|
Работа над качествами первоначального навыка чтенияУправлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий: 1. При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. 2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо. 3. Формирование навыка полноценного чтения необходимо рассматривать не только как задачу специального урока – урока чтения, но и как одну их задач других уроков. 4. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к книге и вообще.
Приемы работы над правильностью и беглостью чтения Правильное чтение – это чтение без искажений, без ошибок. Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмыслением содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т.е. чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а затем, и произнесения слова. Школьная практика показывает, что дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением). В целях предупреждения таких ошибок целесообразно: а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено; б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; в) создание на уроке обстановки внимательного чтения текста (с этой целью предлагать учащимся следить за читающим по тексту с помощью указки или линейки), четкая формулировка заданий и вопросов; г) предварительное чтение текста про себя; д) систематический контроль учителя за чтением учащихся; е) методически верное исправление ошибок при чтении в зависимости от их характера: - ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика; - ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному; - ошибки, которые не исказили смысла прочитанного, учитель отмечает после чтения; - к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие учащиеся. Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста. Беглость не является самоцелью. Однако стимуляция к быстрому чтению положительно сказывается на развитии техники чтения. Почему же так важно с первых шагов овладения навыком чтения требовать именно быстрое, но не медленное чтение? При достаточно быстром чтении внимание детей направлено не только на сам процесс чтения, сколько на восприятие содержания читаемого. При излишне медленном чтении ученик иногда теряет начало фразы, не дочитав ее до конца, и для понимания смысла прочитанного ему приходится возвращаться к началу. На развитие темпа чтения влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного рода задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух. Для стимуляции быстрого чтения используются следующие приемы: 1) показ образца быстрого чтения и отработка чтения каждого ученика; 2) заучивание текста и чтение по памяти (Еще Л.Н.Толстой обратил внимание на этот прием. Суть такого чтения в том, что ребенок, не зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетания с живыми звуками, «открывает» для себя не только каждую модель соотнесения буквы и звука, но и правила их соотношения. Именно так ученые дешифруют древние рукописи: зная текст, например, имя царя, они открывают систему графических знаков.); 3) организация внеклассного чтения (развитие интереса к чтению); 4) развитие объема зрительного восприятия: Например, чтение гнезда родственных слов, записанных пирамидкой, с опорой на букву, которая обозначает гласный звук: Лес Леса Лесок Лесник Лесовик Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения. Выделяются 5 этапов в развитии беглости чтения: 1 – начальный (0 -10 слов в минуту); 2 – развитие кратковременной памяти (10-50 слов в минуту); 3 – совершенствование внимания и расширение «поля чтения» (50-80 слов в минуту); 4 – уверенное чтение адаптированных текстов (80-120 слов в минуту); 5 – беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту). Данные этапы были разработаны И.Г.Пальченко. Причинами низкой техники чтения автор считает: малый объем кратковременной памяти; недостаточный угол зрения («поле чтения»); низкая устойчивость внимания; неразвитость периферийного зрения и умения антиципации (предвосхищения смысла читаемого текста). Теоретической основой для создания предлагаемой системы послужили упражнения, разработанные харьковским профессором И.Т.Федоренко: 1) аудирование, прослушивание чтения учителя, 2) чтение за диктором, 3) чтение в паре, 4) пересказ с опорой на текст, 5) многократное чтение, 6) убыстрение темпа чтения, 7) переход на незнакомый текст, 8) чтение с отрывом взгляда от текста. Для каждого этапа развития техники чтения характерна своя скорость чтения и система упражнений, что представлено в таблице:
Чтение за диктором. В качестве диктора выступает сам учитель или сильный ученик. Диктор при чтении немного опережает остальных, как бы ведет их за собой. Это упражнение способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов. Чтение в паре. В пары объединяются: сильный – средний; средний – средний; средний – слабый. Это упражнение тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся. Пересказ с опорой на текст. После многократного прочтения текста ученик пересказывает его содержание. При возникновении затруднений ему разрешается подглядывать в учебник. Это упражнение приучает ребенка быстро ориентироваться в тексте, способствует развитию кратковременной памяти. Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению уже на первом этапе обучения грамоте. При первом прочтении ребенку могут встретиться незнакомые слова, непривычные обороты, которые легко усваиваются при повторном чтении, вырабатывается навык более быстрого чтения. Многократность чтения может быть организована и в таком порядке: 1-й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание; 2-й раз – повторное прочтение без учителя; 3-й раз – плавное слитное прочтение слов с постановкой ударения; 4-й раз – чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это друг другу); 5-7-й разы – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове; 8-10-й разы – темп чтения доводится до скороговорки. Убыстрение темпа чтения. Убыстрение постепенно доводится до темпа скороговорки. Это особенно полезно на третьем этапе, так как развивает угол зрения, позволяет фиксировать по два-три слова одновременно, предвосхищать дальнейшее содержание. Практика показывает, что дети легко переходят от чтения в этом темпе к более медленному выразительному чтению. Переход на незнакомый текст. Суть упражнения состоит в том, что после многократного прочтения части текста с постепенным убыстрением темпа ученику предлагается читать следующую часть текста с повышением темпа. Чтение с отрывом взгляда от текста. При чтении вслух ученику предлагается поглядывать на класс, возвращаясь затем к чтению текста. Это приучает к быстрой ориентировке в тексте за счет расширения угла зрения, увеличения объема кратковременной памяти и умения распределять внимание. Обучение сознательному и выразительному чтению Сознательность чтения проявляется в умении читателя понимать содержание текста. Это умение слагается из понимания значений отдельных слов, смысла предложений и установления логической или психологической связи между частями прочитанного. Сознательное чтение основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения. Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы. Обучение пониманию читаемого проводится уже при обучении грамоте. Перечислим некоторые упражнения, которые помогут сочетать становление у детей техники чтения с воспитанием привычки вдумываться в значение слов, осознавать роль в тексте каждого из них: - чтение «испорченных» предложений или коротких текстов, в которых учитель, печатая их на доске, допустил ошибку (пропустил слово, вместо одного предлога написал другой и т.п.); - выяснение, не ошиблись ли в типографии, набирая текст в книге (например, не лишнее ли первое слово в предложении: И у Мити мама и папа строители); - выявление «тайного смысла» некоторых слов и выражений, в том числе и с опорой на иллюстрацию (ловить ворон и т.п.); - поиск детьми непосредственно в процессе чтения незнакомых или не совсем понятных слов. В связи с этим заметим, что обычно учителя стремятся предотвратить непонимание текста и сами выносят на обсуждение слова, которые могут быть неизвестны. Важно приучать школьников фиксировать свое внимание на том, что встретились незнакомые слова и спрашивать об их значениях. Кроме перечисленных выше упражнений можно использовать следующие методические приемы: · работа над заголовком текста; · прогнозирование содержания на основе иллюстраций и заглавия; · нахождение в тексте опорных или ключевых слов; · постановка вопросов самими учащимися; · выборочное чтение по заданию учителя; · постановка проблемных вопросов перед чтением; · озаглавливание небольших частей текста и составление простого плана; · пересказ прочитанного (подробный, выборочный, творческий, краткий); · работа с пословицами, близкими по содержанию прочитанного; · выполнение творческих работ: а) иллюстрирование (графическое, словесное, музыкальное); б) творческий пересказ (от лица героев, с изменением лица рассказчика, изменение окончания или начала и др.); в) драматизация (чтение по ролям, постановка «живых картин», инсценировка); · работа над выразительностью чтения. Работа над выразительностью чтения представляет собой соединение нескольких направлений: - технического – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата; - интонационного – предполагающего специальную работу над компонентами интонации; - смыслового – реализующего всю систему работы по осмыслению идеи (основной мысли) произведения; - тренировочного – имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении текста после его анализа. Для того чтобы учащиеся овладели основами выразительной речи, необходимы: - умение распределять дыхание; - овладение навыками правильной артикуляции; - владение нормами литературного произношения. Работу над выразительностью учитель начинает с того, что учит детей управлять своим дыханием и правильно использовать голос. Голос характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, тембром. Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленный темп речи, менять тембр (эмоциональную окраску голоса). Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как: - соблюдение знаков препинания, - соблюдение логических и психологических пауз; - соблюдение логического ударения и интенсивности речи; - умение менять темп и ритм чтения. Соблюдение знаков препинания – элементарный навык, который начинает формироваться еще в период обучения грамоте, когда дети приучаются к естественному понижению голоса на точке и передаче вопросительной и восклицательной интонации. Надо учить связывать определенный знак с содержанием предложения и всего текста. Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации при таких знаках препинания, как запятая при однородных членах, тире в бессоюзном сложном предложении, двоеточие перед перечислением и т.п. Логические и психологические паузы не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения или текста. Для выделения наиболее важного слова в предложении перед этим словом или после него делается логическая пауза. Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональной окраске. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, рядом с ярким сравнением или эпитетом. Следует также помнить о коротких паузах в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания, так как они подчеркивают ритмический рисунок стиха. Логическое ударение предполагает выделение в предложении или в сложном словосочетании слова с помощью большой силы выдыхания или изменением тона голоса. Способствует выразительности также изменение интенсивности речи (силы голоса): громко, тихо, шепотом и т.д. Темп чтения должен соответствовать темпу устной речи: ускорять или замедлять темп следует соответственно содержанию. Выразительность тесно связана с сознательностью. От того насколько понят текст, зависит его выразительное чтение. Выразительность – это главный показатель сознательности. Однако первоклассникам свойственна так называемая «подражательная выразительность», когда дети с хорошим фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над смыслом произносимых фраз. Имеет место и другая крайность, когда ребенок, хорошо понявший текст, читает его монотонно, тихо, не пользуясь интонацией как средством выразительности. Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа: 1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения; 2) составление «партитуры» чтения (разметка текста): проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения; 3) упражнение в чтении. Чтение учителя всегда должно являться образцом выразительной речи. Иногда учителю нужно обсуждать свое чтение с учащимися, чтобы предупредить «слепое» подражание. При этом учитель обращает внимание на характерные особенности своего чтения. Как образец используется и фонохрестоматия. Выразительность зависит и от того, как дети подготовлены к чтению вслух. Словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор заглавий к ним стимулирует учащихся к осмыслению содержания произведения и подсказывает интонацию, с которой надо читать текст или какой-либо отрывок. Вопросы для повторения и закрепления материала 1. Охарактеризуйте понятие «полноценный навык чтения». 2. Какие основные пути его развития предусматриваются? 3. Какие условия необходимы для качественного управления процессом формирования навыка чтения у первоклассников? 4. Назовите приемы работы над правильностью и беглостью чтения. 5.Какими приемами можно пользоваться при выработке сознательности и выразительности чтения? Задания для самостоятельной работы 1. Разработайте фрагмент урока обучения чтению, пользуясь приемами, представленными в данной лекции (тема урока по выбору) 2. Проанализируйте учебные книги по обучению грамоте и найдите материалы для формирования правильности и сознательности чтения. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|