Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ 1. Теория государства и права





 

Тема 1 Происхождение и сущность государства

1. Понятие государства, его происхождение;

2. Сущность и типы государства;

3. Функции государства

 

1. Понятие государства, его происхождение

 

Государство представляет собой политическую, структурную, территориальную организацию общества, основной целью которой является погашение конфликтов путем урегулирования отношений различных социальных групп

Следовательно, государство обладает следующими признаками:

- наличие определенной территории;

- наличие управленческого аппарата;

- наличие налоговой системы;

- наличие единого законодательства;

- наличие единых вооруженных сил;

- наличие правоохранительных органов;

- суверенитет (независимость государственной власти как внутри государства, так и на международной арене);

- символика государства (флаг, гимн, герб) и т.д.

2. Сущность и типы государства

 

В сущности государства подчеркивается два момента:

1) момент общечеловеческого в государстве (государство выполняет функцию общих дел) проявляется в том, что государство защищает своих граждан от внешнего врага, борется с преступностью, выполняет хозяйственные дела на благо всего общества.

2) Сторона насилия. Государство борется и с преступностью и с внешним врагом.

Эти два момента с одной стороны предполагают друг друга (т.е. находятся в единстве), а с другой стороны они борются. И это приводит к крайности. Если перевешивает функция насилия, возникает тоталитарное государство; если функция насилия ослабевает, то и государство ослабевает в целом – возникает развал, революция.

 

Типы государства:

Тип государства – модель государства в которой отражаются повторяющиеся признаки различных, существовавших ранее государств.

 

Основным подходом в выделении типов государств является марксистский подход – в основу выделения типов государств положен тип общественно-экономической формации, т.е. совокупности экономического базиса и надстройки.

Базис – совокупность производственных сил и производственных отношений в обществе (объективные, независящие от воли и сознания людей отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных благ). Имеет определяющую роль.

Надстройка – различные социальные и политические явления (право, религия, мораль, наука, культура и т.д.)

 

Выделяют следующие виды общественно-экономических формаций:

1) первобытная – (не производящая, а присваивающая экономика) –при таком экономическом базисе не требуется жесткого управления людьми, характерно отсутствие государства и права.

2) Рабовладельческая – главным средством производства является труд рабов, которые считаются вещью, а государство олицетворяло волю рабовладельцев, которые могут обладать собственностью.

3) Феодальная – основное средство производства – земля, главные производственные силы – зависимые крестьяне, государство выражало волю землевладельцев.

4) Капиталистическая – возникновение технических приспособлений, т.е. произошел переход от ручного к машинному производству, выделились следующие классы: крестьянство, рабочий, помещики, капиталисты.

5) Коммунистическая – экономика характеризовалась уничтожением частной собственности путем национализации. Существовали следующие классы: рабочие, крестьяне, прослойка (интеллигенция).

 

3.Функции государства

 

Функции государства – основные направления деятельности государства, вытекающие из его сущности.

 

1) политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности как внутри, так и вовне государства;

2) регулятивная – регуляция политических, культурных и социальных процессов, происходящих в обществе;

3) экономическая – обеспечение нормального развития экономики и экономической стабильности в обществе;

4) социальная – оказание социальных услуг членам общества, социальное обеспечение граждан;

5) правоохранительная – обеспечение правопорядка и соблюдение законности;

6) культурная – обеспечение развития культуры и образования в обществе;

7) экологическая – охрана экологии, создание благоприятной окружающей среды;

8) правотворческая.

 

 

Тема 2 Форма государства

1. Понятие формы государства

2. Форма правления

3. Форма территориального государственного устройства

4. Политический режим

 

1. Понятие формы государства

 

Форма государства – устройство государства, которое обеспечивает в комплексе организацию государственной власти, территориальную организацию населения и методы осуществления государственной власти в отношении населения.

Существует 3 основных элемента формы государства:

1) форма правления

2) форма государственно-территориального устройства

3) политический режим

 

2. Форма правления

 

Форма правления – это организация высшей власти в государстве, порядок ее формирования и степень участия населения в формировании государственной власти.

Формы правления

 

Монархия Республика

(Персональное единовластие) признаки: - Бессрочное пользование монархом властью; - Занятие трона по наследству или праву родства; - в руках монарха сосредоточена вся полнота верховной власти; - монарх выступает источником всякого права - правление –коллективное; - разделение властей (законодательная –обеспечивается парламентом, исполнительная –правительством, судебная); - высшие органы государственной власти избираются народом на определенный срок; - все граждане, независимо от их имущественного положения признаются равными перед законом и судом.

Виды монархии:

Абсолютная Государственная власть по закону (обычаю) всецело принадлежит одному лицу Ограниченная При монархе появляется парламент –представительное учреждение (люди из народа), законно-совещательный орган. При этом окончательное решение принадлежало монарху. Конституционная Принимается конституция, причем в ней законодательно закрепляются функции парламента и правительства и таким образом законодательно ограничивается власть монарха.

Виды республик:

Президентская (США, Бразилия, Мексика) - президент не только глава государства, но и глава исполнительной власти; - правительство формируется президентом и отчитывается перед президентом; - президент не имеет права роспуска парламента, а парламент имеет право возбудить процедуру импичмента против президента.     Парламентская (Европа, Турция, Индия) - верховенство парламента; - правительство формируется парламентом и отвечает перед парламентом; - парламент большинством голосов может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов (в этом случае весь состав правительства или один из министров уходят в отставку). Смешанная Сочетает в себе черты и президентской и парламенской республик (Россия, страны СНГ)

 

3. Форма государственного - территориального устройства

 

Форма территориального устройства – система деления устройства государства на составные части, взаимоотношения между частями государства и государства в целом.

 

1) унитарное государство - территория государства является единой и делится на административно-территориальные единицы муниципальные образования, в которых образуются органы местного самоуправления, которые не относятся к органам государственной власти), причем они не обладают никакой степенью политической самостоятельности:

- централизация власти

- единая система законодательства, т.к. муниципальные органы не имеют права принимать свои законы

- единая налоговая система.

 

2) федерация – состоит из территорий субъектов федерации, которые обладают определенными признаками политической самостоятельности:

- власть децентрализована (есть федеральная власть и власть Суб.Ф);

- существует 2 уровня государственных органов (Федеральное Собрание, областная Дума);

- двойная система законодательства (фед. Зак-во и зак-во Суб.Ф.);

- двойная налоговая система;

- единые вооруженные силы, система правоохранительных органов, судебная система;

- единые государственные символы (герб, гимн, флаг).

 

Виды Федераций:

1. национальная – субъекты федераций выделяются по национальному признаку (многонациональное государство (Бельгия, Югославия);

2. территориальная - СФ выделяются по территориям (географические, промышленные особенности – Германия, ОАЭ, Австрия);

3. смешанная (РФ).

 

4. Политический режим

 

Политический режим – это совокупность приемов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

 

Недемократический 1. Деспотия –монарх осуществляет свою власть весьма жесткими способами по отношению к своим приближенным (деспот получает власть законным путем); 2. Тирания - (незаконно пришел к власти и принимает устрашающие действия против населения); 3. Аристократия – власть небольшой группы людей; 4. тоталитаризм – вмешательство государства во все сферы общ-ва; 5. фашизм – (отличия от тоталитаризма в исключительной националистической идеологии и крайней агрессивности как внутри страны, так и в отношении других стран). Демократический - поддержание частной собственности и предпринимательства; - допущение и поддержание политического плюрализма; - жесткое разделение властей и контроль за их действиями; - провозглашение и гарантированность прав граждан.  

 

 

Тема 3 Органы государства

1. Понятие и виды органов государственной власти

2. Структура механизма государства:

А) законодательная власть;

Б) исполнительная власть;

В) судебная власть.

 

1. Понятие и виды органов государственной власти

 

Государственный орган – это первичная ячейка механизма государства, представляющая собой юридически - оформленную организационно-хозяйственную структуру, состоящую из государственных служащих и наделенную властными полномочиями и осуществляющую в пределах компетенции определенные задачи и функции.

 

Виды государственных органов:

1) по характеру деятельности:

- законодательный;

- исполнительный;

- судебный.

2) по структуре государства:

- органы федеральной власти;

- органы Субъектов Федерации;

3) по субъектному составу органов:

- единоличные;

- коллективные (н-р, законодательный)

 

2. структура механизма государства

 

Законодательным органом на федеральном уровне является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат:

1) Государственная Дума – состоит из 450 депутатов (нижняя палата). Они работают на постоянной профессиональной основе. Функции Гос. Думы:

- принятие законов;

- формирование других государственных органов (дает согласие президенту на назначение председателя правительства, назначает председателя ЦБРФ);

- решает вопрос о доверии к правительству;

- объявляет амнистию (освобождение от уголовной ответственности категории лиц).

2) Совет Федерации – сенаторы – по два представителя от каждого субъекта федерации, которые работают непостоянно, а собираются на заседания (постоянно работают на своих рабочих местах). Функции:

- Одобрение, принятых Гос. Думой законов;

- Формирование государственных органов: судьи Верховного, Высшего Арбитражного и конституционного Суда;

- Дают согласие президенту на введение военного или чрезвычайного положения;

- Решают спорные вопросы о границе субъектов РФ

 

Органы исполнительной власти:

- Федеральный уровень;

- Органы исполнительной власти Субъектов РФ. (это или правительство, или администрация субъектов)

 

Федеральный уровень:

1) Правительство РФ – состоит из председателя правительства(премьер-министр), его заместителей и федеральных министров.

Полномочия:

- исполнять законы;

- разрабатывать и предоставлять на рассмотрение Гос.Думе федеральный бюджет;

- обеспечение проведения единой финансовой, денежной политики

- проведение государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, науки на основании законов;

- управление федеральной собственностью (ведение реестра всех объектов, принимает решение о приватизации).

2) федеральные Министерства (промышленности, образования, внутренних дел и т.д.)

 

Президент РФ – является главой государства и не относится ни к одной из ветвей власти. Функции:

- гарант конституции;

- верховный главнокомандующий;

- представляет РФ как внутри страны, так и за рубежом.

 

Судебная власть (на федеральном уровне):

 

- Верховный Суд РФ - Суды автономных республик, краев и областей (суды в Субъектах РФ); - Районные суды   (Суд общей юрисдикции – рассматривает любые дела, не относящиеся к юрисдикции других судов) - Высший арбитражный суд РФ; - Федеральные окружные арбитражные суды (10 федеральных округов); - Арбитражные суды в субъектах РФ. (Рассматривает экономические споры между предпринимателями и споры, связанные с управлением) Конституционный суд РФ   (решает вопросы о соответствии конституции нормативных актов, разбирает споры между органами РФ и органами субъектов РФ)  

 

Тема 4 Сущность права. Правовые системы и семьи .

1. Понятие и сущность права;

2. Понятие правовой системы и виды правовых семей

3. Континентальная (романо-германская) и англо-американская системы права

 

1. Понятие и сущность права

 

Право – система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), рассчитанных на многократное применение и снабженных возможностью государственного принуждения, которое является регулятором общественных отношений.

 

Сущность права раскрывается через его понимание как формального равенства, как свободы и справедливости.

Основанием и критерием правового уравнивания людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности и правосубъектности. Где нет принципа равенства, там нет права.

 

2. Понятие правовой системы и виды правовых семей

 

Правовая система – это совокупность внутренне - согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридических явлений, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивное и стабилизирующее воздействие на общественных отношения.

 

В правовую систему входят следующие элементы:

- само право;

- принципы права,

- гарантии права;

- правоотношения;

- система источников права;

- правотворчество;

- правосудие

- юридическая практика;

- правосознание.

 

Правовые семьи:

1. романо-германская (континентальная) система права (Россия входит);

2. семья общего права (англо - саксонская или англо-американская система);

3. обычно-традиционная (Япония, Северная Америка);

4. Мусульманская правовая система (основана на каране);

5. Индусская система;

6. Славянская семья (вряд ли существует)

 

 

3. Основные черты континентальной и англо – американской правовых систем:

 

Континентальная система: 1) Основной источник права – «писанное право», т.е. нормы, сформулированные абстрактно в конкретных нормативных актах; 2) Абстрактность; 3) Судебные органы не в праве создавать право, их задача толковать существующее право и применять его к конкретной жизненной ситуации, т.е. давать квалификацию Англо-американская система: 1) источник права -= это не нормативный акт, а судебный прецедент – это решение судьи по конкретному делу, которое является образцом для разрешения аналогичных дел в будущем; 2) казуистичность (привязка к конкретному случаю); 3) судья является главным правотворцем.

 

 

Тема 5 Система права

1. Понятие и элементы системы права

2. Правовая норма. Понятие и структура

3. Отрасли права;

4. Правовые институты

 

1. Понятие и элементы системы права

 

Система права – это совокупность взаимосвязанных юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством, но различающихся исходя из особенностей регулируемых общественных отношений.

 

Элементы системы права:

1. Норма права;

2. Правовые институты;

3. Подотрасли права;

4. Отрасли права.

 

2. Правовая норма. Понятие и структура

 

Норма права – это, исходящее от государства и охраняемое государством правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и юридическими лицами, являющееся регулятором общественных отношений.

 

Структура правовой нормы:

1) гипотеза – часть правовой нормы, которая определяет те жизненные обстоятельства, при которых данная норма может быть применена (должна начинаться со слов «если»);

2) Диспозиция - часть правовой нормы, в которой описывается каким должно быть поведение субъектов в конкретной ситуации (должна начинаться со слов «То»);

3) Санкция – устанавливает те последствия, которые могут наступить в результате нарушения диспозиции («иначе»).

 

3. Отрасль права

 

Отрасль права – совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

 

Виды:

1) конституционное право;

2) административное право – отношения, связанные с деятельностью органов государственной власти в сфере государственного управления;

3) уголовное право;

4) муниципальное право (с органами местного самоуправления);

5) финансовое право (налоговый, бюджетный кодекс);

6) гражданское право (регулирует имущественные и личные неимущественные отношения);

7) Трудовое право (регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности);

8) Уголовно-процессуальное право;

9) Уголовно-исполнительное право;

10) Гражданско-процессуальное право и т.д.

 

4. Правовые институты и подотрасли права

правовой институт – небольшая устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений (институт политических отношений, институт государственной собственности и др.)

 

Институты объединятся в подотрасли права – это совокупность правовых институтов, регулирующих однородные взаимосвязанные общественные отношения.

 

Система права

           
     
 

 

 


Отрасли права

           
     
 
 

 


Подотрасли права

           
     
 
 

 


Правовые институты

           
   
     
 
 

 


Нормы нормы нормы

 

Тема 6 Источники права

1. понятие и виды источников права

2. нормативный акт – как источник права

3. действие нормативного акта в пространстве, времени и по кругу лиц

 

1. Понятие и виды источников права

 

Источник права – способ выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного значения.

 

Виды источников права:

1) правовой обычай – правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила. (имеет место в международных отношениях, н-р, правила поставки груза ИНКОТЕРМС)

2) правовой прецедент – решение государственного органа (суда, должностного лица), принимаемое за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел (в РФ прецедент официально не считается источником права)

3) нормативный акт – основная форма современного права – документально-письменная форма, отражающая общую волю.

 

2. Нормативный акт – как источник права

 

Нормативный акт – документ, принятый компетентными органами государства в определенном порядке и содержащий в себе нормы права.

 

Виды нормативных актов по иерархии, т.е. по юридической силе:

1) Закон – нормативный акт, принимающийся законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в особом процессуальном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные, основополагающие отношения:

- конституционные законы;

- текущие федеральные законы (кодифицированные и не кодифицированные, посвященные регулированию конкретных узких общественных отношений).

2) подзаконные акты – имеют меньшую юридическую силу:

- указы президента РФ;

- Постановления правительства РФ;

- Акты органов исполнительной власти РФ (инструкции министерств и ведомств)

Кроме нормативных актов, принимаемых органами государства, существуют локальные нормативные акты:

- акты органов местного самоуправления (решения муниципальных органов);

- нормативные положения уставов юридических лиц, а также нормативные договора (коллективные).

3. Действие нормативных актов в пространстве, времени и по кругу лиц

 

1) в пространстве нормативные акты федерального значения действуют на всей территории РФ; акты субъектов РФ – на их территории; локальные – на территории муниципального образования.

2) по времени:

вступают в действие:

- по истечении определенного срока после опубликования (в течении 10 дней);

- с момента принятия или официального опубликования;

- с момента, указанного в самом акте или в специально принятом акте;

- в случае рассылки нормативно-правовых актов – с момента получения (если в акте не указано иное).

Прекращают действие:

- истечение срока действия;

- прямая отмена уполномоченным органом;

- фактическая замена старого закона новым, который регулирует теже общественные отношения.

 

По общему правилу закон обратной силы не имеет, но существуют исключения из этого правила:

- если в самом законе прямо предусмотрено это;

- нормативно-правовой акт смягчает ответственность;

- нормативно-правовой акт отменяет ответственность.

 

3) по кругу лиц закон может действовать в отношении:

- граждан государства, лиц без гражданства и иностранных граждан;

- лиц, проживающих на определенной территории;

- лиц, обладающих специальным правовым статусом.

 

Тема 7. Правонарушения

Понятие и признаки правонарушений

Состав правонарушения

Виды правонарушений

Понятие и принципы юридической ответственности

Виды юридической ответственности

 

Понятие и признаки правонарушений

 

Правонарушение – это противоправное, виновное и наказуемое деяние субъекта права.

Признаки правонарушения:

1) Деяние субъекта – это дйствие или бездействие субъекта права. Мысли не являются правонарушением, если реально не перешли в действия

2) Противоправность – это несоответствие деяния субъекта права требованиям норм права.

3) Деяние должно быть виновным, т.е. совершено умышленно или по неосторожности.

4) Наказуемость – возможность применения мер юридической ответственности к правонарушителю.

 

Состав правонарушения

 

Состав правонарушения – это совокупность элементов, из которых складывается правонарушение.

 

Элементы:

1) субъект правонарушения;

2) объект правонарушения;

3) объективная сторона;

4) субъективная сторона.

 

Субъект правонарушения – это деликтоспособное лицо, т.е. лицо, которое в состоянии нести юридическую ответственность. (Это лицо, которое достигло определенного возраста, понимает значение своих действий, может ими руководить). Могут быть как физические, так и юридические лица в случае имущественной ответственности.

 

Объект правонарушения – это сами общественные отношения, которые нарушаются в результате чьих-то противоправных действий.

 

Объективная сторона – включает в себя три составляющих:

- противоправное деяние;

- вредное последствие (расстройство здоровья человека, смерть, причинение имущественного вреда, физические или нравственные страдания);

- причинная связь между деянием и вредным последствием – это означает то, что противоправное деяние является причиной возникновения вредного результата.

 

Субъективная сторона правонарушения – это вина, мотив и цель правонарушения.

Вина – это психическое отношение лица к своим противоправным действиям и к наступлению последствий. Вина может быть выражена в форме умысла, т.е. намеренного совершения противоправных действий, и в форме неосторожности. Психика человека имеет две стороны - это способность понимать значение своих действий и способность руководить своими действиями.

Мотив – это побудительная причина, заставляющая субъектов правонарушения достигать противоправной цели.

Цель – результат, который хочет достичь субъект своим правонарушением.

 

Виды правонарушений

 

1) по отрасли права:

- уголовное правонарушение (преступление);

- административное;

- дисциплинарное правонарушение (нарушение трудовой дисциплины) проступок;

- гражданское (имущественное).

2) по значению правонарушения для общественных отношений:

- общественно-опасное правонарушение (преступление);

- общественно-вредное правонарушение (проступок) – административный, дисциплинарный.

 

Тема №8Понятие и принципы юридической ответственности

 

Юридическая ответственность – это мера государственного принуждения, которое применяется к лицу, совершившее правонарушение и выражается в лишениях личного или имущественного характера, т.е. имеет наказательный характер.

 

Принципы ответственности:

1) законность;

2) справедливость;

3) целесообразность наказания (тяжесть наказания соответствует тяжести правонарушения);

4) за одно правонарушение возможно одно наказание определенного вида;

5) неотвратимость наказания.

 

Виды юридической ответственности

 

1) уголовная ответственность наступает за уголовные преступления (лишение свободы);

2) административная ответственность наступает за административные правонарушения (штрафы, административный арест до 15 суток, лишение специального права);

3) дисциплинарная ответственность (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение);

4) материальная ответственность наступает за причинение работником работодателю имущественного вреда;

5) имущественная ответственность – полное возмещение вреда за вне договорное нарушение (возмещается имущественный и моральный вред, а также неустойка).

 

 

РАЗДЕЛ 2. Конституционное право

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.