|
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМСтр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ Направление: 44.03.05 Педагогическое образование
Уровень образования: бакалавриат Профильная направленность: Дошкольное образование. Английский язык
Челябинск 2015
Лист согласования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ») Кафедра управления дошкольным образованием
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры «08.10» _______ 2015 г. Протокол № 9_ Зав. кафедрой _______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Теория управления образованием
Направление: 44.03.05 Педагогическое образование
Уровень образования: бакалавриат
Профильная направленность: Дошкольное образование. Английский язык
Челябинск, 2015г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5 2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 5 3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 6 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6 5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 6 6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 9 7 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 10 8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 10 9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 10 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 1.1 Дисциплина «Теория управления образованием» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин: Б 1.В.ОД.1. Трудоемкость дисциплины в зачётных единицах - 4 ЗЕТ (72 часа). Форма промежуточной аттестации – экзамен. 1.2. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в общеобразовательной школе. 1.3. Дисциплина является основной для последующего изучения следующих дисциплин: «Психологические основы управления дошкольным образованием», «Менеджмент в образовании», «Управлением качеством образования в ДОУ». 1.4. Цель учебной дисциплины: ознакомление с сущностью и методологическими основами теории управления образованием, с организационными формами и структурой управления, процессом управления и методологией процесса разработки управленческих решений, функциями управления и коммуникативными процессами в управлении. Кроме этого, целью этой дисциплины является формирование у слушателей практических навыков применения теории управления в системе образования. 1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям) (таблица 1)
Таблица 1 Планируемые результаты обучения
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Таблица 2 Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа по дисциплине
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература: 1. Садырин В.В. Управление образовательными системами [ Текст]:курс лекций/В.В. Садырин.-Челябинск:Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та,2011 2. Чумичева Р.М. Управление дошкольным образованием [Текст]:учеб. пособие для вузов/Р.М. Чумичева, Н.А. Платохина.-М.:Академия,2011 3. Борисов, С.В. Философия образования современного общества: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]//Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество».2010.Т.13.No 3. С. 491-496 с. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/249 4. Бородачёв, С. М. Теория принятия решений: учебное пособие [Электронный ресурс ]/ С. М. Бородачёв. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. – 124 с. – ISBN 978-5-7996-1196-5. – Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/27717 Дополнительная литература: 5. Высоцкая Н. Я. Планирование на предприятии [Электронный ресурс]: учебное электронное текстовое издание / Н. Я. Высоцкая, А. В. Румянцева; под редакцией М. В. Березюк; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт «Высшая школа экономики и менеджмента», Департамент НОЦ «ИНЖЭК», Кафедра экономики природопользования. — Екатеринбург, 2013. — 109 с. — Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/27976. 6. Жаровина О. А. Педагогические идеи В. Н. Татищева [Электронный ресурс / О. А. Жаровина // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2008. — N 56, вып. 23. — С. 65-71. – Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/22758 - загл.с экрана. 7. Зайцев В.С. История педагогики и философия образования: курс лекций. Книга первая. [Электронный ресурс]/ В.С.Зайцев – Челябинск: Издательство «Татьяна Лурье», 2010. – 531 с. (лекции для вузов). – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/220 8. Зайцев В.С. История педагогики и философия образования: курс лекций. Книга вторая [Электронный ресурс]/ В.С.Зайцев – Челябинск: Издательство «Татьяна Лурье», 2010. – 531 с. (лекции для вузов). – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/221 9. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. [Электронный ресурс] –В 2-х книгах. –Книга1. –Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 424 с. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/223 10. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. [Электронный ресурс] –В 2-х книгах. –Книга 2. –Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 508 с. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/225 11. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие[Электронный ресурс]/ В.С.Зайцев. – В 2-х книгах. – Книга 1. –Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/226 12. Зайцев, В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие [Электронный ресурс]/ В.С.Зайцев. – В 2-х книгах. – Книга 2. –Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 496 с. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/227 13. Засыпкин В. П. Модернизация педагогического образования: социологический анализ: автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.04 [Электронный ресурс]/ В. П. Засыпкин; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. — Екатеринбург: [б. и.], 2010. — 44 с. — Библиогр.: с. 39-44 (47 назв.). – Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/2876 14. Яковлев, Е.В. Программа и учебно-методические рекомендации к спецкурсу «Управление качеством образования» [Электронный ресурс]/ Е.В.Яковлев, Н.О.Яковлева - Челябинск: Изд-воЧГПУ, 2000 – 86 с. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/281 15. Яковлев, Е.В. Управление качеством образования: учебно-практическое пособие. Ч. 1. [Электронный ресурс]/ Е.В.Яковлев, Н.О.Яковлева - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000.–147с. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/282 Перечень информационных технологий 16. www.menobr.ru. Менеджер образования. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений 17. http://www.dissercat.com/ disserCat – научная электронная библиотека диссертаций и авторефератов 18. http://www.scholar.ru/ Каталог научных публикаций по всем отраслям знаний. Авторефераты и диссертации. Аспирантура 19. http://www.infoliolib.info/ Университетская электронная библиотека 20. http://www.edu.ru/db/portal/sites/elib/e-lib.htm Каталог электронных библиотек 21. http://www.electroniclibrary21.ru/ Электронная библиотека 21 века 22. www.zam.resobr.ru Справочник заместителя директора школы 23. www.edu.resobr.ru Справочник руководителя образовательного учреждения
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Таблица 6 5.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций
5.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля Конкретные примеры типовых заданий Тематика рефератов: 1.Образовательная организация как социально-экономическая система 2. Бихевиоризм как методология в управлении 3. Функции теории управления 4. Ф.Тейлор основоположник научного управления производством 5. А.Файоль и его роль в создании теории современного менеджмент 6. Концепция рациональной бюрократии М.Вебера 7. Э.Мэйо, основные идеи 8. А.Маслоу, мотивация и личность 9. Теория стилей руководства Д.Мак-Грегора 10. Количественная школа управления, направления, основные тенденции развития 11. Теория «революция управляющих» Дж.Бернхейма. 12. «Концепция корпорации» П.Друкера 13. Концепция «нового индустриального общества» Дж.Гэлбрейта 14. «Всеобщая организационная наука (Тектология)» А.Богданова 15. Национальные особенности менеджмента (американский, японский, европейский, российский менеджмент) 16. Особенности подготовки управленческих кадров в различных странах мира (США, Япония, Германия и т.д.) Вопросы для обсуждения:
Раздел 1: 1. Укажите отличие понятий: «управление» и «менеджмент». 2. Каким образом соотносится теория и методология управления?
Раздел 3. 1. В чём заключается стратегия развития системы образования на современном этапе? Раздел 4. 1. Что характеризует современного руководителя ДОО? 2. Каковы факторы, определяющие эффективность деятельности руководителя ДОО?
Раздел 5. 1. Какова связь анализа с другими функциями управления? 2. В чем состоит механизм планирования? 3. Чем отличается прогнозирование от планирования, или какую роль играет прогнозирование в плановом процессе? 4. Может ли функция организации предшествовать функции планирования? 5. Какая функция управления придает состояние упорядоченности и устойчивости системе производства? 6. Какая функция управления придает слаженность работе структурных подразделений организации?
Раздел 6. 1. Что понимается под управленческим решением? 2. Всегда ли решения могут быть эффективными? 3. Какие требования предъявляются к управленческим решениям? 4. Какие есть виды управленческих решений по характеру целей и длительности действий? 5. Какие стадии подготовки управленческого решения? 6. Какие качества мышления важны для руководителя в процессе принятия решения? Варианты тестов: Тест 1 1. Наиболее точное понятие управления: 1) всеобщая человеческая деятельность 2) менеджмент 3) процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия управляющей системы на объект управления 4) особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.
2. Предмет теории управления 1) структурные элементы системы управления 2) взаимодействие между людьми 3) процессы управления 4) функционирование и развитие управленческих явлений
3. Период систематизации развития управления входит в: 1) научный период 2) донаучный период 3) информационный период 4) индустриальный период
4. Школа научного управления создана: 1) Фредериком Уинслоу Тейлором 2) Анри Файолем 3) Мери Фоллет 4) Элтон Мэйо
5. Школа человеческих отношений соответствует: 1) индустриальному периоду 2) периоду систематизации 3) информационному периоду 4) донаучному периоду
6. Количество исторических периодов развития науки управления в России: 1) два 2) три 3) четыре 4) пять
7. Значительный вклад в становление науки управления в России внесли идеи: 1) А.Л. Ордын-Нащокина, А.П. Волынского, П.А. Столыпина 2) С. Шаталина¸Г.Явлинского 3) А. Богданова, А.К. Гастева 4) П.М. Керженцева, О.А. Ерманского
8. Черты, не характерные для японского менеджмента: 1) создание высококачественной продукции 2) корпорация как основная модель предпринимательства 3) ориентация управления на группу 4) формальные отношения с подчинёнными 9. Система это: 1) единое целое, состоящее из частей, взаимосвязанных элементов 2) целое, состоящее из частей 3) объединение элементов в единое целое 4) механизмы взаимодействия
10. К методам управления не относятся: 1) административные 2) воздействующие 3) социально-психологические 4) экономические
11. Принципы управления: 1) чёткое разделение труда 2) отбор и обучение кадров 3) эффективная коммуникация 4) ценообразование
12. Социально-психологические методы - это: 1) гуманизация труда 2) отбор и обучение кадров 3) материальная ответственность 4) чёткое разделение труда
13. К свойствам организационного управления не относятся: 1) целостность 2) обратная связь 3) централизованность 4) естественность
14. Демократический стиль управления основан на: 1) инициативе коллектива 2) инициативе руководителя 3) инициативе личности 4) инициативе авторитета
15. Либеральный стиль руководства предполагает: 1) склонность к излишней терпимости 2) формальный характер взаимоотношений с подчинёнными 3) оказание жёсткого воздействия на подчинённых с целью достижения поставленных целей 4) стремление утвердить авторитет руководителя
16. К формам власти не относятся: 1) власть, основанная на принуждении 2) власть, основанная на вознаграждении 3) власть, основанная на примере 4) власть, основанная на участии 17. К общим параметрам организации не относятся: 1) наличие общих целей 2) зависимость от внешней среды 3) образование товариществ 4) необходимость и наличие управляющего органа
18. Внешняя среда организации – это: 1) комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на деятельность компании, не подвластных её руководству 2) факторы прямого воздействия на деятельность предприятия 3) факторы косвенного влияния на деятельность предприятия 4) социальные факторы
19. Организационная структура управления – это: 1) организационная система управления 2) организационная схема управления 3) организационные принципы управления 4) организационные подходы к управлению
20. Линейный тип управления характеризуется: 1) принципом единоначалия 2) наличием функциональных подразделений 3) наличием линейного аппарата и функциональными службами 4) наличием проектной (временной) структуры\
21. Особенностью функционального типа организационной структуры является: 1) наличие функциональных служб управления 2) принцип единоначалия 3) централизованное управление 4) наличие проектной – временной структуры
22. Управленческий цикл – это: 1) совокупность процессов регулирования 2) совокупность функций управления 3) совокупность задач управления 4) совокупность специальных приёмов и способов
23. Важнейшей составляющей функции организации является: 1) обеспечение деятельности организации ресурсами 2) установление режима работы 3) делегирование полномочий 4) формирование структуры организации
24. Процесс разработки управленческих решений не включает: 1) предварительная формулировка задачи (проблемы) 2) выбор критерия оценки эффективности решения 3) оценка результативности 4) выбор альтернатив
25. Преграды в организационных коммуникациях: 1) информационные перегрузки 2) информационные бюллетени 3) регулирование информационных потоков 4) современные информационные технологии
Тест 2
1. Толчком к оформлению теории менеджмента послужило в большей степени: 1) истощение экстенсивного пути развития 2) накопление определённых знаний в области управления 3) обострение конкурентной борьбы 4) активизация поисков повышения эффективности функционирования предприятий за счет внутренних резервов
2. Теория управления изучает: 1) процессы эффективного управления в социально-экономических системах 2) управленческие отношения 3) отношения координации и субординации 4) содержание и форму управленческих отношений
3. Методология теории управления не включает методы: 1) общенаучные 2) интегративные 3) системные 4) всеобщий диалектико-материалистический
4. Научный период развития управления соответствует: 1) 1776 – 1856 гг. 2) 1856 - 1960гг. 3) 1920-1950 4) 1776г. - до настоящего времени 5. Представителями школы административного управления не является: 1) А. Маслоу 2) Л.Урвик, 3) Дж. Муни 4) А.Файоль
6. Исследования какого учёного послужили распространению принципа делегирования полномочий? 1)Ф.Тейлор 2) Анри Файоль 3) Ф. Джилберт 4) О.Шелдон
7. Становление и развитие науки управления в России не включает период: 1) до революции 1917 г. 2) послереволюционный период 3) советский период (1917 – 1990 гг.) 4) период перехода к рынку (с 1991 г.)
8. Основные черты американской модели управления 1) индивидуальный характер принятия решений 2) ориентировка на человеческий фактор 3) подготовка специалистов 4) групповая сплочённость
9. Новая управленческая парадигма ориентирована на основные положения: 1) предприятие – закрытая система 2) система управления строится на нормах, стандартах 3) мотивация работников и адекватный стиль руководства 4) индивидуальный характер принятия решений 10. В систему управления не входят: 1) субъект управления 2) процесс управления 3) уровни управления 4) ресурсы
11. Экономические методы включают: 1) экономическое стимулирование 2) организационные воздействия 3) административная ответственность 4) отбор и обучение кадров
12. Социально-психологические методы - это: 5) гуманизация труда 6) отбор и обучение кадров 7) материальная ответственность 8) чёткое разделение труда
13. Основные виды управления: 1) открытое, закрытое 2) централизованное, децентрализованное 3) управляемое, неуправляемое 4) социальное, природное
14. Стиль руководства – это 1) совокупность приёмов поведения руководителя по отношению к подчинённым 2) умственный и физический процесс, приводящий к выполнению подчинёнными официальных поручений 3) согласованность действий управления 4) область управления
15. Существенный вклад в понимание руков Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|