Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие коры больших полушарий. Сроки созревания нейронов в разных областях коры больших полушарий. Возрастная особенность электрической активности коры.





Кора представлена слоем серого вещества толщиной 3-5 мм. В коре насчитывают до 15 и более млрд. нейронов, а число глиоцитов в головном мозге — более 100 млрд. Развитие. Формирование коры больших полушарий происходит путем закономерной миграции нейробластов эпендимного слоя вдоль вертикально ориентированных радиальных глиоцитов. Первыми возникают наиболее поверхностный и глубокий слои коры. Затем возникают очередные последовательные волны миграции групп нейробластов, которые дифференцируются в нейроны V-гo, затем IV-гo слоя и д. т. Таким образом, нейробласты очередной волны миграции преодолевают слой нейронов, возникших от более ранней волны миграции. Это создает послойную (экранную) цитоархитектонику коры большого мозга. Между нейронами устанавливаются сложные взаимосвязи в соответствии с их местом в составе рефлекторных дуг. Формируются ядерные и экранные нервные центры. Тесные взаимоотношения в ходе гистогенеза складываются между нейронами и клетками глии.

Созревание коры больших полушарий — формирование нейронной организации коры больших полушарий в процессе развития ребенка. В развитии К. б. п. в онтогенезе выделяются два процесса — рост коры и дифференцировка ее нервных элементов. Наиболее интенсивный рост ширины коры и ее слоев происходит на первом году жизни, постепенно замедляясь и прекращаясь к в разные сроки — к 3 годам в проекционных, к 7 годам в ассоциативных областях. Рост коры происходит за счет расширения межнейронального пространства (разрежение клеток) и в результате увеличения волокнистого компонента — роста и разветвлений дендритов и аксонов — и развития клеток глии, осуществляющей метаболическое обеспечение развивающихся нервных клеток, которые увеличиваются в размерах.



Процесс дифференцировки нейронов, начинаясь также в раннем постнатальном онтогенезе, продолжается в течение длительного периода индивидуального развития, подчиняясь как генетическому фактору, так и внешне средовым воздействиям.

Понятие о ВНД. Роль И.М. Сеченева и И.П. Павлова в развитии учения о ВНД.

Высшая нервная деятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях.

Высшую нервную деятельность следует отличать от работы центральной нервной системы по синхронизации работы различных частей организма между собой. Высшую нервную деятельность связывают с нейрофизиологическими процессами, проходящими в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке.

Роль Сеченева и Павлова.

Отцом русской физиологии называли И. М. Сеченова корифеи науки К. А. Тимирязев и И. П. Павлов. В самом деле, до него никто не проводил опытов по исследованию головного мозга. Их итогом явилась психофизиологическая и философская работа «Рефлексы головного мозга» (1863). С нее начинаются исследования высшей нервной деятельности. Вот ее основные положения.

В основе психического развития лежит память. Выделенные Сеченовым несколько типов памяти — зрительная, осязательная, слуховая, мышечная, ассоциативная — исследуются в последующей физиологии. Добавим к этому открытие им явления торможения в центральной нервной системе, вскрытие психологических механизмов мышления и станет ясно основополагающее значение работ И. М. Сеченова в развитии представлений о высшей нервной деятельности.

Идеи И. М. Сеченова оказали большое влияние на молодого И. П. Павлова. На протяжении сорока лет И. П. Павлов разрабатывал их, наряду с исследованиями по фармакологии, физиологии кровообращения, пищеварения, что привело к новому этапу в его творчестве — изучению высшей нервной деятельности. В 1923 г. появился его обобщающий труд «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных», а затем последовали «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927) и другие работы.

Под высшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы.

Исследования И. П. Павловым взаимоотношений возбуждения и торможения, их силы и продолжительности позволили выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности человека.

1. Неуравновешенный тип. При нем преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.

2. Уравновешенный тип с большой подвижностью нервных процессов.

3. Уравновешенный тип с малой подвижностью нервных процессов.

4. Слабый тип. У таких индивидуумов слабо развиваются как возбуждение, так и торможение.

Эти четыре типа высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, соответствуют четырем типам темпераментов (характеров) людей. Со времен Гиппократа неуравновешенный тип с преобладанием возбуждений относят к холерическому темпераменту. Уравновешенный с большой подвижностью возбуждения и торможения свойствен сангвиническому характеру; уравновешенный тип с небольшой подвижностью одних и других процессов присущ флегматичным людям; слабый тип со слабым возбуждением и торможением присущ людям меланхолического темперамента. Но следует отметить, что людей с абсолютно «чистым» типом темперамента не встретишь, у конкретных людей лишь преобладает какой-либо из типов.

Открытие И. П. Павловым второй сигнальной системы, присущей только человеку, заложило основу для разработок вопросов мышления, возникновения и развития речи.

Значение слова. По И. П. Павлову, слово представляет для человека условный раздражитель, вызывающий раздражения, воспринимаемые и перерабатываемые корой большого мозга. Следовательно, вторая сигнальная система с ее речевым аппаратом является физиологической основой мышления. Слова — это «сигналы сигналов», т. е. сигналы для работы первой сигнальной системы. Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый при помощи языка и речи. Если для животных слова—это звуки, раздражители, то для человека — это понятия.

Они действуют своим содержанием, смыслом. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему их (слова) используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств. Точно так же слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов. На этот счет возникло целое направление в медицине — врачебная этика—учение о нравственных началах в деятельности врача, включающее и значение слова.

Речь появилась в результате общений людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основу отвлеченного мышления и определяет поведение людей. Посредством речи осуществляются анализ и обобщение информации, а также — суждения и выводы. Речь отражает интеллект.









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.