Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе





Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе

1.1. Применение компьютерных технологий в детском саду……………………..7

1.2. Обзор компьютерных программ и сайтов для работы педагогов ДОУ с детьми…………………………………………………………………………………18

1.3. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр при подготовке к школе на занятиях в детском саду и в семье……………………………………………………………………………………25

Глава 2. Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников

2.1. Изучение представлений педагогов и родителей об использовании компьютерных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………30

2.2. Анализ логопедических компьютерных игр для детей старшего и младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………34

2.3. Применение современных образовательных технологий в рамках реализации работы воспитателя и учителя-логопеда…………………………………………..41

Глава 3. Экспериментальное изучение использования информационных технологий в логопедической работе

3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности внедрения разработанных компьютерных логопедических игр…………………………………………………………………………………….51

3.2. Организационный план внедрения разработанных мероприятий………….65

 

3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………78

Заключение……………………………………………………………………………85

Список литературы…………………………………………………………………..87
Приложение……………………………………………………………………………

 

 


Введение.

Современные технологии настолько плотно вошли в систему дошкольного образования, что уже широко применяются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, не только в школах, но и в детских садах. Без сомнения, они нужны и интересны, но и таят в себе некоторые опасности. Информационные технологии принадлежат к числу действенных средств обучения, все чаще используемых в педагогике. В последние годы между педагогами ведутся споры о результативности форм, методов обучения, которые позволяли бы добиться максимально возможных успехов в развитии ребенка.
В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр.

Но в то же время А.Г.Шмелев указывает и на опасность, связанную с ранним приобщением к компьютерной игре: "...условность мира игр (как, впрочем, и мира "мультиков") требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольника, вплоть до полного исключения в отдельных случаях.

Часто можно столкнуться с тем, что педагогу тяжело удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения, а все равно ребенок не включается в работу, или же быстро теряет интерес, не хочет заниматься. Но что удивительно, детей просто «заколдовывают» аналогичные упражнения на компьютере.

Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 4 лет. Однако совершенно ясно, что знания информатики как теории компьютерной практики ребенку-дошкольнику и младшему школьнику еще не нужны. Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Например, с компьютерной программой можно экспериментировать, получая неожиданный результат или, наоборот, результат, подготовленный предварительным обдумыванием несложного проекта либо путем составления программы событий на экране через создание живой картинки (мультик).

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет сделать коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование информационных технологий в логопедических занятиях.
Гипотеза:исследования заключается в том, что включение компьютерных программ в работу логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям.
Задачи:

1. Рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;

2. Изучить, некоторые существующие компьютерные программы для обучения и развития дошкольников;

3. Рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей;

4. Разработать и провести 4 экспериментальных занятия, направленных на выявление эффективности использования логопедических игр для дошкольников.

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения дошкольников.
Методы исследования:анализ теоретических источников по проблеме исследования, проведение практических занятий, направленных на исследование эффективности использования ИКТ в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.

По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


 

Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе

Глава 2. Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников

Заключение

Проведенное изучение подтвердило нашу гипотезу о том, что при создании определенных педагогических условий в ДОУ при взаимодействии с педагогами возможен процесс коррекции звукопроизношения средствами компьютерных технологий у детей младшего дошкольного возраста. На успешность развития речевой моторики, звукопроизношения, фонематического слуха у младших дошкольников влияют личностно-ориентированное общение, развивающие методики, использование в работе компьютерных технологий.

В данной работе мы изучили основные подходы в развитии речевой моторики, звукопроизношения, фонетического слуха у детей младшего дошкольного возраста. Лишь своевременно проведенное обследование и последующая коррекционная работа как логопеда, так и родителей с детьми, страдающими нарушением звукопроизношения, позволяют выявить и устранить данный речевой недостаток, что в свою очередь будет способствовать более успешному обучению таких детей, включая современные компьютерные технологии.

В экспериментальной части нашего исследования мы провели диагностику, результаты которой показали необходимость проведения работы по коррекции нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, у детей с речевыми нарушениями. Проанализировав различные исследования в области создания системы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и включение родителей в педагогический процесс, которыми занимались Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, Овчарова О.В. и другие.

Результаты исследования подтверждают эффективность опытно-экспериментального исследования по коррекционной работе детей с речевыми нарушениями. В целях проверки данных был проведен эксперимент, который обнаружил позитивные изменения в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях у детей дошкольного возраста;

Использование компьютерных технологий выступает достаточно сильным фактором в становлении и коррекции речевого развития у детей;

Динамика коррекции речевого развития детей происходит от общих и конкретных задач, поставленных воспитателем и логопедом;

Взаимодействие нескольких специалистов расширяет возможности ребенка в самореализации, творчестве, формирует у него такие ценностные качества как уверенность в себе, гордость за достигнутые успехи в речевом развитии;

Компьютерная грамотность взрослых и детей дает возможность интенсивнее и интереснее проводить занятия у детей младшего возраста.

Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшей разработки и являющиеся, на наш взгляд, наиболее актуальными: условия компьютерной грамотности воспитателей и детей; интегративный подход в речевом развитии детей с речевыми нарушениями.

 


Список литературы

1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М.: Дрофа, 2007. – 213 с.

2. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988

3. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.

4. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1,1995 г., с. 55-63.

5. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.

6. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 125с.

7. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М:,1982

9. Баба Яга учиться читать, компьютерная игра. Разработчик: Com.Media [ ]

10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989

11. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

12. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего возраста// М.: МИФИ, 1999.-с.186-187.

13. Бутченко Н.Б. Веренёва Е.П. Ресурсы информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед. М.: 2010 №5, с.46-52

14. Веракса,под.ред. Васильева. Программа от рождения до школы.

15. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. -М.: Изд-во «Институт практ.псих.» 1996, -255с.

16. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

17. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2004

18. Грибова О.Е. Методика работы с тренажером Дэльфа-142. М.

19. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

20. Дошкольное образование, сайт. Разработчик: не указан // [Электронный ресурс]

21. Давыдов Н.А. Педагогика -М: ИЭП, 1997, -134с.

22. «Dizartria.NET», электронное пособие. Авторы А.А. Блудова, Н.В. Белова.

23. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ, 1998.с.26-27.

24. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

25. «Жизнь и творчество великих художников» (http://www.bibliotekar.ru/al/.)

26. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

27. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007

28. Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т.1-4. -М.: МГТУ ГА, 1994.

29. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996, 335с.

30. Игры для Тигры. Электронный ресурс.

31. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами Мерсибо [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова.

32. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

33. Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - М.: ИНИНФО, 1993 г.

34. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.

35. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.;

36. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С.238

37. Котова, Е. А. Играем и учимся [Электронный ресурс]/Е.А.Котова

38. Компьютер и образование. М: АПН СССР, 1991, 117с.
Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.

39. Комаровой: диагностический журнал. Старшая группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. — Волгоград: Учитель, 2011. — 27 с.

40. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

41. Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.

42. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

43. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

44. Кукушкина О. И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии// Дефектология. 2003. № 6. С. 67—69.

45. Куликовская Н. Э. Условия построения компьютерных логопедических игр// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 9. С. 96—103.

46. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996 г., № 5-6 с 48-54.

47. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М: ВШ, 1991-224с.

48. Леонова Л.А., Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. Москва, Вента-Графт, 2004

49. Лихова Е.В. Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

50. Логозавр (www.logozavr.ru)

51. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

52. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. — Пермь: ПКИПКРО, 2007. 60 с.

53. Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Электронный ресурс.

54. Лунтик. Русский язык для малышей. Компьютерная игра.

55. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду, 2006г., №6(13)

56. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

57. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86—94.

58. Новоселова С.Л., Компьютерный мир дошкольника. — М., 1997

59. Основы дидактики. Под ред. Б.П.Есипова. М.: 1967.

60. Осьмакова М. В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников.

61. Официальный сайт компьютерной игры для детей 4-7 лет «Играем и учимся»

62. Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А Сластенина -М.: 1986.

63. «Профессиональные конкурсы для педагогов ДОУ»
[Электронный ресурс]

64. Полулященко И.В ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: 2008.

65. Развивающая, обучающая игра для детей «Домашний логопед» / Разработчик: ID COMPANY // [Электронный ресурс]

66. «Развитие речи. Домовёнок Бу в мире слов». Развивающая компьютерная игра. Разработчик / Developer: ИДДК (5) и Баюн (3)

67. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

68. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

69. Сайт «Учительский портал» Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич // [Электронный ресурс] [ ]

70. Сайт «Логопед. Ru» [Электронный ресурс]

71. Сайт «Дошкольник». [Электронный ресурс]

 

72. Синицкая Е.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением зрения

73. Сазонов А.В. Создание эффективных программных, информационных и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР // HИИBO рук. 1996 г..

74. Теория и практика систем интенсивного обучения. Кн. 1-4 под. Ред. А.А. Золотарева -:М МГТУГА, 1994 г.

75. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-49.

76. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981

77. Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку. Компьютерная игра. 2008.

78. Уваров А.Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.

79. Читаем по слогам с Домовенком Бу. Компьютерная игра. 2007.

80. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

81. Шелест Е.Г. Использование игры в логопедической работе с детьми., 2013

82. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы -М: ФиС, 1996, с.365.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе

1.1. Применение компьютерных технологий в детском саду……………………..7

1.2. Обзор компьютерных программ и сайтов для работы педагогов ДОУ с детьми…………………………………………………………………………………18

1.3. Педагогические рекомендации по применению компьютерных игр при подготовке к школе на занятиях в детском саду и в семье……………………………………………………………………………………25

Глава 2. Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников

2.1. Изучение представлений педагогов и родителей об использовании компьютерных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………30

2.2. Анализ логопедических компьютерных игр для детей старшего и младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………34

2.3. Применение современных образовательных технологий в рамках реализации работы воспитателя и учителя-логопеда…………………………………………..41

Глава 3. Экспериментальное изучение использования информационных технологий в логопедической работе

3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности внедрения разработанных компьютерных логопедических игр…………………………………………………………………………………….51

3.2. Организационный план внедрения разработанных мероприятий………….65

 

3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………78

Заключение……………………………………………………………………………85

Список литературы…………………………………………………………………..87
Приложение……………………………………………………………………………

 

 


Введение.

Современные технологии настолько плотно вошли в систему дошкольного образования, что уже широко применяются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, не только в школах, но и в детских садах. Без сомнения, они нужны и интересны, но и таят в себе некоторые опасности. Информационные технологии принадлежат к числу действенных средств обучения, все чаще используемых в педагогике. В последние годы между педагогами ведутся споры о результативности форм, методов обучения, которые позволяли бы добиться максимально возможных успехов в развитии ребенка.
В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр.

Но в то же время А.Г.Шмелев указывает и на опасность, связанную с ранним приобщением к компьютерной игре: "...условность мира игр (как, впрочем, и мира "мультиков") требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольника, вплоть до полного исключения в отдельных случаях.

Часто можно столкнуться с тем, что педагогу тяжело удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения, а все равно ребенок не включается в работу, или же быстро теряет интерес, не хочет заниматься. Но что удивительно, детей просто «заколдовывают» аналогичные упражнения на компьютере.

Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 4 лет. Однако совершенно ясно, что знания информатики как теории компьютерной практики ребенку-дошкольнику и младшему школьнику еще не нужны. Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Например, с компьютерной программой можно экспериментировать, получая неожиданный результат или, наоборот, результат, подготовленный предварительным обдумыванием несложного проекта либо путем составления программы событий на экране через создание живой картинки (мультик).

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет сделать коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование информационных технологий в логопедических занятиях.
Гипотеза:исследования заключается в том, что включение компьютерных программ в работу логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям.
Задачи:

1. Рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;

2. Изучить, некоторые существующие компьютерные программы для обучения и развития дошкольников;

3. Рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей;

4. Разработать и провести 4 экспериментальных занятия, направленных на выявление эффективности использования логопедических игр для дошкольников.

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения дошкольников.
Методы исследования:анализ теоретических источников по проблеме исследования, проведение практических занятий, направленных на исследование эффективности использования ИКТ в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.

По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


 

Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.