|
II. Однофакторный ANOVA с парными сравнениями
Выполните следующий порядок действий:
Шаг 1 На панели инструментов выберите меню Анализ→Сравнение средних→Однофакторный дисперсионный анализ.
Шаг 2 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ (рис. 30) перенесите из левого окна переменную удовлетворенность в окно Список зависимых переменных.
Шаг 3 Из левого окна перенесите переменную стажгруппа в окно Фактор: и выберите команду Параметры.
Шаг 4 В открытом окне Параметры (рис. 31) установите галочки в группе команд Статистики для Описательные и Проверка однородности дисперсии, нажмите Продолжить.
Шаг 5 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ выберите команду Апостериорные.
Шаг 6 В открытом меню Апостериорные множественные сравнения (рис. 32) в группе команд Предполагается равенство дисперсий установите галочку для критерия Шеффе и нажмите Продолжить и ОК.
Таким образом, выбрав критерий Шеффе, мы включаем в выводимые результаты показатели множественных попарных сравнений всех стажевых групп со всеми по Мх удовлетворенности. Рис. 32. Меню Однофакторный дисперсионный анализ: Апостериорные множественные сравнения
ОПИСАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
1) В открывшемся окне Вывод представлены результаты сравнения уровня удовлетворенности работой учителей разного стажа (переменная удовлетворенность). Описанию и интерпретации подлежат следующие таблицы и показатели: а) таблица под заголовком Критерий однородности дисперсий (см. ниже): - в столбце Статистика Ливиня – значение показателя критерия Ливиня, - в столбце Знч. – уровень значимости различий p;
б) таблица под заголовком Дисперсионный анализ (см. ниже): - в столбце F строки` Между группами – значение показателя критерия F, - в столбце Знч. строки` Между группами – уровень значимости различий p;
в) таблица под заголовком Множественные сравнения (см. ниже): - в столбце (I-J)-я разность средних – значение показателя критерия Шеффе для попарно сравниваемых групп (для удобства восприятия мы отредактировали таблицу, удалив ряд столбцов); - в столбце Знч. – уровень значимости различий p для значений показателя критерия Шеффе;
Множественные сравнения
Зависимая переменная удовлетворенность Шеффе
2) Первый этап описания и интерпретации результатов был представлен нами в предыдущем разделе параграфа. Напомним лишь, что здесь необходимо установить корректность, или обоснованность использования однофакторного ANOVA. Для этого необходимо воспользоваться представленным в таблице Критерий однородности дисперсий p -уровнем критерия Ливиня.
3) Как и первый, второй этап описания и интерпретации результатов был представлен нами в предыдущем разделе параграфа. Напомним лишь, что здесь необходимо установить значимость различий p в уровне развития переменной удовлетворенность в сравниваемых группах (таблица Дисперсионный анализ – столбцы F и Знч. для строки Между группами).
4) Третьим этапом описания и интерпретации результатов является установление межгрупповых различий в Мх переменной удовлетворенность (таблица Множественные сравнения – столбцы (I- J)-я разность средних и Знч.): - если p ≤0,05, то Мх сравниваемых групп статистически значимо различаются, то есть различия между ними носят качественный характер; - если p >0,05, то Мх сравниваемых групп статистически значимо не различаются, то есть между ними нет качественных различий; - для большего удобства работы с таблицей Множественные сравнения в ней автоматически проставляется символ звездочка (*) в ячейках тех значений показателя критерия Шеффе, которые являются статистически значимыми.
5) В нашем примере результат подсчета следующий: - на основании использования критерия Ливиня было выявлено, что дисперсии сравниваемых групп статистически значимо не различаются (значение критерия Ливиня =1,134 при р >0,05). Это дает нам основание для дальнейшего использования результатов однофакторного ANOVA; - в результате применения однофакторного ANOVA было выявлено, что Мх удовлетворенности в группах учителей разного стажа работы статистически достоверно различаются – F =16,008 при p ≤0,001. Таким образом, учителя на разных этапах профессионального развития обладают статистически значимо разным (качественно различающимся) уровнем удовлетворенности своей работой; - в результате множественных попарных сравнений с использованием критерия Шеффе мы установили, что между следующими группами учителей есть статистически значимые различия:
- таким образом, в исследовании было установлено, что на разных этапах профессионального развития учителя обладают качественно разным уровнем удовлетворенности своей работой; - ограничением однофакторного ANOVA с парными сравнениями является возможность сравнивать группы только попарно – одна группа с другой, другая – с третьей, третья – с четвертой и т.д. В тех ситуациях, когда требуется выявить дополнительные особенности выборки (в нашем примере – объединить вместе стажевые группы и сравнить их друг с другом, либо сравнить первую стажевую группу со всеми остальными группами как с одной большой и т.п.), необходимо перейти к использованию однофакторного ANOVA с методом контраста.
III. Однофакторный ANOVA с методом контраста
Выполните следующий порядок действий.
Так как в ходе выполнения Однофакторного ANOVA с методом контраста желательно иметь полную картину об особенностях изучаемой выборки, мы повторим Шаги 1-6, описанные в части II. данного параграфа:
Шаг 1 На панели инструментов выберите меню Анализ→Сравнение средних→Однофакторный дисперсионный анализ.
Шаг 2 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ (рис. 30) перенесите из левого окна переменную удовлетворенность в окно Список зависимых переменных.
Шаг 3 Из левого окна перенесите переменную стажгруппа в окно Фактор: и выберите команду Параметры.
Шаг 4 В открытом окне Параметры (рис. 31) установите галочки в группе команд Статистики для Описательные и Проверка однородности дисперсии, нажмите Продолжить.
Шаг 5 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ выберите команду Апостериорные.
Шаг 6 В открытом меню Апостериорные множественные сравнения (рис. 32) в группе команд Предполагается равенство дисперсий установите галочку для критерия Шеффе и нажмите Продолжить.
Таким образом, выбрав критерий Шеффе, мы задаем в выводимые результаты включение показателей множественных попарных сравнений всех стажевых групп со всеми по Мх удовлетворенности.
Шаг 7 В открытом меню Однофакторный дисперсионный анализ выберите команду Контрасты.
Шаг 8 В открытом меню Контрасты (рис. 33а) мы зададим три типа контрастного сравнения групп: а) сравним 1 стажевую группу с 2, 3, 4 и 5 как с одной большой группой (Шаг 8а); б) сравним 1 и 2 стажевые группы как одну большую с 3, 4 и 5 группами как одной большой (Шаг 8б); в) сравним 1 и 2 стажевые группы с 3 и 5 группами как одной большой, исключив из анализа 4-ю группу (Шаг 8в).
Шаг 8а Для контрастного сравнения 1 стажевой группы с 2, 3, 4 и 5 как с одной большой в открытом окне Контрасты (рис. 33а) установите в ячейке Коэффициенты: следующий порядок чисел: - для 1 стажевой группы установите коэффициент -4 и нажмите команду Добавить, - для 2 группы = 1 и нажмите команду Добавить, - для 3 группы = 1 и нажмите команду Добавить, - для 4 группы = 1 и нажмите команду Добавить, - для 5 группы = 1 и нажмите команду Добавить. Таким образом: - сумма коэффициентов в 1-ом контрасте = 0 (проверьте строку Сумма коэффициентов), - порядок следования коэффициентов (-4 1 1 1 1) указывает на то, что сравниваться будут 1-я стажевая группа со всеми остальными как одной большой группой.
После определения первой контрастной группы в открытом окне нажмите команду Следующий.
Шаг 8б После выполнения Шага 8а в открытом окне появится группа команд для определения второй контрастной группы Контраст 2 из 2 (рис. 33б). Установите в ячейке Коэффициенты: следующий порядок чисел: - для 1 группы установите коэффициент -2 и нажмите команду Добавить, - для 2 группы = -1 и нажмите команду Добавить, - для 3 группы = 1 и нажмите команду Добавить, - для 4 группы = 1 и нажмите команду Добавить, - для 5 группы = 1 и нажмите команду Добавить. Таким образом: - сумма коэффициентов во 2-ом контрасте = 0 (проверьте строку Сумма коэффициентов), - порядок следования коэффициентов (-2 -1 1 1 1) указывает на то, что сравниваться будут 1 и 2 стажевые группы как одна большая с 3, 4 и 5 как одной большой группой.
После определения второй контрастной группы в открытом окне нажмите команду Следующий.
Шаг 8в После выполнения Шага 8б в открытом окне появится группа команд для определения третьей контрастной группы Контраст 3 из 3 (рис. 33в). Установите в ячейке Коэффициенты: следующий порядок чисел: - для 1 группы установите коэффициент -1 и нажмите команду Добавить, - для 2 группы = -1 и нажмите команду Добавить, - для 3 группы = 1 и нажмите команду Добавить, - для 4 группы = 0 и нажмите команду Добавить, - для 5 группы = 1 и нажмите команду Добавить. Таким образом: - сумма коэффициентов в 3-ем контрасте = 0 (проверьте строку Сумма коэффициентов), - порядок следования коэффициентов (-1 -1 1 0 1) указывает на то, что сравниваться будут 1 и 2 стажевые группы как одна большая с 3 и 5 как одной большой, а 4 группа будет исключена из сравнения.
После определения третьей контрастной группы в открытом окне нажмите команду Продолжить и ОК.
Рис. 33а Рис. 33б Рис. 33в
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|