Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема №1 Внешнеэкономические операции как объект контракта купли-продажи





Тема №1 Внешнеэкономические операции как объект контракта купли-продажи

Определение и классификация внешнеэкономических операций.

Типовая внешнеторговая сделка купли-продажи и ее оформление.

Сущность, виды и механизм действия внешнеторговых контрактов.

Цены и общая сумма контракта, условия платежа.

Качество, упаковка, маркировка товара, штрафные санкции, форс-мажор.

 

Определение и классификация внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая операция - это комплекс действий участников торгового процесса, представляющих разные страны, с целью осуществления торгового обмена.

Участников торгового процесса, или контрагентов, должно быть не менее двух: продавец и покупатель. Возможны следующие классификации внешнеэкономических операций

Таблица 1.

 

Классификация внешнеэкономических операций по основным признакам

 

1. По направлениям торговли Товарообменная торговля Торговля научно-техническими достижениями и оказание услуг Торгово-посредническая деятельность Торговля состязательного типа Встречная торговля, бартер, выкуп устаревшей продукции, торговля на компенсационной основе и давальческом сырье
2. По группам товаров Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные Купля-продажа лицензий, факторинг, «ноу-хау», инжиниринг, операции на условиях подряда, аренды; туристические, транспортные, банковские, посреднические, компьютерные
3. По степени готовности товара к продаже Поставка машин и оборудования, сырьевых, продовольственных и непродовольственных товаров Поставка готовой продукции, узлов и деталей для сборки, комплектного оборудования
4. По оказываемым услугам Консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские
5. По видам торговли Аукцион, международные торги, биржевая торговля

По другим пяти признакам. По направлениям торговли операции подразделяются на:



- экспортные операции;

- импортные операции;

- реэкспортные операции;

- реимпортные операции.

По видам товаров можно выделить следующие группы:

- машины и оборудование;

- сырьевые товары;

- потребительские товары;

- торголя услугами.

По степени готовности товаров к продаже внешнеторговые операции бывают следующими:

- торговля готовой продукцией;

- поставка узлов и деталей для последующей сборки;

- поставка комплексного оборудования;

- поставка запасных частей.

По видам торговли операции подразделяются на группы:

- встречная торговля;

- бартерные сделки;

- компенсационные соглашения;

- аукционные сделки;

-биржевая торговля.

 

Тема 2. Учет импортных операций

Документарное оформление импортных операций для их учета.

Налогообложение и учет импортных товаров при ввозе в Российскую Федерацию

Таблица 1

Классификация условий ИНКОТЕРМС-2000 по обязанностям продавца

и используемым видам транспорта

Название условия на языке Индекс группы Обязанности продавца Вид транспорта
Английском краткое, полное русском
EXW, Ex Works Франко-завод E Отправка товара Любой
FCA, Free Carrier Франко-перевозчик F Оплата основных расходов по перевозке Воздушный, железнодорожный
FAS, Free Along-side Ship Франко вдоль борта судна, ФАС F То же Морской, речной
FOB, Free on Board Франко-борт, ФОБ F – " – – " –
CFR, Cost and Freight Стоимость и фрахт C Оплата расходов по перевозке – " –
CIF, Cost, Insurance and Freight Стоимость, страхование и фрахт, СИФ C Оплата расходов по перевозке Морской, речной
CPT, Carriage Paid To Перевозка оплачена до … C То же Любой
CIP, Carriage and Insurance Paid To Перевозка и страхование оплачены до … C – " – – " –
DAF, Delivered At Frontier Поставлено на границу D Поставка товара – " –
DES, Delivered Ex Ship Поставлено франко-судно D – " – Морской, речной
DEQ, Delivered Ex Qiay Поставлено франко-причал D – " – – " –
DDU, Delivered Duty Unpaid Поставлено, пошлина не оплачена D – " – Любой
DDP, Delivered Duty Paid Поставлено, пошлина оплачена D – " – – " –

Если в договоре купли-продажи указаны термины DEQ (поставка с пристани) или DDP (поставка с оплатой пошлины), то иностранный продавец для осуществления импортных таможенных процедур может привлечь таможенного брокера. Если продавец не в состоянии обеспечить таможенную очистку импортных товаров, то в договоре следует указать термины DDU (поставка без оплаты пошлины) и DES (поставка с судна).

Необходимо обратить внимание, что, согласно всем условиям поставки (за исключением EXW (с завода)), продавец обязан предоставить импортеру транспортные накладные, подтверждающие передачу товара перевозчику. Кроме того, если контракт заключен на условиях CIP или CIF , то продавец обязан также предоставить покупателю страховой полис, выписанный на его имя. Минимальная сумма страховки, если в контракте не указано иное, должна составлять 110 процентов от контрактной стоимости товаров.

Продавец и покупатель, использующие условия поставок «Инкотермс», должны в договоре купли-продажи сделать ссылку на Международные правила толкования торговых терминов.

В бухгалтерском учете у импортера, исходя из условий договора купли-продажи и термина «Инкотермс», исходя из соответствующих операций делаются следующие бухгалтерские проводки.

1. Оприходованы импортные товары (дата перехода права собственности подтверждается транспортными накладными);

ДЕБЕТ 07,08,10,15,41 КРЕДИТ 60

2. Отражены затраты на транспортировку, страхование, экспедирование импортных товаров (в соответствии с условиями поставок «Инкотермс»).

ДЕБЕТ 07,08,10,15,41 КРЕДИТ 60

При ввозе импортных товаров на таможенную территорию Российской Федерации с их таможенной стоимости начисляются также таможенная пошлина и таможенные сборы. Величина этих платежей указывается в графе 47 ГТД. Так, в отношении импортных товаров, оформляемых в режиме «выпуск для свободного обращения», рассчитываются:

- таможенный сбор в рублях (0,1% от таможенной стоимости) - код платежа 10;

- таможенный сбор в валюте (0,05% от таможенной стоимости) - код платежа 11;

- таможенная пошлина (ставка определяется в зависимости от вида товаров) - код платежа 20.

Таможенные сборы и пошлина уплачиваются до или одновременно с принятием ГТД в рублях или иностранной валюте.

В бухгалтерском учете уплата таможенных платежей отражается следующим образом.

1. Начислены таможенные сборы и пошлина;

ДЕБЕТ 07, 08,10,12.41 КРЕДИТ 76

2.Уплачены таможенные сборы и пошлина

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51, 52

Бухгалтерский учет налоговых платежей, уплаченных на таможне, зависит от порядка налогообложения импортных товаров, установленного НК РФ.

Если в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ НДС, уплаченный на таможне, принимается к вычету, то в учете его уплата отражается записями:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

- начислен НДС, подлежащий уплате на таможне;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51, 52

- уплачен НДС на таможне;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

- НДС принят к вычету.

Если в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ НДС учитывается в стоимости приобретенных импортных товаров, то в учете делают следующие проводки:

ДЕБЕТ 07,08,10,15,41 КРЕДИТ 76

- начислен НДС, подлежащий уплате на таможне;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51, 52

- уплачен НДС на таможне.

Учет акцизов по подакцизным товарам, подлежащим налогообложению при ввозе на территорию Российской Федерации, ведется следующим образом:

ДЕБЕТ 07,08,10,15,41 КРЕДИТ 76

- начислен акциз, подлежащий уплате на таможне;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51, 52

- уплачен НДС на таможне.

Если же ввезено подакцизное сырье для производства подакцизных товаров, то на основании пункта 3 статьи 199 НК РФ, акциз, уплаченный на таможне, принимается к вычету.

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76

- начислен акциз, подлежащий уплате на таможне;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51,52

- уплачен акциз на таможне.

Отметим некоторые особенности налогового учета по импортным операциям

Если организация ведет налоговый учет «по начислению», то стоимость товаров в налоговом учете подлежит пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ на дату перехода права собственности на импортные товары. В этом случае стоимость, по которой им­ортные товары приходуются в бухгалтерском учете, совпадает со стоимостью этих товаров в налоговом учете.

В данном случае различия могут возникнуть лишь в учете процентов за пользование заемными средствами и в учете суммовых разниц. Следует отметить, что эти различия возникают не только по импортным товарам, но и по любым другим товарам.

В налоговом учете проценты и суммовые разницы относятся к внереализационным доходам и расходам поскольку в бухгалтерском учете проценты и суммовые разницы включаются в стоимость товаров, если эти расходы произведены до даты принятия товаров к учету.

Кроме этого, существует еще одна проблема налогового учета, которая касается невозмещаемых налогов.

Как известно, в бухгалтерском учете невозмещаемые налоги (НДС, акциз, если это предусмотрено НК РФ, налог с продаж) включаются в стоимость материальных запасов и основных средств.

В налоговом учете невозмещаемые налоги к стоимости материальных ценностей и основных средств не относятся. Это следует из буквального прочтения пункта 2 статьи 254 НК РФ и пункта 1 статьи 257 НК РФ. Эти расходы учитываются в составе прочих расходов организации по мере оприходования товаров. Соответственно при расчете налога на прибыль они в полном объеме уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Таким образом, в бухгалтерском и налоговом учете стоимость товаров может различаться на сумму невозмещаемых на­логов.

Вообще такое различие крайне неудобно, и по вопросу налогового учета невозмещаемых налогов требуются дополнительные разъяснения. При этом следует заметить, что учет невозмещаемых налогов в стоимости товаров ведет к более равномерному списанию суммы налога на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, и соответственно к завышению налога, подлежащего уплате в бюджет, по сравнению с суммой налога в том случае, если бы НДС полностью относился к прочим расходам.

Если налоговый учет ведется «по оплате», то цена, по которой импортные товары отражаются в налоговом учете, будет формироваться исходя из курса Центрального банка РФ на дату их оплаты. Поэтому данные бухгалтерского и налогового учета будут различаться уже на дату признания расходов по оприходованию импортных товаров.

В этой связи организации, ведущие учет «по оплате», должны отражать формирование стоимости импортных товаров в налоговых регистрах и данные бухгалтерского учета по импортным товарам при расчете налога на прибыль не использовать.

 

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60, 76

3. За счет доверителя начислены расходы, связанные с приобретением импортных товаров

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 60

4. Оплачены расходы, подлежащие возмещению доверителем

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

5.Начислена выручка от реализации посреднических услуг;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90

6. Начислен НДС;

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68,76

7. Списаны расходы

ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 26

8.Определен финансовый результат

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

В настоящее время организация налогового учета у предприятий, осуществляющих деятельность в сфере посреднических услуг, на сегодняшний день является одной из самых сложных, прежде всего это связано с оценкой незавершенных работ и услуг на конец отчетного периода.

Совершенствование организации налогового учета у посреднического предприятия должно на наш взгляд осуществляться по следующим направлениям.

В соответствии со статьей 318 НК РФ, к прямым расходам относятся:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве работ, услуг.

Таким образом, для организации налогового учета в посреднической деятельности, прежде всего, необходимо определить, какие расходы будут относиться к прямым.

По-видимому, это могут быть следующие расходы на содержание отдела менеджеров, занимающегося непосредственно заключением внешнеторговых договоров:

- заработная плата менеджеров и суммы ЕСН, начисленные на нее; - амортизация основных средств, используемых непосредственно в этом отделе (например, компьютеров, факсов, мобильных телефонов и т. п.);

- стоимость материальных ресурсов, отпущенных непосредственно в этот отдел (например, канцтоваров).

Все остальные расходы посреднической организации относятся к косвенным. При разработке налоговой политики рекомендуется организации указать, какие расходы будут учитываться в составе прямых, а какие - в составе косвенных.

По окончании отчетного периода косвенные расходы полностью уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Прямые расходы для расчета налога на прибыль нужно распределить. Согласно статье 319 НК РФ, для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг).

Следует заметить, что приведенная формулировка дает возможность организации самостоятельно разработать экономически обоснованный метод распределения прямых расходов. Одним из таких методов может быть распределение прямых расходов пропорционально выручке.

Например, в течение квартала посредническая организация работала по пяти договорам поручения. По четырем из них подписаны акты выполненных работ. Необходимо рассчитать коэффициент отношения выручки, подлежащей получению, к выручке по «рабочим» договорам. Иными словами, выручка по договору, не оформленному актом выполненных работ, делится на выручку по всем пяти договорам. Затем полученный коэффициент умножается на прямые расходы, произведенные в отчетном периоде.

Таким образом, можно рассчитать сумму прямых расходов, приходящихся на остатки незавершенного производства на конец периода в посреднической организации. Прочие прямые расходы (за минусом расходов, приходящихся на остатки незавершенного производства) уменьшают налогооблагаемую прибыль отчетного периода. Применение этого метода возможно в том случае, если посреднической организации заранее известны суммы причитающихся ей вознаграждений.

Если из условий договоров вознаграждения заранее не могут быть определены, то расчет доли незавершенных работ и услуг можно производить на основе каких-либо иных показателей. Но в любом случае метод распределения прямых расходов рекомендуется закрепить в налоговой политике.

На практике бухгалтеры часто стремятся минимизировать различия бухгалтерского и налогового учета. В рассматриваемом случае это сделать также можно, поскольку в бухгалтерском учете порядок списа­ния произведенных расходов определяется организацией самостоятельно. Как было отмечено выше, пункт 9 ПБУ 10/99 допускает списание произведенных в отчетном периоде расходов полностью. Вместе с тем, руководствуясь этим же пунктом, организация может предусмотреть в учетной политике распределение произведенных расходов между реализованными и нереализованными работами и услугами. Причем распределение расходов может производиться в порядке, установленном в НК РФ.

Тогда при соблюдении всех прочих требований налогового законодательства к расходам организации бухгалтерский регистр к счету 26 может одновременно служить и регистром налогового учета. При этом для учета прямых и косвенных расходов в соответствии с определением НК РФ следует вести отдельные субсчета на счете 26.

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10,70,69, 23,25,26

Начислен НДС по затратам на производство экспортных товаров

ДЕБЕТ ,19 КРЕДИТ 60,76

Оплачены расходы, связанные с производством экспортных товаров:

ДЕБЕТ 60,76 КРЕДИТ 51

Оприходованы на склад товары, подлежащие продаже на экспорт.

ДЕБЕТ 40 КРЕДИТ 20

Соответственно в учете у торговой организации делаются следующие бухгалтерские записи по приобретению экспортных товаров.

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

- оприходованы товары, подлежащие продаже на экспорт;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

- начислен НДС по товарам, приобретенным для реализации на экспорт;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- оплачены товары, подлежащие продаже на экспорт.

Относительно доходов и расходов по экспорту в иностранной валюте следует отметить следующее. В соответствии с пунктом 5 статьи 272 НК РФ понесенные органи­зацией расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях. Пересчет указанных расходов производится в целях исчисления налога на прибыль в зависимости от выбранного метода признания расходов.

Если организация применяет метод «по начислению», то стоимость работ и услуг, приобретенных для реализации экспортных товаров (например, стоимость международных перевозок) пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату подписания документов, подтверждающих факт исполнения таких работ и услуг (акты выполненных работ и услуг, транспортные накладные). В этом случае данные бухгалтерского учета о стоимости работ совпадают с данными налогового учета.

Если учет ведется «по оплате», то стоимость работ и услуг определяется по курсу на дату их оплаты. При этом, как было отмечено выше, при исчислении налога на прибыль курсовые разницы не учитываются.

В соответствии с пунктом 3 статьи 248 НК РФ при исчислении налога на прибыль доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному на дату признания этих доходов.

Для организаций, ведущих налоговый учет «по начислению», датой признания доходов от реализации товаров является день перехода права собственности на реализуемые товары. Поэтому валютная выручка подлежит пересчету по курсу ЦБ РФ на дату перехода прав собственности на экспортируемые товары. Следует отметить, что такой же порядок установлен и в бухгалтерском учете. Поэтому у организаций, ведущих налоговый учет «по начислению» данные налогового и бухгалтерского учета о суммах дохода, полученного в иностранной валюте, совпадают.

Для организаций, ведущих налоговый учет «по оплате», датой признания дохода в иностранной валюте является день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу организации. При этом учет, курсовых разниц такие организации не ведут. Данные бухгалтерского и налогового учета у организаций, исчисляющих налог на прибыль «по оплате», не совпадают. Учет выручки, полученной в иностранной валюте, такие организации ведут в отдельных налоговых регистрах.

 

 

3.2. Особенности налогообложения экспортных товаров НДС и акцизами.

Важнейшая особенность данного вида налогообложения состоит в том, что реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, облагается по нулевой налоговой ставке, а НДС, уплаченный при производстве (приобретении) этих товаров, подлежит вычету при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Данные положения не распространяются на реализацию товаров в республику Беларусь, а также на реализацию нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ. Реализация товаров в республику Беларусь облагается НДС по ставкам, установленным для реализации товаров внутри Российской Федерации. При этом НДС, уплаченный при производстве (приобретении) этих товаров, подлежит вычету на общих основаниях.

Рассмотрим порядок применения нулевой налоговой ставки в случае экспорта товаров, освобожденных от НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 149 НК РФ.

Пункт 5 статьи 149 НК РФ запрещает организации отказываться от налогового освобождения в зависимости от того, кто является покупателем. Поэтому если организация пользуется льготами, предусмотренными пунктом 3 статьи 149 НК РФ, то и реализация ука­занных товаров на экспорт не подлежит налогообложению даже по ставке 0 процентов. Соответственно и НДС, уплаченный при производстве (закупке) таких товаров, не возмещается. Если же организация возмещает НДС по экспорту необлагаемых товаров, то существует практика отказа от применения этой льготы при реализации товаров внутри Российской Федерации.

Выделим документы, которые необходимо представить в налоговый орган, чтобы подтвердить правомерность нулевой налоговой ставки и налоговых вычетов по экспортируемым товарам. К этим документам относятся:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара - на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров.

Если незачисление валютной выручки от реализации товаров осуществляется в соответствии с порядком, предусмотрен­ным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, то экспортер представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации.

Следует особо отметить, что Налоговый кодекс РФ требует зачисления экспортной выручки именно со счета покупателя экспортных товаров. Вместе с тем для соблюдения норм валютного законодательства важно лишь обеспечить зачисление выручки на счет экспортера, открывшего Паспорт сделки. А вопрос, от кого поступила указанная выручка, не имеет особого значения. Таким образом, для правомерного применения нулевой налоговой ставки и налоговых вычетов в случаях, когда выручка поступает от третьего лица, рекомендуем составлять тройственный договор либо представлять копии документов, на основании которых иностранный покупатель передает обязанность по оплате товаров третьему лицу;

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза представляются следующие документы:

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Организация может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты представляются также следующие документы:

- копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой «Погрузка разрешена» пограничной таможни Российской Федерации;

- копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе «Порт разгрузки» указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

При вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом представляется копия международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Указанные выше документы должны быть представлены в налоговый орган не позднее 180 дней, считая от момента даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в режиме экспорта или транзита.

При этом в целях исчисления НДС товары считаются реализованными на последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 ПК РФ.

За этот же отчетный период составляется отдельная налоговая декларация по НДС по ставке ноль процентов и представляется в налоговые органы. В книге продаж регистрируется счет-фактура на товар, переданный иностранному покупателю.

Возмещение НДС, относящегося к экспорту, производится в течение трех месяцев, считая со дня представления отдельной налоговой декларации. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В течение этого периода налоговые органы имеют право на основании статьи 88 НК РФ запросить у организации также:

- договор (копия договора) купли-продажи или мены товаров (выполнения работ, оказания услуг) между экспортером и поставщиком товаров, работ, услуг, использованных при про­изводстве и реализации экспортных товаров;

- документы, подтверждающие фактическую оплату товаров, работ, услуг, использованных при производстве (закупке) и реализации экспортных товаров.

Если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении НДС, он обязан представить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10 дней после вынесения решения.

Если решение об отказе не принято и (или) экспортеру не представлено мотивированное заключение, то налоговый ор­ган обязан принять решение о возмещении суммы НДС и уведомить об этом организацию в течение десяти дней.

При этом решение о возмещении НДС принимает налоговый орган по месту постановки экспортера на учет, если сумма возмещаемого налога не превышает 5 млн. рублей, а также в случаях возмещения НДС традиционным экспортерам независимо от суммы налога.

В остальных случаях решение о возмещении НДС принимаются соответствующими управлениями Федеральных Министерств.

Кратко охарактеризуем особенности возмещения НДС. В случае наличия недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам и сборам, а также задолженности по при­сужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10 дней сообщают о нем экспортеру.

При отсутствии недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным на­логовым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по НДС и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, либо подлежат возврату экспортеру по его заявлению. Решение о возврате должно быть принято налоговым органом в течение трех месяцев со дня представления отдельной налоговой декларации и в тот же срок направлено в органы федерального казначейства.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. При нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты ис­ходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

При реализации экспортных товаров широко применяется практика авансовых платежей. Существуют определенные особенности учета НДС с авансов по экспортным товарам. В соответствии с пунктом 1 статьи 162 НК РФ суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, включаются в налоговую базу по НДС. При этом авансы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату поступления аванса. НДС рассчитывается по ставке 9,09 процента или 16,67 процента в зависимости от того, по какой ставке товары облагаются внутри Российской Федерации.

Сумма налога, рассчитанная с аванса, подлежит вычету при реализации экспортных товаров, то есть на дату, когда собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Не подлежат обложению НДС суммы авансовых платежей, полученные под экспорт товаров, производственный цикл которых превышает 6 месяцев. Перечень таких товаров утвержден соответствующим постановлением Правительства РФ .

Относительно налогообложения экспортных товаров акцизами необходимо отметить следующее. Не подлежит налогообложению реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта (ст. 183 НК РФ). Причем применение этой нормы возможно лишь при ведении и наличии отдельного учета операций по производству и реализации таких подакцизных товаров.

Освобождение от налогообложения представляется только при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта непосредственно налогоплательщиком - производителем этих товаров, а также собственником нефтепродуктов, выработанных из собственного сырья по договору о переработке нефти с нефтеперерабатывающим заводом.

Экспортер может не уплачивать акциз при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. Такое поручительство (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления экспортером в установленном порядке документов, подтверждающих факт экспорта.

При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) экспортер уплачивает акциз в соответствии с общим порядком, предусмотренным для операций по реализации подакциз­ных товаров на территории Российской Федерации. Уплаченные суммы акциза и соответствующая пеня впоследствии подлежат возврату при условии представления в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

Перечень таких документов установлен статьей 198 НК РФ. Он аналогичен перечню документов, предъявляемых экспортером для возмещения НДС. Причем эти документы должны быть представлены в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров. Если в течение этого срока указанные документы не представлены, то акциз считается уплаченным (уплачивается, если ранее была представлена банковская гарантия) в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации.

Возврат акциза производится в порядке, предусмотренном статьей 203 НК РФ. В целом установленный порядок повторяет налоговые нормы по возврату НДС экспортерам.

 

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

- оприходованы экспортные товары;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

- оплачено поставщику;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51

- уплачен в бюджет НДС, относящийся к производству экспортных товаров.

В заключении данного раздела следует отметить, что производители могут применять и какой-либо иной способ расчета сумм НДС, относящихся к производству экспортной продукции, однако необходимо, чтобы этот способ был утвержден в налоговой политике по НДС.

ДЕБЕТ 52-1 КРЕДИТ 62

- поступила выручка (предоплата) от покупателей;

ДЕБЕТ 52-1 КРЕДИТ 75

- зачислены дивиденды по вкладам и инвестициям;

ДЕБЕТ 52-1 КРЕДИТ 66,67

- зачислены валютные кредиты или займы.

По кредиту счета 52-1 отражается списание валютных средств для обязательной продажи и перевод валютных средств, не подлежащих обязательной продаже:

ДЕБЕТ 57 КРЕДИТ 52-1

- списана иностранная валюта, подлежащая продаже;

ДЕБЕТ 52-2 КРЕДИТ 52-1

- списана иностранная валюта, не подлежащая продаже.

Соответственно по дебету счета 52-2 в корреспонденции с кредитом счета 52-1 отражается зачисление иностранной валюты, оставшейся после продажи, или валюты, не подлежащей обязательной продаже.

По кредиту счета 52-2 делаются бухгалтерские записи по расходованию иностранной валюты:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 52-2

- получена иностранная валюта в кассу;

ДЕБЕТ 55 КРЕДИТ 52-2

- списана валюта для открытия аккредитива;

ДЕБЕТ 57 КРЕДИТ 52-2

- списана валюта, подлежащая продаже;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52-2

- перечислено поставщикам и подрядчикам;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 52-2

- погашена задолженность перед бюджетом;

ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 52-2

- погашена задолженность перед подотчетным лицом;

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 52-2

- погашена задолженность перед инвестором;

ДЕБЕТ 66,67 КРЕДИТ 52-2

- погашена задолженность по кредитам или займам.

Таким образом, поступления валютных средств отражаются по дебету транзитного счета, а их расходование по кредиту текущего валютного счета.

Однако из этого правила имеется исключение. Это исключение состоит в том, что с транзитного валютного счета могут быть произведены расходы:

- в пользу нерезидентов (на их валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации или в иностранных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

- в пользу юридических лиц - резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки, страхования и экспедирования грузов по территории иностранных государств и в международном транзитном сообщении;

- по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур;

- в пользу уполномоченных банков по начисленным ими комиссионным вознаграждениям за осуществление с транзитных валютных счетов платежей;

- иные расходы в случаях, разрешенных Банком России.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.