|
ГЛАВА 74: Освобождение Шишупалы
Услышав о том, как был убит Джарасандха, обрадованный царь Юдхиштхира сказал: "О Кришна, Твое тело вечно, исполнено блаженства и знания. Господь Брахма, Господь Шива, царь Индра и другие возвышенные правители материального мира всегда ждут Твоих повелений и горят желанием исполнить их. Когда им посчастливится получить Твой приказ, они принимают его с трепетом и благоговением. О Кришна, Ты безграничен. Хотя мы порой гордимся своими ничтожными постами и думаем о себе как о царственных особах, правителях мира, сердца наши тверды как камень. По сути, мы заслуживаем Твоей кары, но, о чудо - вместо того, чтобы нас покарать, Ты так милостиво и великодушно, с таким совершенством, выполняешь наши указания. Всех нас очень удивляет, что Ты, о Светлейший, играешь роль обычного человека, но мы понимаем, что Ты делаешь это подобно тому, как актер играет на театральной сцене. Ты всегда сохраняешь Свое истинное, высочайшее положение, подобно тому как солнце всегда сохряняет одинаковую степень теплоты, хотя мы ощущаем его тепло по-разному в часы заката и в часы восхода. Ты всегда пребываешь в трансцендентном равновесии, и происходящее в материальном мире не приносит Тебе ни радости, ни беспокойства. Ты - Верховный Брахман, Личность Бога, и для Тебя нет ничего относительного. О Мадхава, Ты - непобедим. Для Тебя не существует материальных разграничений: "я", "ты", "мое", "твое". Такие разграничения делает каждый, даже животное, но чистые преданные полностью свободны от подобного рода ложных представлений. Поскольку такое умонастроение отсутствует у Твоих преданных, его, конечно же, нет и у Тебя".
Царь Юдхиштхира сумел угодить Кришне своими речами. Некоторое время спустя он стал готовиться к жертвоприношению Раджасуя. Для его проведения он пригласил всех самых достойных брахманов и мудрецов, назначив их жрецами на жертвенной арене. Среди этих искусных брахманов и мудрецов были: Кришна-дваипаяна Вьясадева, Бхарадваджа, Суманту, Гаутама, Асита, Васиштха, Чьявана, Канва, Майтрея, Каваша, Трита, Вишвамитра, Вамадева, Сумати, Джаймини, Крату, Пайла, Парашара, Гарга, Вайшампаяна, Атхарва, Кашьяпа, Дхаумья, Парашурама, Шукрачарья, Асури, Витихотра, Мадхуччханда, Вирасена и Акритаврана. Помимо браманов и мудрецов, он пригласил и почтенных старейшин: Дроначарью, Бхишму (деда Кауравов), Крипачарью и Дхритараштру. Он пригласил также всех сыновей Дхритараштры во главе с Дурьодханой и великого преданного Видуру. Цари со всего мира вместе с их свитами также были приглашены посмотреть на великое жертвоприношение, которое устраивал Махараджа Юдхиштхира. Его подданые: ученые брахманы, доблестные кшатрии, преуспевающие вайшьи, и шудры, верные слуги остальных сословий - все посетили эту церемонию.
Брахманы и мудрецы, которые проводили жертвоприношение, согласно обычаю, вспахали жертвенную арену золотым плугом и, следуя предписаниям Вед, доверили царю Юдхиштхире быть исполнителем великого жертвоприношения Раджасуя. Давным-давно, когда Варуна совершал подобное жертвоприношение, все принадлежности для него были сделаны из золота. И на жертвоприношении, которое устраивал царь Юдхиштхира, все принадлежности все принадлежности были тоже золотыми.
Приглашенные царем Юдхиштхирой участвовать в великом жертвоприношении Раджасуя, там собрались все возвышенные полубоги: Господь Брахма, Господь Шива и царь небес Индра, их приближенные, а так же божества, правящие на высших планетах - Гандхарвалоке, Сидхалоке, Джаналоке, Тапалоке, Нагалоке, Якшалоке, Ракшасалоке, Пакшилоке и Чараналоке, и прославленные цари со своими женами. Все почтенные мудрецы, цари и полубоги, прибывшие на жертвоприношение, единодушно согласились, что царь Юдхиштхира достоин провести Раджасуя-ягью, и никто не возражал против этого. Все прекрасно знали, как возвышен царь Юдхиштхира: он был великим преданным Господа Кришны и ему все было под силу. Ученые брахманы и жрецы позаботились о том, чтобы жертвоприношение Махараджи Юдхиштхиры совершалось точно так же, как оно совершалось в прошлом полубогом Варуной. По ведической традиции, когда устраивается жертвоприношение, всем его участникам подносят сок растения Сомы - чудесный живительный напиток. В тот день, когда выжимали сок из Сомы, царь Юдхиштхира с большими почестями принял особого жреца, призванного следить за тем, чтобы при совершении жертвенных обрядов не было допущено никаких ошибок. Ведические мантры должны произноситься безукоризненно точно, с правильными ударениями. Если жрецы, которые произносят мантры, допустят какую-нибудь оплошность, то жрец-судья тут же исправит ее. Таким образом все ритуалы выполнялись в точности. Если жертвоприношение не будет совершено как подобает, оно не даст желаемого результата. В Кали-югу нет истинно ученых брахманов и жрецов, поэтому в нынешнюю эпоху проводить ведические жертвоприношения запрещено. Единственное жертвоприношение, которое рекомендовано в шастрах для Кали-юги - это повторение мантры Харе Кришна.
Согласно другому важному ритуалу, прежде всего почести оказывались самому возвышенному из собравшихся на церемонию жертвоприношения. Когда все было готово к жертвоприношению Махараджи Юдхиштхиры, стали решать, кому первому следует воздать почести. Этот ритуал называется Агра-пуджа. Агра означает "первый", а пуджа - "почитание". Агра-пуджу можно сравнить с выборами президента. Все присутствующие на жертвоприношении обладали множеством достоинств. Поэтому все предлагали разных кандидатов для Агра-пуджи.
Они долго не могли выбрать самого достойного, и тогда Сахадева предложил Господа Кришну. Он сказал: "Господь Кришна - лучший среди Ядавов, Он - покровитель всех, кто предан Ему. В этом собрании нет никого более возвышенного, чем Кришна. Поэтому, без сомнения, Ему первому должны быть оказаны почести. Хотя здесь присутствуют Господь Брахма, Господь Шива, царь небес Индра и многие другие, которые столь же возвышенны, никто никогда и нигде не сможет превзойти Кришну или сравняться с Ним в богатстве, силе, славе, мудрости, отрешенности или в чем-либо еще. Кришна в полной мере обладает всеми совершенствами. Подобно тому, как индивидуальная душа - основа материального тела, Кришна - это Сверхдуша и опора всего мироздания. Все ведические ритуалы: жертвоприношения, возлагание даров на огонь, исполнение ведических гимнов и занятия мистической йогой предназначены для того, чтобы познать Кришну. Следует ли человек путем кармической деятельности или путем философских рассуждений, конечная цель его поисков - Кришна. Все истинные методы самоосознания предназначены для того, чтобы познать Кришну. Почтенное собрание, вам не нужно много рассказывать о Кришне: вы все очень возвышенны и все знаете Верховного Брахмана, Господа Кришну. Для Него нет различий между телом и душой, энергией и источником энергии или между одной частью тела и другой, различий, которые существуют для всех живущих в материальном мире. Поскольку каждое живое существо - неотъемлемая частица Кришны, между живыми существами и Кришной нет качественного различия. Все проистекает из энергий Кришны, материальных или духовных. Энергии Кришны подобны теплу и свету огня; между теплом, светом и самим огнем нет качественной разницы.
Кроме того, Кришна может делать все, что пожелает, с помощью любой из частей Своего тела. Мы же совершаем определенные действия с помощью определенных частей тела. Поскольку Его божественное тело вечно, исполнено знания и блаженства, Он не подвержен шести материальным изменениям: рождению, существованию, росту, воспроизводству, увяданию и гибели. Не подвластный внешней энергии, Кришна - высшая причина сотворения, сохранения и разрушения всего сущего. Только по милости Кришны человек следует религиозным заповедям, обогащается, удовлетворяет потребности своих чувств и, в конечном итоге, освобождается от материльного рабства. Следовать этим четырем направлениям человеческой деятельности возможно только по милости Кришны. Поэтому на великом жертвоприношении Раджасуя Ему первому нужно воздать почести, и все должны согласиться с этим. Поливая корень дерева, мы одновременно поим водой его ветви, листья и цветы, а отправляя пищу в желудок, питаем все остальные части тела. Точно так же, если первым на этом жертвоприношении мы почтим Господа Кришну, то удовлетворим всех присутствующих в этом собрании, даже великих полубогов. Тот, кто стремится раздавать пожертвования, обретет благо, если будет жертвовать всем только ради Кришны, который в облике Сверхдуши пребывает в сердце каждого, независимо от типа его тела или индивидуальности. Поэтому, если мы сумеем угодить Кришне, нами будут довольны все живые существа".
Сахадеве посчастливилось познать величие Кришны, и, кратко рассказав о Его могуществе, он замолчал. Выслушав его, все присутствующие на этом великом жертвоприношении разразились рукоплесканиями. Одобряя его слова, они говорили: "Все, что ты сказал, совершенно верно!" Убедившись, что все, особенно брахманы и ученые мудрецы, согласны с Сахадевой, Юдхиштхира оказал почести Господу Кришне, в точности следуя предписаниям Вед. Прежде всего, царь Юдхиштхира омыл лотосоподобные стопы Господа и окропил этой водой свою голову и головы своих братьев, жен, детей, других родственников и советников. После этого он преподнес в дар Господу Кришне одежды из желтого шелка и множество драгоценных камней и украшений.
Вознося поклонение Кришне - единственному, кого он любил, царь Юдхиштхира испытывал такой экстаз, что слезы ручьем текли из его глаз, и мешали ему видеть Господа. Когда царь Юдхиштхира оказывал почтение Господу Кришне, все присутствующие, встав со своих мест и благоговейно сложив ладони, восклицали: "Джая! Джая! Намаха! Намаха!". Когда все они низко склонились перед Господом Кришной, с неба пролился дождь из цветов.
В этом собрании присутствовал и царь Шишупала. Он был заклятым врагом Кришны по многим причинам, и прежде всего потому, что Кришна похитил у него Рукмини и увез ее прямо с брачной церемонии. Шишупала не мог вынести того, что Кришне оказывали такие почести и воздавали хвалу. Вместо того, чтобы радоваться, слушая, как прославляют Господа, он пришел в ярость. Когда все встали и принесли Кришне дань почитания, Шишупала остался сидеть на своем месте. Но его злоба и гнев все усиливались. Он вдруг вскочил и, потрясая кулаками, стал яростно и дерзко поносить Господа Кришну, стараясь говорить так, чтобы Кришна ясно слышал его.
"Почтенное собрание, теперь я понимаю утверждение Вед о том, что в этом мире над всем властвует время. Несмотря на наши попытки противостоять ему, время беспрепятственно исполняет свой замысел. Так, человек может изо всех сил стараться выжить, но если ему пришло время умереть, он не сможет остановить смерть. Хотя в этом собрании присутствует много могущественных людей и богов, влияние времени настолько сильно, что всех их ввели в заблуждение глупые речи какого-то юнца о Кришне. Здесь собралось много ученых мудрецов и старейшин, и все они благосклонно отнеслись к речам этого глупого мальчишки. Это означает, что под влиянием времени даже у таких почтенных людей, как те, что находятся в этом собрании, может помутиться разум. Я нисколько не сомневаюсь, что присутствующие здесь уважаемые граждане способны выбрать того, кто достоин первым получить почести, но не могу согласиться с предложением этого юнца Сахадевы, который так выспренно говорил о Кришне и заявил, что Его следует первым почтить на этом жертвоприношении. Я вижу в этом собрании много великих подвижников, которые предавались суровой аскезе и овладели знанием. Своими знаниями и наставлениями они способны освободить от материльных страданий множество людей. Здесь собрались великие риши, чье знание безгранично, а так же многие осознавшие себя души и брахманы. Поэтому думаю, что любого из них можно было выбрать для Агра-пуджи, ибо им поклоняются великие полубоги, цари и императоры. Не понимаю, как вы могли выбрать этого пастуха Кришну, оставив в стороне столь великих людей. По-моему, Кришна ничем не лучше вороны, так разве может Он быть достоин того, чтобы первым получить почести на этом великом жертвоприношении? Мы не можем даже установить к какой касте принадлежит этот Кришна и каковы Его занятия и обязанности".
По сути, Кришна не принадлежит ни к одной из каст и у Него нет предписанных обязанностей. В Ведах говорится, что Верховному Господу не нужно выполнять предписанных обязанностей. Все, что вершится от Его имени, осуществляется Его разнообразными энергиями.
Шишупала продолжал: "Кришна не принадлежит к знатному роду. Он настолько независим, что никто не знает, каковы Его религиозные убеждения. Судя по всему, Он не следует никаким религиозным заповедям. Он всегда поступает, как Ему заблагорассудится, нисколько не заботясь о предписаниях Вед и установленных правилах. Поэтому у Него нет никаких достоинств". Шишупала, сам того не желая, прославлял Кришну, когда говорил, что на Него не распространяются предписания Вед. Это действительно так, ибо Кришна - Верховная Личность Бога. То, что у Него нет никаких достоинств, или качеств, означает, что у Него нет материальных качеств и, поскольку Он - Верховная Личность Бога, Он действует, как пожелает, ни от кого не завися в Своих поступках и не заботясь о правилах поведения, принятых в обществе или о религиозных законах.
Шишупала продолжал: "Учитывая все это, можно ли считать Кришну достойным того, чтобы первым получить почести на этом жертвоприношении? Кришна так глуп, что покинул Матхуру, населенную необычайно возвышенными людьми, которые чтут традиции ведической культуры, и нашел прибежище посреди океана, где о Ведах не говорится ни слова. Вместо того, чтобы жить открыто, Он воздвиг посреди океана крепость и живет там, где никто не обсуждает ведическое знание. И когда бы Он ни покинул Свою крепость, Он, словно какой-нибудь разбойник, вор или негодяй, всегда приносит людям одни только беды и несчастья".
Шишупала неистовствовал от того, что Кришну сочли лучшим в этом собрании, достойным первым получить почести, и речь его была настолько безумна, что, казалось, судьба отвернулась от него. Злополучный Шишупала безудержно поносил Кришну, а Господь Кришна терпеливо слушал его и ничему не возражал. Как лев остается спокойным, заслышав тявканье стаи шакалов, так и Он невозмутимо хранил молчание. Кришна не ответил ни на одно из обвинений, брошенных Шишупалой, но все присутствующие в собрании за исключением нескольких, согласных с Шишупалой, пришли в негодование, ибо ни один достойный человек не станет терпеть оскорблений в адрес Бога или Его преданных. Те, кто считал себя неспособными обуздать Шишупалу, в знак протеста покинули собрание. Заткнув пальцами уши, чтобы не слышать новых обвинений, они проклинали Шишупалу и уходили. Согласно Ведам, нельзя оставаться там, где поносят Верховную Личность Бога. Иначе можно лишиться плодов своих багочестивых дел и пасть в низшие формы жизни.
Все бывшие там цари из династий Куру, Матсья, Кекая и Сринджая пришли в неописуемый гнев и тут же схватились за мечи и щиты, решив убить Шишупалу. Он же был настолько глуп, что ничуть не встревожился, хотя видел, что все цари горели желанием расправиться с ним. Произнося свои глупые речи, он не думал о том, что говорил, а когда увидел, что цари готовы броситься на него, он, вместо того, чтобы замолчать, вскочил, и схватив меч и щит, приготовился сражаться с ними. Когда Господь Кришна увидел, что на арене благодатной Раджасуя-ягьи готово развернуться сражение, Он начал успокаивать рвущихся в бой царей. В Своей неизъяснимой милости Он решил Сам убить Шишупалу. Пока Шишупала бранил царей, готовых кинуться на него, Господь Кришна взял Свой диск, острый как лезвие бритвы, и в одно мгновение снес Шишупале голову.
Когда Шишупала был убит, из толпы послышались громкие возгласы и крики. Воспользовавшись всеобщим смятением, несколько царей, сторонников Шишупалы, из страха за свою жизнь спешно покинули собрание. Шишупале очень посчастливилось - его душа на глазах у всех вошла в тело Господа Кришны, подобно тому как огненный метеор сталкивается с земной твердью. Слияние души Шишупалы с божественным телом Кришны вызывает на память историю о Джайе и Виджайе, которые пали в материальный мир с планет Вайкунтхи, проклятые четырьмя Кумарами. Было задумано, что три рождения подряд Джая и Виджая будут заклятыми врагами Господа, и, по истечении трех жизней, вернутся в мир Вайкунтхи, станут приближенными Господа и будут служить Ему.
Хотя Шишупала враждовал с Кришной, он ни мгновение не забывал о Нем и всегда пребывал в сознании Кришны. Шишупала все время думал о Кришне, поэтому вначале он получил освобождение саюджья-мукти, погрузившись в бытие Всевышнего, а затем возвратился в свое изначальное положение и стал личным слугой Господа. "Бхагавад-гита" подтверждает, что если человек, умирая, думает о Всевышнем Господе, то, оставив материальное тело, он тут же вступает в царство Бога. После спасения Шишупалы царь Юдхиштхира наградил всех, кто присутствовал на Раджасуя-ягье. Он щедро одарил брахманов и ученых мудрецов, которые участвовали в жертвоприношении, и после этого совершил омовение. Омовение в конце ягьи также является частью ритуала и называется авабхритха.
Так Господь Кришна помог Махарадже Юдхиштхире успешно завершить устроенную им Раджасуя-ягью. По просьбе Своих двоюродных братьев и других родственников Кришна остался в Хастинапуре еще на несколько месяцев. Хотя царь Юдхиштхира и его братья не хотели, чтобы Господь Кришна уезжал, Кришна попросил у царя позволение вернуться в Двараку, и вместе со Своими женами и советниками отправился домой.
История падения Джайи и Виджайи в материальный мир с планет Вайкунтхи рассказывается в Седьмой Песни "Шримад-Бхагаватам". Гибель Шишупалы непосредственно связана с рассказом о Джайе и Виджайе, но самое важное, что нужно уяснить из этой истории, это то, что Верховный Господь, будучи абсолютным, может даровать освобождение каждому - и врагу и другу. Поэтому не следует думать, что Господь к одним относится враждебно, а к другим - дружески. И то и другое отношение абсолютно и нематериально.
Когда царь Юдхиштхира совершил омовение и стоял в окружении брахманов и ученых мудрецов, он был красив, как царь рая. Он щедро вознаградил полубогов участвовавших в ягье, после чего все они, довольные и радостные, покинули собрание, восхваляя деяния царя и прославляя Господа Кришну.
Когда Шукадева Госвами поведал Махарадже Парикшиту о том, как Кришна убил Шишупалу, и рассказал о проведенной царем Юдхиштхирой Раджасуя-ягье, он так же отметил, что после того, как ягья была успешно завершена, лишь один человек не испытывал радости. Это был Дурьодхана. Дурьодхана по природе своей и от греховной жизни был очень завистлив - он родился в семействе Куру как олицетворение неизлечимого недуга, который погубит всю династию.
Шукадева Госвами уверил Махараджу Парикшита в том, что все лилы Господа Кришны: убийство Шишупалы и Джарасандхи и освобождение плененных царей, священны и тот, кто услышит о них от сведущего человека, немедленно освободится от последствий всех своих греховных деяний.
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается семьдесят четвертая глава книги "Кришна - источник вечной радости" под названием "Освобождение Шишупалы".
ГЛАВА 75: Обида Дурьодханы
Царь Юдхиштхира был известен как аджата-шатру, или тот, у кого нет врагов. Поэтому полубоги, цари, мудрецы, святые и все люди очень обрадовались, когда увидели, что Раджасуя-ягья, которую проводил царь Юдхиштхира, успешно завершена. То, что один Дурьодхана не радовался этому, очень удивило Махараджу Парикшита, и он спросил Шукадеву Госвами в чем тут причина.
Шукадева Госвами сказал: "Почтеннейший царь Парикшит, твой дед Махараджа Юдхиштхира был поистине великой душой. Он привлекал к себе всех своим добронравием и обращал каждого в своего друга. Поэтому его называли аджата-шатру, тот, у кого нет врагов. Во время Раджасуя-ягьи он поручил всем членам династии Куру разные обязанности. Бхимасена возглавлял кухню, Дурьодхана заведовал казной, Сахадева встречал и размещал гостей, Накула доставал все необходимое для ягьи, а Арджуна следил за тем, чтобы старшие гости ни в чем не испытывали неудобств. Самым удивительным было то, что Кришна, Верховная Личность Бога, взялся омывать стопы всем прибывающим гостям. Царице, богине процветания, Драупади поручили кормить гостей, а Карне, который славился своей благотворительностью - раздавать дары. Так все Кауравы: Сатьяки, Викарна, Хардикья, Видура, Сантардана, Бхуришрава, сын Бахлики, и другие помогали проводить жертвоприношение Раджасуя. Все они очень любили царя Юдхиштхиру, и им хотелось во всем угождать ему".
После того как Шишупалу, по милости Господа, постигла смерть, и он погрузился в духовное бытие, после того как Раджасуя-ягья была успешно завершена и всем друзьям, гостям и доброжелателям оказали подобающие почести и раздали дары, царь Юдхиштхира отправился к Ганге, чтобы совершить омовение. Реку, на которой стоял город Хастинапур, сейчас называют Ямуной, но в "Шримад-Бхагаватам" говорится, что царь Юдхиштхира совершал омовение в Ганге. Это значит, что во времена Пандавов Ямуну также называли Гангой. Когда царь совершал омовение авабхритха, вокруг раздавались звуки мриданг, раковин, барабанов панава, литавр и рожков. С ними сливался звон колокольчиков на ногах юных танцовщиц. Искусные певцы пели, а музыканты играли на винах, флейтах, гонгах и цимбалах, и их громкие звуки оглашали землю и небеса. Вместе с процессией, возглавляемой царем Юдхиштхирой, туда прибыли царственные гости из разных стран - Сринджайи, Камбоджи, Куру, Кекайи и Кошалы. Они несли многоцветные флаги, их сопровождали воины на богато убранных слонах, лошадях и колесницах, а также пешие ратники. Жрецы, их помощники и брахманы, совершавшие жертвоприношение, громко пели ведические гимны. Небожители, обитатели Питрилоки и Гандхарвалоки, а также многочисленные мудрецы осыпали собравшихся цветами. Жители Хастинапура, или Индрапрастхи, мужчины и женщины, нарядились в яркие одежды, украсили себя гирляндами и драгоценностями и умастили свои тела цветочными маслами. Они веселились, брызгая друг на друга водой, маслом, молоком и йогуртом, а некоторые даже обмазывали ими друг друга. Эти жидкости, смешаные с куркумой и шафраном, были ярко-желтого цвета. Жрицы любви, ликуя, тоже обрызгивали ими мужчин, и мужчины отвечали им тем же. Так все они радовались происходящему.
В небе на своих воздушных кораблях парили жены полубогов, которые прилетели, чтобы увидеть великую церемонию. Туда также прибыли в своих паланкинах царицы из династии Куру, нарядные и окруженные телохранителями. Господь Кришна, двоюродный брат Пандавов по матери, и Его близкий друг Арджуна брызгали в цариц водой, маслом, молоком и йогуртом. Царицы смущались, но их прекрасные лица были озарены улыбками. Их сари промокли, и сквозь влажную ткань были видны очертания их прекрасных тел, их пышная грудь и тонкий стан. Царицы тоже принесли сосуды с разными жидкостями и стали брызгать ими в своих двоюродных братьев. От бурного веселья их косы расплетались, а украшавшие их цветы падали на землю. Так Господь Кришна, Арджуна и царицы резвились и ликовали, а в это время тех, чьи сердца были полны скверны, терзали похотливые желания. Другими словами, подобные игры между мужчинами и женщинами, сердца которых чисты, приносят радость, но в тех, кто поражен материальной скверной, они пробуждают похоть.
Царь Юдхиштхира в роскошной колеснице, запряженной чудесными лошадьми, тоже присутствовал там, вместе с царицами, среди которых была и Драупади. И царь, и царицы были так прекрасны, что казались олицетворением великого жертвоприношения Раджасуя вместе со всеми его ритуалами.
За Раджасуя-ягьей следовал ведический обряд патни-самьяджа. Это жертвоприношение, которое муж должен совершать вместе со своей женой, было должным образом проведено под руководством жрецов царя Юдхиштхиры. Когда царица Драупади и царь Юдхиштхира совершали омовение авабхритха, жители Хастинапура и полубоги, охваченные радостью, стали бить в барабаны, трубить в трубы, и с небес пролился дождь из цветов. После того как царь и царица вышли из воды, все их подданные, представители всех варн, или каст - брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры - также омылись в Ганге. Веды рекомендуют совершать омовение в Ганге, потому что такое омовение освобождает человека от всех последствий его грехов. В Индии до сих пор следуют этому предписанию, и в благоприятное для омовения время миллионы людей купаются в Ганге.
После омовения царь Юдхиштхира облачился в новые шелковые одежды, надел чадар и украсил себя драгоценностями. Он также преподнес одежды и украшения всем жрецам и другим участникам ягьи и так почтил их. Царь беспрестанно осыпал почестями друзей, членов своей семьи, родственников, доброжелателей и всех присутствующих, и поскольку он был вайшнавом, великим преданным Господа Нараяны, он должным образом относился к каждому. Философы- майявади стремятся в каждом видеть Бога, но это искусственная попытка сделать все единым. Однако вайшнав, или преданный Господа Нараяны, видит в каждом живом существе неотъемлемую частицу Всевышнего Господа, поэтому отношение вайшнава к другим живым существам имеет абсолютную природу. Человек не может обращаться с одной частью своего тела иначе, чем с другими, поскольку все они принадлежат одному и тому же телу. Так и вайшнав не проводит различий между человеком и животным, ибо видит, что и в том, и в другом одновременно пребывают душа и Сверхдуша.
Все участники ягьи, освеженные после купания, в шелковых одеждах, в тюрбанах и длинных накидках, с драгоценными серьгами в ушах, жемчужными ожерельями и гирляндами из цветов были похожи на полубогов с райских планет. Особенно красивы были женщины в их роскошных нарядах. Стан каждой охватывал золотой пояс. Их лица, украшенные тилакой, обрамленные локонами и озаренные улыбкой, были так прекрасны, что от них нельзя было отвести взор.
Все, кто принимал участие в Раджасуя-ягье - самые искусные жрецы и помогавшие им брахманы, представители всех варн, цари, полубоги, мудрецы, святые и обитатели Питрилоки - были очень довольны приемом, который оказал им царь Юдхиштхира и, когда ягья закончилась, они, счастливые и радостные, отправились в свои обители. По дороге они говорили о том, как обходителен был царь Юдхиштхира. Они без устали восхвалли его деяния, так, как будто пили нектар и не могли напиться. Вскоре все гости разъехались, и только Господа Кришну и других своих близких друзей Махараджа Юдхиштхира попросил не уезжать. Господь Кришна не мог отказать царю в его просьбе. Чтобы угодить ему, Он остался, отослав в Двараку Самбу и других героев из династии Яду.
В материальном мире каждый стремится осуществить свои желания, но никому и никогда не удастся сделать это. Однако царь Юдхиштхира, благодаря своей непоколебимой преданности Кришне, смог совершить жертвоприношение Раджасуя, и тогда все его желания исполнились. Из описания Раджасуя-ягьи ясно, что это - великий океан дерзновенных замыслов и свершений. Обычный человек не способен преодолеть этот океан, но царь Юдхиштхира милостью Господа Кришны смог легко пересечь его и тем освободился от всех тревог.
Когда Дурьодхана увидел, что, совершив Раджасуя-ягью, Махараджа Юдхиштхира снискал себе великую славу и осуществил все свои желания, его стал жечь огонь зависти, ибо его ум всегда был пропитан ядом. Больше всего он завидовал великолепному дворцу, выстроенному для Пандавов демоном Майей. Этот чудесный дворец был сооружен так искусно, что мог быть достойным великих царей, царевичей или предводителей демонов. В этом прекрасном дворце Пандавы жили вместе со своими близкими, и царица Драупади мирно служила своим супругам. Поскольку в дни Раджасуя-ягьи там находился и Господь Кришна, дворец также украшали тысячи Его цариц. У каждой из цариц был тонкий стан и пышная грудь, и когда они проходили по дворцу, колокольчики на их ногах мелодично позванивали в такт их движениям, и весь дворец казался роскошнее небесного царства. Царицы припудривали свою грудь шафраном, и от этого жемчужные ожерелья на их груди казались нежно розовыми. В ушах у них сверкали серьги, по плечам струились косы, делая цариц еще прекраснее. Когда Дурьодхана увидел во дворце царя Юдхиштхиры таких красавиц, его охватили зависть и вожделение. Они становились еще сильнее, когда Дурьодхана смотрел на Драупади, поскольку он воспылал к ней страстью еще до того, как она вышла замуж за Пандавов. Дурьодхана тоже присутствовал на церемонии, когда Драупади выбирала себе жениха. Как и другие царевичи, он был пленен ее красотой, но не смог добиться ее руки.
Однажды царь Юдхиштхира восседал на своем золотом троне во дворце, построенном демоном Майей. Там присутствовали четверо его братьев, другие родственники, а также его великий доброжелатель, Верховный Господь Кришна. Казалось, царь Юдхиштхира владел богатствами не меньшими, чем сам Господь Брахма. Когда царь сидел на троне, окруженный друзьями, и певцы возносили ему хвалу, во дворец вошел Дурьодхана вместе со своими младшими братьями. На голове у него был шлем, а в руках - меч. Всегда завистливый и злобный, он из-за пустяка разразился бранью на стражей и разгневался еще больше. Искусный демон Майа сделал некоторые залы дворца так затейливо, что не знавший секрета мог принять пол за воду, а воду за пол. Поддавшись иллюзии, созданной демоном Майей, Дурьодхана по своей глупости свалился в воду, приняв ее за пол, чем очень рассмешил цариц. Махараджа Юдхиштхира понял, какие чувства владеют Дурьодханой, и попытался удержать цариц от смеха, но Господь Кришна знаком показал царю, что ему не следует мешать их веселью. Кришна хотел, чтобы Дурьодхана попал впросак, и все посмеялись над его глупостью. Услышав смех, Дурьодхана почувствовал себя глубоко оскорбленным и затрясся от злости. Понурив голову, он тут же вышел из дворца. Он не стал возмущаться и не проронил ни слова. Когда Дурьодхана в гневе удалился, все, и особенно царь Юдхиштхира, пожалели о том, что произошло. И только Кришна хранил молчание. Он не высказывал ни сожаления, ни радости по поводу случившегося. Очевидно, Дурьодхана был ввергнут в иллюзию по воле Самого Господа Кришны, и с тех пор между двумя ветвями династии Куру началась непримиримая вражда. Все это было частью замысла Кришны, который пришел на землю, чтобы освободить ее от непосильного бремени.
Царь Парикшит спросил у Шукадевы Госвами, почему Дурьодхана не радовался успешному завершению Раджасуя-ягьи, и в ответ Шукадева Госвами рассказал ему эту историю.
На этом в изложении Бхактиведанты заканчивается семьдесят пятая глава книги "Кришна - источник вечной радости" под названием "Обида Дурьодханы".
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|