|
Школьный режим, его основные компоненты.Гигиенические требования составления расписания уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий. Требования к режиму образовательного процесса В соответствии со ст.28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам:гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки:
· часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки; · продолжительность урока не должна превышать 45 минут; · прием в ОУ осуществляется при достижении к 1 сентября возраста ребенка не менее 6 лет 6 месяцев; · учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов; · в общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение первых, пятых, выпускных классов должно быть организовано в первую смену; · в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек; · в начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике; · расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий; · факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков; · между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью 45 минут; · в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся; · для обучающихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков технологии, физкультуры целевого назначения; · сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5–9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или чередованием предметов; · в 10–11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам; · для предупреждения и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день; · при составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов; · расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся; · расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели. Основные требования к составлению расписания уроков Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований: · необходимо создать наилучшие условия для обеспечения эффективного труда учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и недельной работоспособности учащихся, сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми; · необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя: o обеспечить учет требований к расписанию, отраженных во внутришкольном коллективном договоре, o создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя в качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя группы продленного дня, учителя-предметника и педагога дополнительного образования; · необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ: исполнять требования нормативных документов как вышестоящих организаций, так и внутришкольных; · необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной работы и условий для развития дополнительного образования: обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия, факультативы, спецкурсы, индивидуально-групповые консультации, профориентационная работа, кружки, секции, работа психологической и логопедической служб, медицинское обслуживание); · необходимо учесть материально-технические возможности: o предоставить равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивных залах, танцевальном зале, для пользования библиотекой, o создать условия для эффективного использования технических средств и игровых комнат. При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и интересы учителей, и интересы младшего обслуживающего персонала. Разрешение проблем в ходе работы над составлением расписания нацеливать на целесообразность организации учебно-воспитательного процесса. Цель расписания уроков – триедина: это o создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся; o создание комфортных условий деятельности обучающихся и учителей; o организация нормального эффективного режима функционирования образовательного учреждения. Учет работоспособности учащихся и ее динамики процессе учебной деятельности Работоспособность учащихся не остается неизменной в течение дня или недели. Заместителю директора по УВР – составителю расписания необходимо знать о дневной и недельной кривой изменения работоспособности учащихся и учитывать эти знания при составлении расписания уроков. По данным врачей представлена следующая таблица (Приложение 2): Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели
Общеизвестный факт, что работоспособность второй половины дня и недели больше подвержена колебаниям и ниже, чем в первой половине. Предметы по степени “трудности” (“трудность” – довольно условное и относительное понятие) в педагогической практике принято делить на 4 группы: 1 группа – русский язык, родной язык (в национальной школе), математика, химия, физика, иностранный язык; “Трудными” предметами являются и те, с которыми учащиеся встречаются впервые: химия (8кл.), физика (7кл.), иностранный язык (5кл.) и т.д. На утомляемость учащихся влияют и следующее “семейство” факторов: o объем информации; o степень новизны изучаемого материала; o мастерство учителя; o методическая структура урока; o психологический климат класса и взаимоотношения с учителем; o интерес к предмету; o материально-техническое оснащение урока. На степень утомляемости с позиции медицинских работников влияет и учет продуктивных и непродуктивных уроков ( – рост работоспособности от начала к концу урока, – падение работоспособности к концу урока): Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|