Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Информационный материал для дифференцированного





Информационный материал для дифференцированного

зачета по дисциплине

«УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО И ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

Общение медицинского персонала с пациентом, родственниками пациента.

Мастерство и уровни общения

Общение - одно из важных качеств, необходимых для эффективной деятельности медицинской сестры, для взаимодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специалистами.

У пациентов могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, консультации или обычном разговоре. Способность удовлетворять потребности пациента в общении, зависит от навыков и опыта медицинской сестры. Медицинским сестрам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку пациентам, т.к. именно через общение выявляется уникальный характер каждого человека.

Общение - э то способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого с помощью мимики, жестов, устной и письменной речи, это эффективное средство помощи людям в адаптации к изменениям в жизни в связи с заболеванием.

Типы общения

Вербальное общение предполагает два важных элемента: что вы говорите и как вы говорите. Оно должно быть ясным и кратким.

Вербальное общение может быть эффективным, если:

- говорить медленно, с хорошим произношением, простыми короткими фразами;

- не злоупотреблять специальной терминологией; если терминология окажется для пациента непонятной, и он постесняется обратиться за разъяснением, общение окажется неэффективным;

- выбирать скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом; если м/с говорит слишком медленно, то больной может продумать, что она недооценивает его возможности воспринимать информацию; если м/с говорит слишком быстро, то пациент может подумать, что она торопится;

- правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована информация м/с, должен иметь желание и интерес к беседе;

- не начинать беседу сразу после информации врача о неблагоприятном исходе или неизлечимом заболевании;

- следить за интонацией своего голоса, убедиться, что она соответствует тому, что вы собираетесь сказать;

- выбирать нужную громкость: говорите так, чтобы вас слышали, но не кричать;

- убедиться в том, что вас поняли;

- юмор тоже способствует эффективному вербальному общению, но он должен использоваться с осторожностью, особенно при манипуляциях, связанных с личной гигиеной пациента.

Бессловесное (невербальное) общение осуществляется и с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновения.

Одним из важных аспектов невербального общения является внешний вид сестры. Если она одета профессионально, пациент будет больше доверять ей. Выражение лица сестры значительно влияет на общение с пациентом. Так, улыбка могут быть знаком приветствия или одобрения. Нахмуренные брови означают раздражение или неудовольствие. Исследования показывают, что лицо проявляет шесть основных чувств: удивление, страх, гнев, отвращение, счастье и печаль.

Письменное невербальное общение

Оно может быть эффективным, если учесть следующие рекомендации:

- пишите аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

- выбирайте правильный размер и цвет букв;

- убедитесь, включена ли в записку вся необходимая информация;

- пишите грамотно, ошибки подрывают авторитет сестры;

- выбирайте понятные и простые слова;

- обязательно подписывайте свое сообщение.

 

Выделены 3 уровня общения

Внутриличностное - мысленное общение человека с самим собой.

Межличностное - общение между двумя или более людьми.

Общественное - общение одного человека с большой аудиторией.

В основе общения выделяют следующие стадии:

1. Подготовка и организация.

2. Начало деятельности.

3. Продолжение или поддержание работы.

4. Завершение работы.

5. Оценка работы.

Эффективное общение состоит из 5 ступеней:

1. Отправитель информации (рисунок с телефоном).

Это человек, посылающий вербальную и невербальную информацию, его личные характеристики, также как возраст, пол, ориентация в окружающей обстановке.

2. Отравительная информация.

Это содержание подготовленной информации и ситуация, которую доставила информация.

3. Канал.

Это форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза, письменная речь).

4. Получатель информации.

Это человек, принимающий информацию.

5. Подтверждение.

Это способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.

Налаживанию коммуникации мешают барьеры общения:

1. Авторитет.

Мы слышим и воспринимаем только авторитетного человека.

2. Непонимание.

Непонимание возникает, если человек говорит на непонятном языке, если использует непонятные термины, выражения.

3. Забывание.

Хорошее не забывается или наоборот.

4. Снижение авторитета.

Посторонний плохо сказал о человеке, и у Вас изменилось мнение о нем.

Факторы помогающие налаживанию коммуникации

1. Непрерывность общения.

2. Сила “Я” - набор нравственных, этических, моральных качеств и психотипологических свойств человека.

3. Умение слушать.

3. Ясность выражения.

4. Умение владеть своими эмоциями.

6. Открытость и доброжелательность.

7. Участие.

8. Проявление беспокойства.

9. Искренность

10. Уважение.

Причины отсутствия контакта с больным:

1. Автоматизм - все действия, которые осуществляются без подключения воли.

2. Кривляния - бессознательные движения, ужимки.

3. Гримасничанье - беспричинное искажение выражения лица.

4. Логоклония - многократное повторение начальных слогов, слов.

5. Логория - порывистая, быстрая речь, без остановки, трудно уловить смысл.

6. Манерничание - важный вид, поправление прически, одежды.

7. Неалогизм - словесные преобразования, смысл которых понятен только автору.

8. Тик - отвлечение внимания на дерганье.

Типы пациентов и их отношение к болезни

Этика в работе медицинского персонала.

 

Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге “Аюрведа” (“Знание жизни”, “Наука жизни”), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания.

Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об улучшении здоровья людей. Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Он утверждал: "Искусство медицины включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е — медицинская сестра.

Виды медицинской помощи.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает следующие виды помощи:

1. Первая помощь (ст. 31):

Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Примерные программы учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи разрабатываются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

 

2. Медицинская помощь (ст. 32):

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относятся:

1) первичная медико-санитарная помощь;

2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

4) паллиативная медицинская помощь.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формами оказания медицинской помощи являются:

1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

3. Первичная медико-санитарная помощь (ст. 33):

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

 

4. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь (ст. 34):

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

5. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь (ст. 35):

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

На территории Российской Федерации в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

 

Медицинская эвакуация включает в себя:

1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом;

2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), в том числе по вызову медицинской организации, в штате которой не состоят медицинские работники выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи, в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

 

6. Паллиативная медицинская помощь (ст. 36):

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

Структура ВБИ

Факторы, способствующие развитию ВБИ:

- Создание крупных больничных комплексов со своеобразной экологией.

- Формирование мощного искусственного механизма передачи возбудителей инфекции.

- Активация естественных механизмов передачи инфекционных болезней.

- Наличие постоянного, значительного массива источников возбудителей инфекций.

- Широкое, бесконтрольное применение антибиотиков.

- Использование сложной техники для диагностики и лечения.

- Увеличение объема и видов медицинских услуг.

- Изменение демографической ситуации.

- Рост инфекционной заболеваемости.

Источники ВБИ

- больной острой, стертой или хронической формой инфекционных заболеваний, включая раневую инфекцию, а так же носители разных видов патогенных и условно патогенных микроорганизмов;

- медицинский персонал (носители, а так же страдающие выраженными (манифестными) или стертыми формами инфекций);

- матери (в основном в акушерских стационарах и отделениях для детей раннего возраста) ноисители и больные;

- посетители.

Профилактика ВБИ в ЛПУ.

Эпидемиологический надзор за ВБИ в ЛПУ - это система мониторинга за динамикой проявлений эпидемиологического процесса ВБИ (заболеваемость, летальность, носительство), факторами и условиями, влияющими на их распространение, анализ и обобщение полученной информации для разработки научно- обоснованной системы мер борьбы и профилактики.

 

 

Физический метод

Основная задача – создание неблагоприятных условий для жизнедеятельности микробов, путем наружного дренирования инфицированной раны при помощи тампонов и дренажей, воздействия на рану физическими методами (высушивание, тепловые и световые процедуры).

Используют дренажи:

резиновые;

пластиковые;

стеклянные.

Химические методы

Химическая антисептика обеспечивает уничтожение микробной флоры в ране при помощи различных химических соединений.

 

Биологические методы

Биологическая антисептика направлена на повышение защитных сил организма, создание неблагоприятных условий для развития микроорганизмов в ране.

 

 

Гигиеническая ванна

Гигиеническую ванну проводят при приеме пациентов в стационар и в лечебном отделении, при длительном постельном режиме. Больного следует мыть в ванне или под душем не реже 1 раза в неделю.

Подготовьте: термометр для измерения температуры воды, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку, дезинфицирующий раствор.

Действуйте:

- тщательно вымойте ванну щеткой с чистящим средством, ополосните ее 0,5 % раствором осветленной хлорной извести, затем горячей водой;

- закройте форточки, на пол около ванны поместите деревянную решетку;

- наполните ванну водой. Измерьте температуру воды водным термометром: она должна быть 36—37 °С;

- предложите пациенту раздеться; ослабленному помогите;

- проследите за тем, чтобы пациент удобно расположился в ванне. Вода должна доходить только до уровня мечевидного отростка. Во избежание соскальзывания в ножном конце ванны поставьте упор для ног;

- вымойте пациента мочалкой или губкой с мылом. Начните с головы, затем обработайте туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность;

- помогите пациенту выйти из ванны и вытереться согретым полотенцем, переодеться в чистое белье;

- отведите или отвезите больного в палату;

- вымойте ванну, затем дважды протрите увлажненной салфеткой с дезинфицирующим раствором.

Продолжительность ванны 20—25 мин.

Внимание! Во время гигиенической ванны медсестра должна следить за самочувствием пациента, его внешним видом, пульсом. При ухудшении самочувствия следует прекратить прием гигиенической ванны, оказать первую доврачебную помощь и немедленно сообщить врачу. Учитывая состояние пациента, гигиеническую ванну или душ можно заменить обтиранием или обмыванием.

Гигиенический душ

Гигиенический душ — компонент санитарной обработки в приемном отделении при поступлении больного в стационар, в лечебном отделении 1 раз в 7—10 дней.

Подготовьте: термометр для измерения температуры воздуха, мочалку, мыло, полотенце, чистое нательное белье, щетку, дезинфицирующий раствор.

Действуйте:

- вымойте ванну; поставьте в ванну небольшую скамейку и усадите на нее пациента;

- включите душ, отрегулируйте температуру воды и помогите пациенту помыться в той же последовательности, что и в ванной;

- помогите пациенту выйти из ванны или душа, вытереться полотенцем, одеться и дойти до палаты. При необходимости воспользуйтесь креслом-каталкой.

Последовательность действий при обтирании пациента (частичная санитарная обработка)

1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

2. Отгородите пациента ширмой, наденьте перчатки.

3. Подложите клеенку под пациента.

4. "Варежкой" или губкой смоченной в воде, оботрите пациенту шею, грудь, руки.

5. Вытрите эти части тела полотенцем насухо и прикройте его одеялом.

6. Оботрите затем живот, потом спину и нижние конечности и вытрите их насухо и закройте одеялом.

7. Уберите клеенку, ширму.

8. Снимите перчатки.

9. Проведите дезинфекцию губки, клеенку.

10. Снимите перчатки, вымойте руки.

 

I. Подготовка к процедуре

1. Надеть дополнительный халат, фартук, перчатки.

2. Объяснить пациенту необходимость и последовательность предстоящей процедуры и получить согласие на проведение.

3. Усадить пациента (если позволяет состояние) на стул, накрытый клеенкой

(или постелить клеенку на пол и поставить на нее стул).

4. Дать в руки пациенту (если это возможно) полотенце, чтобы уберечь его глаза от попадания педикулицидного средства. Если пациент не в состоянии держать полотенце, это за него делает помощник, у которого также должны быть дополнительный халат и перчатки.

II. Выполнение процедуры

5. Обработать волосы пациента любым противопедикулицидным средством.

6. Покрыть волосы пациента шапочкой на 20 мин (по некоторым технологиям шапочка не требуется)

7. Промыть волосы теплой водой, вытереть их.

8. Вычесать сухие волосы частым гребнем в течение 15—20 мин, разделяя волосы на пряди и последовательно вычесывая каждую прядь.

III. Завершение процедуры

9. Белье и одежду пациента сложить в мешки для дезинсекции.

10. Снять перчатки, фартук, халат (поместить в мешок для дезинсекции), вымыть руки.

11. На титульном листе «Медицинской карты стационарного больного» сделать отметку о выявленном педикулезе: «Р» (лат. pediculus — вошь).

12. Заполнить экстренное извещение о выявлении инфекционного заболевания и сообщить в учреждение санэпиднадзора (форма № 058у).

13. Осмотреть сухие волосы пациента.

После проведения дезинсекции пациента помещение и предметы, с которыми

он контактировал, необходимо обработать теми же педикулицидными препаратами. Гребень обдают крутым кипятком после каждого осмотра, или протирают 70градусным раствором спирта.

 

 

Алгоритм измерения роста

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией.

1.2. Представиться пациенту, объяснить ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

1.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

1.4. Положить салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента).

1.5. Попросить пациента снять обувь и головной убор.

1.6. Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста пациента.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Попросить пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

2.2. Установить голову пациента так, чтобы кончик носа и мочка уха находились на одной горизонтальной линии.

2.3. Опустить планку ростомера на голову пациента.

2.4. Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости – помочь).

2.5. Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту о результатах измерения.

3.2. Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость для отходов.

3.3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинской документации.

Измерение массы тела

Измерение массы тела (веса) - проводится на напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.

Алгоритм измерения массы тела пациента (взрослого)

1. Подготовка к процедуре:

1.1. Проверить исправность и точность медицинских весов в соответствии с инструкцией по их применению.

1.2. Установить равновесие весов, закрыть затвор (для механических конструкций).

1.3. Постелить салфетку однократного применения на площадку весов. 1.4. Представиться пациенту, объяснить цель и последовательность выполнения предстоящей процедуры.

1.5. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

2. Выполнение процедуры:

2.1. Предложить пациенту раздеться до нательного белья, разуться и осторожно встать (без обуви) на середину площадки весов.

2.2. Придерживать пациента за руку в момент вставания на измерительную панель весов и следить за его равновесием в процессе проведения измерения.

2.3. Открыть затвор весов (для механических конструкций), провести определение массы тела пациента (в соответствии с инструкцией по применению), закрыть затвор весов.

3. Окончание процедуры:

3.1. Сообщить пациенту результат исследования массы тела.

3.2. Помочь пациенту сойти с площадки весов, придерживая его за руку (при необходимости).

3.3. Убрать салфетку с площадки весов и поместить ее в емкость для отходов.

3.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

3.5. Записать результаты в соответствующую медицинскую документацию.

 

Уход за глазами

Обычный гигиенический уход должен осуществляться 1-2 раза в сутки, при необходимости - чаще. Отсутствие надлежащего ухода может привести к воспалению слизистой оболочки глаз, конъюнктивиту и к воспалению кожи вокруг глаз.

Приготовьте:

- емкость с жидкостью (кипяченая вода, отвар ромашки, отвар календулы, раствор фурациллина 1:500);

- ватные тампоны (4 штуки и более);

- мягкое полотенце или марлевые салфетки;

- емкость для грязных тампонов;

- пеленку или полотенце.

Для обработки глаз следует:

- вымыть руки, надеть перчатки;

- удобно уложить или усадить пациента и прикрыть подушку и/или грудь пациента пеленкой или полотенцем;

- сложить все ватные шарики, кроме двух, в емкость с жидкостью;

- если на ресницах имеются сухие корочки, то положить на закрытые глаза на несколько минут ватные тампоны, обильно смоченные жидкостью, чтобы корочки размокли, и их последующее удаление было безболезненным;

- обработку начать с чистого глаза;

- сухим тампоном слегка оттянуть нижнее веко, а тампонами, смоченными жидкостью, промыть глаз однократным движением от наружного края глаза к внутреннему;

- осушить промокательными движениями кожу вокруг глаза марлевыми салфетками или полотенцем;

- провести дезинфекцию оснащения, снять перчатки, вымыть руки.

Уход за полостью рта

Регулярный уход за полостью рта предотвращает воспалительное поражение слизистой рта у ослабленных и лихорадящих больных.

Уход за полостью рта осуществляют с целью:

- предупредить дискомфорт;

- облегчить прием пищи и жидкости;

- уменьшить социальную изоляцию и психологический стресс;

- удостовериться, что слизистая рта и губ влажная, чистая и здоровая, способствуя этим ощущению комфорта и профилактике инфекции;

- удалить остатки пищи и бляшки без повреждения слизистой.

Повседневный уход за полостью рта и ежедневный осмотр помогают предотвратить и выявить такие распространенные явления, как сухость во рту, кандидоз и изъязвления. Рутинный уход за полостью рта включает следующее.

Полоскание рта

Поддержание нормального состояния слизистой оболочки рта имеет огромное значение не только с гигиенической точки зрения, но и потому, что слизистая выделяет из крови токсичные продукты метаболизма, в том числе мочевину. У тяжелобольных эти процессы усиливаются.

Стандартные составы для полоскания рта. Стандартный состав для полоскания рта может быть изготовлен по следующему рецепту:

— 1 л воды,

— 1 чайная ложка пищевой соды,

— 1 чайная ложка соли;

— мятная вода (для запаха).

При сухости во рту или галитозе (неприятный запах) рот следует промывать 15—30 мл этого состава через каждые 2— 4 ч.

Подготовьте: стерильный шпатель, ватные шарики, пинцет, антисептический раствор (2 % раствор натрия гидрокарбоната, слабый раствор марганцовокислого калия) или теплую воду, почкообразный лоток, марлевые салфетки.

Действуйте:

- оденьте перчатки;

- попросите больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, оберните язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытяните его изо рта;

- смочите ватный шарик антисептическим раствором и, снимая налет в направлении от корня к кончику, протрите язык;

- отпустите язык, смените тампон и протрите зубы с внутренней и наружной сторон;

- для обнажения зубов используйте шпатель;

- попросите больного, если он в состоянии, прополоскать рот теплой водой.

При сухости языка смажьте его стерильным глицерином. Больной должен полоскать рот после каждого приема пищи и регулярно, не реже 2 раз в день, чистить зубы.

Чистка зубов

У тяжелобольного чистку зубов проводят ежедневно с целью удаления налета и остатков пищи. Зубные щетки идеальны для удаления бляшек и остатков пищи с зубов. Это помогает сохранять слизистую рта здоровой и предупреждать галитоз. Чистить зубы следует не менее двух раз в день. Осторожное использование небольшой мягкой щетки безопасно и эффективно даже у больных, находящихся в бессознательном состоянии. Зубную пасту следует вымывать, поскольку она сушит полость рта. Зубной щеткой можно также очищать язык. Можно применять для этой цели и пластмассовые или деревянные шпатели.

Если пациент находится в бессознательном состоянии, он не только не в состоянии чистить зубы, но и глотать слюну, открывать и закрывать рот. У таких пациентов уход за полостью рта необходимо осуществлять каждые 2 часа днем и ночью.

Чистка зубов пациента (пациент в сознании):

- приготовить: резиновые перчатки, стакан с водой, зубную пасту, мягкую зубную щетку, вазелин, полотенце, емкость для сбора промывных вод, мешок для мусора;

- объяснить пациенту ход предстоящей процедуры;

- помочь пациенту повернуть голову набок;

- положить полотенце на грудь пациента;

- вымыть руки, надеть перчатки;

- поставить на полотенце, под подбородком пациента, емкость для сбора промывных вод;

- попросить пациента придерживать емкость рукой, набрать в рот воды и прополоскать рот;

- смочить зубную щетку водой и нанести на нее зубную пасту;

- вычистить верхние зубы пациента, условно разделив все зубы на верхней и нижней челюстях на 4 сегмента (лучше начинать чистить зубы с верхней челюсти);

- расположить зубную щетку на щечной поверхности верхних зубов, приблизительно под углом в 45°;

- "выметающим" движением сверху вниз провести по каждому сегменту не менее 10 раз;

- почистить жевательные поверхности верхних зубов;

- расположить щетку перпендикулярно верхним зубам, почистить их небную поверхность осторожными, "выметающими" движениями, сверху вниз (все 4 сегмента);

- почистить аналогично нижние зубы (щечную мышцу и жевательную поверхность), а затем - язык пациента;

- помочь пациенту прополоскать рот водой;

- смазать губы пациента вазелином;

- держать емкость у подбородка пациента, при необходимости вытереть подбородок; убрать емкость, полотенце; снять резиновые перчатки; вымыть руки.

 

Уход за вставными зубными протезами:

 

- приготовить: полотенце, резиновые перчатки, емкость для сбора промывных вод, чашку для протезов, зубную пасту, зубную щетку, крем для губ, марлевые салфетки, стакан с водой;

- объяснить, пациенту ход предстоящей процедуры;

- попросить пациента повернуть голову набок;

- развернуть полотенце, прикрыв им грудь пациента до подбородка;

- вымыть руки, надеть перчатки;

- поставить емкость для сбора промывных вод под подбородок пациента на развернутое полотенце;

- попросить пациента придержать емкость рукой, другой рукой взять стакан с водой, набрать в рот воды и прополоскать;

- попросить пациента снять зубные протезы и положить их в специальную чашку.

Если пациент не может самостоятельно снять протезы, то:

- захватить большим и указательным пальцами правой руки с помощью салфетки зубной протез;

- снять протез колебательными движениями;

- положить их в чашку для зубных протезов;

- попросить пациента прополоскать рот водой;

- поместить чашку с зубными протезами в раковину;

- открыть кран, отрегулировать температуру воды;

- почистить щеткой и зубной пастой все поверхности зубного протеза;

- прополоскать зубные протезы и чашку под холодной проточной водой;

- положить зубные протезы в чашку для хранения в ночное время или помочь пациенту вновь надеть их;

- снять перчатки, сбросить их в полиэтиленовый пакет;

- вымыть руки.

 

Уход за полостью рта пациента, находящегося в бессознательном состоянии:

- приготовить: резиновые перчатки, стакан с раствором для полоскания марлевых салфеток, мягкую зубную щетку, вазелин, 2 полотенца, емкость для сбора промывных вод, полиэтиленовый пакет, лейкопластырь, ножницы, деревянный шпатель, чашку, мешок для белья, флакон с 0,02-процентным раствором фурацилина;

- вымыть руки;

- намотать на деревянный шпатель салфетку и закрепить ее лейкопластырем;

- налить в чашку антисептический раствор для обработки полости рта;

- разместить пациента на боку так, чтобы его лиц







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.