Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОБЗОРНЫЕ И МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕМЫ





Структурно курс литературы в 8–11 классах включает уроки монографического и обзорного изучения историко-культурных и историко-литературных сведений. Как показывает анализ методической литературы и опыт учителей-практиков, типичными недостатками уроков-обзоров являются: механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения; информативная перегруженность; приобретение знаний на уровне абстрактных понятий без опоры на художественный текст, на эмоциональные впечатления; уменьшение доли текстуального анализа; отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину.

Обзорные темы в курсе литературы разнообразны по содержанию и по принципам, на основе которых они выделе­ны. Обзор–это изложение обозрения, т. е. видного со всех сторон, рассмот­ренного в общем виде, краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. В теории и практике школьного преподавания литературы закрепилось употребление понятия «обзор» 1) для указания на степень «развернутости» рассмотрения объекта (историко-литературные сведения, творчество писателя, художественное произведение); 2) для характеристики уроков особой структуры.

Н.И Кудряшев определеяет обзоры как особого вида уроки, требующие сложного сочетания лекции учителя, сообщений учащихся и чтения полностью или в извлечениях художественных произведений, т.е репродуктивного, эвристического и исследовательского методов. Обзорная тема включает краткий синтез художественных текстов, сведений о развитии культуры и/или литературы определенного периода, а также отдельных авторах. При обзорном изучении историко-культурного или художественного явления в нем раскрывается лишь наиболее важные особенности.

Монографическому изучению творчества виднейших представителей определенного периода в истории литературы предшествует обзорное рассмотрение данного этапа.

Примерный план изучения обзорной темы

1. Определение хронологических границ эпохи и обоснование этой периодизации.

2. Исторические предпосылки, вызвавшие к жизни и определившие характер и особенности дан­ного периода.

3. Общая характеристика литературы и искусства эпохи, картина литературного движения, основное содержание исто­рико-литературного процесса: а) ведущие литературные течения на данном этапе истории литературы; б) основные темы и проблемы, выдвинутые писателями;в) новые герои, изменение отношения к героям предшествую­щих эпох;г) крупнейшие прозаики, поэты, драматурги, критики, их ос­новные произведения;д) литературный стиль эпохи, изменения в области литератур­ных жанров.

4.Более подробное изложение материала об отдельных худож­никах и произведениях, наиболее характерных для данного пе­риода.

5.Значение периода для нашего времени, вклад эпохи в историю литературы, в решение общечеловеческих проблем. Сильные и слабые стороны литературы данного периода.

Обзорные темы чаще всего раскрываются в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, выступлений подготовленных учеников. В классах с хорошей подготовкой возможна иная форма - семинарское занятие (урок-панорама), на котором учащиеся в рабочих группах самостоятельно выявляют пути решения поставленной перед ними «литературной задачи», рассматривая информационные карточки, содержащие выдержки из литературных манифестов, критических статей, писем, мемуаров, других источников.

По определению академика В.Р.Щербины, на обзорные разделы возложена задача «связывать изученные явления в общую картину литературы, объединять их единой системой проблем, принципов и идей». Обзорные разделы формируют системный взгляд на историко-культурный процесс и его внутренние закономерности, углубляют представления учащихся об основных эстетических системах в мировой культуре; ломают внутренние перегородки между монографическими темами, их разобщенность; развивают аналитические и синтезирующие способности старшеклассников.

Монографическая тема – основной содержательно-структурный элемент историко-литературного курса в школе. Логика изучения литературы в старшем звене заключается в чередовании обзорныхи монографических тем. После урока-обзора, на котором дается общая характеристики историко-культурного периода, проводится цикл уроков, посвященных изучению творчества виднейших представителей данного периода. Так, в программе IХ кл. русский реализм первой половины ХIХ в. представлен четырьмя монографическими разделами: «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума», «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика. Роман «Евгений Онегин», «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Роман «Герой нашего времени», «Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души»».

В центре каждой монографической темы – текстуальное изучение одного или нескольких программных произведений автора. Монографический подход предусматривает также рассмотрение биографии писателя, общую характеристику его художественного метода и стиля, ознакомление с оценкой изучаемого произведения (всего творчества автора) в литературной критике, освоение включенных в данный раздел программы теоретико-литературных понятий, написание итогового сочинения или выполнение другой итоговой работы.

Различны «пути» анализа изучаемого текстуально произведения: по ходу развития сюжета, пообразный, проблемно-тематический, комбинированный. На уроках анализа художественного произведения используются такие приемы, как комментированное чтение, анализ эпизода, пересказ, составление характеристики, сопоставление героев и эпизодов, работа с иллюстрациями и др.

Выбор «тактики» монографического рассмотрения творчества конкретного автора зависит от жанровой специфики и художественных особенностей произведения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, воспитательных и частнометодических целей. Эффективности изучения монографических тем способствуют вариативность избираемых учителем методов работы, чередование репродуктивных и творческих приемов, монологической и диалогической речи.

Работа над монографической темой предполагает установление связи между творчеством отдельных писателей, изучение преемственности в проблематике, образах, эстетических принципах и идейном содержании произведений. Такая «перкличка» тем, идей, образов формирует историческое мышление учащихся, приучает их рассматривать изучаемые явления в связи и взаимосвязи.

 

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ

Изучение биографии писателястроится на следующих принципах:

– историзм (показ эволюции жизненного и творческого пути);

– систематичность и последовательность(четкая концепция личности и творчества; взаимосвязь изучения биографического материала и литературных произведений);

– актуальность обучения, проблемность (современность акцентов в трактовке фактов личной и творческой биографии);

– воспитывающее обучение (выделение идеологических, нравственных и эстетических проблем, которые интересны учащихся, воспитание ученика через материал);

– доступность, занимательность (беллетризированный характер излагаемого материала);

– межрпредметные связи литературы с искусством, географией, историей, психологией, эстетикой, этикой, музейным делом, краеведением);

– наглядность (активное использование визуальной, слуховой и мультимедийной наглядности).

Место биографии в системе работы:

1) биография, предваряющая анализ произведений;

2) изучение биографии, сопутствующее рассмотрению творческого пути, последовательное изучение основных периодов жизни и творчества, (период биографии–произведение → период биографии–произведение);

3) биография как комментарий к лирическому произведению (произведение→ факт биографии; произведение→ факт биографии).

 

Ни одна монографическая тема не обходится без «биографического предисловия», которое в средних классах занимает часть урока (5–15 минут), а в старших носит самостоятельный и законченный характер и может занимать целый урок.

 

 

Школьной программой предусмотрены формы ознакомления с биографическим материалом:

1. Жизненный и творческий путь – обстоятельное знакомство с этапами жизни и творчества писателя (Пушкин, Толстой). Эволюция творчества.

2. Очерк жизни и творчества – сжатый вариант жизненного и творческого пути. Основная форма рассказа о писателе в старших классах. Краткий очерк жизни и творчестваиспользуется в курсе 11 класса.

3. Биографическая справка – сведения о жизни и творческом пути (без жесткой схемы), изложение наиболее ярких, переломных в жизни писателя фактов биографии. Более подробно о периоде, связанном с созданием произведения, изучаемого текстуально.

4.Слово о писателе – эмоционально-психологический портрет писателя, краткое повествование, которое ставит своей целью привлечь внимание и симпатии к автору. Вариант – эпизод биографии – рассказ о событии или обстоятельствах жизни писателя, которые ярко раскрывают его личность (в форме эссе, очерка, новеллы).

Основные формы изложения биографического материала в средних классах –эмоциональное слово о писателе и биографическая справка.

В курсе старшей школы писательская биография рассматривается в историко-культурном контексте, когда автор воспринимается как человек и художни­к, рожденный определенной эпохой.

В старших классах при изучении биографий писателей активно используются самостоятельные виды работы: информационные доклады и сообщения, дополняющие лекцию учителя; художественно-биографические рассказы; литературно-критические выступления («слово о писателе» и др.); художественно-игровые ситуации («воображаемые встречи», «пресс-конференции» и др.), подобр «ассоциаций» из смежных видов искусства, выражающих личностные особенности и характер творчества и др.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.