Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ





ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1991 г. в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей страны профессия — социальный работник. Специалистов в этой области готовят на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах. Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется.

В 1990/91 учебном году их было 11, сейчас— более 120. Профильная направленность вуза предопределяет специализацию их выпускников. Ныне большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов по работе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми и т. д.). Часть вузов готовит специалистов в области социально-медицинской помощи населению и по другим направлениям.

Московский государственный университет сервиса (МГУС; до 1999 г. ГАСБУ — Государственная академия сферы быта и услуг) был среди десяти вузов, где начиналась подготовка социономов — специалистов в области социальной работы. В 1994/95 учебном году в МГУС осуществлен первый выпуск профессиональных социальных работников с вручением диплома «Специалист социальной работы» в количестве 29 человек. Ныне по заочной и очной формам здесь обучается более 1000 студентов (на бюджетной и коммерческой основе).

По направлению социальной работы в МГУС студенты имеют возможность получить диплом бакалавра (4 года обучения), специалиста (5 лет), магистра (6 лет), учиться в аспирантуре.

Проблема подготовки специалистов, получения знаний в области социальной работы стала особенно актуальной в связи с введением специальностей «Социально-культурный сервис и туризм», «Домоведение» и др. Университет готовит будущих специалистов социальной сферы, имеющих отношение к проблемам удовлетворения повседневных потребностей и интересов различных групп и слоев населения, социальной заботе о них. Знания и умения социальной работы нужны фактически всем выпускникам МГУС ввиду его уникальности. Вот почему в учебные планы целого ряда специальностей различных институтов и факультетов МГУС введен курс «Основы социальной работы» или тот же курс по содержанию, но под другим названием.

Предлагаемый курс «Основы социальной работы» включает четыре раздела.

В разделе I рассматриваются методологические основы социальной работы, а именно: социальная работа как научная и учебная дисциплина; социальная работа как особый вид деятельности;

история социальной работы в России; государственно-правовые, социологические, педагогические, психологические и коммуникативные основы социальной работы.

В разделе II раскрываются основные направления социальной работы в условиях реформирования России: охрана здоровья людей, социальная работа в сфере занятости, повышение жизненного уровня бедных и малообеспеченных, социальная работа с семьей, пожилыми людьми, инвалидами и другими группами и слоями населения, нуждающимися в социальной помощи и защите.

В разделе III анализируются проблемы управления социальной работой, подготовки социальных работников в России и дается характеристика их профессиональных и духовно-нравственных качеств.

Зарубежный опыт социальной работы, его особенности и общие с российской практикой социальной деятельности черты рассматриваются в разделе IV.

Каждая тема курса, кроме теоретического и практического материала, содержит перечень учебных и практических заданий, список основной литературы.

Таким образом, и во втором издании сохраняется прежняя структура учебника. В то же время в некоторые разделы введены новые главы и параграфы (в разделе I — § 10.8 «Средства массовой информации и социальная работа», в разделе II — глава 11 «Технологии социальной работы», в разделе III — глава 28 «Эффективность социальной работы»). В главу 13 «Физическая культура как общественное явление и ее роль в социальной защите людей» введен новый параграф — «Социальный туризм». Существенно дополнен раздел IV. Если раньше он был представлен главами об опыте социальной работы в США, Германии, Норвегии и Исландии, то во второе издание включены также главы о социальной работе в Канаде, Великобритании, Швеции и Чили.

Обновлены статистические и другие данные, внесены необходимые изменения в некоторые главы и в списки использованной литературы.


РАЗДЕЛ I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

 

Социальная работа как наука представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфической социальной деятельности. Последнюю можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе. Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения социальных проблем указанных объектов — одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Напомним, что науки разделяются на естественные, общественные (социальные, гуманитарные) и технические. Являясь в своей основе социальной (общественной) наукой, социальная работа связана и с техническими, и (особенно) с естественными науками. Проводимые в ее рамках исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными науками (с медициной, в частности), с одной стороны, а с другой — связей с социологией, психологией, педагогикой, правоведением и другими социальными (общественными) науками.

Как наука социальная работа в нашей стране находится еще в стадии становления. Отметим, что характерными признаками научной дисциплины являются наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и учебников. В последние годы открыты соответствующие кафедры в десятках вузов страны, с 1995 г. издается «Российский журнал социальной работы», подготовлены и изданы несколько учебных пособий и учебников по теории, истории и методике социальной работы.

Однако процесс становления этой науки еще далек от завершения. Именно этим, в частности, объясняется непризнание ВАКом РФ социальной работы в качестве научной дисциплины. И именно поэтому подготовка аспирантов и докторантов осуществляется в рамках аспирантуры и докторантуры по специальностям философия, социология, политология, педагогика и психология.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. Становление социальной работы как науки еще продолжается, поэтому разные точки зрения на указанные компоненты являются лишь предварительными, дискуссионными суждениями.

В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы; 2) существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика[1]. Существует мнение, что второй подход к выявлению закономерностей социальной работы более обоснован[2]. Вероятно, с этим можно согласиться, учитывая, что закон (общественная закономерность) представляет собой наиболее существенную, необходимую, устойчивую, повторяющуюся связь всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и систем, наиболее общее выражение целостности жизнедеятельности людей во всех формах их проявления.

В материалах методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы[3] указаны следующие основные закономерности социальной работы:

• взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

• обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

• решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

• зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Здесь же дано общее определение закономерностей социальной работы как существенных, устойчивых и повторяющихся связей, которые проявляются при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы и обусловливают характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений.

В других работах закономерности конкретизируются. Однако это нередко приводит к их отождествлению и переплетению с принципами.

Одним словом, идет поиск (можно сказать, даже открытие) закономерных явлений, присущих новой.научной дисциплине «Социальная работа».

Исходя из того, что социальная работа является универсальным видом деятельности, а как наука она органично связана с целым комплексом других наук, можно выделить несколько групп основных принципов теории социальной работы.

Это общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие. Общие принципы социальных (общественных) наук:

историзм, социальная обусловленность, социальная значимость. Наконец, специфические принципы социальной работы. Здесь особенно проявляется плюрализм в понимании принципов (их состава и содержания).

Назовем (как один из вариантов возможного решения проблемы) эти принципы социальной работы с учетом их классификации.

Содержательные принципы социальной работы включают гуманизм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение.

К числу психолого-педагогических принципов можно отнести модальность, эмпатию (сочувствование), аттракцию (привлекательность), доверие.

Группу методических принципов составляют дифференцированный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность.

Организационными принципами являются всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

В законодательных и других нормативных актах Российской Федерации сформулированы некоторые конкретные принципы, вытекающие из обобщения опыта социальной работы в стране. Среди них называются такие принципы: соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение их государственных гарантий; равных возможностей для граждан при получении социальных услуг; добровольного согласия граждан на получение услуг; доступности социального обслуживания; соблюдения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни; профилактической направленности; содействия социальной реабилитации и адаптации; межведомственности и междисциплинарности; деятельностного подхода; территориальной организации социальной службы; государственной поддержки добровольной общественной деятельности по оказанию социальных услуг и помощи населению.

Под методами понимаются способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется, как уже отмечалось, универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др.

Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на который направлена деятельность социального работника и социальных служб. С другой стороны, они определяются также профессией социального работника, его специализацией в той или иной области, сфере жизни, структурой социальных и других служб.

Необходимо отметить, что методы социальной работы нередко включаются в более общее понятие «социальные технологии», интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

С введением в 1991 г. в России новой профессии — специалиста по социальной работе — базовым в подготовке социальных работников на протяжении определенного времени был учебный курс «Теория и методика (технология) социальной работы». Его основная цель состояла в том, чтобы дать студентам (слушателям) целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, технологии (методики) и организации, научить их методам этой работы.

Реализуемый, в частности, в Государственной академии сферы быта и услуг учебно-тематический план (по которому учились студенты-выпускники 1994/95 учебного года) включал в себя семь разделов. В первом разделе «Методологические основы социальной работы» раскрывались сущность социальной работы как особого вида общественной деятельности, ее место и роль в жизни общества. Показывалось, что социальная сфера — это пространство социальной работы, где человек выступает одновременно и как объект, и как субъект. В этом же разделе определялись цель и задачи, принципы и методы социальной работы, ее объективные и субъективные факторы, излагалась история российской благотворительности, давалось понимание теории и методики социальной работы как науки и учебной дисциплины.

Во втором разделе «Основные направления социальной работы в условиях реформирования России» студенты знакомились с важнейшими проблемами социальной работы, с деятельностью по защите определенных групп населения (детей-сирот, пенсионеров, одиноких, беженцев и т. д.).

В третьем разделе «Социальная патология как проблема социальной работы» излагались такие острые социальные проблемы, как правонарушения, алкоголизм, наркомания, проституция и другие, т. е. проблемы социальной патологии.

В четвертом разделе «Технология социальной работы» раскрывалось все многообразие деятельности, умений социального работника: диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация и т.д.

В пятом разделе «Государственно-правовые основы социальной работы» излагалось содержание законодательных актов Российской Федерации по социальным вопросам.

В шестом разделе «Управление социальной работой» студенты знакомились с сущностью, содержанием и основными направлениями, методами и принципами управления в области социальной работы.

В седьмом разделе «Кадры социальной работы» давалась характеристика профессиональных качеств, социального статуса, подбора, подготовки и переподготовки социальных работников.

В связи с разработкой и принятием Государственного стандарта по образованию в области социальной работы данный учебный курс приобрел новый вид и по содержанию, и по структуре. Включенный в цикл общепрофессиональных дисциплин, он представлен в нем сразу несколькими предметами: теорией социальной работы; технологией социальной работы; социальной работой за рубежом; методикой исследования социальной работы; управлением в социальной работе и др. Это результат общемирового процесса дифференциации и интеграции, который проходит в своем развитии каждая наука.

Кроме того, в программу подготовки социальных работников входит и цикл специальных дисциплин, который включает как предметы собственно социальной работы, так и специальные разделы других дисциплин, изучаемых будущими социальными работниками.

В связи с этим надо отметить, что социальная работа — многопрофильная деятельность. Подготовка специалистов в этой области базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах неодинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологии, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на базовую (т. е. социальную работу), углубляя и дополняя ее различные разделы и подразделы.

В настоящем учебном курсе «Основы социальной работы» рассмотрены не только главные положения социальной работы, но и социальные аспекты, связанные с данным видом деятельности и с содержанием близких к социальной работе дисциплин.

Курс «Основы социальной работы» включает в себя лекционные, семинарские и различные формы практических занятий. При этом предпочтение отдается самостоятельной практической работе, без чего не может состояться социальный работник как специалист, профессионал.

ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду;

подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.

Таких в России — несколько десятков миллионов. По последним данным, опубликованным в печати, в стране:

пенсионеров — более 35 млн;

инвалидов— свыше б млн;

детей-инвалидов — более 500 тыс.;

злоупотребляющих спиртным и больных алкоголизмом — более 20 млн;

употребляющих наркотики — почти 4 млн;

страдающих психическими заболеваниями — 5 млн;

проституток (только в крупных городах) — несколько сотен тысяч;

ежегодно совершается самоубийств— 50-80 тыс.;

ежегодно совершается преступлений — до 3 млн;

число отбывших различные сроки в тюрьмах — 15-17% от всего

населения страны;

за последние 40 лет осуждены и отбыли наказание в исправительно-трудовых учреждениях — примерно 40 млн человек;

число неполных семей (во главе, как правило, с матерью) превысило 1,5 млн;

в 1999 г. на 1100 браков пришлось почти 750 разводов;

беженцев и вынужденных переселенцев на 1 января 1999 г. — более 7 млн;

безработных — 8 млн (профсоюзы называют цифру более 20 млн). Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной России. Названы далеко не все группы людей, нуждающихся в социальной помощи[6]. Каждый из этих десятков миллионов людей — уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняют субъекты социальной работы. К субъекту относятся все те люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Это и общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.

Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.

Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается около 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник». В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников. Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Например, в трех крупнейших городах Швеции— Стокгольме, Гетеборге, Мальмё в 1990 г. профессиональных работников насчитывалось 3,5 тыс. человек, а непрофессиональных —,46,5 тыс. человек. Социальной работой по совместительству занималось 2600 сельских почтальонов, обслуживавших более 1 млн человек.

В России за период с 1990 по 2000 г. количество профессиональных социальных работников возросло в несколько раз и на сегодняшний день составляет не менее 5 млн человек. В эти годы было подготовлено несколько сотен тысяч дипломированных социальных работников.

Нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах. Но здравый смысл подсказывает, что их, вероятно, около 8-10 млн человек, так как по среднемировой статистике на одного социального работника приходится по 10—15 человек, а по приведенным данным в России нуждающихся в социальной помощи примерно 100 млн человек. Надо иметь в виду, что эти цифры во многом гипотетичны, условны и носят в основном ориентировочный характер.

Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду еще одно обстоятельство. Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками [7].

СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В общем плане ее функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.

Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о ее объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, особенности психики, характера и т. д. Одним словом, занимается информационной работой.

На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объем, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы, методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.

Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно—легко будет ему работать, сможет или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придется вступать в деловые контакты, насколько быстро—долго придется заниматься «пациентом» и т. п.

В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально-бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется ее содержание и вид практической помощи. Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет весьма важный и необходимый компонент ее содержания.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие ее средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и специальные учетные бланки, и телефон, и деловые связи, и приемы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду: чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое — кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Социальное формирование личности отличается спонтанностью воздействия, слабой целенаправленностью. Социальная работа использует факторы развития личности, содержащиеся в учебно-трудовой деятельности, в свободном времяпрепровождении. В конечном итоге у людей формируется социальный идеал, соответствующий условиям семейной, общественной жизни, труда, обучения.

Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего использовать и оказывать помощь. Социальная педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Глубокие достаточно гибкие социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает формирование социальных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению.

Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность реального целеполагания, средства, с помощью которых можно достичь более продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата. Что касается перевоспитания, то в нем нуждается сравнительно небольшое число членов здорового коллектива. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом социальной работы. Таким путем добиваются совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Работник социальной сферы должен обладать рядом черт, включающих, например, естественную потребность помогать людям, способность облегчать их существование и социальное взаимодействие, поддерживать чувство собственного достоинства' человека и развивать его социальную ответственность. Специалисты выделяют три основных качества, которыми он должен обладать: соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности; компетентность, включающая знания и умения как в области социальной работы, так и в смежных сферах; умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциальные отношения в различных ситуациях общения. Два последних качества проявляются в целом ряде умений социального взаимодействия, например в умении менять ролевые позиции и отношения, умении облегчить общение, умении формировать новые социальные роли у клиентов и т. п.

Профессиональные знания и умения социального работника формируются при изучении соответствующих дисциплин. Учебные планы зарубежных колледжей и университетов включают целый блок дисциплин, цель которых состоит в формировании умений общаться, действовать сообща, вести переговоры и дебаты, брать интервью, готовить публичные выступления и выступать перед различной аудиторией и т. д. В российских вузах такой дисциплиной являются «Основы речевой коммуникации», в задачи которой входит формирование у студента умения выслушать своего подопечного, адекватно интерпретировать текст его письма (заявления, просьбы, жалобы и т. д.) и составить соответствующие документы в целях социальной поддержки, убедительно провести беседу с клиентом или переговоры с чиновником по защите социальных прав.

Речевая коммуникация — это речевое общение, цель которого состоит в обмене различного рода информацией. Основным средством общения является язык, однако мимика, жесты, движения человека также могут многое сказать внимательному собеседнику. Различают вербальную (словесную) и невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации, помимо жестов и мимики, относят также различные системы сигнализации (дорожные знаки, сигналы светофора, язык цветов и т. п.). Вербальная коммуникация может осуществляться в двух основных формах: письменной и' устной.

В процессе общения человек решает следующие основные задачи:

• эффективное получение информации;

• эффективная передача информации;

• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

• получение дополнительной информации о собеседнике;

• позитивная самопрезентация.

Залогом успешного решения этих задач является развитие навыков Основных видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания и говорения. Немногие люди могут сказать о себе, что они владеют этими навыками в совершенстве. Кроме того, владение языком общения (прежде всего родным), знание грамматических правил и стилистических тонкостей играют немаловажную роль в процессе общения. Зачастую интересная по содержанию речь может быть плохо воспринята аудиторией, так как выступающий произносит ее монотонно, с запинками, неправильно выговаривая слова.

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыками письма и говорения. Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить Уровень социально-культурного развития человека, его социальную "принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ УБЕЖДЕНИЯ

 

Успех в коммуникации зависит от умения эффективно владеть логикой, психологией и речью. Речи здесь принадлежит не последнее место, поскольку информация доносится до слушателя в основном посредством речи. В полемике, например, побеждает зачастую не тот, на чьей стороне истина, а тот, кто умеет быстро и точно проанализировать речь оппонента, быстро отреагировать на нее и эффективно организовать свою речь. С другой стороны, необходимо находить такую форму выражения, которая позволила бы сделать речь убедительной именно для того, кого убеждаешь. Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его к смерти.

В каждой ситуации общения используется своя стратегия, которая включает в себя осознание ситуации в целом, выделение в ней основных идей и задач целенаправленного воздействия, планирование, организацию и направление развития ситуации в интересах достижения этих целей. Стратегия общения реализуется в речевых тактиках, под которыми понимаются речевые приемы, позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации. Речевая тактика означает особый ход в построении речи при выражении различных эмоциональных состояний и достижении поставленной цели. Например, предубеждение, как отмечал Т.А. ван Дейк, анализируя тактики общения с представителями этнических меньшинств, может выражаться с помощью почти тридцати различных ходов: «предположение», «смягчение», «утрирование», «сдвиг», «взваливание вины на другого», «повтор», «приведение примера» и др.

Так, ход «обобщение» используется для того, чтобы показать, что приведенная негативная информация не случайна и не исключительна, подкрепляя возможное мнение собеседника. Типовые выражения этого хода: И так всегда; С этим сталкиваешься на каждом шагу; Это без конца повторяется.

«Приведение примера» — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте). Типовые выражения:

Вот пример; Например, на прошлой неделе...; Возьмите нашего соседа. Он...

«Усиление» направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего («привлечение внимания»), на улучшение структурной организации негативной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации. Типовые выражения: Это ужасно, что...; Это позор, что...

«Уступка» дает возможность для условного обобщения даже в случае противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т. е. составляющие части стратегии положительной самопрезентации. Типичные выражения: Среди них попадаются и хорошие люди;

Не стоит обобщать, но...; Голландцы тоже могут так поступать... (последнее является также ходом «сравнение»).

«Сдвиг» — ход стратегии положительной самопрезентации. Типичный пример: Мне-то, в общем, все равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются.

«Контраст» — ход, имеющий несколько функций. Во-первых, риторическую— привлечение внимания к участникам отношения контраста (структурирование информации). Во-вторых, семантическую — подчеркивание положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств (часто путем противопоставления МЫ — ОНИ) во всех ситуациях, где прослеживается конфликт интересов. Типичный пример: Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают; Нам пришлось долгие годы ждать новой квартиры, а они получат квартиру сразу же, как только приедут.

К- числу других речевых тактик можно также отнести следующие: неожиданность, провокация, апелляция к авторитету, прогнозирование, внесение элемента неформальности, «прямое включение», юмор.

Р. Бэндлер и Д. Гриндер описывают, как социальный работник, беседуя с главой семьи — банкиром, человеком весьма упрямым и жестоким, использовал речевую тактику «да-да-да». Отец все время жаловался на мать, плохо воспитавшую дочь, поскольку она была упрямой. И вот, когда он в очередной раз повторил свою жалобу, в диалоге была использована эта тактика.

— Вы ведь человек, немало преуспевший в жизни, не правда ли?

— Да.

— И что же, вы все это получили просто так? «Ну вот, теперь ты президент банка!»

— Нет-нет, я пробивался своими силами.

— Это значит, что вы довольно упрямы?

—Да.

— Значи







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.