Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды и формы международно-правовой ответственности государств.





Особенность реализации ответственности государств в международном праве.

 

В международном праве и международной практике государств сложились два вида международно-правовой ответственности государств – политическая и материальная, каждая из которых реализуется через собственные формы.

Политическая ответственность государства – это юридические последствия политического (нематериального) характера, наступающие для государства, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства (далее – ответственное государство по Проекту 2001 г.), в результате чего был нанесён вред или ущерб другому субъекту (субъектам) международного права. Причём эти юридические последствия никоим образом "не затрагивают сохраняющейся обязанности ответственного государства по исполнению нарушенного обязательства" (ст. 29 Проекта 2001 г.). Формами политической ответственности государства могут являться: реторсии, репрессалии, сатисфакция (политическая), которые иногда могут сочетаться с разными формами материальной ответственности; приостановление прав и привилегий члена международной организации, вплоть до исключения из международной организации; подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций, применяемых Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН; ограничение суверенитета государства, полная или частичная демилитаризация государственной территории, отторжение части территории и, наконец, высшая форма политической ответственности – лишения государственного суверенитета, которые реализуются на основании специального международного договора между победившими в войне государствами и побеждёнными.

Наибольшую политическую ответственность, зачастую сочетаемую с материальной ответственностью, "влечёт за собой серьёзное нарушение государством обязательства, вытекающего из императивной нормы общего международного права" (ст. 40 Проекта 2001 г.), т.е. нарушение государством одного или нескольких основных принципов международного права, воплощённых в Уставе ООН и других универсальных международных договорах.

Реторсии – ответные правомерные действия пострадавшего государства, направленные против другого государства, которое своим недружественным актом нарушило законные права и интересы пострадавшего государства. Цель реторсий – восстановление и защита нарушенных прав и интересов. Реторсии должны быть соразмерными нарушенным правам. К реторсиям относятся: введение повышенных таможенных пошлин на отдельные виды товаров государства, совершившего недружественный акт; ограничение импорта; отзыв своего посла; высылка из страны части его дипломатов; запрещение въезда в страну отдельных руководящих лиц этого государства, в том числе главы государства; отмена официального визита военных кораблей, отмена визитов делегаций, приостановление двусторонних переговоров и т.д.

Репрессалии (невооружённые) – это правомерные ответные принудительные меры репрессивного характера, принимаемые потерпевшим государством в ответ на противоправные действия другого государства с целью прекращения таких противоправных действий и получения удовлетворения за нанесённый вред или ущерб. В обычных условиях репрессалии сами могли бы стать противоправными действиями, однако они применяются в ответ на уже совершённое правонарушение другим государством. Репрессалии, как правило, носят экономический характер и должны быть соразмерными причинённому ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения. К репрессалиям относятся: разрыв дипломатических отношений, бойкот товаров, аннулирование какого – либо конкретного экономического договора в ответ на неоднократное существенное нарушение другой стороны условий такого договора и др.

К репрессалиям, например, относились действия властей США в Панамском канале, где неоднократно задерживались пассажирские суда СССР с иностранными пассажирами с целью получения от советского правительства денежного залога в депозит международного арбитража Ллойда, рассматривавшего иск к советскому торговому судну. СССР считал все торговые суда своей государственной собственностью, вследствие чего, по мнению правительства СССР, такие суда имели право пользоваться иммунитетом от иностранной юрисдикции. В то же время в КТМ 1968 г. была норма, в соответствии с которой торговые суда принадлежали пароходствам, за долги которых советское правительство ответственности не несло. Это явное противоречие позволяло иностранным государствам приравнивать советские пароходства к обычным судоходным компаниям всех стран мира и требовать от СССР внесения соответствующего денежного залога в депозит арбитражного суда. После получения залога, который СССР вносил всегда во избежание международных скандалов, задержанным судам разрешалось продолжить плавание.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворения. Современное международное право запрещает вооружённые репрессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН или в международный арбитраж.

Сатисфакция (политическая) – это предоставление ответственным государством удовлетворения потерпевшему государству за причинённый ему ущерб. "Сатисфакция может заключаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении или выражаться в иной подобающей форме. Сатисфакция не должна быть непропорциональна вреду и не может принимать формы, унизительные для ответственного государства" (п. 2 и 3 ст. 37 Проекта 2001 г.).

Политическая ответственность государства-агрессора – это политические и военные ограничения, налагаемые на государство, которые выражаются в форме международных санкций, принимаемых Советом Безопасности ООН от имени всего международного сообщества государств.

Санкции – это принудительные меры, принимаемые Советом Безопасности ООН от имени всего международного сообщества государств в соответствии с Уставом ООН или главными исполнительными органами международных межправительственных организаций от имени государств – членов этих организаций в соответствии с их уставами.

Формами политической ответственности государства-агрессора являются:

- приостановление прав и привилегий члена международной организации вплоть до его исключения из международной организации. В 1940 г. Лига Наций исключила СССР из этой международной организации за агрессию против Финляндии;

- подавление агрессора силой в соответствии со ст. 42 Устава ООН. В 1950 – 1953 гг. по решению Совета Безопасности ООН войска ООН подавили агрессию КНДР против Южной Кореи, в 1991 г. войска антииракской коалиции подавили агрессию Ирака против Кувейта, оккупировавшего в 1990 г. территорию этой страны;

- полное или частичной разоружение, полная или частичная демилитаризация всей территории или её отдельных наиболее важных в стратегическом отношении районов, уничтожение военного потенциала агрессора, запрещение или ограничение конкретных вооружений и вооружённых сил, раздел военных флотов побеждённых государств и т.п. Практически все эти меры были применены в отношении Германии, Италии и Японии после Второй мировой войны. По Мирному договору с Италией 1947 г. предусматривалась частичная демилитаризация островов Сардиния, Сицилия и Апулийского полуострова, в Средиземном море были полностью демилитаризованы Додеканезские острова (переданы Греции), острова Пантеллерия, Пелагские и Пианоза (Италия), остров Пелагоза и прилегающие к нему островки (переданы Югославии);

- ликвидация и запрещение политических учреждений и организаций Германии, Италии и Японии, виновных в развязывании агрессии, оккупация территории этих стран;

- отторжение части территории государств-агрессоров. Восточная Пруссия была отторгнута от Германии и передана СССР (ныне Калининградская область) и Польше (территория к востоку от рек Одер и Западная Нейссе и часть Восточной Пруссии с городом Данциг – ныне Гданьск), Италия потеряла африканские колонии, от Японии отторгли острова Тихого океана, включая все острова Южно – Курильской гряды (остров Шикотан и скалы Хабомаи). Южная часть Сахалина и острова Северо – Курильской гряды были возвращены СССР;

- лишение государственного суверенитета – высшая форма политической ответственности. Территории Германии, Италии и Японии были оккупированы войсками союзников. После подписания безоговорочной капитуляции верховную власть в Германии осуществляли Союзные державы – СССР, Англия, Франция и США, в Японии – США.

Материальная ответственность государства – это юридические последствия материального характера, наступающие для государства – правонарушителя, нарушившего действующие нормы международного права и свои международные обязательства, в результате чего был нанесён материальный ущерб другому государству (государствам). При этом "ответственное государство обязано предоставить полное возмещение вреда", причинённого международным правонарушением. "Вред включает любой ущерб, материальный или моральный", нанесённый ответственным государством (ст. 31 Проекта 2001 г.). Материальная ответственность может быть выражена в форме репарации, реституции, субституции, ресторации, компенсации, сатисфакции (материальной) по отдельности или в их сочетании.

Репарации – это возмещение материального вреда или ущерба деньгами, валютой, драгоценностями, промышленными товарами, заводами, оборудованием, услугами т.п. Объём репараций и их вид определяются в международных договорах после окончания войны. По решению Крымской конференции 1945 г. репарации с Германии составили 20 млрд. долл., что было просто не сопоставимо с нанесённым Советскому Союзу вредом и материальным ущербом. После Второй мировой войны репарации платили Германия, Италия и Япония государствам-союзникам, участвовавшим в войне против этих стран.

Реституция – это восстановления положения, "которое существовало до совершения противоправного деяния" (ст. 35 Проекта 2001 г.), т.е. возврат имущества, которое было вывезено воюющей стороной с оккупированной территории своего противника, независимо от того, кто впоследствии стал реальным владельцем такого имущества. Так, например, Болгария, Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия в соответствии с мирными договорами обязались вернуть в кратчайшие сроки всё имущество, вывезенное с территории любой из стран Объединённых Наций. При этом все расходы, связанные с хранением, перевозкой и возвращением такого изъятого имущества, были возложены на ответственное государство. Германия до сих пор не вернула России Янтарную комнату и другие художественные ценности. Ведутся споры и о возвращении Германии некоторых объектов культурных ценностей, до сих пор находящихся на территории России.

Субституция (разновидность реституции) – это замена неправомерно захваченного и уничтоженного или повреждённого имущества любого вида и любой ценности равноценным по стоимости имуществом.

Ресторация – это восстановление ответственным государством (или оплата такого восстановления) прежнего состояния какого-либо материального объекта. Например, оплата Советским Союзом ущерба, нанесённого Канаде падением на её территории советского ИСЗ "Космос – 954".

Компенсация – это возмещение материального ущерба, нанесённого ответственным государством, "насколько такой ущерб не возмещается реституцией. Компенсация охватывает любой исчисляемый в финансовом выражении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена" (ст. 36 Проекта 2001 г.).

Например, ст. 21 Соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. обязывала США внести "свой вклад в залечивание ран войны и послевоенное строительство Демократической Республики Вьетнам и всего Индокитая" (правительство США не выполнило своего обязательства). Правительство ФРГ после включения в её состав ГДР приняло решение о выплате компенсации гражданам бывшего СССР, в том числе детям, угнанным в Германию во время Второй мировой войны. ФРГ к началу 2004 г. практически выполнило это обещание. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 г. выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долл. за сбитый в 1988 г. американским военным кораблём иранский пассажирский самолёт и гибель его пассажиров. СССР выплатил компенсацию за материальный ущерб, нанесённый Бельгии в 1982 г. падением советского истребителя МИГ – 23М, и ущерб, нанесённый Литве в 2005 г. падением истребителя СУ – 29[К. Юрьев. Парижское соглашение 1973 (Международная жизнь, 1973, № 4–5)].

Сатисфакция (материальная) – это возмещение ответственным государством причинённого вреда, "насколько он не может быть возмещён реституцией или компенсацией" (ст. 37 Проекта 2001 г.).

Помимо перечисленных материальных форм ответственности государств, ст. 38 и 39 Проекта 2001 г. предусматривают возможность начисления процентов для обеспечения полного возмещения вреда и учёта усугубления нанесённого вреда.

 

 

Основания, исключающие противоправность действий государств (основания, освобождающие от ответственности и основания, исключающие ответственность).

 

соответствии с общими принципами международной ответственности государств всякое международно-правовое деяние государства влечет международную ответственность этой государства. Международно-правовое деяние будет всегда в наличии, если государство своим поведением нарушает свое международное обязательство. Поэтому правильно следует оценить сложившуюся позицию в доктрине международного права, согласно которой из этих основных принципов не может быть каких-либо исключений до тех пор, пока международное обязательства действительно для данного государства.

Однако в повседневной действительности могут иметь место обстоятельства, препятствующие на данном этапе выполнению государством своих обязательств, в том числе по выполнению их в срок, либо обусловливают их невиконуванисть. Эти обстоятельства могут исключить международно-правовую ответственность государства, потому, что здесь отсутствует противоправное деяние государства.

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния, должны быть юридически значимыми и, соответственно, определяться нормами международного права. В этом отношении Комиссия международного права ООН при разработке Проекта статей об ответственности государств разработала в 1980 году статьи 29-34 об обстоятельствах, исключающих ответственности государств. К таким обстоятельствам относятся:

- Согласие государства;

- Соответствующие меры в отношении международно-противоправного деяния;

- Форс-мажор и непредвиденный случай;

- Беда;

- Состояние необходимости;

- Самооборона.

В отношении обстоятельства, носит наименование «согласие государства», статья 29 Проекта гласит:

«Правомерным способом дано согласие государства на совершение другим государством определенного деяния, не соответствует обязательству последнего в отношении первого государства, исключает противоправность этого деяния, поскольку это деяние находится в пределах вышеуказанной согласия». Например, ввод иностранных войск на территорию государства обычно расценивается как серьезное нарушение суверенитета государства, а зачастую, как акт агрессии. Однако такое действие не будет признана, если она осуществлена

на просьбе или с согласия государства (примером здесь может служить введение индийских войск на территорию Шри-Ланки в 1987 году по взаимному согласию для борьбы против группировки ТОТИ).

Следовательно, такое согласие фактически является международным соглашением, которое возникает между управочиненим и обязанным субъектами международного права. Она касается не изменения или отмене данного международного обязательства, а лишь неприменение его в установленном конкретном случае.

Исключение ответственности в случае согласия наступает при наличии таких условий:

- Согласие государства должна быть международно-правомерным;

- Согласие должно быть ясно выраженной, а не такой, что допускается;

- Согласие должно предшествовать совершению действия;

- Деяние, на совершение которого получено согласие, должно происходить в пределах согласованных его условий, касающихся места, времени, средств и других обстоятельств деятельности обязанного государства.

Однако международное право предъявляет определенные требования и к управочиненои государства дает согласие:

- Управочинена государство вправе давать согласие на деятельность другого государства только в своей территории, а также применительно к своих суверенных прав и юрисдикции, действующих в рамках негосударственной территории (континентальный шельф, исключительная экономическая зона, открытое море и т.д.);

- Согласие управочиненои государства не может быть дана на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (например, согласие на использование своего территории для совершения агрессии в отношении третьего государства). Под соответствующими мерами по международно-противоправного деяния, исключающие ответственность государства, статья ЗО Проекта понимает действия государства, вызванные противоправными действиями другого государства. Таким образом, действия государства в отношении государства-правонарушителя с точки зрения международного права, будут правомерными, поэтому что есть вина самой потерпевшей стороны. Речь, таким образом, идет о закономерных «Соответствующие меры» - санкции, которые будут рассмотрены в следующем разделе данной главы. Такие меры могут быть применены не только потерпевшей государством, но также по ее поручению компетентной международной организацией (ООН, соответствующей региональной организацией).

Противоправность деяния государства, не соответствующего его международному обязательству, исключается, если деятельность государства была вызвана форс-мажором (непреодолимой силой) или непредсказуемым случаем (непредвиденными внешними событиями).

Эти два основания рассматриваются вместе, потому что ни в международной практике, ни в доктрине нет четкой и определенной разницы между ними. Относительно этих событий предполагается, что они не позволили государству действовать определенным образом - соответственно с ранее принятым на себя обязательства или понять, что ее поведение не соответствует этому обязательству.

При форс-мажоре и непредсказуемом случае речь может идти о ситуации, вызванные явлениями природы (землетрясение, наводнение, эпидемия, эпизоотия и т.д.) или деятельностью людей. В условиях таких ситуаций государство в лице своих органов или должностных лиц оказывается в положении объективной невозможности выбрать поведение, что соответствует требованиям своего международного обязательства, или установить, что данная ее поведение не соответствует необходимому. Следует отметить, что форс-мажор как основание для освобождения от ответственности предусмотрен, например, в статье 18 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Ситуация крайнего бедствия (статья 32 Проекта) очень схожа с форс-мажором или непредсказуемым случаем,

она предусматривает исключение противоправности деяния государства, если субъект поведения, представляющий данное государство, в условиях крайнего бедствия не имел другой возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных, ему людей.

Таким образом, действия субъекта поведения, представляющий данное государство в ситуации крайнего бедствия, т.е. действия органа или лица, которые присваиваются государству, к только защиты интересов лиц, подвергающихся чрезвычайной опасности.

Наиболее ярким примером сложившейся ситуации являются действия капитана морского судна, которое терпит бедствие, из укрытия от шторма в иностранном порту, совершаемых без соответствующего на это разрешения. В этом случае формально имеет место нарушение границ другого государства, однако эти действия произошли в силу исключительных обстоятельств.

Беда как обстоятельство, исключающее ответственность государства, предусмотрено, например, в статье 98 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Следует, однако, иметь в виду, что государство все же будет отвечать, если он сам способствовала возникновению ситуации крайнего бедствия или если его поведение, о котором идет речь, могла вызвать более тяжелое бедствие. Например, подводная лодка с ядерной силовой установкой на борту, потерпел серьезную аварию, может вызвать ядерный взрыв в порту другого государства, где он пытается укрыться и провести необходимый ремонт. В этом случае под угрозу будет поставлена

жизнь огромного количества людей и возникнут тяжелые последствия. Поэтому государство, чей флаг несет подводная лодка, не может быть освобождена от ответственности.

Состояние необходимости (статья 33 Проекта) предусматривает обстоятельства, когда крайний опасности подвергаются существенные интересы государства. Правовая регламентация такой ситуации в пункте 1 указанной статьи выглядит следующим образом:

«Государство не может ссылаться на состояние необходимости как на основание для исключения противоправности деяния этого государства, не соответствующего его международному обязательству, за исключением тех случаев, когда:

а) это деяние было единственным средством защиты существенного интереса этого государства от тяжелой и неизбежной угрозы и

б) это деяние не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства, в отношении которого существует указанное обстоятельство».

Следует иметь в виду, что ссылка государства на крайнюю необходимость правомерны лишь при наличии ряда одновременно действующих условий:

- Абсолютно исключительный характер ситуации, на которую ссылается государство;

- Неизбежность характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения:

- Невозможность устранить такую

опасность другими средствами;

- В обязательном порядке временный характер действия, ограниченный рамками периода опасности.

Пункт 2 статьи 33 Проекта содержит указание на случаи, когда государство не может ссылаться на состояние необходимости, а именно:

- Международное обязательство возникает из императивной нормы общего международного права;

- Международное обязательство установлено договором, прямо или косвенно исключает такую

возможность;

- Государство, о котором идет речь, способствовала возникновению состояния необходимости.

Учитывая тот факт, что очень серьезные затруднения возникают на практике при определении того, является несоблюдение международного обязательства государством единственным средством защиты ее существенного интереса, кажется, что ценность правовой регламентации этой ситуации представляет собой обстоятельство, исключающее международно-правовую ответственность государств, заключается именно в определении случаев недопустимости ссылок на состояние необходимости.

Международно-правовая ответственность государства исключается, если государство, наносит вред другому государству вопреки действующим нормам международного права, действует с целях самообороны от агрессии, в соответствии со статьей 51 Устава ООН, оказывается этим другим государством.

Статья 34 проекта, названная «Самооборона», говорит «Противоправность деяния государства, не соответствует международному обязательству этого государства, исключается, если это деяние является законным мероприятием самообороны, принятым в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».

Упомянутый в статье законный мероприятие самообороны государства в соответствии с Уставом ООН, соответствует условиям его статьи 51. Такими условиями являются:

- Наличие вооруженного нападения на государство другого государства, создает исключительно серьезную и явную угрозу ее территориальной целостности и политической независимости, как это следует из комментария Комиссии международного права;

- Самооборона осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности;

- Совету Безопасности должно быть немедленно сообщено о принятых мерах самообороны;

- Такие меры не затрагивают полномочий и ответственности Совета Безопасности в деле поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Таким образом, самооборона рассматривается как допустимый меры защиты территориальной целостности и политической независимости государства, подвергшегося вооруженному нападению, до тех пор, пока не вступит в действие предусмотренная Уставом ООН система коллективной международной безопасности. Более подробное освещение самообороны как одного из видов международных санкций будет дано ниже.

 

Международная уголовная ответственность индивидов за международные преступления: понятия, особенность реализации.

 

 

В настоящее время общепризнанной является норма Приговора Международного военного трибунала (МВТ): "Преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершивших такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права... Принцип международного права, который при определенных обстоятельствах защищает представителя государства, не может быть применим к действиям, которые осуждаются как преступные по международному праву".

Индивиды, из действий которых складывается международное преступление государства, несут международную уголовную ответственность потому, что это закреплено в нормах международного права (Устав и Приговор МВТ; Резолюция 95/1 Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г.; Конвенции о геноциде и апартеиде; Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии; проект Устава Международного уголовного суда; проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятые на сорок шестой сессии Комиссии международного права (КМП) ООН в 1994 г.).

Правоотношения ответственности возникают не только между государством-правонарушителем и непосредственной жертвой агрессии или другого международного преступления, но и между правонарушителем и международным сообществом государств в целом.

Учитывая общественную опасность международных преступлений, их тенденцию развития, могущую привести к всемирной катастрофе, ответственность государства-правонарушителя выражается в различных формах и степенях ограничения его суверенитета. Одна из форм такого ограничения — ответственность виновных физических лиц согласно международному праву, часто вопреки национальному праву государства-правонарушителя. Ю.М. Рыбаков пишет, что "само изъятие физических лиц, совершивших преступления против мира, из юрисдикции государства-агрессора, несомненно представляет собой форму ограничения его суверенитета в связи с совершенной им агрессией, а следовательно, один из видов его политической ответственности за агрессию". Эта же мысль была высказана Л. Н. Галенской и Ю. В. Петровским: "... ответственность физических лиц выступает в качестве проявления ответственности государства, одной из форм его политической ответственности".

Международная уголовная ответственность физических лиц — это форма ответственности государства, выражающаяся в ограничении его суверенитета, вытекает возможность реализации международно-правовой ответственности конкретных индивидов. Подобное ограничение суверенитета государства, являясь формой его политической ответственности, служит необходимым условием ответственности физических лиц. Сама международная уголовная ответственность физических лиц имеет два аспекта. С одной стороны, это форма политической ответственности государства, выражающаяся в ограничении его суверенитета, а с другой - уголовная ответственность конкретных физических лиц, вытекающая из норм международного права.

Характерная черта международной уголовной ответственности физических лиц — ее связь с международным преступлением государства. Без последнего нет и первого. В силу этого нелишне еще раз подчеркнуть различие между двумя категориями деяний - международными преступлениями и преступлениями международного характера.

Апартеид — это международное преступление, а не преступление международного характера. Незаконный захват воздушного судна — не международное преступление, а преступление международного характера. Преступления международного характера -это общеуголовные преступления, в борьбе с которыми государства сотрудничают между собой (борьба с наркотиками, воздушное пиратство, распространение порнографических изданий, фальшивомонетничество и т. д.). Если международное преступление совершается непосредственно государством и международная ответственность физических лиц часто есть форма политической ответственности самого государства, то преступления международного характера совершаются в основном только физическими лицами, а не государством. Ответственность государства за совершение физическими лицами преступлений международного характера может наступить только в случае невыполнения им своих договорных обязательств по борьбе с преступлениями международного характера или непосредственного участия государственных органов (например спецслужб) в этих преступлениях.


Физические лица (граждане государств и лица без гражданства), совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и другие международные правонарушения (международные деликты), могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания за такие правонарушения, а также национальным законодательством государства, гражданами которого они являются или на территории которого они постоянно проживают. За совершение отдельных преступлений, например за пиратство или угон воздушного судна, физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам государства захвативших пиратов или угонщиков воздушного судна. Например, в 1990 г. группа советских граждан угнала в Карачи рейсовый самолет Аэрофлота. Террористы сдались местному спецназу и были осуждены к пожизненному заключению.

К физическим лицам применимы положения Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., конвенций, предусматривающих выдачу преступников по отдельным видам преступлений (например, за угон воздушного судна), конвенций, заключенных государствами по вопросам оказания правовой помощи по уголовным, семейным и гражданским делам. Главный принцип, которого придерживаются практически все государства, состоит в неотвратимости наказания за совершенное международное правонарушение, особенно за международные преступления, затрагивающие жизненно важные интересы большинства государств или всего международного сообщества.

В середине 90-х годов в целях привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физических лиц, ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам и другие бесчеловечные акты.

Международная конференция 17 июля 1998 г. в Риме приняла Устав Международного уголовного суда. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии со ст. 5 Статута Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

а) преступление геноцида.

б) преступления против человечности;

в) военные преступления;

г) преступление агрессии.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.