|
Примеры лексических явлений.В предложении 10 употреблён фразеологизм наваливалась тоска. Фразеологизмы -- это устойчивые сочетания слова, придающие речи образность, выразительность. Используемый автором фразеологизм очень точно характеризует эмоциональное состояние мальчика, который тоскует по дому, потому что никогда ещё до этого не разлучался с семьей. Ему тяжело оттого, что все кругом чужое и враждебное, что он постоянно недоедает и просвета никакого в жизни нет. Фразеологизм помогает автору сказать обо всем этом кратко и вместе с тем эмоционально выразительно. В предложении 3 употреблено разговорное слово шпарил, которому в данному тексте соответствует стилистически нейтральный синоним говорил. Употребление разговорного слова придает тексту образность, точность. Герой, прекрасно зная правила и французские слова, произносил их быстро, со спешкой -- именно шпарил, а не просто говорил. И наконец третий пример лексического явления из текста В. Распутина. В каком значении употреблено слово колено в предложении 2? Понятно, что в значении поколение. (Пройдитесь по ссылке в моем блоге и посмотрите историю этого слова). В сочинении же надо написать о том, что в русском языке есть однозначные и многозначные слова. Значение многозначного слова определяется в контексте. В данном случае имеется в виду: колено -- значит поколение. Примеры грамматических явлений. В данном тексте используются предложения с однородными членами: с однородными обстоятельствами (предложение 3), однородными сказуемыми (предложение 15). Однородные члены помогают охарактеризовать предмет, признак или действие конкретно, точно и образно. Предложение 19 в данном тексте бессоюзное. Первая часть в нем безличное предложение, вторая -- личное двусоставное и третья -- определенно-личное. Использование этих конструкций точно передаёт мысли героини, позволяет лаконично и эмоционально выразить то, о чём она думает, заявить о своем решении безапелляционно. 3 образца сочинения по тексту М.Горького "Хорошее дело" (задания С2.1 и С2.2) Статья содержит текст, задания С2.1 и С2.2, три образца сочинения, а также ссылку на презентацию. ТЕКСТ (3) В доме жили разные люди. (4)Особенно крепко захватил и потянул меня к себе Хорошее Дело. (5)Это был худощавый, сутулый человек, с чёрной раздвоенной бородкой на белом лице, с добрыми глазами, в очках. (6)Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал: - (7)Хорошее дело. (8)Так его и стали звать. (9)Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей, и всегда в углу, около печи, неподвижно стоял Хорошее Дело. (10)Однажды бабушка устроила такой вечер. (11)Сыпался и хлюпал неуёмный осенний дождь, ныл ветер, шумели деревья, царапая сучьями стену, - в кухне было тепло, уютно, все сидели близко друг к другу и были как-то особенно молчаливы. (12)Бабушка сидела на краю печи, наклонясь к людям, освещённым огнём маленькой, жестяной лампы, и сказывала хорошую историю про Ивана-воина и Мирона-отшельника; мерно лились сочные, веские слова. (13)Уже в начале рассказа я заметил, что Хорошее Дело взволнован: он беспокойно потирал руки, снимал и надевал очки, помахивал ими в меру певучих слов, кивал головою. (14)А когда бабушка замолчала, он бурно вскочил и, размахивая руками, как-то неестественно закружился, забормотал: - (15)По-моему, это удивительно, это надо записать, непременно! (16) Это – страшно верное, наше… русское… (17)Было видно, что Хорошее Дело плачет, - глаза его были полны слёз; глаза купались в них; это было странно и очень жалостно. (18)Потом он вдруг как-то сорвался с голоса, замолчал, поглядел на всех и тихонько, виновато ушёл, склонив голову. (19)Стало грустно; какое-то уныние щемило сердце. (20)Хорошее Дело очень удивил меня, было жалко его, - так ясно помнились его утонувшие глаза. (21)Он не ночевал дома, а на другой день пришёл после обеда – тихий, явно сконфуженный. - (22)Вера я шумел, - сказал он бабушке виновато, словно маленький. - (23)Вы не сердитесь? (24)Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! (25)Молчишь, молчишь, - и вдруг – вскипит в душе, прорвёт… (26) И меня потянуло к нему. (27)Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо, когда он сказал «страшно один». (28) В этих словах было что-то понятное мне, тронувшее меня за сердце, и я пошёл за ним. (По М. Горькому)
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка. ЗАДАНИЕ С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
СОЧИНЕНИЕ (образец №1)
Автор - Кузнецова Наталья. «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждал лингвист Г. Степанов. СОЧИНЕНИЕ (образец №2) В данном тексте писатель знакомит нас с героем по имени Хорошее Дело. Бабушкины сказки оказывают на него сильное впечатление, и автор, передавая волнение героя, использует предложения с однородными членами № 13, № 14, № 18.
Сопереживая герою, рассказывая о его чувствах, автор использует слова в переносном значении (метафоры): «опрокинулось его лицо», «вскипит в душе».
Эти грамматические и лексические средства помогают создать образ героя, искреннего, доброго, одинокого человека. (77-78 слов)
ЗАДАНИЕ С2.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста: «И меня потянуло к нему».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
СОЧИНЕНИЕ
Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ
«СОШ № 3» г. Братска.
Я понимаю смысл предложения «И меня потянуло к нему» так:
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|