|
Предмет международного праваСтр 1 из 15Следующая ⇒ Международное право Курс 1 (магистр), специальность «Туризм», Семестр. Преподаватель ‒ доц. Ю.Г. Старовойтова Вопросы к модулю № 1 Понятие и предмет международного права.
Международное право представляет собой самостоятельную комплексную нормативную систему, совокупность норм, создаваемых совместно государствами путем согласования их воль. Цель международного права — регулирование отношений между государствами в сфере их общих интересов. Как совокупность юридических норм и регулятор определенных общественных отношений, международное право родственно национальному праву. Прообразом современного международного права можно считать одну из правовых систем римского права — право народов (iusgentium). На самом деле существует не международное, а именно межгосударственное право, поскольку оно создается не народами и не регулирует отношения между ними. Международное право создается государствами как суверенными образованиями и ориентировано на регулирование межгосударственных взаимоотношений. Специфика терминологии связана, во-первых, с наличием привычного, устоявшегося понятия «международное право» и, во-вторых, с необходимостью терминологического отграничения международного права от международного частного права (являющегося отраслью национальной правовой системы). С этой целью довольно часто употребляется понятие «международное публичное право». Наиболее распространен и удобен, однако, термин «международное право». Международное право — подсистема межгосударственной системы, которая отличается от любой внутригосударственной правовой системы по всем параметрам. Главными компонентами межгосударственной системы являются государства как суверенные образования. В межгосударственной системе и в международных отношениях отсутствует общая глобальная законодательная, исполнительная и судебная власть, нет и не может быть какой-либо верховной власти. Отсутствие международного законодательного органа приводит к тому, что создание норм международного права является непосредственной задачей самих государств. Нормы международного права создаются его же субъектами путем согласования воль. На основе соглашения государства сами для себя определяют правила поведения и фиксируют их юридически обязательный характер (т.е. добровольно принимают на себя обязанность их соблюдения). В связи с этим нормы международного права имеют серьезную специфику — они обладают согласительным, координационным характером. Отсутствие международного исполнительного органа влечет за собой обязанность самих государств обеспечить исполнение ими же самими созданных норм. Государства играют главную роль в функционировании, реализации и применении норм международного права. Государства сами создают нормы международного права, фиксируют их юридическую обязательность, сами себе их адресуют и берут на себя обязанность их реализации. Как создание, так и исполнение норм международного права представляет собой деятельность государств как главных компонентов межгосударственной системы. Отсутствие глобальной судебной власти приводит к тому, что привлечение к ответственности нарушителей норм международного права также осуществляется государствами. В международной системе имеется довольно большое количество судебных органов, но все они созданы государствами, функционируют на основе их волеизъявления, и ни один из них (даже Международный Суд ООН) не может претендовать на роль верховного международного суда. Государства сами создают нормы международного права, берут на себя обязательства их исполнять и добровольно соглашаются нести ответственность за их нарушения. Если государство добровольно не исполняет своих международных обязательств, то оно может быть привлечено к ответственности другими государствами. Современное международное право является основой международного правопорядка, который обеспечивается индивидуальными и коллективными действиями государств. В системе Совета Безопасности ООН и региональных организаций безопасности создан механизм международных санкций. Международный санкционный механизм взаимодействует с национальным. Нормы международного права могут содержать санкции, — в результате нарушения международного правила поведения должна наступать ответственность. Применение санкций представляет собой самое слабое место в современном международном праве, поскольку на практике отсутствуют институты, нацеленные именно на обеспечение соблюдения норм международного права и применение санкций. В связи с этим в настоящее время особенно острой является проблема создания действительно общего, глобального, обязательного для всех государств международного права. В доктрине международного права, в международной политике и международных отношениях точка зрения о существовании общего (универсального) международного права является общепризнанной. При этом и на теоретическом, и на практическом уровнях безусловно признаются сложности его существования и функционирования. Обязательства в общем международном праве имеют особый характер — это обязательства поведения и обязательства результата. Поскольку действие международно-правовой системы полностью опосредовано деятельностью государств, их политическими и экономическими интересами, то проблема обязательной силы международных норм представляет собой наибольшую сложность в реализации международного права. В последнее время большое значение стала иметь возможность «непосредственного» действия международных норм в национальной правовой системе. Общее международное право можно определить как систему юридических норм, созданных государствами (и частично другими субъектами международного права) путем согласования их воль и регулирующих определенные общественные отношения. Соблюдение этих норм в случае необходимости обеспечивается принуждением, которое осуществляется государствами и международными организациями, уполномоченными государствами. Предмет международного права Отношения, которые регулируются международным правом, принято отождествлять с понятием «международные правоотношения». Такие отношения можно подразделить на несколько основных групп: 1. Отношения между государствами (двусторонние, локальные многосторонние, универсальные). Особое значение имеют отношения, затрагивающие интересы всего международного сообщества в целом. 2. Отношения между государствами и международными межправительственными организациями. Эти отношения возникают прежде всего в связи с членством государств в таких организациях. 3. Отношения между государствами и государство подобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус (частично суверенные образования). Отношения между государствами и нациями, борющимися за независимость (точнее, отношения между государствами и национальными политическими организациями, возглавляющими борьбу наций за независимость). 5. Отношения международных организаций друг с другом. 6. Отношения между нациями, борющимися за независимость, и государство подобными образованиями с международными организациями. Все эти виды отношений представляют собой межгосударственные отношения, поскольку они так или иначе опосредованы государствами. Межгосударственные отношения можно определить как любые властные публичные отношения с участием государства. Наряду с международными межгосударственными отношениями предметом регулирования международного права является определенная группа международных отношений негосударственного характера (отношения между международными неправительственными организациями, между индивидами и такими организациями). Самыми сложными с точки зрения правового регулирования являются смешанные международные отношения государственно-негосударственного характера (диагональные отношения). Это отношения между государствами и нетрадиционными субъектами международного права: между государством и физическими лицами, государствами и международными неправительственными организациями. Такие отношения возникают прежде всего в связи с реализацией нетрадиционными субъектами международного права качества их международной правосубъектности. Особая сложность этих отношений заключается в том, что их участниками выступают заведомо неравноправные партнеры — суверенные государства (основные субъекты международного права, обладающие международной правосубъектностью в максимальном объеме) и, например, индивиды, обладающие ограниченным объемом международной правосубъектности. Правоотношения приобретают характер международных межгосударственных вследствие того, что по своему содержанию они выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо одного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции двух и более государств, либо всего международного сообщества в целом. Такие отношения всегда имеют публично-правовой характер. Международные межгосударственные отношения, являющиеся предметом регулирования международного права, можно разделить на несколько групп в зависимости от затрагиваемых проблем: 1. Проблемы, являющиеся межгосударственными по своей сути, объективно не входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческими ценностями и интересами. По определению не могут быть разрешены в национальном порядке — международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы, режим международных территорий (космоса, открытого моря, Антарктики). 2. Проблемы, не связанные с общечеловеческими ценностями, но объективно являющиеся межгосударственными. Их решение возможно только при наличии сотрудничества двух и более государств — установление государственных границ, оказание правовой помощи, 3. Проблемы, объективно относящиеся к внутренней компетенции государства, но представляющие интерес для всего международного сообщества. Урегулирование этих проблем возможно в рамках самостоятельной деятельности отдельных государств, но неизмеримо более эффективно решение таких вопросов на уровне международного сотрудничества — защита прав человека, уголовная юрисдикция в отношении международных преступлений, помощь в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы. Таким образом, предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредственно затрагивающие интересы государств. Функции международного права неразрывно связаны с предметом его регулирования; это основные направления его воздействия на межгосударственную социальную среду, определяющие его общественное назначение: 1. Упрочнение стабильной системы международных отношений — главная социальная функция международного права. При реализации этой функции наиболее рельефно проявляется связь международного права и политики, их соотношение и взаимозависимость. 2. Правовое регулирование международных отношений — главная юридическая функция международного права. Здесь особо велико значение международных договоров и международных обычаев. 3. Противодействие появлению в международных отношениях тенденций дестабилизации, применения силы, совершения международных преступлений — главная охранительная функция международного права. 4. Расширение и углубление связей между государствами, развитие международного разделения труда, международного рынка товаров, Услуг и рабочей силы. 5. Информационная функция международного права — передача
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|