|
ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВАСтр 1 из 4Следующая ⇒ ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВА Методические указания
Минск 2013 УДК 656.13 (075.4) ББК 39.31я73-9 П90
Приводятся методические указания к изучению дисциплины «Пути сообщения и их транспортные качества» (перечень изучаемых вопросов, учебно-методическая карта, информационное обеспечение), а также исходные данные и методические указания к выполнению лабораторных работ. Предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 1-44 01 01«Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте». Составители: Кот Е.Н., В.Н.Седюкевич, В.Д.Чижонок
Рецензенты:
©БНТУ, 2013 ВВЕДЕНИЕ Функционирование транспортной системы требует учета условий движения транспортных средств. Себестоимость и безопасность автомобильных перевозок в значительной степени определяются транспортными качествами путей сообщения (автомобильных дорог и улиц населенных пунктов). С другой стороны, движение транспортных средств с нерасчетными характеристиками вызывает ускоренный износ и разрушение путей сообщения или их элементов и тяжелые последствия при возникновении аварийных ситуаций. Целью дисциплины является изучение условий осуществления транспортной деятельности в части путей сообщения дорожного транспорта (дорог). Основные задачи дисциплины – изучение методов оценки транспортно-эксплуатационных качеств путей сообщения различных типов, учет этих качеств при организации движения транспортных средств для автомобильных перевозок, а также изучение вопросов сооружения и содержания путей сообщения. В результате освоения дисциплины «Пути сообщения и их транспортные качества» студент должен: знать: - классификацию автомобильных дорог и улиц; - требования к автомобильным дорогам и улицам; - оценку транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог и улиц; уметь: - оценивать эксплуатационные качества автомобильных дорог и улиц и их соответствие нормативам; - выявлять опасные участки автомобильных дорог и улиц; - оценивать допускаемые осевые нагрузки на автомобильную дорогу в различные периоды года; - организовать движение по платным автомобильным дорогам; - разрабатывать мероприятия по улучшению дорожных условий движения транспортных средств.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ " ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВА" Тема 1. Введение Цели и задачи дисциплины, ее направление, связь с другими дисциплинами. Значение путей сообщения в развитии экономики Республики Беларусь. Требования транспорта к современным путям сообщения: экономичность, скорость, безопасность и удобство пассажирских и грузовых перевозок. Взаимодействие транспортного средства и пути сообщения и учет особенностей восприятия водителями транспортных средств условий движения, как научная база проектирования и эксплуатации путей сообщения. Общая классификация путей сообщения различных видов транспорта: дорожного, железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного. Классификация путей сообщения дорожного транспорта Беларуси. Расчетные скорости движения по загородным автомобильным дорогам Беларуси, улицам и дорогам населенных пунктов, их обоснование. Технико-экономические показатели возведения и эксплуатации путей сообщения. Современное состояние дорожного хозяйства Беларуси. Планы развития и совершенствования системы путей сообщения дорожного транспорта в Беларуси – повышение характеристик опорной сети дорог, реконструкция и развитие сети дорог общего пользования. Охрана труда при дорожной деятельности. Инновации в возведении и содержании автомобильных дорог и улиц. Тема 2. Элементы путей сообщения и требования к ним Земляное полотно и его элементы. Проложение дороги в насыпях и выемках. Проезжая часть, обочины, велосипедные и пешеходные дорожки, тротуары, тракторные пути. Дорожная одежда. Система отвода воды с дороги. Водопропускные сооружения. Поперечные профили земляного полотна в насыпях, выемках и на косогорах. Поперечный профиль проезжей части. Разделительная полоса на автомобильных магистралях. Краевые полосы. Переходно-скоростные полосы. Обочины. Обоснование ширины полосы движения. Скорость движения одиночных транспортных средств и транспортных потоков в различных дорожных условиях. Пропускная способность полосы движения и обоснование числа полос движения на проезжей части. Крутизна откосов земляного полотна. Изображение поперечных профилей в проектах дорог. Функциональные особенности путей сообщения в населенных пунктах. Элементы городских улиц и дорог: проезжая часть, трамвайное полотно, тротуары, велосипедные дорожки, зеленые насаждения. Требования различных городских транспортных средств к элементам улиц. Поперечные профили городских дорог и улиц и принципы их конструирования. Особые случаи проектирования поперечных профилей на набережных, подходах к мостам, парковых улицах. Подземные инженерные сети и принципы их размещения. Система отвода ливневых вод. Тема 3. План трассы и его элементы Понятие трассы. Элементы трассы. Прямые и кривые. Обоснование величины радиусов кривых в плане. Переходные кривые. Виражи и уширения проезжей части на кривых. Расчетная видимость дороги в плане. Боковая видимость придорожной полосы. Приемы обеспечения видимости. План трассы дороги, его оформление. Тема 4. Продольный профиль и его элементы Проектная линия. Необходимое возвышение дороги над прилегающей местностью из условий осушения и снегозаносимости. Рабочие отметки. Грунтовый профиль. Обоснование величины максимальных продольных уклонов. Смягчение переломов продольного профиля вогнутыми и выпуклыми вертикальными кривыми. Видимость в продольном профиле и обоснование требований к радиусам вертикальных кривых. Скорость движения транспортных средств по вертикальным кривым. Изображение продольного профиля. Принципы нанесения проектной линии в различных условиях рельефа. Особенности проектирования городских улиц в продольном профиле. Тема 5. Принципы проложения трассы на местности Расположение трассы по отношению к формам рельефа. Ландшафтное проектирование и пространственная плавность трассы. Учет требований охраны окружающей среды при проектировании и возведении дорог. Проложение дорог в районе населенных пунктов. Обходы городов, кольцевые дороги. Особенности трассирования дорог в равнинной и холмистой местности. Пересечение автомобильной дорогой больших и малых водотоков, железных и других дорог. Тема 6. Дорожные одежды Требования к дорожным одеждам. Конструктивные слои современных дорожных одежд. Классификация дорожных одежд. Конструкция наиболее распространенных типов дорожных одежд. Основные методы расчета дорожных одежд. Особенности конструкции дорожных одежд на городских улицах. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Таблица 1.1 – Классификация улиц населенных пунктов (ТКП 45.3.03-227-2010)
Таблица 1.2 – Соответствие норм проектирования улиц и дорог населенных мест и автомобильных дорог общего пользования (ТКП 45.3.03-227-2010)
При проектировании и строительстве улиц на городских территориях, которые не предусматриваются к освоению в ближайшие 10 лет, допускается применять поперечный профиль загородного типа (поперечный профиль автомобильных дорог). Основные параметры улиц населенных пунктов принимаются в зависимости от их категории в соответствии с таблицей 1.3. Проезжая часть улиц должна быть предназначена для пропуска транспортных средств с габаритными размерами, определенными в Правилах дорожного движения. Расстояние видимости Расчетные расстояния видимости при проектировании улиц населенных пунктов должны быть не менее указанных в таблице 1.4. Наименьшее расстояние для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя 1,2 м от поверхности проезжей части. В пределах зоны обеспечения видимости запрещается размещать насаждения и элементы благоустройства высотой более 0,5 м. Пропускная способность При расчетах интенсивности движения и пропускной способности различные транспортные средства следует приводить к одному расчетному – «приведенному» легковому автомобилю, применяя коэффициенты приведения. Пропускную способность одной полосы движения проезжей части магистральных улиц на перегоне следует определять по расчету в зависимости от состава движения, расчетной скорости, продольного уклона и организации движения. Таблица 1.3 – Основные параметры улиц населенных пунктов (ТКП 45.3.03-227-2010)
Таблица 1.4 Расчетные расстояния видимости при проектировании улиц населенных пунктов(ТКП 45.3.03-227-2010)
Для предварительных расчетов при проектировании сети улиц нагрузку на полосу движения допускается принимать, «приведенных единиц» в час: – для режима непрерывного движения на перегонах – от 1500 до 1800; – для регулируемого движения со светофорным регулированием при двухфазной схеме регулирования – от 500 до 600, трехфазной – от 350 до 400, четырехфазной – от 150 до 200. Пропускную способность многополосной проезжей части на перегонах следует определять с учетом коэффициента, принимаемого в зависимости от числа полос движения в одном направлении: - одна полоса – 1,0; - две полосы – 1,9; - три полосы – 2,7; - четыре полосы – 3,5. Пешеходные переходы Пешеходные переходы в одном уровне на магистральных улицах категорий А, Б и В с регулируемым режимом движения при количестве полос движения четыре и более в обоих направлениях должны оборудоваться конструктивно выделенными островками безопасности с обязательным устройством светофорной сигнализации. Конструктивно выделенные островки безопасности в стесненных условиях при реконструкции и капитальном ремонте улиц должны сооружаться за счет уменьшения ширины боковых разделительных полос. Допускается, в случае отсутствия боковых разделительных полос или их недостаточной ширины, островки безопасности сооружать за счет уменьшения ширины полос движения до 3,25 м. В исключительных случаях (стесненные условия, улицы, предназначенные для спецмероприятий, со спецмаршрутами и др.) допускается устройство островков безопасности с минимальной шириной 1,2 м и обозначением их дорожной разметкой. На пешеходных переходах при числе полос движения в обоих направлениях менее четырех островки безопасности не выделяются. Наземные пешеходные переходы и подходы к ним с тротуаров должны проектироваться под углом не менее 85° к оси проезжей части улицы. Наземные пешеходные переходы на перекрестках, как правило, должны размещаться таким образом, чтобы внешняя (по отношению к центру перекрестка) граница перехода совпадала с границей перекрестка. На существующих улицах при выборе мест размещения новых пешеходных переходов (при реконструкции и капитальном ремонте) должны обеспечиваться требования видимости поверхности проезжей части и боковой видимости. Нерегулируемые пешеходные переходы не должны размещаться на участках улиц с продольным уклоном более 40 ‰. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц высота бортовых камней проезжей части должна быть не более 0,025 – 0,040 м, при этом не допускается сужение ширины проезжей части. Уклон тротуара при спуске к проезжей части должен быть не более 100 ‰. Бортовые ограждения (бортовые камни, поребрики) не должны иметь скошенную верхнюю грань. На магистральных улицах категорий М пешеходные переходы устраиваются только в разных уровнях. На улицах категории А и Б пешеходные переходы в разных уровнях следует предусматривать при потоке пешеходов через проезжую часть более 3000 человек в час, либо при интенсивности нерегулируемого правоповоротного движения более 300 автомобилей в час. При соответствующем обосновании (увеличение пропускной способности улиц и пересечений, снижение аварийности, снижение вредных выбросов от автотранспорта и т.д.) допускается устройство пешеходных переходов в разных уровнях при меньших значениях интенсивности движения транспорта и пешеходов. Расстояния между пешеходными переходами в разных уровнях следует принимать не менее 400 м.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2
Цель работы: Ознакомление с регистрирующей аппаратурой, использующейся при выполнении диагностики автомобильных дорог 2.1. Исходные данные: а) средства определения упругого прогиба статическим методом; б) средства определения упругого прогиба динамическим методом; в) трехметровая рейка, двухопорная рейка ПКР-1 и прибор РК-1; г) толчкомер ТХК-2; д) электронный толчкомер с дистанционным управлением ТЭД2М; е) прибор для записи микропрофиля конструкции МАДИ; ж) прибор РИКАД-2 для определения параметров микропрофиля автомобильной дороги; з) динамометрическая установка ПКРС-2; и) маятниковый прибор МП-3; к) портативный прибор ППК-2 разработки МАДИ-ВНИИБД; л) прибор игольчатый типа ПКШ-4; м) лазерный профилограф. 2.2. Требуется: а) изучить назначение заданного устройства (прибора) для определения параметров дорожного покрытия; б) вычертить принципиальную схему устройства заданного регистрирующего прибора дорожного покрытия; в) описать принцип работы заданного регистрирующего прибора дорожного покрытия. Средства измерений Измерительная установка, включающая: Транспортное средство (микроавтобус); информационно-регистрирующее устройство; толчкомер с погрешностью измерения продольной ровности дорожных покрытий 5 %; устройство для измерения расстояния с погрешностью измерения 1 %; программное обеспечение, обеспечивающее фиксацию значения продольной ровности дорожного покрытия по каждому 100-метровому участку дороги. Вспомогательные средства измерения: манометр шинный типа МТИ по ГОСТ 9921 с диапазоном измерения от 0 до 1 МПа, ценой деления 0,01 МПа; термометр ртутный стеклянный по ГОСТ 13646 с диапазоном измерения от 0 °С до 55 °С, ценой деления 1 °С; набор гирь по ГОСТ 7328 с диапазоном измерения от 0 до 6 кг, классом точности 6. Применяемые средства измерений должны быть поверены согласно ТКП 8.003-2011 или аттестованы по СТБ 8004. Допускается применять другие средства измерений, метрологические характеристики которых позволяют определять контролируемые показатели с заданной точностью. Условия измерений Измерения следует производить при температуре воздуха не ниже 0 °С. Покрытие дороги не должно быть мокрым. Измерения следует выполнять по каждой полосе движения транспортных средств. СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ " ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВА" 4 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 9 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 18 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 ОЗНАКОМЛЕНИЕ НА МЕСТНОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 18 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ИЗУЧЕНИЕ РЕГИСТРИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ АВТОМОБИЛЯ-ЛАБОРАТОРИИ 28 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ АКСЕЛЕРОГРАФА.. 39 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТОЛЧКОМЕРА.. 44 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕХМЕТРОВОЙ РЕЙКИ.. 50 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОРТАТИВНОГО ПРИБОРА.. 55 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ «ПЕСЧАНОЕ ПЯТНО». 59 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА СЦЕПЛЕНИЯ ПО ДЛИНЕ ТОРМОЗНОГО ПУТИ 62
Учебное издание
ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТЫЕ КАЧЕСТВА
Методические указания
Составители: КОТ Евгений Николаевич СЕДЮКЕВИЧ Владимир Николаевич ЧИЖОНОК Василий Денисович
Технический редактор Компьютерная верстка __________________________________________________________ Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Гарнитура Таймс. Усл.печ.л.. Уч.-изд.л.. Тир. 100. Зак.. __________________________________________________________ Издатель и полиграфическое исполнение: Белорусский национальный технический университет. ЛИ № 02330/0494349 от 16.03.2009. Проспект Независимости, 65. 220013, г.Минск ПУТИ СООБЩЕНИЯ И ИХ ТРАНСПОРТНЫЕ КАЧЕСТВА Методические указания
Минск 2013 УДК 656.13 (075.4) ББК 39.31я73-9 П90
Приводятся методические указания к изучению дисциплины «Пути сообщения и их транспортные качества» (перечень изучаемых вопросов, учебно-методическая карта, информационное обеспечение), а также исходные данные и методические указания к выполнению лабораторных работ. Предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 1-44 01 01«Организация перевозок и управление на автомобильном и городском транспорте». Составители: ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|