|
Б. Количественное определение.Количественное определение аммиака в воде проводят с помощью фотоэлектроколориметра (ФЭК). Таблица 4. Содержание аммиака в воде в зависимости от оптической плотности раствора.
В колбу налить 50 мл исследуемой воды, прилить 1 мл сегнетовой соли, 1 мл реактива Несслера и тщательно перемешать. Через 5 мин часть содержимого колбы перелить в 10-миллиметровую кювету и измерить оптическую плотность на ФЭКе с синим светофильтром, используя в качестве контрольного раствора дистиллированную воду. Результат сопоставляется с данными табл.4. Определение содержания солей азотистой кислоты (нитритов). Принцип определения азота нитритов в воде основан на способности азотистой кислоты вступать в реакцию с реактивом Грисса с образованием азотокрасителя розового цвета. О наличии и ориентировочном содержании нитритов можно судить по интенсивности окрашивания раствора образующимся азотокрасителем. А. Качественное определение. В пробирку с 10 мл исследуемой воды прилить 0,5 мл реактива Грисса и нагреть в водяной бане при 70є С в течение 5 мин. Появление розового окрашивания указывает на наличие аниона NO2, количество которого можно определить приблизительно по табл. 5. Таблица 5. Ориентировочное определение содержания азота нитритов
Б. Количественное определение. Количественное определение нитритов в воде проводится с помощью ФЭКа с использованием зелёного светофильтра. В качестве контроля используется дистиллированная вода. Результаты оцениваются по калибровочной кривой. Определение содержания солей азотной кислоты (нитратов). А. Качественное определение. Качественная реакция на соли азотной кислоты проводится с дифениламином или бруцином. В фарфоровую чашечку налить 2 мл исследуемой воды, внести стеклянной палочкой 2-3 кристаллика дифениламина или бруцина и осторожно из пипетки наслоить несколько капель концентрированной серной кислоты. В присутствии нитратов при реакции с дифениламином появляется синее окрашивание, при реакции с бруцином - ярко - розовое, переходящее в желтое. Если в воде содержатся соли азотистой кислоты, реакция может оказаться ошибочной, т. к. они также дают с дифениламином синее окрашивание. В таких случаях к 100 мл исследуемой воды следует добавить несколько капель концентрированной серной кислоты и 2-3 кристаллика мочевины и оставить раствор при комнатной температуре на 10-15 мин. Азотистая кислота разлагается с выделением газообразного азота. Б. Количественное определение. Количественное определение нитратов в воде основано на том, что азотнокислые соли в присутствии фенола и серной кислоты образуют пикриновую кислоту, которая с помощью аммиака превращается в пикрат аммония жёлтого цвета. Количество нитратов определяется с помощью ФЭКа. 10 мл исследуемой воды нужно выпарить в фарфоровой чашечке. После охлаждения в эту чашечку прилить 1 мл сульфофенолового реактива и через 5 мин смесь развести 10-20 мл дистиллированной воды, перелить в цилиндр на 100 мл и добавить туда 10 мл 10% раствора аммиака. Чашечку 2-3 раза ополоснуть дистиллированной водой и также слить в цилиндр. Объём воды в цилиндре довести до 100 мл. При наличии нитратов в воде раствор приобретает жёлтый цвет, т. к. образуется пикрат аммония. Полученную жидкость налить в кювету ёмкостью 30 ммі и измерить оптическую плотность на ФЭКе с синим светофильтром. В качестве контроля используется дистиллированная вода. Результат сравнивается с табл. 6. Таблица 6. Содержание нитратов в воде в зависимости от оптической плотности растворов
Определение содержания хлоридов (связанного хлора) Принцип метода определения хлоридов в воде основан на способности нитрата серебра осаждать их с образованием осадка хлористого серебра белого цвета, нерастворимого в воде и в азотной кислоте. Для того, чтобы в осадок не выпадали одновременно углекислые и фосфорнокислые соли, их нужно растворить прибавлением азотной кислоты. А. Качественное определение. В пробирку налить 10 мл исследуемой воды, прибавить 2 капли концентрированной азотной кислоты, пользуясь при этом пипеткой, и 2-3 капли 10% раствора нитрата серебра. В присутствии хлоридов образуется белый осадок или помутнение раствора. Б. Количественное определение. Для количественного определения хлоридов используется титрованный раствор нитрата серебра, 1 мл которого соответствует 1 мг хлоридов. По количеству раствора, пошедшего на титрование, судят о содержании хлоридов в воде. В качестве индикатора для титрования применяется бихромат калия, который вступает в реакцию с нитратом серебра, образуя бихромат серебра, окрашивающий раствор в красно-бурый цвет. Появление такой окраски при титровании указывает на завершение осаждения хлоридов. В колбу объёмом 250 — 300 мл налить 100 мл исследуемой воды и добавить 1 мл индикатора бихромата калия и осторожно перемешать круговыми движениями. Затем налить раствор нитрата серебра в бюретку и титровать этим раствором исследуемую пробу до появления устойчивой, неисчезающей, но очень слабой красной окраски раствора. Отметить количество миллилитров нитрата серебра, пошедшего на титрование, и произвести расчёт по формуле: Х= К· n · 1000 / V, где: Х — содержание хлоридов в воде, мг/л; К — титр раствора азотнокислого серебра, равный 1 мг/мл; n- количество азотнокислого серебра, пошедшее на титрование, мл; V — объём исследуемой воды, мл; 1000 — коэффициент для перерасчёта на 1 л воды. Определение сульфатов. В пробирку наливают 4 мл исследуемой воды, прибавляют 1-2 капли соляной кислоты, 3-5 капель 5% раствора хлорида бария и нагревают до кипения. Содержание сульфат-ионов (мг/л) в воде в зависимости от её мутности таково: Слабая муть, появляющаяся через несколько минут- 1,0-10 Слабая муть, появляющаяся через 10 минут- 10-100 Сильная муть — 100-500 Большой осадок, быстро осаждающийся на дно — более 500 Допустимое их количество - до 500 мг в 1л воды. ТЕМА № 2. Гигиенические требования к качеству воды. Методы улучшения качества воды. Очистка. Продолжительность занятия -2 часа. Вид занятия: практическое. Цель занятия: ознакомиться с ГОСТ ами воды; изучить методы улучшения качества воды. Очистка. План занятия: · Определить дозу коагулянта. · Провести очистку воды. · Дать заключение. Основные вопросы темы занятия: · Санитарно-гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды (органолептические и микробиологические показатели, химический состав). (СанПиН 2.1.4.1074 — 01). · Санитарно-гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения (СанПиН 2.1.4.1075 -02). · Гигиеническая характеристика методов улучшения качества воды. Очистка. Блок информации. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|