|
Расчет зубчатых колес редуктораСтр 1 из 4Следующая ⇒
Расчет цилиндрических колес с прямыми И наклонными зубьями
Так как к большинству транспортных и технологических машин общего назначения не предъявляется особых требований в отношении габаритов передачи, можно выбрать материалы со средними механическими характеристиками: для шестерни - сталь 45, термическая обработка — улучшение (твердость НВ 230-260); для колеса — сталь 45, термическая обработка – улучшение (твердость на 30 единиц ниже: НВ 200-230). Допускаемые контактные напряжения находятся из выражения [14]:
где σHlimb - предел контактной выносливости при базовом числе циклов, выбираемый по табл. 3.1. [13].
Таблица 3.1 Пределы контактной σHlimb и изгибной σFlimb выносливости в зависимости от материала зубчатого колеса и его термообработки
KHL — коэффициент долговечности; при числе циклов нагружения больше базового, что имеет место при длительной эксплуатации редуктора, принимают KHL = 1; коэффициент безопасности [SH] = 1,10. Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение равно:
где [σH1] - для шестерни; [σH2] - для колеса.
Для прямозубых колес пределы контактной выносливости рассчитывают раздельно для шестерни и колеса по выражению [14]: Затем для дальнейших расчетов принимают меньшее значение. В обоих случаях (для косозубой и прямозубой передачи) должно выполняться условие [σH] < 1,23 [σH2]. Для дальнейших расчетов определяется коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию ψba = b /aW из следующего ряда значений: 0,1; 0,125; 0,16; 0,2; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0; 1,25. При этом учитывают, что для редукторов общего назначения ψba = 0,2-0,63, для коробок скоростей ψba = 0,1-0,16. Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев определяется по формуле [14]: где для косозубых колес Ка = 43, а для прямозубых Ка = 49,5. Значение коэффициента KHβ может быть определено с учетом симметричности расположения колеса на валу редуктора и влияния внешней передачи по табл. 3.2. [13]. Таблица 3.2 Коэффициент симметричности расположения зубчатых колес на валу редуктора относительно опор KHβ
Если на валу имеется внешняя передача, то даже при расположении шестерни и колеса в средней части вала в редукторе необходимо принимать KHβ как для случая консольного расположения колеса Полученное значение межосевого расстояния округляется по ГОСТ 2185-81 (желательно из первого ряда чисел) в сторону большего ближайшего значения: aw = 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500. Модуль зацепления (нормальный модуль для косозубых колес) принимается по следующей рекомендации [13]: m=mп = (0,01 - 0,02) aw. Полученное значение округляется в большую сторону по ГОСТ 9563 — 80: 0,25; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20; 25; 32; 40; 50. Число зубьев шестерни определяется из соотношений: - для прямозубых колес , - для косозубых колес Угол наклона зубьев во избежание больших осевых усилий обычно принимают равным β = 8-150. В исключительных случаях увеличивают угол до 200. Предварительно угол наклона зубьев для определения их числа на шестерне и колесе принимают равным β = 10°. Минимальное число зубьев на шестерне без подрезания ножки и корригирования составляет z1 = 17. Рекомендуют для первой ступени редуктора z1 = 22-36, для второй и последующих z1 = 18-26. Число зубьев колеса z2 = z1 uред. Полученное значение округляют до ближайшего целого числа. Проводят проверку фактического передаточного числа: uФ = z2 / z1. Отклонение фактического передаточного числа от номинального значения не должно превышать 2,5% при u < 4,5 и 4% при u > 4,5. Уточненное значение угла наклона зубьев с учетов фактического их количества для косозубой передачи определяется из выражения: Далее определяются основные размеры шестерни и колеса: диаметры делительные (колеса с наклонными зубьями):
d1=mn z1 / cosβ; диаметры делительные (колеса с прямыми зубьями): d1=mn z1;
Проверка по определенному ранее межосевому расстоянию: aW = 0,5(d1 + d2). диаметры вершин зубьев: da1 = d1 + 2mn; ширина колеса b2 = Ψba aW; ширина шестерни b1 = b2 + 5. Также следует учитывать что для более узкого колеса должно выполняться условие: b < d1 (для прямозубых колес), b < 1,5d1 (для косозубых колес). Полученное значение ширины шестерни и колеса должно округляться в большую сторону по ряду чисел [13]: 16, 18, 20, 22, 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 110, 125, 140, 160, 180, 200, 220. Коэффициент ширины шестерни по диаметру: Ψbd = b1 / d1. Определение степени точности передачи производится в зависимости от окружной скорости, вида передачи и твердости зубьев [13] (Табл. 3.3). Таблица 3.3 Степени точности зубчатых передач
Во избежание чрезмерно высоких коэффициентов нагрузки рекомендуется назначать степень точности на 1 выше, чем указано в данной таблице. Окружная скорость колес вычисляется по выражениям: Коэффициент нагрузки равен KH = KHβKHaKHv Значения KHβ находятся по в табл. 3.2. Коэффициент KHa, учитывающий распределение нагрузки между зубьями, равен для прямозубых колес KHa =1, для косозубых колес выбирается в соответствии с табл. 3.4.
Таблица 3.4 Значения коэффициента KHa [13]
Коэффициент KHv учитывает динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении. В расчетах передач общего назначения, не имеющих высоких требований к точности, принимают KHv = 1. Проверка контактных напряжений производится по формуле [14]: Силы, действующие в зацеплении (рис. 3.1), определяются из выражений: - для прямозубых колес: окружная Ft = 2T1 / d1;
Рис. 3.1 Силы, действующие в зацеплении прямозубых (а) и косозубых (б) колес Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба производится по формуле [14]: Здесь коэффициент нагрузки равен KF = KFβKFv. KFβ =a KHβ, где a = 1,2 приконсольном расположении шестерни на валу, a=1,15 при колесах, сдвинутых к одной из опор, a=1,1 при расположении колес в средней части вала. KFv – коэффициент динамичности, зависящий от степени точности, твердости и формы зубьев, а также – вида зацепления и выбираемый по табл. 4.5 и 4.6 [13]. Таблица 3.5 Значения коэффициента KFv для прямозубых колес
Таблица 3.6 Значения коэффициента KFv для прямозубых колес
YF - коэффициент, учитывающий форму зуба и зависящий для косозубых колес от эквивалентного числа зубьев zv, выбирается по табл. 3.7: zv1=z1/cos3β; zv2=z2/cos3β. Таблица 3.7 Значение коэффициента YF при коэффициенте смещения х=0
Коэффициент, учитывающий наклон зуба Yβ равен для прямозубых колес Yβ = 1, для косозубых колес Yβ = 1 – (β / 140), где β – угол наклона зубьев в градусах. Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями KFa принимается для прямозубых колес равным KFa = 1, т.к. предполагается, что в зацеплении находится одна пара зубьев. Для косозубых колес при определении KFa сначала рассчитывают коэффициент осевого перекрытия и проверяют условие: Если это условие выполняется, то принимают как для прямозубых колес KFa = 1. Если условие не выполняется, то коэффициент рассчитывают по зависимости: Где N – степень точности зубчатой передачи, - коэффициент торцового перекрытия Допускаемые напряжения изгиба определяются по формулам [14]: , где σ0 – предел выносливости материала колеса при отнулевом цикле (если передача не является реверсивной); σ0 = (1,4 – 1,6) σ-1 σ-1 – предел выносливости при симметричном цикле (если передача – реверсивная). Таблица 3.8 Значения коэффициента запаса прочности [SF] [13]
kσ – эффективный коэффициент концентрации напряжений у основания зуба, выбираемый по табл. 3.9. Таблица 3.9 Значения коэффициента концентрации напряжений [13]
После расчета допускаемых напряжений для шестерни и колеса находят отношения [SF] / YF . Проверка прочности зуба на изгиб производится для того элемента пары, у которого это отношение оказалось в результате расчета меньше. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|