|
Побои (в том числе с помощью поводка, газеты, рукой), шлепки, щипания и т.п.Стр 1 из 2Следующая ⇒ Побои (в том числе с помощью поводка, газеты, рукой), шлепки, щипания и т.п. Физические наказания, причиняющие боль, могут приводить к психологическим травмам, которые оказывают глубокое влияние на поведение собаки. Велика вероятность ответной агрессии — собака просто защищает себя, видя в побоях угрозу своей жизни. Регулярные физические наказания могут снизить пороговый уровень агрессии — доверие к людям будет утрачено, они будут казаться собаке непредсказуемыми, поэтому собака будет быстрее прибегать к использованию зубов, чем раньше. Кроме того, регулярные физические наказания приводят собаку к хроническому стрессу, который «съедает» здоровье собаки: у собаки появляется неприятный запах изо рта, нарушается пищевариение, появляется перхоть, собака чаще заболевает инфекционными болезням, например, болезнями ушей и т.д. (полный список сиптомов стресса см. в [6]). В экстремальных случаях, когда сила наказаний нарастает (это происходит, например, потому, что наказание не может обучать, и человек решает, что он действует недостаточно усердно), собака может оказаться в состоянии так называемой выученной беспомощности. Такая собака уже не будет отвечать на побои агрессией. Она вообще перестанет быть функциональным членом общества и, вероятнее всего, очень скоро погибнет — от какой-либо вызванной хроническим стрессом болезни. Конечно, не все сторонники физических наказаний доходят до крайностей. Кто-то считает, что физические наказания должны быть минимально болезненными и очень ловкими. Но здесь упускается из виду несколько моментов: · Стимул (в том числе боль) может начать ассоциироваться с совершенно не тем, что планировалось — самим хозяином, каким-то предметом окружающей среды и т.д. (примеры неожиданнх ассоциаций аверсивных стимулов см. в [2]). Предвидеть это, а тем более отточить достаточную ловкость, чтобы избежать нежелательных ассоциаций, невозможно — жизнь гораздо сложнее, чем ящик Скиннера! · После десятилетий экспериментов бихевиористов и работы их популярных толкователей может показаться, что собаки способны только на простейшие виды ассоциативного обучения, что еда — единственная награда, боль — лучшее наказание, а единственная реакция на наказание — избегание того, что это наказание влечет. Но все это, разумеется, не так. Жизнь гораздо сложнее лабораторных условий, и животное выучивает (или имеет с рождения) разные стратегии поведения с аверсивными стимулами. Например, собаку наказывают за то, что она гоняется за кошками. В теории, чтобы избежать аверсивного стимула, собака должна перестать гоняться за кошкой. На деле может получиться с точностью до наоборот: собака будет пытаться прогнать кошку, появление которой означает наказание. Аналогично, например, с со строгими ошейниками и корректирующими шлейками — вместо того чтобы перестать тянуть за поводок, может оказаться, что собака будет пытаться убежать из ситуации, которая причиняет ей физическую боль, и будет тянуть еще больше. Кроме того, нужно помнить, что в стрессе (а боль — это стрессор) животное не может учиться и не может выбирать оптимальные стратегии поведения. Это физиология. · Обучение не ограничивается оперантным обуславливанием. Собака — социальное существо с явно недооцененными интеллектуальными способностями. Все, что происходит в социальном контексте (в том числе обучение), модулируется социальными эмоциями, чувствами, желаниями, ожиданиями. Наказывающий хозяин — социально некомпетентный, непредсказуемый человек, даже если наказание не вызывает сильной боли. Негативное влияние непредсказуемости показал в своих экспериментах еще Иван Павлов (эксперимент с изменением формы светового сигнала). Современные исследования (в том числе нейробиологов) показывают, что непредсказуемость может быть причиной сильного социального стресса. · Любое поведение (даже то, которое нам не нравится) имеет какую-то причину. Причины всех видов нежелательного поведения можно свести до биологической или психологической основы. Если это сделать, окажется, что наказывая нежелательное поведение, человек наказывает собаку за выражение естественной потребности (как, например, потребность в питательных веществах у собаки, подбирающей мусор на улице; или потребность в стимулах для мозга у собаки, лающей за забором от скуки [7] и т.д.) Наказание не может решить проблемы потребности, оно направлено на борьбу с внешним выражением этой потребности. Именно поэтому положительный эффект наказания (если он вообще есть) быстро проходит, и проблема возобновляется. Неудовлетворенные потребности ведут к потере внутреннего равновесия организма, стрессу, со всеми вытекающими отсюда последствиями — новым проблемам поведения, болезням [6]. · Гораздо проще разобраться в причинах поведения и удовлетворить потребности собаки. Даже в случае конфликта интересов можно найти компромисс, который устраивал бы всех (например, дать скучающей собаке возможность копать в саду ямы не на грядках, а там, где это не помешает людям). Нужно только помнить, что у разных биологических видов одни и те же потребности могут проявляться по-разному: например, там, где мы боремся со скукой, читая книгу, собаке нужны поисковые и развивающие игры. Строгие ошейники (ошейник с шипами), электрошоковые ошейники, ошейники-удавки, корректирующие шлейки и т.п. Все эти инструменты в теории должны решить проблему своевременности наказания. На практике этот «плюс» затмевается вышеописанным множеством негативных явлений: случайными ассоциациями, психологическими травмами, разрушением отношений с хозяином, а в долгосрочной перспективе — хроническим стрессом и связанными со стрессом болезнями [8]. Рывки за поводок Рывки за поводок не могут научить собаку идти рядом, не могут научить собаку подходить к хозяину. Для того чтобы научить собаку не тянуть за поводок достаточно удовлетворить потребности, которые стоят за этим поведением, и провести несложную тренировку, предложенную норвежским тренером Тюрид Ругос [2]. Собака научится подходить на зов очень быстро, если у нее хорошие отношения с хозяином. Процесс можно значительно облегчить, если выучить несколько трюков — как правильно пользоваться тоном голоса и языком телодвижений [9]. Рывки за поводок не просто бесполезны, они еще и очень вредны для здоровья собаки. В своем исследовании шведский зоопсихолог Андерс Халлгрен обнаружил, что у многих собак, которых пытались учить рывками за поводок, существуют проблемы с позвоночником. Эти проблемы, вызывая боль, в свою очередь, приводят к проблемам поведения — в том числе повышенной раздражительности, агрессии [10]. Запугивание и другие аверсивные стимулы Аверсивные стимулы — это все то, что вызывает неприязнь, желание избегать эти стимулы. Это не обязательно боль, но так же все то, что пугает, раздражает, отторгает. Побои (в том числе с помощью поводка, газеты, рукой), шлепки, щипания и т.п. Физические наказания, причиняющие боль, могут приводить к психологическим травмам, которые оказывают глубокое влияние на поведение собаки. Велика вероятность ответной агрессии — собака просто защищает себя, видя в побоях угрозу своей жизни. Регулярные физические наказания могут снизить пороговый уровень агрессии — доверие к людям будет утрачено, они будут казаться собаке непредсказуемыми, поэтому собака будет быстрее прибегать к использованию зубов, чем раньше. Кроме того, регулярные физические наказания приводят собаку к хроническому стрессу, который «съедает» здоровье собаки: у собаки появляется неприятный запах изо рта, нарушается пищевариение, появляется перхоть, собака чаще заболевает инфекционными болезням, например, болезнями ушей и т.д. (полный список сиптомов стресса см. в [6]). В экстремальных случаях, когда сила наказаний нарастает (это происходит, например, потому, что наказание не может обучать, и человек решает, что он действует недостаточно усердно), собака может оказаться в состоянии так называемой выученной беспомощности. Такая собака уже не будет отвечать на побои агрессией. Она вообще перестанет быть функциональным членом общества и, вероятнее всего, очень скоро погибнет — от какой-либо вызванной хроническим стрессом болезни. Конечно, не все сторонники физических наказаний доходят до крайностей. Кто-то считает, что физические наказания должны быть минимально болезненными и очень ловкими. Но здесь упускается из виду несколько моментов: · Стимул (в том числе боль) может начать ассоциироваться с совершенно не тем, что планировалось — самим хозяином, каким-то предметом окружающей среды и т.д. (примеры неожиданнх ассоциаций аверсивных стимулов см. в [2]). Предвидеть это, а тем более отточить достаточную ловкость, чтобы избежать нежелательных ассоциаций, невозможно — жизнь гораздо сложнее, чем ящик Скиннера! · После десятилетий экспериментов бихевиористов и работы их популярных толкователей может показаться, что собаки способны только на простейшие виды ассоциативного обучения, что еда — единственная награда, боль — лучшее наказание, а единственная реакция на наказание — избегание того, что это наказание влечет. Но все это, разумеется, не так. Жизнь гораздо сложнее лабораторных условий, и животное выучивает (или имеет с рождения) разные стратегии поведения с аверсивными стимулами. Например, собаку наказывают за то, что она гоняется за кошками. В теории, чтобы избежать аверсивного стимула, собака должна перестать гоняться за кошкой. На деле может получиться с точностью до наоборот: собака будет пытаться прогнать кошку, появление которой означает наказание. Аналогично, например, с со строгими ошейниками и корректирующими шлейками — вместо того чтобы перестать тянуть за поводок, может оказаться, что собака будет пытаться убежать из ситуации, которая причиняет ей физическую боль, и будет тянуть еще больше. Кроме того, нужно помнить, что в стрессе (а боль — это стрессор) животное не может учиться и не может выбирать оптимальные стратегии поведения. Это физиология. · Обучение не ограничивается оперантным обуславливанием. Собака — социальное существо с явно недооцененными интеллектуальными способностями. Все, что происходит в социальном контексте (в том числе обучение), модулируется социальными эмоциями, чувствами, желаниями, ожиданиями. Наказывающий хозяин — социально некомпетентный, непредсказуемый человек, даже если наказание не вызывает сильной боли. Негативное влияние непредсказуемости показал в своих экспериментах еще Иван Павлов (эксперимент с изменением формы светового сигнала). Современные исследования (в том числе нейробиологов) показывают, что непредсказуемость может быть причиной сильного социального стресса. · Любое поведение (даже то, которое нам не нравится) имеет какую-то причину. Причины всех видов нежелательного поведения можно свести до биологической или психологической основы. Если это сделать, окажется, что наказывая нежелательное поведение, человек наказывает собаку за выражение естественной потребности (как, например, потребность в питательных веществах у собаки, подбирающей мусор на улице; или потребность в стимулах для мозга у собаки, лающей за забором от скуки [7] и т.д.) Наказание не может решить проблемы потребности, оно направлено на борьбу с внешним выражением этой потребности. Именно поэтому положительный эффект наказания (если он вообще есть) быстро проходит, и проблема возобновляется. Неудовлетворенные потребности ведут к потере внутреннего равновесия организма, стрессу, со всеми вытекающими отсюда последствиями — новым проблемам поведения, болезням [6]. · Гораздо проще разобраться в причинах поведения и удовлетворить потребности собаки. Даже в случае конфликта интересов можно найти компромисс, который устраивал бы всех (например, дать скучающей собаке возможность копать в саду ямы не на грядках, а там, где это не помешает людям). Нужно только помнить, что у разных биологических видов одни и те же потребности могут проявляться по-разному: например, там, где мы боремся со скукой, читая книгу, собаке нужны поисковые и развивающие игры. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|