Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ





Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

1) печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.); 2) электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа: мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.); 3) аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т.п.); 4) наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты– цели, содержание, формы, методы.

Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (в пеpеводе с английского – «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

Типы и виды наглядности

Принцип наглядности обучения в современной дидактике – это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации (объяснительно-иллюстративный метод).

Классификация наглядных средств по признаку восприятия учебного материала: слуховые, зрительные, синтетические. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебной информации, тем легче она усваивается.

Классификация наглядных средств с учетом их дидактических свойств. Чаще всего специалисты классифицируют наглядные средства обучения по содержанию, характеру изображаемого и форме представления:

1. Изобразительная наглядность: фоторепродукции картин; памятников архитектуры и скульптуры; фотопортреты; фотоизображения окружающего мира (природы и общества); учебные рисунки - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов; рисунки и аппликации;видеофрагменты (сюжетные видеоролики);видеофильмы (художественные и документальные).

2. Условно-графическая наглядность (логико-структурные схемы или модели): таблицы;схемы; блок-схемы; диаграммы; гистограммы; графики; макеты; карты; картосхемы;планшеты.

3. Мультимедийная наглядность (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций): все фотоизображения; анимация и 3D моделирование (без звука и с музыкальным или речевым сопровождением); аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.); видеофрагменты, или видеоролики; аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, событий, явлений и др.); видеофильмы (художественные и документальные).

Виды наглядности при изучении литературы

Этапы изучения литературной темы Виды наглядности
1. Общая характеристика исторической эпохи Документы эпохи, портреты исторических деятелей, деятелей культуры, фотокопии документальных материалов, произведения живописи
2. Знакомство с творческой биографией писателя 1. Фотографии и портреты самого писателя, его друзей, родных, близких, размещенные в фотоальбомах 2. Литературные экскурсии по памятным местам. 3. Музыкальное сопровождение. 4.Сценическая история пьесы (кинофрагменты из фильмов-спектаклей, звукозаписи сцен в исполнении мастеров театра). 5. Включение в урок материалов учебных фильмов, фрагментов телепередач.
3. Текстуальное изучения литературного произведения 1. «Фоновая» наглядность: предметы быта, обстановка, вооружение, одежда. 2. Портреты литературных героев, иллюстрации к произведению, в том числе и киноэкранизации (образы-характеры, сцены). 3. Знакомство с пейзажами, описанными в произведении писателей. 4. Фонозаписи художественных произведений.
4. Знакомство с различными интерпретациями художественного произведения 1.Графические интерпретации художественного произведения: тематически близкие произведения живописи, иллюстрации. 2. Музыкальная интерпретация. 3. Театральные интерпретации. 4. Киноверсии. 5. Литература в критике.

Беседа как дидактический прием и ведущая форма работы на уроке

В средних классах занимают основное место. В старших должна увеличиваться доля самостоятельных видов работы и лекций, но и здесь беседа занимает не менее половины всего учебного времени.

Виды бесед

По степени подготовки: свободная; по заранее известным вопросам (учителя, учебник)

По характеру учебной деятельности: репродуктивная; эвристическая; беседа с элементами диспута; проблемная, смешанного типа.

По месту в уроке, теме: предварительная; текущая; итоговая; проблемная.

По характеру задаваемых вопросов: выявление первичного впечатления; по жизненным впечатлениям; аналитическая по тексту, к критической статье.

«Свободная» беседа – вопросник заранее не предлагается, беседа строится по вопросам, возникающим в процессе работы. Но «свободная» не значит бессистемная. Преподаватель должен продумать логику проведения беседы: с чего начать, в каком направлении идти, к каким выводам привести. Уместна на этапе первоначального ознакомления с темой, произведением, автором. Свободный обмен мнениями и суждениями.

Беседа по первым впечатлениям. Ситуация «обдумывающего восприятия». Цель – развитие эмоциональных реакций, закладываются основы будущего анализа; определить, насколько полно, верно воспринято произведение при первом самостоятельном прочтении.

Каким чувством проникнуто произведение?

Что при чтение вызвало затруднение, сомнение?

Какой поступок героя запомнился?

Какие эпизоды читались с наибольшим интересом?

Что привлекает, что нравится или, наоборот, не нравится, отталкивает в герое (в манерах, в особенностях его поведения)?

Как бы вы поступили, если бы оказались на месте героя?

Что возникло перед глазами, когда вы читали эти строки? Что вы чувствовали, читая их?

Как вы думаете, что чувствовал поэт, написавший эти строки? В каком настроении он пребывал, о чем он думал или мечтал?

О чем, по-вашему, мог бы думать, размышлять, что вспоминать, какие воспоминания перебирать в памяти чело­век, написавший эти строки?

К каким эпизодам хотели бы нарисовать иллюстрации?

Какие вопросы хотели бы обсудить на уроках по произведению?

Эвристическая беседа. Виды вопросов, требующие эвристической деятельности учащихся.

1. Поиск ответа на вопрос. Способ решения учебной задачи известен.

Чем герои отличаются друг от друга?

Способ действия: нужно сопоставить поведение в одинаковой ситуации, проанализировать взаимоотношения с окружающими, сделать вывод.

2. Ответ известен. Поиск способов доказательства.

Как доказать утверждение…?

Способ действия: нужно подобрать из текста наиболее яркие примеры, выстроить в последовательности.

3. Поиск способов работы и ответа на вопрос.

Почему сделал так?

Способ действия: найти ответ, определить последовательность доказательств.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.