традиционных ее задачах, формулируемых в виде следующих вопросов: 1) Зачем учить? Это выбор целей изучения предмета на данном этапе обучения и в данном типе школы. 2) Чему учить? Ответом на этот вопрос является разработка содержания обучения: составление программ по русскому языку, создание учебников и различных учебных пособий для учащихся, их постоянное совершенствование, определение минимума знаний, которыми должны овладеть учащиеся (образовательные стандарты), установление критериев контроля, выявление знаний и умений. 3) Как учить? В соответствии с этим вопросом разрабатываются методы и приемы обучения, система упражнений, рекомендаций по применению тех или иных видов заданий, наглядных пособий, учебного оборудования и пр. 4) Почему так, а не иначе? Здесь подразумевается исследование сравнительной эффективности методов, обоснование выбора методики, экспериментальная проверка рекомендаций, сравнительное изучение (альтернативных) концепций, вариантных систем обучения (например, сравнительное изучение работы по учебникам «Русский язык» В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, С.В.Иванова, А.В.Поляковой, Н.В.Нечаевой, М.С.Соловейчик, Н.В.Чураковой и др.). Методика начального обучения русскому языку состоит из нескольких разделов: - методика обучения грамоте (элементарному чтению и письму); - методика чтения и изучения литературы; - методика изучения языковой теории (формирование языковых понятий, правил, структуры языка); - методика правописания (обучения орфографии и пунктуации); - методика развития речи учащихся. Разделы предлагаемого курса методики соответствуют основным направлениям работы в начальных классах. Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребенок учится расчленять свою речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического (речевого) слуха, т.е.умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идет обучение письму. Раздел методики чтения и изучения литературы имеет своей задачей сообщение начальных сведений по литературе, формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения. Умение читать способствует воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего мира. В целях достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринимать и понимать читаемое, а также выражать свое понимание и отношение к произведению. Изучение языковой теории обеспечивает формирование системы языковых понятий и усвоение сведений в области фонетики, графики, морфемного состава слова, словообразования, частей речи и синтаксиса. Методика правописания исследует процесс обучения орфографии, формирования орфографического навыка учащихся. Раздел развития речи обладает в начальной школе своеобразием, т.к. дети впервые осознают язык, речь, как предмет изучения. Данный раздел определяет задачи и пути развития речи младших школьников, определяет пути работы над словарем учащихся, характеризует основные направления по развитию речи в начальных классах. Методологическая основа и связь с другими науками Особенность любой методики как науки заключается в том, что она не может существовать и развиваться без опоры на другие науки. Методологической основой методики обучения русскому языку является диалектический материализм, теория познания, теория о роли языка в жизни и развитии общества, в формировании личности. На основе теории познания методика как наука осуществляет свое развитие. Понимание того, что язык есть важнейшее средство человеческого общения, что язык возник из потребности и необходимости общения с другими людьми, помогает методике определять цели обучения русскому языку в школе и уточнять их в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом. Из педагогической практики методика обучения русскому языку черпает свои научные проблемы и практикой проверяет правильность их решения. Педагогический опыт играет большую роль в развитии методики. Идеи, рожденные учителями, воплощенные в практике школьной работы и давшие хорошие результаты, конечно, способствуют научно-методическому прогрессу. В основе методики обучения русскому языку лежат науки лингвистического цикла (языкознание), теория литературы, психология и педагогика. Лингвистическая основа методики обучения русскому языку - языкознание – это наука о языке, имеющая следующие разделы:
Методика русского языка опирается также на понятия и закономерности литературоведения: на теорию жанров и стилей, на понятие образа в художественном произведении, на языковое мастерство писателя. Неразрывна связь методики русского языка с психологией. При этом значимыми являются основные положения как общей психологии (например, психологии памяти, восприятия, воображения и т.д.), так и возрастной, в частности психологии младшего школьника. Особую роль играет педагогическая психология – методика активно вбирает в себя все то, что непосредственно связано с процессом обучения. Используя данные психологии, учителя определяют такие приемы работы с учащимися, которые способствуют правильному формированию умственных операций при овладении тем или иным языковым понятием. Например, неоценима роль игры при обучении грамоте. Игра используется как одно из важнейших средств в целях развития у учащихся интереса к учению. Психологические исследования позволяют определить соотношение устной и письменной работы на уроке, предупредить утомляемость детей своевременным введением в структуру урока физкультминутки. Методика обучения русскому языку – это отрасль педагогической науки. В ней находят конкретное приложение все основные принципы дидактики: принцип воспитывающего и развивающего характера обучения, принцип систематичности и последовательности, связи теории с практикой, посильности и научности, наглядности, индивидуального и дифференцированного подхода в рамках классно-урочной системы и др. Конечно, все эти принципы своеобразно интерпретируются применительно к русскому языку. Все теснее связь методики и психолингвистикой, которая находится на стыке психологии и языкознания. Она дает методике данные о речи как о деятельности: о мотивах, ее вызывающих; о факторах, определяющих вариантность высказываний; о ступенях порождения высказываний и т.д. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|