Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Однофакторный ANOVA с парными сравнениями





 

Выполните следующий порядок действий:

 

Шаг 1 На панели инструментов выберите меню Анализ→Сравнение средних→Однофакторный дисперсионный анализ.

 

Шаг 2 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ (рис. 30) перенесите из левого окна переменную удовлетворенность в окно Список зависимых переменных.

 

Шаг 3 Из левого окна перенесите переменную стажгруппа в окно Фактор: и выберите команду

Параметры.

 

Шаг 4 В открытом окне Параметры (рис. 31) установите галочки в группе команд Статистики

для Описательные и Проверка однородности дисперсии, нажмите Продолжить.

 

Шаг 5 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ выберите команду

Апостериорные.

 

Шаг 6 В открытом меню Апостериорные множественные сравнения (рис. 32) в группе команд Предполагается равенство дисперсий установите галочку для критерия Шеффе и нажмите Продолжить и ОК.

 

Таким образом, выбрав критерий Шеффе, мы включаем в выводимые результаты показатели множественных попарных сравнений всех стажевых групп со всеми по Мх удовлетворенности.


Рис. 32. Меню Однофакторный дисперсионный анализ: Апостериорные множественные сравнения

 

ОПИСАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

 

1) В открывшемся окне Вывод представлены результаты сравнения уровня удовлетворенности

работой учителей разного стажа (переменная удовлетворенность).

Описанию и интерпретации подлежат следующие таблицы и показатели:

а) таблица под заголовком Критерий однородности дисперсий (см. ниже):

- в столбце Статистика Ливиня – значение показателя критерия Ливиня,

- в столбце Знч. – уровень значимости различий p;

 

  Критерий однородности дисперсий
  удовлетворенность
Статистика Ливиня     ст.св.1     ст.св.2     Знч.
  1,134       ,342

 

б) таблица под заголовком Дисперсионный анализ (см. ниже):

- в столбце F строки` Между группами – значение показателя критерия F,

- в столбце Знч. строки` Между группами – уровень значимости различий p;

 

  Дисперсионный анализ
  удовлетворенность
  Сумма квадратов     ст.св. Средний квадрат     F     Знч.
  Между группами   235,789     58,947   16,008   ,000
  Внутри групп   751,187     3,682    
  Итого   986,976        

 

в) таблица под заголовком Множественные сравнения (см. ниже):

- в столбце (I-J)-я разность средних – значение показателя критерия Шеффе для попарно сравниваемых групп (для удобства восприятия мы отредактировали таблицу, удалив ряд столбцов);

- в столбце Знч. – уровень значимости различий p для значений показателя критерия Шеффе;

 

 

Множественные сравнения

 

Зависимая переменная удовлетворенность Шеффе


 

    (I) стажгруппа     J) стажгруппа (I-J)-я разность средних     Знч.
  1-5 лет   6-13 лет 3,08621*   ,000
  14-27 лет   ,21765   ,998
  28-40 лет   1,03571   ,579
  41-56 лет   -,50000   ,967
  6-13 лет   1-5 лет -3,08621*   ,000
  14-27 лет -2,86856*   ,000
  28-40 лет -2,05049*   ,000
  41-56 лет -3,58621*   ,000
  *. Разность средних значима на уровне 0.05.

 

2) Первый этап описания и интерпретации результатов был представлен нами в предыдущем разделе параграфа. Напомним лишь, что здесь необходимо установить корректность, или обоснованность использования однофакторного ANOVA. Для этого необходимо воспользоваться представленным в таблице Критерий однородности дисперсий p -уровнем критерия Ливиня.

 

3) Как и первый, второй этап описания и интерпретации результатов был представлен нами в предыдущем разделе параграфа. Напомним лишь, что здесь необходимо установить значимость различий p в уровне развития переменной удовлетворенность в сравниваемых группах (таблица Дисперсионный анализ – столбцы F и Знч. для строки Между группами).

 

4) Третьим этапом описания и интерпретации результатов является установление межгрупповых различий в Мх переменной удовлетворенность (таблица Множественные сравнения – столбцы (I- J)-я разность средних и Знч.):

- если p ≤0,05, то Мх сравниваемых групп статистически значимо различаются, то есть различия между ними носят качественный характер;

- если p >0,05, то Мх сравниваемых групп статистически значимо не различаются, то есть между ними нет качественных различий;

- для большего удобства работы с таблицей Множественные сравнения в ней автоматически

проставляется символ звездочка (*) в ячейках тех значений показателя критерия Шеффе, которые являются статистически значимыми.

 

5) В нашем примере результат подсчета следующий:

- на основании использования критерия Ливиня было выявлено, что дисперсии сравниваемых групп статистически значимо не различаются (значение критерия Ливиня =1,134 при р >0,05). Это

дает нам основание для дальнейшего использования результатов однофакторного ANOVA;

- в результате применения однофакторного ANOVA было выявлено, что Мх удовлетворенности в группах учителей разного стажа работы статистически достоверно различаются – F =16,008 при p ≤0,001. Таким образом, учителя на разных этапах профессионального развития обладают статистически значимо разным (качественно различающимся) уровнем удовлетворенности своей работой;

- в результате множественных попарных сравнений с использованием критерия Шеффе мы установили, что между следующими группами учителей есть статистически значимые различия:

 

группа критерий Шеффе p -уровень
1-5 – 6-13 3,09 p≤0,05
6-13 – 14-27 -2,87 p≤0,05
6-13 – 28-40 -2,05 p≤0,05
6-13 – 41-56 -3,59 p≤0,05
28-40 – 41-56 -1,54 p≤0,05

- таким образом, в исследовании было установлено, что на разных этапах профессионального развития учителя обладают качественно разным уровнем удовлетворенности своей работой;

- ограничением однофакторного ANOVA с парными сравнениями является возможность

сравнивать группы только попарно – одна группа с другой, другая – с третьей, третья – с четвертой и т.д. В тех ситуациях, когда требуется выявить дополнительные особенности выборки (в нашем примере – объединить вместе стажевые группы и сравнить их друг с другом, либо сравнить первую стажевую группу со всеми остальными группами как с одной большой и т.п.), необходимо перейти к использованию однофакторного ANOVA с методом контраста.

 

III. Однофакторный ANOVA с методом контраста

 

Выполните следующий порядок действий.

 

Так как в ходе выполнения Однофакторного ANOVA с методом контраста желательно иметь полную картину об особенностях изучаемой выборки, мы повторим Шаги 1-6, описанные в части II. данного параграфа:

 

Шаг 1 На панели инструментов выберите меню Анализ→Сравнение средних→Однофакторный дисперсионный анализ.

 

Шаг 2 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ (рис. 30) перенесите из левого окна переменную удовлетворенность в окно Список зависимых переменных.

 

Шаг 3 Из левого окна перенесите переменную стажгруппа в окно Фактор: и выберите команду

Параметры.

 

Шаг 4 В открытом окне Параметры (рис. 31) установите галочки в группе команд Статистики

для Описательные и Проверка однородности дисперсии, нажмите Продолжить.

 

Шаг 5 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ выберите команду

Апостериорные.

 

Шаг 6 В открытом меню Апостериорные множественные сравнения (рис. 32) в группе команд Предполагается равенство дисперсий установите галочку для критерия Шеффе и нажмите Продолжить.

 

Таким образом, выбрав критерий Шеффе, мы задаем в выводимые результаты включение показателей множественных попарных сравнений всех стажевых групп со всеми по Мх удовлетворенности.

 

Шаг 7 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ выберите команду

Контрасты.

 

Шаг 8 В открытом меню Контрасты (рис. 33а) мы зададим три типа контрастного сравнения групп:

а) сравним 1 стажевую группу с 2, 3, 4 и 5 как с одной большой группой (Шаг 8а);

б) сравним 1 и 2 стажевые группы как одну большую с 3, 4 и 5 группами как одной большой (Шаг 8б);

в) сравним 1 и 2 стажевые группы с 3 и 5 группами как одной большой, исключив из

анализа 4-ю группу (Шаг 8в).

 

Шаг 8а Для контрастного сравнения 1 стажевой группы с 2, 3, 4 и 5 как с одной большой в открытом окне Контрасты (рис. 33а) установите в ячейке Коэффициенты: следующий порядок чисел:

- для 1 стажевой группы установите коэффициент -4 и нажмите команду Добавить,

- для 2 группы = 1 и нажмите команду Добавить,

- для 3 группы = 1 и нажмите команду Добавить,


- для 4 группы = 1 и нажмите команду Добавить,

- для 5 группы = 1 и нажмите команду Добавить.

Таким образом:

- сумма коэффициентов в 1-ом контрасте = 0 (проверьте строку Сумма коэффициентов),

- порядок следования коэффициентов (-4 1 1 1 1) указывает на то, что сравниваться будут

1-я стажевая группа со всеми остальными как одной большой группой.

 

После определения первой контрастной группы в открытом окне нажмите команду

Следующий.

 

Шаг 8б После выполнения Шага 8а в открытом окне появится группа команд для определения второй контрастной группы Контраст 2 из 2 (рис. 33б).

Установите в ячейке Коэффициенты: следующий порядок чисел:

- для 1 группы установите коэффициент -2 и нажмите команду Добавить,

- для 2 группы = -1 и нажмите команду Добавить,

- для 3 группы = 1 и нажмите команду Добавить,

- для 4 группы = 1 и нажмите команду Добавить,

- для 5 группы = 1 и нажмите команду Добавить.

Таким образом:

- сумма коэффициентов во 2-ом контрасте = 0 (проверьте строку Сумма коэффициентов),

- порядок следования коэффициентов (-2 -1 1 1 1) указывает на то, что сравниваться будут

1 и 2 стажевые группы как одна большая с 3, 4 и 5 как одной большой группой.

 

После определения второй контрастной группы в открытом окне нажмите команду

Следующий.

 

Шаг 8в После выполнения Шага 8б в открытом окне появится группа команд для определения третьей контрастной группы Контраст 3 из 3 (рис. 33в).

Установите в ячейке Коэффициенты: следующий порядок чисел:

- для 1 группы установите коэффициент -1 и нажмите команду Добавить,

- для 2 группы = -1 и нажмите команду Добавить,

- для 3 группы = 1 и нажмите команду Добавить,

- для 4 группы = 0 и нажмите команду Добавить,

- для 5 группы = 1 и нажмите команду Добавить.

Таким образом:

- сумма коэффициентов в 3-ем контрасте = 0 (проверьте строку Сумма коэффициентов),

- порядок следования коэффициентов (-1 -1 1 0 1) указывает на то, что сравниваться будут

1 и 2 стажевые группы как одна большая с 3 и 5 как одной большой, а 4 группа будет исключена из сравнения.

 

После определения третьей контрастной группы в открытом окне нажмите команду

Продолжить и ОК.


 

Рис. 33а Рис. 33б Рис. 33в

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.