|
ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙСтр 1 из 3Следующая ⇒ ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ Оглавление 1. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. КЛАССИФИКАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 2 2. СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МАГАЗИНЕ.. 5 3. НАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДОВ.. 11 4. ВИДЫ И ПЛАНИРОВКА СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДИ И ЕМКОСТИ.. 14 5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СКЛАДОВ.. 24 6. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СКЛАДОВ ОПТОВЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 25
СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МАГАЗИНЕ Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных, торговых(коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до покупателей. Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части: 1. операции с товарами до предложения их покупателям; 2. операции непосредственного обслуживания покупателей; 3. дополнительные операции по обслуживанию покупателей. На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят: 1) разгрузку транспортных средств; 2) доставку товаров в зону приемки; 3) приемку товаров по количеству и качеству; 4) доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже); 5) хранение товаров; 6) подготовку товаров к продаже; 7) перемещение товаров в торговый зал; 8) выкладку товаров на торговом оборудовании. Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся: 1) встреча покупателя; 2) предложение товаров; 3) отбор товаров покупателями; 4) расчет за отобранные товары; 5) оказание покупателям дополнительных услуг. Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.). Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах: 1) создание максимальных удобств для покупателей; 2) достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина; 3) создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда; 4) обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.
Или +
Торгово-технологический процесс (ТТП) в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего товародвижения. Структура торгово-технологического процесса зависит от степени хозяйственной самостоятельности магазина, применяемого метода продажи товаров, типа, размера и других факторов. Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качествовыполнения влияют на широту и глубину ассортимента, бесперебойность торговли. Это - изучение спроса, составление заявок, формирование оптимального ассортимента, организация рекламы и информации. Весь торгово-технологический процесс можно разделитьна две основные части: 1. Вспомогательный ТТП - операции с товарами до предложения их покупателям: - разгрузка транспортных средств; - доставка товара в зону приема; - приемка товара по количеству и качеству; - доставка товара в зону хранения, подготовка к продаже или непосредственно в торговый зал в зависимости от степени готовности к продаже); - хранение товаров; - подготовка к продаже; - перемещение в торговый зал, выкладка на торговом оборудовании. 2. Основной ТТП - операции непосредственного обслуживания покупателей (наиболее ответственная часть торгово-технологического процесса в магазине); - встреча покупателей; - предложение, показ товара; - отбор товаров покупателями; - расчет за отобранные товары; - оказание покупателям дополнительных услуг. Рис. 1.1. Структура и последовательность выполнения операций торгово-технологического процесса, на торговом предприятии Торгово-технологический процесс должен строиться на основе следующих основных принципах: - обеспечение комплексного подхода к его построению; - создание максимальных удобств для покупателей; - достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина; - создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда; - обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина. Рассмотрим более подробно первый этап ТТП - организация и технология операций по поступлению и приемке товаров. Транспортные средства, доставившие товар в магазин должны быть без задержки приняты и разгружены с соблюдением общих привил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Поступившие товары доставляют в зону приемки. Оприходыванию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов, сертификатов и т.д. Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно - технологическогоназначения и товаров народного потребления по количеству" и тоже "… по качеству". Лица, участвующие в приемке товара, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться. Начальная стадия складского технологического процесса - операции по поступлению и приемке товара. Она зависит от места приемки, вида загрузки и транспорта. Если товар доставлен: а) железнодорожным транспортом выполняются следующие операции: проверка целостности пломб и вскрытие вагона; осмотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т.п.); выгрузка товара с укладкой на поддоны или тележки; первичная приемка товара по количеству (соответствие числа мест сопроводительному документу); доставкатовара на участок приемки. б) железнодорожным контейнером: проверка целостности пломб и состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок); строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу; перемещение контейнера в зону приемки товара. При поступлении груза в неисправном вагоне или контейнере, или с нарушенной пломбой необходима сплошная проверка количества и качества товара с составлением коммерческого акта.Он составляется на специальном бланке и является основанием для претензии ж/д или поставщику. Если вагон неисправен, составляется еще и технический акт. в) автомобильным транспортом: проверка целостности упаковки; первичная приемка товара по количеству; укладка на поддоны или стеллажи; перемещение сформированных партий товара в зону приемки или хранения. В зависимости от вида поступления необходимо определить место разгрузки, проверить наличие поддонов, установить какие механизмы использовать для разгрузки. Разгрузка транспорта должна проходить при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузо-разгрузочных работ. Внимание должно уделяться специальной маркировке грузов. Доставленный в зону приемки товар принимается по количеству и качеству. Приемка по количеству состоит из: вскрытия тары (если необходимо); подсчета количества единиц или взвешивание товара и сверка с сопроводительными документами; укладки товара на поддоны. Приемка товаров по количеству должна проводится в тех единицах, которые предусмотрены сопроводительным документом. Если указана не только масса, но и количество мест - следует проверить и то и другое. При отсутствии сопроводительного документа (товарная накладная, договор, сертификаты и т.д.), составляется акт о фактическом наличии товара (с указанием отсутствия документа); При приемке от органов транспорта следует учитывать Уставы ж/д, воздушного и морского транспортов. Срок приемки (если ничего другого не предусмотрено) - 10 дней, а скоропортящийся товар - 24 часа с момента получения. Приемка идет сплошным подсчетом (кроме фабричной упаковки). При обнаружении недостачи приемка приостанавливается, составляется односторонний акт и принимаются меры по сохранности товара. Для дальнейшей приемки вызывается представитель поставщика. Явка представителя одногороднего поставщика на следующий день после получения вызова (по скоропортящимся не позднее 4-х часов). Представители иногороднего поставщика в течение 3-х дней, после получения вызова, не считая времени на проезд. В случае неявки представителя (или если его вызов не предусмотрен) приемку проводят с участием: - представителя другого предприятия (по доверенности подписанной руководителем); - может проводится приемка односторонне (с документированного согласия поставщика). - оформляется приемка актом, где отражается: номер; дата; место приемки и составления акта; время начала и окончания приемки; наименование и адрес получателя; Ф.И.О. лиц участвующих в приемке, их место работы, должность; дата и номер документа на участие в приемке; сведения о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки; наименование и адрес отправителя; дата и номер телеграфного вызова; дата и номер сопроводительного документа;время доставки груза на склад (если составлялся коммерческий акт заносятся данные о недостаче, ставиться номер и дата). Далее сведения по товару изаключение о причинах и месте образования недостачи, (если излишки - то же что и по недостаче). Акт подписываетсявсеми лицами, принимавшими участие в приемке и утверждается руководителем - получателем не позже следующего дня послесоставления(к акту прилагаются копии сопроводительных документов, упаковочные ярлыки, этикетки, пломбы тарных мест, где было несоответствие товара). Приемка товаров по качеству: в соответствии с теми же документами, а также "Инструкция о приемке... по качеству"; порядок приемки по качеству тот же, что и по количеству. Отличительные особенности: 1. С приемкой товара, проверяется и тара; 2. Приемка по качеству проводится материально ответственными лицами и товароведам-брокерам, 3. Товары не соответствующие по качеству, стандартам, перемещаются в отдельное помещение на временное хранение,а поставщик обязанраспорядитсяими в 10-дневный срок; 4. Акт утверждается в течение 3-х дней. Акты об установлении расхождения по количеству и качеству служат основанием для предъявления поставщику претензии (это дело юридических отделов и претензионистов). Претензии поставщиком должны быть рассмотрены в течение месяца. Следующим этапом ТТП рассмотрим технологию размещения, укладки и хранения товара. Принятыепо количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и направляют в зону хранения. Для обеспечения сохранности необходимо: а) рациональная схема размещения товаров; б) выбор оптимального способа укладки; в) создание необходимого режима хранения; г) организация повседневного наблюдения и ухода. Рациональная схема размещения товара - это закрепление за товарами определенных групп, подгрупп, наименований, постоянных мест хранения (секции, участки, стеллажи и т.д.). Каждому месту хранения присваивается код (номер стеллажа, секции, яруса), наносят на конструкцию стеллажаяркой краской. Товары длительного хранения располагают в глубину склада, и, наоборот, с высокой оборачиваемостью ближе к выходу. Выбор оптимального способа укладки: зависит от формы товара и тары, массы каждого тарного места, физических свойств товара. Применяют два способа: штабельный (в мешках, кипах, ящиках, бочках) и стеллажный. Штабельная укладка может быть: - прямая - каждыйверхний ряд совпадает с нижним (или пирамидальная для бочек); - перекрестная - верхний ряд поперек нижнего; - обратная - каждый следующий рядв обратном порядке. При штабельной укладке важна циркуляция воздуха и соблюдение санитарных требований. На третьем этапе ТТП - организация и технология хранения, подготовка товаров к продаже. После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения - это правильное размещение и укладка, создание оптимального режима, наблюдение и уход за товарами. Сохранность товаров должны обеспечить материально ответственные лица. Особенности хранения: Товары в таре-оборудовании, подлежащие непродолжительному хранению, размещают в той же таре. Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках. Размещаемые товары на хранение, группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования. Продовольственные и промышленные товары с длительными сроками реализации хранят при температуре 10-18°С и относительной влажности воздуха 60-70%. Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить с товарами, выделяющими влагу. Гастрономические товары - в холодильных шкафах или камерах (копчености и колбасы в подвешенном состоянии). Рыбные тузлучные товары должны быть полностью покрыты тузлуком. Мясо, мясопродукты хранят в холодильных камерах-шкафах на подтоварниках или подвешенными на крюках при температуре 6°С. Овощи, фрукты в затаренном виде в хорошо вентилируемых кладовыхбез естественного освещения. Замороженные плоды и овощи в низкотемпературных холодильниках при температуре -18°С. Торты, пирожные (особенно скоропортящиеся) хранят от 6 до 36 часов при температуре 2-6°С. Вина хранят при температуре 8-16°С, пиво - не выше 12°С, газированные алкогольные напитки, квасы при 2-12°С. Специфические условия хранения для непродовольственных товаров: Верхнюю одежду развешивают на плечиках в шкафах или на вешалках. Белье - стопами или в коробках на полках стеллажей. Ткани, штучные текстильные изделия в коробках на стеллажах. Трикотажные изделия хранят на стеллажах. Кожаную обувь в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок - не более пяти рядов с прокладкой картоном.Резиновую обувь хранят на полках стеллажей в фабричной упаковке. Валяную обувь - в фабричной упаковке штабелями, с высотой укладки не более 1,5 м. Головные уборы хранят в коробках на стеллажах или в ящиках, уложенных штабелями на деревянных настилах. Меховые товары - в вентилируемых слабоосвещенных помещениях при температуре 0-8°С. Меховую одежду на вешалках в полиэтиленовых чехлах. Ювелирные изделия из драгоценных металлов - в несгораемых шкафах. Стеклянные и керамические изделия хранят распакованными на полках стеллажей, Ковры и ковровые изделия укладывают в штабеля на подтоварниках, на расстоянии от пола не менее 20 см в расправленном виде, лицевой стороной вверх. Культтовары, электронные товары в заводской упаковке. Крупногабаритные изделия на подтоварниках. Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют: - при повышенной влажности помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства; - при пониженной - воздух в помещении увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.). Размещая товары на хранение надо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал (в первую очередь - ранее завезенные товары). Ближе к двери, на нижних полках стеллажей располагают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые. За каждой группой товаров закрепляются постоянные места. Способы укладки товара зависят от свойств товара, вида товара: на стеллажах - товары в распакованном виде, стопками, рядами, маркировкой наружу (для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладыватьих в округленных количествах (десятками и т.д.); в штабелях хранят товары затаренные в мешки, бочки, ящики на поддоны, подтоварники. Высота штабеля определяется с учетом предельной нормы нагрузки на 1 м2 пола, прочность тары и упаковки, вид груза. Грузы массой более 50 кг - не более 2-х метровый штабель. Стеллажи и поддоны устанавливаются на расстоянии не менее 1 м от отопительных систем, и не менее 50 см от источников освещения и электрической проводки. Укладка товара должны обеспечивать циркуляцию воздуха. Недопустимо попадание на товары прямых солнечных лучей. Санитарный режим - обязательное условие хранения. Необходимо товары периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли, проводить дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию. Особенности подготовки товара к продаже(распаковка, сортировка,очистка, фасовка, упаковка, утюжка,маркировка). При распаковке: освобождают от внешней транспортной тары - сортируют по ассортиментным признакам; очищают от пыли, загрязнения, антикоррозийных смазочных материалов; устраняют мелкие дефекты. Фасуют в основном сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты. Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование. Размещение и выкладка товаров в торговом зале Товары доставляют в торговый зал в период наименьшего посещения покупателей. Перемещают товары тележками или в таре-оборудовании. Эффективность работы и качество обслуживания покупателей зависит и от размещения товаров в торговом зале - это: правильно спланированный покупательский поток; сокращение времени на отборку товара; рост пропускной способности магазина; снижение затрат труда персонала магазина. Исходя из этого, размещение товаров в торговом зале должно проводиться с учетом следующих основных требований: предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов товарных групп и совершении покупки в минимально короткий срок; создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставление покупателям необходимой информации и широкого круга услуг; оптимального использования торговых площадей магазина; обеспечение сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями. Существуют и особенности при размещении товаров: соблюдение товарного соседства; стремиться закреплять постоянную зону за каждой группой товара; товары, подготовка которых проводиться в торговом зале, размещаютближе кместу реализации; крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала; товары, требующие длительного ознакомления с ними, располагают в глубине торгового зала,чтобы не создавались помехи покупательскому потоку; товары с высокой оборачиваемостью нужно располагать ближе к источникам пополнения; на первых этажах магазина необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора. В торговом зале товары размещают на различном оборудовании с соблюдением основных принципов: однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая лучшуюихобозримость; целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую, навалом и т.д.); декоративную выкладку (только с рекламной целью); полки горок и прочее оборудование не следует переполнять товаром; в оптимальной зоне обзора (1-1,6 м) необходимо размещать товары, для которых предпочтительна быстрая реализация. Выкладка товара на оборудовании: Гастрономические изделия - в охлаждаемых витринах; Колбасу - в несколько рядов, верхний батон разрезают (срез к покупателю). Фасованное масло животное, маргарин, жиры - стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене. Молочные продукты - в открытых холодильных прилавках, рядами. Мясо и мясопродукты - в охлаждаемых прилавках по видам и сортам на поддонах. Солевые тузлучные рыбопродукты - в окоренках с тузлуком. Соленая рыба без тузлука - на противнях спинкой вверх. Выкладка товаров должна быть насыщенной, сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов). При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки, для ознакомления покупателями.
ВИДЫ И ПЛАНИРОВКА СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДИ И ЕМКОСТИ Складские помещения делят на следующие группы: • основного производственного назначения; • вспомогательные; • подсобного назначения. К помещениям основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров (секции хранения), холодильные камеры, экспедиции по приему и отпуску товаров, цеха фасовки, комплектовочные. Вспомогательные помещения предназначены для размещения аппарата управления. Это служебные помещения аппарата управления, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры. Сюда же относится зал товарных образцов. Складские помещения подсобного назначения используются для хранения упаковочных и обвязочных материалов, для размещения технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мойки инвентаря и производственной тары. Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделяются соответствующие зоны. На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки товаров; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта. Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами. Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров. Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой товарами, и площади проходов. К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке товаров. Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса. Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов здесь должны быть выделены функциональные зоны, обеспечивающие, прежде всего, возможность размещения необходимого набора оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов-коммерсантов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образцам товаров. Количество таких зон и их расположение определяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников. Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зоны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов. Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Они оборудуются конторскими столами и рабочими креслами, счетной техникой или персональным компьютером, передвижной картотекой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ассортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале товарных образцов. Зона экспозиций разделяется на отдельные подзоны, оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консолями, штангами и т. Д.). Подзоны выделяются для экспонирования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной группы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т. П. Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложенном им ассортименте. Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, каталогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Желательно, чтобы эта зона была отделена от основной экспозиции товаров и рабочих мест товароведов-коммерсантов. Основное оборудование зоны ожидания и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различные рекламные материалы (листовки, проспекты, каталоги) и другая информация о реализуемых товарах, нормативно-техническая документация (стандарты и т. Д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть совмещена с зоной информации. Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оптовой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м. Организация функциональных зон в зале товарных образцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размещение которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию интерьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис. Общий вид зала товарных образцов
+далее Определение потребности в складской площади и емкости
Под + из лекции, но там много
При решении вопросов нового строительства или реконструкции действующих складов определяется потребность в складских площадях и емкостях. Она рассчитывается по формуле Sn = NQ, где Sn — потребность в складской площади (емкости); N — норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб. товарного запаса; Q — товарный запас, подлежащий хранению на складе, тыс. руб. Определение потребности в конкретных объемах строительства может проводиться по различным методикам. Расчет площади склада производится по показателю товарных запасов, выраженному в условных двухосных вагонах (для общетоварных складов) и в кубических метрах, а также в условных тоннах (для холодильников и плодоовощехранилшц). При этом сначала определяют максимальный товарный запас по каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле: Qmax =(О*К)/(365*С) где Qmax — максимальный запас товаров в условных вагонах; О — годовой складской товарооборот по соответствующей группе товаров, тыс. руб.; К — коэффициент неравномерности образования товарных запасов, равный 1,2-1,3; С — средняя стоимость одного вагона товаров, тыс. руб Затем рассчитывают площадь хранения по каждой товарной группе с учетом способа хранения товаров. При)том исходят из того, что для хранения товаров, уложенных в штабеля, установлена норма площади 25 м2 на каждый условный вагон, а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, — 40 м2. Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. За условный поддон принят поддон объемом 1 м3 (800x1200x1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер (универсальный контейнер полезным объемом 6 м3) вмещает шесть условных поддонов. Располагая данными о площади склада и соответствующими нормами объема, несложно рассчитать потребную емкость склада. Второй способ определения потребной площади для хранения товаров основан на расчете с использованием следующей формулы: Sn =(О*К1)/(К2*h) где Sn — потребная площадь для хранения товаров, м2; Q — необходимый объем хранения, м3; К1 — коэффициент неравномерности поступления товаров; К2 — коэффициент использования объема складских помещений; h — высота складских помещений, м. Необходимый объем хранения товаров соответствующей группы рассчитывается путем деления суммы средних товарных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м3 товаров После определения потребной складской площади для хранения товаров рассчитывают общую площадь помещения (камеры), предназначенного для хранения товаров. При этом наряду с площадью, занимаемой непосредственно товарами на поддонах, расположенных в стеллажах или штабелях (грузовая площадь), учитывают зазоры между поддонами и расстояния, отделяющие грузы от стен, приборов отопления, а также площади, занимаемые магистральными проездами и проходами между стеллажами и штабелями. Сюда же включают площадь, отводимую под зону приемки, отборки и комплектации товаров и т. д. Площади экспедиционных и административно-бытовых помещений, фасовочных цехов, залов товарных образцов, кладовых для тары, грузовых коридоров и коридоров, соединяющих административно-бытовые помещения, определяются по специальным нормативам. При определении грузовой площади холодильника учитывают показатель запасов скоропортящихся продуктов, выраженный в кубических метрах, фактических и условных тоннах хранения. Ее можно рассчитать по формуле: SX0Л = (Qзап)/(N*h) где SX0Л — грузовая площадь холодильника, м2; Qзап — запасы по соответствующей группе скоропортящихся товаров, фактические тонны; N — нормы загрузки холодильника по данной группе товаров, т/м3; h — высота укладки товаров, м. Для определения площади камер хранения холодильника следует грузовую площадь разделить на коэффициент грузовой площади, который показывает соотношение грузовой и общей площади камер хранения. Расчет площади для хранения картофеля и плодоовощной продукции основан на данных об объеме единовременной закладки соответствующей продукции, о площади и расчетной вместимости одного контейнера (при контейнерном способе хранения), количестве ярусов в штабелях и коэффициенте использования грузовой площади. Необходимая длина фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) может быть определена по формуле: Lфр = nl + (n-l)*ll, где L фр —длина фронта погрузочно-разгрузочных работ, м; n — количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу; l — длина транспортной единицы, м; l1 — расстояние между транспортными средствами, м.
+ При расчете площадей складских устройств следует руководствоваться действующими нормами технологического проектирования новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения старых складов. Различают общую, полезную (рабочую) и дополнительную площадь складов. Общая площадь s0бщ (м) определяется по формуле: Где Sпол - полезная площадь, т.е. Занятая непосредственно под хранимым материалом (стеллажами, штабелями, закромами, бункерами и другими приспособлениями для хранения материалов); Sпр - площадь, занятая приемочными и отпускными площадками; Sсл - служебная площадь, т.е. Занятая конторскими и другими служебными помещениями; S0б - площадь, занятая стационарным подъемно-транспортным и другим оборудованием; Sвсп - вспомогательная площадь, т.е. Площадь, занятая проездами и проходами. Определение полезной площади. Полезная площадь складов определяется двумя путями: способом нагрузки на 1 м2 площади пола и при помощи коэффициента заполнения объема. Способ нагрузки на 1 м площади пола является наиболее простым и удобным. Однако им можно пользоваться тогда, когда известна для данного вида материала нагрузка на 1 м площади. Расчетная формула для определения полезной площади склада в этом случае имеет вид: Где qзап - величина установленного запаса соответствующего материала на складе, т; Σ - нагрузка на 1 м2 площади пола, т; Qсут -среднесуточный расход материалов, т; Tхр- принятый срок хранения материалов на складе, сут. Под коэффициентом заполнения объема β понимается отношение объема vi материала, вмещающегося в штабель, закром, стеллаж и т.п., к их геометрическому объему V, т.е. Β =V1/V. Значение этого коэффициента всегда будет меньше единицы. Коэффициент β характеризует плотность укладки того или иного материала в соответствующие устройства для хранения. Пользуясь им, можно определить емкость любого оборудования qоб (т) для хранения материалов и изделий по формуле: Qоб= Vоб γ β, Где Vоб - геометрический объем соответствующего оборудования, м3; Γ - удельный вес материала или изделия, т/м. Для оборудования, имеющего простую объемную форму (кубическую, призматическую, прямоугольную и др.), емкость рассчитывается так: Qоб = Vоб *γ *β = lbh* γ*β, Где 1 - длина соответствующего оборудования для хранения, м; B - ширина, м; H - высота, м. Зная количество qзап материала, подлежащего хранению, потребное количество оборудования п (ячеек, стеллажей, закромов или штабелей) определяют так: N = qзап/qоб Если известны в плане габаритные размеры принятого оборудования для хранения материалов и потребное количество его, установить полезную площадь для хранения данного вида материала: Sпол = lbh*n= Sоб Подсчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада: Σsпол =s’пол+S”пол+S”’пол+…+Snпол Определяем площади приемно-сортировочных и отпускных площадок. Площадь приемно-сортировочных и отпускных площадок рассчитываются исходя из хранения среднесуточного поступления или отпуска материалов и удельной нагрузки на 1 м3 этих площадок. На складах с большим объемом работ приемочные и отпускные площадки устраиваются отдельно. Необходимая величина приемочной площадки Sпр определяется по формуле: Где рг - годовое поступление материалов, т; Qср – среднесуточное поступление материалов на склад, т; Σ – нагрузка на 1 м2 площади (принимается примерно 0,25 от средней нагрузки на 1 м2 полезной площади по скла ![]() ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|