|
Методы управления экономической деятельности организации культуры. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Методы- это способы, инструменты с помощью которых осуществляется управленческое воздействие. Существует три вида методов управления экономической деятельностью: · Административный; · Экономический; · Социально-психологический. Административный метод заключается в прямом регулирование работы организаций со стороны вышестоящих органов по средствам принуждения (команды, приказа и т.п.) Экономический метод основан на использование материальных стимулов для воздействование на объект управления т.е. побуждает к деятельности за счет мобилизации экономических интересов. Социально-психологический метод – эти методы воздействуют на экономическую деятельность людей путем апелляции к убеждениям, этическим мерам поведения, использование мер морального поощрения. Эти методы играют вспомогательную роль, однако в культуре их значение больше чем в других отраслях. Основными подсистемами хозяйственного механизма организаций культуры являются: планирование, финансирование, ценообразование, стимулирование. Планирование: планы могут разрабатываться и утверждаться вышестоящим органом; разрабатываться организацией самостоятельно и утверждаться вышестоящим органом, разрабатываться и утверждаться организацией самостоятельно. Финансирование: по типу финансирования выделяют: бюджетное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета); смешанное финансирование (расходы организаций покрываются за счет средств соответствующего бюджета и за счет собственных источников); самофинансирование (расходы организаций покрываются за счет собственных средств). Ценообразование. Цены могут быть: регулируемые органами власти, свободно устанавливаемыми, договорными. Стимулирование бывает: материальное, моральное; индивидуальное и коллективное и т.д. Изменение хозяйственного механизма организаций культуры тесно связано с изменением общего и специального законодательства. Важнейшая черта хозяйственного механизма – степень самостоятельности организаций культуры, проявляющаяся через их права и обязанности. В основу выделения этапов изменения хозяйственного механизма положено соотношение в разное время прав и обязанностей организаций культуры и вышестоящих органов управления. Например, в годы НЭПа (1922-1927гг) –возрождение частного сектора в культуре, перевод государственных организаций культуры на самоокупаемость. Усиление политико-идеологического контроля творческой деятельности. Конец 20-х –середина 60-х годов XXвека –восстановление и утверждение системы централизованного управления. Идеологический диктат. Регламентация творческо-производственной и финансово-хозяйственной сторон деятельности организаций культуры партийно-государственным аппаратом. Середина 60-х – конец 80-х годов XX века –попытка усиления экономических инструментов управления. Утверждается Положение о социалистическом государственном театрально-зрелищном предприятия (1968), о парке культуры и отдыха (1972). Расширяются права руководителей. Организациям культуры предоставляется некоторая экономическая свобода. С 80-х – перевод организаций культуры на новые условия хозяйствования. Дальнейшее расширение их творческой и хозяйственной самостоятельности. Добровольность перехода на новые условия хозяйствования. Прямое действие соответствующего нормативного акта в масштабах все страны. Разработка отдельных документов для театров,концертных организаций, культурно-просветительских учреждений. Появление частных организаций культуры. Конец 90 –х годов XX- XXIвв. - сужение хозяйственной самостоятельности государственных и муниципальных учреждений культуры в рамках принятого Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ. Введение в действие Бюджетного кодекса РФ. Гарантированное финансирование, налоговые и экономические льготы бюджетным учреждениям в обмен на хозяйственную «несвободу». Несформированность рынка культурных услуг в России. Слабость частного сектора, его неспособность составить реальную конкуренцию государственному. Отсутствие адекватных форм государственной поддержки частных некоммерческих организаций культуры. Возможные формы подобной поддержки: · Целевое бюджетное финансирование проектов; · Выделение помещений (в том числе на безвозмездной основе;) · Расширение налоговых льгот; · Предоставление льготных кредитов; · Оказание помощи в подготовки кадров; · Обеспечение доступа к соответствующей информации. Таким образом, сеть бюджетных учреждений продолжает оставаться основным «поставщиком» услуг культуры на современном этапе. Осуществляются попытки насаждения рынка «сверху» путем проведения бюджетной реформы: например, внесение в Государственную Думу РФ проекта Федерального закона РФ «Об автономных учреждениях» и соответствующих изменений и дополнений в действующие законодательные акты, предусматривающих преобразование значительной части бюджетных в автономные учреждения. Дальнейшее сужение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных учреждений. Предоставление автономным учреждениям большей свободы в распоряжении имуществом, в том числе доходами от собственной деятельности и др.
14. Специфика характера и результатов труда. Культурное благо как результат деятельности организации культуры.
План ответа: 1. Специфика характера труда 2. Результаты труда в культуре 3. Культурное благо как непосредственный результат деятельности организации культуры. Типологии культурных благ. 4.
К основным элементам процесса производства относятся предмет и средства труда, труд работника. Содержание процесса труда в культуре наиболее наглядно раскрывается в сравнении с материальным производством. Содержание процесса труда как характер воздействия работника на предмет труда при помощи средств труда. С точки зрения материального производства, п редмет труда – вещества природы, с редства труда – здания, сооружения, оборудование и т.п. Суть процесса производства – взаимодействие человека и природы. Человек преобразовывает вещество природы и приспосабливает к своим потребностям. С точки зрения культуры, предметом труда выступает сам человек, с редством труда – особую роль играет сам потенциал создателей культурных ценностей и благ. Значение личностного фактора, индивидуальности работника. Вспомогательная роль технических средств. Таким образом, труд – квалифицированный, творческий, требует специальной подготовки, более высокого уровня образования. Суть процесса производства – «обработка людей людьми» (К. Маркс), то есть воздействие непосредственно на человека. Интеллектуализация производства культурных ценностей и благ. Возрастание роли информационных технологий. Результат деятельности можно разделить на непосредственные и конечные. Непосредственные результаты – это создаваемые культурные блага, конечные – эффект от этих благ их получателей. Конечные результатом культурной деятельности являются те изменения, которые она вызывает в общественном и индивидуальном сознании, в качестве социальной средств и т.д. Конечные результаты деятельности в сфере культуры выражаются в распространении социальных ценностей и идеалов, формировании личности, повышении качества жизни и т.д. Огромное значение имеет создание средствами культуры позитивного имиджа страны (региона, муниципалитета). Культура – важнейший ресурс развития сраны с целом и отдельных территорий, решения стоящих перед ними социально – экономических задач. Сложность прямого количественного измерения конечных общественно значимых результатов (социальных эффектов) культуры. Невозможность применения стандартных процедур оценки. Поиск соответствующих критериев и индикаторов социальной результативности культуры. Использование социологического инструментария: опросов, анкетирования, интервьюирования населения, профессиональной экспертизы. Культурное благо – это разновидность экономического блага, созданного в результате культурной деятельности людей. Для театра непосредственным результатом деятельности является спектакль, для концертной организации – концерт, для цирка – представление, для кинотеатра – сеанс и т.д. Существует теория общественных благ (по П.Вейсброду). Различные культурные блага классифицируют в соответствии с признаками неисключаемости и несоперничества в потреблении. Неисключаемость – невозможность помещать индивидам использовать благо, ограничить их доступ к благам. Несоперничество – отсутствие конкуренции в потребности: потребление благ одним человеком не уменьшает возможности их применения другим. В соответствии с этими признаками выдают общественные и частные блага. Общественное (социальное) благо – благо, потребляемое одним лицом и остающееся доступными для потребления другими лицами. Частное благо – благо, которое потребляется одним лицом и не может быть одновременно потреблено другим лицом. Концепция экономической социодинамики по Р.С. Гринбергу и А.Я.Рубинштейну основана на допущении того, что существует интерес, который не представлен ни одной из индивидуальных функций полезности. Феномен несводимости разделен на два позитивных свойства: социальная полезность благ и индивидуальная полезность благ. Авторами обоснован принцип индивидуальных предпочтений и социальных интересов. В основу типологии культурных благ положены признаки индивидуальной и социальной полезности, а также свойство коммунальности, соединяющее в себе признаки в потреблении. В результате получена следующая типология культурных благ: Частное благо (обладает индивидуальной полезностью) Общественное (социальное) благо (обладает социальной полезностью) Коммунальное благо (обладает индивидуальной полезностью и коммунальности в потреблении) Смешанное благо (обладает индивидуальной и социально полезностью) Смешанное коммунальное благо (обладает индивидуальной и социально полезностью, а так же коммунальностью в потреблении) Таким образом, подавляющая часть продуктов культуры существует в виде смешанных и смешанных коммунальных благ, обладающих одновременно индивидуальной и социально полезностью, а также социальных благ, имеющих лишь социальную полезность. Производство и потребление таких благ обязано поддерживать государство. Услуга культуры – это целесообразная культурная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. Особенностями услуг культуры являются6 нематериальный характер производимого эффекта, активное участие потребителя в производстве услуг, воздействие эффекта от услуги на личность потребителя, пространственно-временная локализация услуг.
[2] См.: Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. М., 2003. С. 144-146. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|