Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Школьный режим, его основные компоненты.





Гигиенические требования составления расписания уроков, факультативных занятий, внеклассных мероприятий.

Требования к режиму образовательного процесса

В соответствии со ст.28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам:гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки:

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
  -  
2 – 4    
     
     
     
8 – 9    
10 - 11    

· часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки;

· продолжительность урока не должна превышать 45 минут;

· прием в ОУ осуществляется при достижении к 1 сентября возраста ребенка не менее 6 лет 6 месяцев;

· учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;

· в общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение первых, пятых, выпускных классов должно быть организовано в первую смену;

· в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек;

· в начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике;

· расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий;

· факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков;

· между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью 45 минут;

· в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся;

· для обучающихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков технологии, физкультуры целевого назначения;

· сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5–9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или чередованием предметов;

· в 10–11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам;

· для предупреждения и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день;

· при составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов;

· расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся;

· расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Основные требования к составлению расписания уроков

Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:

· необходимо создать наилучшие условия для обеспечения эффективного труда учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и недельной работоспособности учащихся, сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми;

· необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя:

o обеспечить учет требований к расписанию, отраженных во внутришкольном коллективном договоре,

o создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя в качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя группы продленного дня, учителя-предметника и педагога дополнительного образования;

· необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ: исполнять требования нормативных документов как вышестоящих организаций, так и внутришкольных;

· необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной работы и условий для развития дополнительного образования: обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия, факультативы, спецкурсы, индивидуально-групповые консультации, профориентационная работа, кружки, секции, работа психологической и логопедической служб, медицинское обслуживание);

· необходимо учесть материально-технические возможности:

o предоставить равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивных залах, танцевальном зале, для пользования библиотекой,

o создать условия для эффективного использования технических средств и игровых комнат.

При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и интересы учителей, и интересы младшего обслуживающего персонала. Разрешение проблем в ходе работы над составлением расписания нацеливать на целесообразность организации учебно-воспитательного процесса.

Цель расписания уроков – триедина: это

o создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся;

o создание комфортных условий деятельности обучающихся и учителей;

o организация нормального эффективного режима функционирования образовательного учреждения.

Учет работоспособности учащихся и ее динамики процессе учебной деятельности

Работоспособность учащихся не остается неизменной в течение дня или недели. Заместителю директора по УВР – составителю расписания необходимо знать о дневной и недельной кривой изменения работоспособности учащихся и учитывать эти знания при составлении расписания уроков.

По данным врачей представлена следующая таблица (Приложение 2):

Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели

Классы Благоприятные дни Неблагоприятные дни
1 – 4 Вторник, среда, четверг Понедельник, пятница, суббота
  Понедельник, вторник Среда – суббота
  Вторник, четверг, пятница, суббота Понедельник, среда
7 – 8 Вторник, среда, четверг, суббота Понедельник, пятница
9 – 11 Среда, четверг, пятница Понедельник, вторник, суббота

Общеизвестный факт, что работоспособность второй половины дня и недели больше подвержена колебаниям и ниже, чем в первой половине.

Предметы по степени “трудности” (“трудность” – довольно условное и относительное понятие) в педагогической практике принято делить на 4 группы:

1 группа – русский язык, родной язык (в национальной школе), математика, химия, физика, иностранный язык;
2 группа – природоведение, биология, география, астрономия;
3 группа – литература, история, экономическая культура, черчение;
4 группа – технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, ОБЖ.

“Трудными” предметами являются и те, с которыми учащиеся встречаются впервые: химия (8кл.), физика (7кл.), иностранный язык (5кл.) и т.д.

На утомляемость учащихся влияют и следующее “семейство” факторов:

o объем информации;

o степень новизны изучаемого материала;

o мастерство учителя;

o методическая структура урока;

o психологический климат класса и взаимоотношения с учителем;

o интерес к предмету;

o материально-техническое оснащение урока.

На степень утомляемости с позиции медицинских работников влияет и учет продуктивных и непродуктивных уроков ( – рост работоспособности от начала к концу урока, – падение работоспособности к концу урока):

Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня

Классы Продуктивные уроки Непродуктивные уроки
1 – 2 1 , 2 , 4 ? 3
3 – 5 1 , 2 , 3 4
6 – 7 1 , 2 , 3 , 5 4 ­, 6
  1 , 2 , 3 , 5 4 ­, 6
  1 , 2 , 3 , 5 4 ­, 6
  1 , 2 , 3 , 5 , 6 4
  1 , 2 , 3 , 4 ­, 5 , 6  






Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.