Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Практикум Ящик жалоб и предложений





 

 

Можно добыть настоящий почтовый ящик, можно сделать ящик самим, например, из коробки. Только и дела: прорезать отверстие, придумать, как фиксировать крышку, чтоб можно было легко открывать – закрывать. В качестве «ящика» подойдёт даже старый валенок, прибитый на дверь. Для начала засуньте в него карандаш и стопку листов. Очень удобно: появились претензии – подходишь, берёшь листочек и пишешь. А почтальон (каждый может быть им по очереди) разносит письма по адресам.

Все замечания, назидания легче «переваривать» наедине. Да и подготовить достойный ответ будет легче – без бурных вредных эмоций.

А потом (потом, когда сможете воспринимать информацию объективно!) откровенно поговорить.

Когда уходит искренность из разговоров, с нею уходит и самое важное – эмоциональное общение. Остаётся лишь деловое, а в нём, как правило, не ощущается наша любовь.

Игра в «почтальона» поможет учиться общаться искренне и откровенно, без опасения, что на тебя та-а-ак обидятся, что тебя опять не поймут.

Этот же ящик можно использовать и в другом варианте: как накопитель идей.

Накопитель идей

Дети так устроены, что легко отвлекаются. Вот идеи валом идут – и вдруг – прилетает ночная бабочка, или раздастся телефонный звонок, или просто – на месте сидеть надоело – всё, ребёнок тут же переключаются.

Чтобы не потерялись интересные предложения, надо сразу фиксировать их.

Кто умеет писать – пусть напишет, кто не умеет – пусть нарисует или продиктует кому-то из старших, чтобы тот записал. А вечером (после ужина, например) открываете «идейный» ящик, зачитываете. И выбираете самые подходящие и на завтра, и на потом.

Обязательное условие! Все идеи рассматриваются. Это важно: ребёнок должен не сомневаться: моё мнение ценят, к нему прислушиваются всегда.



Это – наглядный пример уважения к человеку, что, в свою очередь, очень полезно для формирования чувства уверенности.Старайтесь не отвергать никаких идей, даже если покажутся вам поначалу «завиральными».

Мы в таком ящичке нашли как-то потрясающее предложение – пойти в путешествие, искать динозавров. Можно было сказать: динозавров не существует. Но как-то обидно: идея-то есть, чего же ей пропадать понапрасну?! И вот что придумали, и вышла из этого целая эпопея.

Как мы нашли динозавров

Сначала собрали в кучу все книги про динозавров (у нас их полно). Поговорили об этих удивительных древних животных.

Потом рисовали, сводили, раскрашивали; повесили на стену – целая выставка получилась. Потом динозавров лепили из пластилина. Потом – из глины (лепили, раскрашивали). А потом придумалось сделать «Парк динозавров» на собственной даче. Благо, лес неподалёку, коряг всяких полно. Это оказалось нетрудно и увлекательно. Набираешь старых коряг, рассматриваешь – прикидываешь, на какого динозавра какая больше похожа, срезаешь всё лишнее, раскрашиваешь, как подскажет воображение, и – привет, динозавр! Некоторые коряги оказались такими удачными, что и доделывать ничего не приходилось, с некоторыми возились подолгу. Но зато какой вышел «парк!» хоть экскурсии проводи.

Необязательный план

Составьте примерный план – чем хотите и будете заниматься на даче (во время отпуска).

Чтобы дети не напрягались – назовите его «Необязательный план».

Слово «должен» нам им и так надоело, и «необязательность» вас всех очень раскрепостит.И такое легко мысленное отношение снимет зажатость; голова от скучного «надо» освободится, и в неё придёт масса новых отличных идей. И желание их осуществлять.

Что вписать в этот план.?

Одно – два крупные мероприятия и множество «мелких». Крупные – это такие, к которым нужна серьёзная подготовка, к которым готовятся все-все (например, День Нептуна – о нём мы расскажем ниже). «Мелкие» – это всяческие дела и «приятности» на каждый день.

Как план оформить?

Как можно проще. Можно записать его в обычный «Ежедневник». Можно – как грамоту: сделать запись на длинном листе. И пусть он будет всегда под руками, чтобы можно было его менять – дополнять.

А потом, ближе к отпуску и каникулам, займитесь календарём: разнесите по числам основные мероприятия, а между ними – впишите то, чем займётесь ещё.

Например. Поход в лес: наблюдение за муравьями; поиск гнилушек; очищение родника. Лесные уроки: «Как называется это дерево» (определение пород), «Как сориентироваться в лесу, чтобы не заблудиться», «Узнай птицу по внешнему виду и голосу» (и т. д. и т. п.)

Календарь удобно делать на большом листе ватмана. Расчертил, проставил числа, вписал в клеточки, что намечено и вывесил на общий обзор. Клетки должны быть большими, чтобы оставалось пустое место: тогда по ходу дела можно будет вносить какие-то изменения, дополнения; главное – суть не менять.А суть – это общий настрой на радость, на приключения. На доброжелательность и любовь.

Совет:

Чтобы вместить всё летнее многообразие, делайте план по разным направлениям. Вот таким:

♥ Творческий труд

♥ Обученье, ученье, развитие интеллекта;

♥ Физическое развитие

♥ Развлечения, веселье и отдых

И постарайтесь, чтобы по каждому из них были намечены какие-то мероприятия.О первых трёх направлениях мы расскажем чуть позже, а про веселье – сейчас.

Глава 13 Удовольствие каждый день

 

Вся семья собралась за столом, играет в «Вопросы».

Мама спрашивает сынишку

– «Вот сидит папа, вот я, вот ты… А все вместе – кто мы?

Сын, ни раздумывая ни секунды, выпаливает:

– Всё вместе мы стая!

У вас может создаться впечатление, что на даче мы предлагаем только и делать, что что-то делать. Да ничего подобного! Во-первых, вам не обязательно (да вы и не будете) проводить всё-всё, о чём мы рассказываем. Вы выбираете самое подходящее, плюс к этому, по ассоциации, легко придумаете своё.

Во-вторых, летний принцип такой: свобода занятий и развлечений.

Дети найдёт массу всего интересного и без нас, если мы не станем мешать, а только слегка направим. Просто старайтесь каждый день сделать что-нибудь интересное. И пусть это будет занятье на пятнадцать минут – оно даст настроение и всему дню, а по большому счёту – и всему отпуску.

Даже коротенькие занятия в общей сумме сольются в прекрасное настроение, ощущение праздника лета и праздника вашей семьи.

В-третьих, обязательно наметьте, организуйте и проведите несколько (хотя бы два – три) особых КРУПНЫХ! мероприятия.

Большие весёлые праздники

 

 

К ним нужно азартно готовиться. Они особо запоминаются. Они – как островки в ежедневном будничном море – сияют, притягивают, манят. О них потом долго все вспоминают – рассказывают, зарекаясь, что «в следующем году…обязательно…».

Для примера предлагаем вам «День Нептуна».

День Нептуна

Потрясающий праздник, он проходит всегда на «ура».

Начинайте его спозаранку.

Пока дети спят, на видном месте вывесьте объявление: «К нам прибывает Нептун. Встречать там-то … во столько-то… в очень парадном виде».

И полдня после этого вы наслаждаетесь: детвора будет так страшно занята, что (наконец-то!) не будет к вам приставать.

Главное – объясните: разрешается всё, что не вредно. И подкиньте всякую всячину для создания «парадных» костюмов (типа ненужный штор, старых шляп и т. п.). Никакой магазинной одежды; ваш девиз – «Чем чуднее – тем веселей»!

Позвольте детям использовать природные материалы: скошенную траву, глину, почти целебную грязь, водоросли, заготовленные с утра и доставленные на территории дачи, и, конечно же, безопасные краски самых весёлых цветов.

Совет: с младшими стоит заранее поговорить, рассказать – кто такой Нептун и чем он прославился. И помочь разобраться с тем, «кем буду на празднике Я?». Можно быть и наядой, и водяным, и пиратом… И обсудить (ориентировочно), как лучше сделать наряд для праздничного превращения.

Нептун выбирается из кого-то из взрослых.

После обеда этот человек тайно уходит на речку – готовиться к торжеству. Нет речки – на прудик, да хоть к надувному бассейну. (Детей не смущают такие детали – была бы вода).

Все остальные наряжаются русалками, водяными, кикиморами, чертенятами и прочей водно-надводной прелестью. И – под фанфары (под грохот и звон кастрюль, крышек, ложек да сковородок) маршируют на пляж.

Позовите соседей и друзей, чем больше народу – тем лучше, чем дальше дорога – тем веселей; а главное – больше шуму! Возможно, что ваша компания начнёт увеличиваться по дороге, к ней примкнут отдыхающие, особенно детвора.

На пляже (или в том самом бассейне) вашу орду встречает Нептун.

Если он явился со свитой морской – прекрасно: она поможет ему проводить всевозможные конкурсы и «хулиганства».

Нептун приплывает на лодке, или приходит по мелководью, или незатейливо вылазит из-за кустов.

Все приветствуют и ликуют.

Нептун разворачивает длинный – предлинный лист и зачитывает указ (например, об открытии купального сезона). И – начинается кутерьма! Поливание водой из любой подходяще тары, догонялки по мелководью, конкурс пляжных нарядов «морские герои», посвящение в «нептунята», водные пляски, водные сказки…

К вечеру, вдоволь наплескавшись и нахохотавшись, все отмываются и идут на обед или ужин с «морскими» блюдами. Угощение подаётся в морских ракушках (сделайте сами), придумываются под общий хохот морские названия блюд.

Совет, настоятельный. Если детишки маленькие, можно обойтись и без водных просторов. Просто расставив вёдра, лохани, тазы, корыта, кастрюли с водой. А если всё-таки проводите праздник у речки (у пруда, у моря) – обязательно оградите канатами мелководье и поставьте дозорных.

Не хочется водный – можно строить – по той же схеме – и сухопутный праздничный день.

«День Лешего », например. И тогда вы отправитесь в лес, на поляну, и наряды будут сказочные и лесные, и сами вы превратитесь в очень лесных героев (маёвка, кикимора, гриб-боровик, избушка на курьих ножках и прочее, прочее, прочее…).

Можно устроить лесной карнавал. Большой концерт на поляне. Весёлые состязания.Было б желание – получится всё.

Присмотритесь, что нравится вашим детям. Что любите вы, что нравится вам?

Простая формула удовольствия: интересы ваши + интересы детей. Винегрет получается замечательный.

Любите рыбалку – значит, пусть будет День рыбака и рыбки (конечно же, золотой)

Любите ходить за грибами – устройте «Большой карнавал грибов». Кстати, это не «голое» развлечение. На таком грибном карнавале можно устроить конкурсы:

– грибы вредные и полезные;

– как отличить ядовитый гриб и съедобный

– где грибы собирать нельзя, а где можно– что делать нужно, если…

Сказочный день

Что в этот день вы можете организовать?

♥ Бал – карнавал героев различных сказок.

♥ Сказочная дискотека

♥ Викторина:

– читается отрывок из сказки, угадай, из какой; или

– называются (или вызываются) сказочные герои, а зрители должны угадать, как называется эта сказка; или:

– очень забавно перепутать названия сказок, например «Синяя шапочка», «Красная борода», «Сказка о царе Салтане и Белоснежке»; кто ошибку найдёт? или

– просто название переиначить: «Золотой потрошок», «Зимовье дверей», «Серый волк и Красная тапочка», «Московские музыканты». Кто быстрее «распутает»? Кто больше придумает таких «перепутанниц»? А если хором начать сочинять сказку под такое название – вообще любо– дорого. Между прочим, само придумывание таких «переиначенных» названий может превратиться в отличный конкурс.

♥ Конкурс на лучший лесной костюм – каждый костюмированный герой «защищается», т. е. показывает или рассказывает отрывок из сказки, той самой, из которой явился на бал;

♥ Разыгрывать сценки – отрывки из сказки.

♥ А можно инсценировать сказку всю, целиком. Получится настоящий спектакль. Подойдут простые сказки, с незатейливыми сюжетом.

Например, «Репка», «Зайкина избушка», «Зимовье зверей» (и т. п.). Костюмы героям шить не обязательно, их может заменить одна характерная (яркая) деталь, такая, как, например, хвост у Жучки или листья салата у «репки» на голове.

А если как следует порепетировать, то и большая сказка получится.

♥ Конкурс на лучшую «самодельную» сказку.

Берёте знакомый сюжет, запускаете в него нового героя и – что получится? Новая сказка. Например, в сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» по ошибке попадают семеро козлят. Или катится колобок, катится, а навстречу ему ёжик; посмотрел ёж на колобка, удивился, подумал, что тот потерял иголки, и решил ему помочь…

(О том, как придумывать сказки и чем они могут помочь – в нашей книге «Как найти контакт с ребёнком? Сказочные возможности»).

Сказка – экспромт

Вся соль этого номера в том, что вы экспромтом «на сцене» ставите такую сказку-рассказку, текст которой никому не знаком, кроме сказочника – ведущего. Лучше всего придумать сказку свою. Впрочем, можете взять и знакомый сюжет, только в него вводите больше деталей, описательный мелочей. Покажем на конкретном примере.

Вот вам «Лесная сказка».

Лесная сказка

1) Распределяете роли, кто кого будет изображать. Кошка, солнце, трава, дерево, мышка, норка, ветерок. (Чтобы не перепутать, можно на артистов повесить большие бейджики: «Мышка», Норка», «Дерево» и т. д.)

2) Ведущий неторопливо и с паузами начинает рассказывать сказку, а «артисты» изображают всё то, что он говорит, и издают те звуки, которые заявит ведущий.« Взошло солнце (актёр-солнце «всходит»), утренний ветерок пробежал по траве (бежит «ветерок»). Пробежала мышка и нырнула в свою норку под деревом. На дереве проснулась дикая кошка. Она потянулась, мяукнула и принялась точить когти. Дерево закачалось. Из норки выскочила мышь. Мышка пискнула, схватила травинку и потащила её в нору. Вдруг кошка учуяла мышку и приготовилась прыгать – схватить. Это увидел ветер и дунул изо всех сил. Дерево закачалось, веткой шлёпнуло мышь, и та закатилась в норку. Кошка прыгнула следом, но в норку влезть не смогла: великовата норка. Она взвыла от обиды, зафыркала, замяукала и снова полезла на дерево. Дерево встряхнулось и сбросило кошку. Та растянулась в траве и уснула. Ветерок улетел. Солнце продолжало весело сиять».

Можно придумать и разыграть такую сказку, в которой отразится какой-то актуальный для вашей семьи вопрос. И это поможет всем на ту же самую ситуацию посмотреть не под острым углом, а с улыбкой. А значит, есть шанс, что вы с ней разберётесь по мирному, без конфликтов.

Например, сказка про компьютер. Во многих семьях из-за этой штуковины разгораются целые битвы: ребёнок «прилип» и никак не «оттаскивается». Вот и попробуйте не сражаться, а посмеяться. И – узнать о себе что-то новенькое, и дать возможность ребёнку посмотреть на себя со стороны, а заодно и самим побыть в его «шкурке». Так и распределите роли. Пусть будет такие: стул, монитор, компьютер, муз. колонки, компьютерная игра, главный геймер, игрок запасной (тот, кто рвётся к компьютеру, а его не пускают), ужин, забытая книга, школьный рюкзак, уроки…

Подобные «сказочные истории» – не такое уж и бесполезное дело.Или – «Сказка про утро»: « Встал Ваня утром…пошёл умываться…кран возмутился и хрюкнул…вода полилась… надо вытереть пол – тряпка сбегает от Вани… (Узнаёте Чуковского?). Так забавно на знакомый сюжет нанизывать новые обстоятельства – про себя. Вот какую сказку, например, рассказала мне внучка. «Едет мужик на лошади. А лошадь упала в землю. Стал он её выдёргивать. А выдернул репку!»

– Мамочка, отгадай мою загадку: «В воде сидит, на тебя глядит», – кто это?

– Кто? – Это Я!

Есть такие места на летнем отдыхе, где мы и так проводит время вместе. Почему бы их не использовать для «сплочения» и объединения интересов.

Пляжное дело

 

 

Что делать на пляже?

Понятное дело: купаться и загорать.

Несколько наших идей, возможно, помогут вам провести это время особенно интересно.

Пляжный прикид

Первый вопрос – как одеваться. Конечно, поярче. Так, чтобы ребёнок (и вы) не затерялись в пляжной толпе. Чем приметней шапочка у ребёнка, тем лучше для вас: легко отыщите его взглядом.

Кожа у детворы нежней, чем у взрослых, и она легко обгорает. Так что – берите на пляж рубашку с длинными рукавами или накидку на спину и плечи.

Не желает её надевать? Сплетите накидку из водорослей, из листьев и тонких веток (так, как плетут венок их цветов) – ни за что не откажется.

Не забудьте про «наносник»: носики у детей тоже легко обгорают. Можно, конечно, спрятать от солнца лицо под шляпу с полями или бейсболку, но в ветреную погоду она легко улетит. Оденьте «бондану», а нос залепить можно бумажкой, зелёным листочком (не лепите лист лавра, у него очень жгучий сок).

Обозначьте то место, где вы расположились: воткните в песок флагшток (палку или длинную ветку) и привяжите к нему что-нибудь яркое (оранжевый цвет виден дальше всего). Это поможет и вам, и детям легко ориентироваться. Ребёнку спокойнее, когда он могут с первого взгляда узнать: «Вон моё место. Вот моя мама…».Все это конечно не отменят использования средств от загара и бдительного, но не докучливого внимания к своему ребенку.

Малыш у воды

 

 

Что делать, если боится?

Маленький ребёнок, который впервые увидел «большую воду», может наотрез отказаться в нее залезть. И бесполезно ему говорить, что в прошлом году не боялся, купался, и было так хорошо! Год для маленького – огромнейший срок. Он успел позабыть, а, возможно, набраться не очень приятного опыта (свалился в глубокую лужу, в ванне хлебнул воды, услышал страшный рассказ про утопленника). При таком варианте все родительские уговоры только ещё больше перепугают его.

Так что действуем по-другому.

Поиграем с водой.

Попрыгайте, поплещитесь сами в воде, а малыш пусть понаблюдает.

Дайте потрогать водичку, пока – из своих рук или ведёрка. Зачерпните воду ведёрком и принесите своему малышу. А потом легонько плесните на ножки, на ручки.

Если понравилось (и не испугался) – устройте игру: брызгайтесь друг на друга, побегайте в «догонялки» прямо тут, у «большой воды».

А теперь играем с волной. Возьмите ребёнка за ручку (или на ручки, если побаивается) и прыгайте у воды. Волна набегает и убегает, а вы «набегаете» и убегаете вслед за ней.

Такие весёлые игры переключат малыша со «страшно» на «как интересно!».Поиграйте в мокром песке. Постройте большую башенку, а потом проведите канал от башенки до реки (или до самого моря). Карапуз, скорее всего, в эту воду залезет. А там по каналу, как по дорожке, в речку/ в море войдёт, так что скоро возникнет другая проблема: как его от воды оттянуть.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.