Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Примеры лексических явлений.





В предложении 10 употреблён фразеологизм наваливалась тоска. Фразеологизмы -- это устойчивые сочетания слова, придающие речи образность, выразительность. Используемый автором фразеологизм очень точно характеризует эмоциональное состояние мальчика, который тоскует по дому, потому что никогда ещё до этого не разлучался с семьей. Ему тяжело оттого, что все кругом чужое и враждебное, что он постоянно недоедает и просвета никакого в жизни нет. Фразеологизм помогает автору сказать обо всем этом кратко и вместе с тем эмоционально выразительно.

В предложении 3 употреблено разговорное слово шпарил, которому в данному тексте соответствует стилистически нейтральный синоним говорил. Употребление разговорного слова придает тексту образность, точность. Герой, прекрасно зная правила и французские слова, произносил их быстро, со спешкой -- именно шпарил, а не просто говорил.

И наконец третий пример лексического явления из текста В. Распутина. В каком значении употреблено слово колено в предложении 2? Понятно, что в значении поколение. (Пройдитесь по ссылке в моем блоге и посмотрите историю этого слова). В сочинении же надо написать о том, что в русском языке есть однозначные и многозначные слова. Значение многозначного слова определяется в контексте. В данном случае имеется в виду: колено -- значит поколение.

Примеры грамматических явлений.

В данном тексте используются предложения с однородными членами: с однородными обстоятельствами (предложение 3), однородными сказуемыми (предложение 15). Однородные члены помогают охарактеризовать предмет, признак или действие конкретно, точно и образно.

Предложение 19 в данном тексте бессоюзное. Первая часть в нем безличное предложение, вторая -- личное двусоставное и третья -- определенно-личное. Использование этих конструкций точно передаёт мысли героини, позволяет лаконично и эмоционально выразить то, о чём она думает, заявить о своем решении безапелляционно.

3 образца сочинения по тексту М.Горького "Хорошее дело" (задания С2.1 и С2.2)

Статья содержит текст, задания С2.1 и С2.2, три образца сочинения, а также ссылку на презентацию.

ТЕКСТ
(1)Дед неожиданно продал дом, купив другой, по Канатной улице. (2)Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен тёплой и спокойной тёмно-малиновой краской; на нём ярко светились голубые ставни трёх окон и решётчатая ставня чердачного окна; крышу красиво прикрывала густая зелень вяза и липы.

(3) В доме жили разные люди. (4)Особенно крепко захватил и потянул меня к себе Хорошее Дело. (5)Это был худощавый, сутулый человек, с чёрной раздвоенной бородкой на белом лице, с добрыми глазами, в очках. (6)Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал:

- (7)Хорошее дело.

(8)Так его и стали звать.

(9)Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей, и всегда в углу, около печи, неподвижно стоял Хорошее Дело.

(10)Однажды бабушка устроила такой вечер.

(11)Сыпался и хлюпал неуёмный осенний дождь, ныл ветер, шумели деревья, царапая сучьями стену, - в кухне было тепло, уютно, все сидели близко друг к другу и были как-то особенно молчаливы. (12)Бабушка сидела на краю печи, наклонясь к людям, освещённым огнём маленькой, жестяной лампы, и сказывала хорошую историю про Ивана-воина и Мирона-отшельника; мерно лились сочные, веские слова.

(13)Уже в начале рассказа я заметил, что Хорошее Дело взволнован: он беспокойно потирал руки, снимал и надевал очки, помахивал ими в меру певучих слов, кивал головою. (14)А когда бабушка замолчала, он бурно вскочил и, размахивая руками, как-то неестественно закружился, забормотал:

- (15)По-моему, это удивительно, это надо записать, непременно! (16) Это – страшно верное, наше… русское…

(17)Было видно, что Хорошее Дело плачет, - глаза его были полны слёз; глаза купались в них; это было странно и очень жалостно. (18)Потом он вдруг как-то сорвался с голоса, замолчал, поглядел на всех и тихонько, виновато ушёл, склонив голову.

(19)Стало грустно; какое-то уныние щемило сердце. (20)Хорошее Дело очень удивил меня, было жалко его, - так ясно помнились его утонувшие глаза.

(21)Он не ночевал дома, а на другой день пришёл после обеда – тихий, явно сконфуженный.

- (22)Вера я шумел, - сказал он бабушке виновато, словно маленький. - (23)Вы не сердитесь? (24)Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! (25)Молчишь, молчишь, - и вдруг – вскипит в душе, прорвёт…

(26) И меня потянуло к нему.

(27)Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо, когда он сказал «страшно один». (28) В этих словах было что-то понятное мне, тронувшее меня за сердце, и я пошёл за ним.

(По М. Горькому)

 

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.

ЗАДАНИЕ С2.1

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».

 

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

 

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.

 

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале.

 

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

СОЧИНЕНИЕ (образец №1)

 

Автор - Кузнецова Наталья.

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждал лингвист Г. Степанов.
Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.
Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.
Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

СОЧИНЕНИЕ (образец №2)
Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» г. Братска «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», - писал известный лингвист Г. Степанов. Докажем это на примерах из произведения. М. Горького.

В данном тексте писатель знакомит нас с героем по имени Хорошее Дело. Бабушкины сказки оказывают на него сильное впечатление, и автор, передавая волнение героя, использует предложения с однородными членами № 13, № 14, № 18.

 

Сопереживая герою, рассказывая о его чувствах, автор использует слова в переносном значении (метафоры): «опрокинулось его лицо», «вскипит в душе».

 

Эти грамматические и лексические средства помогают создать образ героя, искреннего, доброго, одинокого человека. (77-78 слов)

 

 

 

ЗАДАНИЕ С2.2

 

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста: «И меня потянуло к нему».

 

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

 

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

 

СОЧИНЕНИЕ

 

Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ

 

«СОШ № 3» г. Братска.

 

Я понимаю смысл предложения «И меня потянуло к нему» так:

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.