Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тезис вполне уместно использовать в сочинении на экзамене.





---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тезис к сочинению (С2.1)

Автор -- академик Г.В. Степанов. Взято из Введения к Энциклопедическому словарю юного филолога (М., 1984). Отрывок начинается словами одного из героев романа Ф.И. Достоевского "Подросток".

"А, и ты иногда страдаешь что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и даётся лишь избранным, дурак всегда доволен всем, что сказал". Сказано сильно, как это часто бывает у Достоевского, резко, но справедливо и очень ёмко. О том, что мысль крепко-накрепко связана. со словами, что выразить её в слове дело нелёгкое, требующее усилий, мучительных поисков наилучшего выражения.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
С2.1 Образец № 4

Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

 

Так, в предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к высокой лексике: «В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу..." Буквально через несколько предложений И.Бунин уже использует экспрессивно окрашенное слово: «…все рифмы давно использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, которые позволяют ярче описать речевую ситуацию.
Таким образом, могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г.Степанов, утверждавший, что словарь языка "свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (129 слов). Автор Любовь Михайловна Бенделеева.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------


С2.1 Образец № 3

Я зык -- это сложная многоуровневая система, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный состав языка) отображает представления человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л. Васильева.

Например, в предложении 1 автор использует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом бабуля ( морфемы, как известно, относятся к лексическим явлениям языка -- прим. ред.). Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в предложение существительное бабуля ещё является обращением (названо грамматическое явление). Оно употреблено в форме именительного падежа и выделено запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные признаки обращения). Так знание грамматики помогает понять, к кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).

Следовательно, утверждение Г.В. Степанова "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают" является справедливым. (Автор Борисов Сергей Александрович -- интернет-портал ProШколу.ru)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
С2.1 Образец № 2

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова (" пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, включающий в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова "должны" (предложение № 19).

Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность. Источник здесь

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

С2.1 Образец № 1
Итак, попробуем создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) по фрагменту повести В. Железникова "Чучело" (примеры лексических явлений из этого текста здесь, грамматических -- здесь). Частью оно будет компилятивным, то есть мы позаимствуем некоторые высказывания из опубликованных работ. Строго говоря. это плагиат, однако если вы на экзамене вспомните и уместно воспроизведёте в своем сочинении речевые клише и обороты, заучить которые вам предлагал учитель или вы нашли их в многочисленных рекомендациях по подготовке к ГИА и запомнили, эксперты, думаю, во время проверки работы придираться к этому не станут и балл за это не снизят. Главное -- необходимо, чтобы приводимые примеры-аргументы соответствовали тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Иными словами, только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названную функцию языкового явления.

«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», – утверждает известный лингвист Г. Степанов. С этим высказыванием нельзя не согласиться. Словарь языка -- это его лексический состав. Слова необходимы для того, чтобы назвать предмет, описать его. Люди бережно хранят их. Лингвисты создали самые разные словари, в которых можно найти слова, называющие все, о чем когда-либо подумал человек. Слов, имеющих одинаковое или близкое значение, в русском языке много. Грамотность, чувство языка проявляется в том, как человек умеет выбрать из ряда слов самое нужное, передающее в точности и образно его мысли и чувства. Докажем это на примере из текста В. Железникова.

В предложении 36 в данном тексте употреблено авторское слово жертвенница, которое можно заменить синонимичными общеупотребительными словосочетаниями пожертвовавшая собой или склонная к самопожертвованию. Эти словосочетания относятся к высокому стилю, и поэтому в разговорной, обиходной речи они были бы неестественны. Более уместно, а также более ярко и выразительно в устах Николая Николаевича, потомственного интеллигента, очень тонкого человека, звучит жертвенница. ( К тезису об умении выбрать нужное слово подойдут также и другие примеры лексических явлений отсюда -- об употреблении многозначного слова работа и лексического повтора).

Но одни слова не показывают связи между предметами и явлениями, не выражают отношение человека к тому, о чем он говорит. Чтобы выразить свои мысли точно, нужна грамматика. Выражение мысли требует логики, а логика – использования синтаксических конструкций, в которые должны будут «вложены» нужные слова. Приведём пример грамматического явления из рассматриваемого текста.

В предложениях 2, 6, 14, 30 употреблено обращение Елена. Так Николай Николаевич называет свою внучку. Однако в данном тексте обращение не просто выполняет звательную функцию, оно выражает отношение говорящего к своей собеседнице, то есть выполняет ещё и оценочную функцию. Называя внучку полным именем Елена, а не уменьшительным, как обычно, Лена, Леночка, дедушка разговаривает с ней, как со взрослым человеком, он живо интересуется её мнением, и это свидетельствует о доброжелательных, уважительных отношениях в этой семье. ( Другие грамматические явления, подходящие для приведенного выше тезиса, можно найти здесь. Помните, однако, достаточно привести один пример).

Таким образом, мы доказали истинность тезиса известного российского филолога, профессора, академика АН СССР Г.В. Степанова (1919-1986) о значении лексики и грамматики в языке.

 

ОГЭ 3 сочинения по сборнику И.П.Цыбулько 2016 года (вариант 5)

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: «Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает».

 

 

Смысл высказывания В.Г.Короленко можно объяснить следующим образом: слово - это инструмент, который помогает людям выражать свои мысли, чувства, переживания. Особенно искусно владеют этим инструментом писатели, которые для создания своих художественных образов очень тщательно подбирают каждое слово. Это можно проиллюстрировать примерами из текста Е.А.Пермяка.

 

Создавая образы своих героев, писатель использует различные средства речевой выразительности. Например, предложение 1 содержит эпитеты "приветливый", "старательный", "заботливый" и "работящий", они помогают автору дать точную характеристику Алёше Хомутову.

 

А о тёплых, доверительных отношениях внука и дедушки мы без труда можем догадаться по такому выразительному средству, как обращение, которое автор употребил в предложениях 15 и 30: "деда" и "внучек".

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.