Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ





ОРГАНИЗАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Оглавление

1. ПОНЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ. КЛАССИФИКАЦИЯ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 2

2. СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МАГАЗИНЕ.. 5

3. НАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ СКЛАДОВ.. 11

4. ВИДЫ И ПЛАНИРОВКА СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДИ И ЕМКОСТИ.. 14

5. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ СКЛАДОВ.. 24

6. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ СКЛАДОВ ОПТОВЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 25

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МАГАЗИНЕ

Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных, торговых(коммерческих) и технологических операций по доведению товаров до покупателей.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов. Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

1. операции с товарами до предложения их покупателям;

2. операции непосредственного обслуживания покупателей;

3. дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

1) разгрузку транспортных средств;

2) доставку товаров в зону приемки;

3) приемку товаров по количеству и качеству;

4) доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

5) хранение товаров;

6) подготовку товаров к продаже;

7) перемещение товаров в торговый зал;

8) выкладку товаров на торговом оборудовании.

Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

1) встреча покупателя;

2) предложение товаров;

3) отбор товаров покупателями;

4) расчет за отобранные товары;

5) оказание покупателям дополнительных услуг.

Третья часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций, связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на оказание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т.д.).

Торгово-технологический процесс в магазине должен основываться на следующих принципах:

1) создание максимальных удобств для покупателей;

2) достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

3) создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

4) обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

 

Или +

 

Торгово-технологический процесс (ТТП) в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего товародвижения.

Структура торгово-технологического процесса зависит от степени хозяйственной самостоятельности магазина, применяемого метода продажи товаров, типа, размера и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качествовыполнения влияют на широту и глубину ассортимента, бесперебойность торговли. Это - изучение спроса, составление заявок, формирование оптимального ассортимента, организация рекламы и информации.

Весь торгово-технологический процесс можно разделитьна две основные части:

1. Вспомогательный ТТП - операции с товарами до предложения их покупателям:

- разгрузка транспортных средств;

- доставка товара в зону приема;

- приемка товара по количеству и качеству;

- доставка товара в зону хранения, подготовка к продаже или непосредственно в торговый зал в зависимости от степени готовности к продаже);

- хранение товаров;

- подготовка к продаже;

- перемещение в торговый зал, выкладка на торговом оборудовании.

2. Основной ТТП - операции непосредственного обслуживания покупателей (наиболее ответственная часть торгово-технологического процесса в магазине);

- встреча покупателей;

- предложение, показ товара;

- отбор товаров покупателями;

- расчет за отобранные товары;

- оказание покупателям дополнительных услуг.

Рис. 1.1. Структура и последовательность выполнения операций торгово-технологического процесса, на торговом предприятии

Торгово-технологический процесс должен строиться на основе следующих основных принципах:

- обеспечение комплексного подхода к его построению;

- создание максимальных удобств для покупателей;

- достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

- создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

- обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

Рассмотрим более подробно первый этап ТТП - организация и технология операций по поступлению и приемке товаров.

Транспортные средства, доставившие товар в магазин должны быть без задержки приняты и разгружены с соблюдением общих привил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Поступившие товары доставляют в зону приемки. Оприходыванию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов, сертификатов и т.д.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях "О порядке приемки продукции производственно - технологическогоназначения и товаров народного потребления по количеству" и тоже "… по качеству". Лица, участвующие в приемке товара, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

Начальная стадия складского технологического процесса - операции по поступлению и приемке товара. Она зависит от места приемки, вида загрузки и транспорта.

Если товар доставлен:

а) железнодорожным транспортом выполняются следующие операции:

проверка целостности пломб и вскрытие вагона;

осмотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т.п.);

выгрузка товара с укладкой на поддоны или тележки;

первичная приемка товара по количеству (соответствие числа мест сопроводительному документу);

доставкатовара на участок приемки.

б) железнодорожным контейнером:

проверка целостности пломб и состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок);

строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу;

перемещение контейнера в зону приемки товара.

При поступлении груза в неисправном вагоне или контейнере, или с нарушенной пломбой необходима сплошная проверка количества и качества товара с составлением коммерческого акта.Он составляется на специальном бланке и является основанием для претензии ж/д или поставщику. Если вагон неисправен, составляется еще и технический акт.

в) автомобильным транспортом:

проверка целостности упаковки;

первичная приемка товара по количеству;

укладка на поддоны или стеллажи;

перемещение сформированных партий товара в зону приемки или хранения.

В зависимости от вида поступления необходимо определить место разгрузки, проверить наличие поддонов, установить какие механизмы использовать для разгрузки.

Разгрузка транспорта должна проходить при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузо-разгрузочных работ.

Внимание должно уделяться специальной маркировке грузов.

Доставленный в зону приемки товар принимается по количеству и качеству.

Приемка по количеству состоит из:

вскрытия тары (если необходимо);

подсчета количества единиц или взвешивание товара и сверка с сопроводительными документами;

укладки товара на поддоны.

Приемка товаров по количеству должна проводится в тех единицах, которые предусмотрены сопроводительным документом. Если указана не только масса, но и количество мест - следует проверить и то и другое.

При отсутствии сопроводительного документа (товарная накладная, договор, сертификаты и т.д.), составляется акт о фактическом наличии товара (с указанием отсутствия документа);

При приемке от органов транспорта следует учитывать Уставы ж/д, воздушного и морского транспортов.

Срок приемки (если ничего другого не предусмотрено) - 10 дней, а скоропортящийся товар - 24 часа с момента получения. Приемка идет сплошным подсчетом (кроме фабричной упаковки).

При обнаружении недостачи приемка приостанавливается, соста­вляется односторонний акт и принимаются меры по сохранности товара.

Для дальнейшей приемки вызывается представитель поставщика. Явка представителя одногороднего поставщика на следующий день после получения вызова (по скоропортящимся не позднее 4-х часов). Представители иногороднего поставщика в течение 3-х дней, после получения вызова, не считая времени на проезд.

В случае неявки представителя (или если его вызов не предусмотрен) приемку проводят с участием:

- представителя другого предприятия (по доверенности подписанной руководителем);

- может проводится приемка односторонне (с документированного согласия поставщика).

- оформляется приемка актом, где отражается:

номер; дата; место приемки и составления акта; время начала и окончания приемки; наименование и адрес получателя; Ф.И.О. лиц участвующих в приемке, их место работы, должность; дата и номер документа на участие в приемке; сведения о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки; наименование и адрес отправителя; дата и номер телеграфного вызова; дата и номер сопроводительного документа;время доставки груза на склад (если составлялся коммерческий акт заносятся данные о недостаче, ставиться номер и дата).

Далее сведения по товару изаключение о причинах и месте образования недостачи, (если излишки - то же что и по недостаче).

Акт подписываетсявсеми лицами, принимавшими участие в приемке и утверждается руководителем - получателем не позже следующего дня послесоставления(к акту прилагаются копии сопроводительных документов, упаковочные ярлыки, этикетки, пломбы тарных мест, где было несоответствие товара).

Приемка товаров по качеству:

в соответствии с теми же документами, а также "Инструкция о приемке... по качеству";

порядок приемки по качеству тот же, что и по количеству.

Отличительные особенности:

1. С приемкой товара, проверяется и тара;

2. Приемка по качеству проводится материально ответственными лицами и товароведам-брокерам,

3. Товары не соответствующие по качеству, стандартам, перемещаются в отдельное помещение на временное хранение,а поставщик обязанраспорядитсяими в 10-дневный срок;

4. Акт утверждается в течение 3-х дней.

Акты об установлении расхождения по количеству и качеству служат основанием для предъявления поставщику претензии (это дело юридических отделов и претензионистов). Претензии поставщиком должны быть рассмотрены в течение месяца.

Следующим этапом ТТП рассмотрим технологию размещения, укладки и хранения товара.

Принятыепо количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и направляют в зону хранения.

Для обеспечения сохранности необходимо:

а) рациональная схема размещения товаров;

б) выбор оптимального способа укладки;

в) создание необходимого режима хранения;

г) организация повседневного наблюдения и ухода.

Рациональная схема размещения товара - это закрепление за товарами определенных групп, подгрупп, наименований, постоянных мест хранения (секции, участки, стеллажи и т.д.).

Каждому месту хранения присваивается код (номер стеллажа, секции, яруса), наносят на конструкцию стеллажаяркой краской.

Товары длительного хранения располагают в глубину склада, и, наоборот, с высокой оборачиваемостью ближе к выходу.

Выбор оптимального способа укладки: зависит от формы товара и тары, массы каждого тарного места, физических свойств товара. Применяют два способа: штабельный (в мешках, кипах, ящиках, бочках) и стеллажный.

Штабельная укладка может быть:

- прямая - каждыйверхний ряд совпадает с нижним (или пирамидальная для бочек);

- перекрестная - верхний ряд поперек нижнего;

- обратная - каждый следующий рядв обратном порядке.

При штабельной укладке важна циркуляция воздуха и соблюдение санитарных требований.

На третьем этапе ТТП - организация и технология хранения, подготовка товаров к продаже.

После приемки товары доставляют в помещения для хранения.

Процесс хранения - это правильное размещение и укладка, создание оптимального режима, наблюдение и уход за товарами.

Сохранность товаров должны обеспечить материально ответственные лица.

Особенности хранения:

Товары в таре-оборудовании, подлежащие непродолжительному хранению, размещают в той же таре.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.

Размещаемые товары на хранение, группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

Продовольственные и промышленные товары с длительными сроками реализации хранят при температуре 10-18°С и относительной влажности воздуха 60-70%.

Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранить с товарами, выделяющими влагу.

Гастрономические товары - в холодильных шкафах или камерах (копчености и колбасы в подвешенном состоянии).

Рыбные тузлучные товары должны быть полностью покрыты тузлуком.

Мясо, мясопродукты хранят в холодильных камерах-шкафах на подтоварниках или подвешенными на крюках при температуре 6°С.

Овощи, фрукты в затаренном виде в хорошо вентилируемых кладовыхбез естественного освещения.

Замороженные плоды и овощи в низкотемпературных холодильниках при температуре -18°С.

Торты, пирожные (особенно скоропортящиеся) хранят от 6 до 36 часов при температуре 2-6°С.

Вина хранят при температуре 8-16°С, пиво - не выше 12°С, газированные алкогольные напитки, квасы при 2-12°С.

Специфические условия хранения для непродовольственных товаров:

Верхнюю одежду развешивают на плечиках в шкафах или на вешалках.

Белье - стопами или в коробках на полках стеллажей.

Ткани, штучные текстильные изделия в коробках на стеллажах.

Трикотажные изделия хранят на стеллажах.

Кожаную обувь в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок - не более пяти рядов с прокладкой картоном.Резиновую обувь хранят на полках стеллажей в фабричной упаковке. Валяную обувь - в фабричной упаковке штабелями, с высотой укладки не более 1,5 м.

Головные уборы хранят в коробках на стеллажах или в ящиках, уложенных штабелями на деревянных настилах.

Меховые товары - в вентилируемых слабоосвещенных помещениях при температуре 0-8°С.

Меховую одежду на вешалках в полиэтиленовых чехлах.

Ювелирные изделия из драгоценных металлов - в несгораемых шкафах.

Стеклянные и керамические изделия хранят распакованными на полках стеллажей,

Ковры и ковровые изделия укладывают в штабеля на подтоварниках, на расстоянии от пола не менее 20 см в расправленном виде, лицевой стороной вверх.

Культтовары, электронные товары в заводской упаковке. Крупногабаритные изделия на подтоварниках.

Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют:

- при повышенной влажности помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства;

- при пониженной - воздух в помещении увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.).

Размещая товары на хранение надо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал (в первую очередь - ранее завезенные товары).

Ближе к двери, на нижних полках стеллажей располагают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые.

За каждой группой товаров закрепляются постоянные места. Способы укладки товара зависят от свойств товара, вида товара:

на стеллажах - товары в распакованном виде, стопками, рядами, маркировкой наружу (для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладыватьих в округленных количествах (десятками и т.д.);

в штабелях хранят товары затаренные в мешки, бочки, ящики на поддоны, подтоварники.

Высота штабеля определяется с учетом предельной нормы нагрузки на 1 м2 пола, прочность тары и упаковки, вид груза.

Грузы массой более 50 кг - не более 2-х метровый штабель. Стеллажи и поддоны устанавливаются на расстоянии не менее 1 м от отопительных систем, и не менее 50 см от источников освещения и электрической проводки.

Укладка товара должны обеспечивать циркуляцию воздуха.

Недопустимо попадание на товары прямых солнечных лучей.

Санитарный режим - обязательное условие хранения. Необходимо товары периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли, проводить дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию.

Особенности подготовки товара к продаже(распаковка, сортировка,очистка, фасовка, упаковка, утюжка,маркировка).

При распаковке:

освобождают от внешней транспортной тары - сортируют по ассортиментным признакам;

очищают от пыли, загрязнения, антикоррозийных смазочных материалов;

устраняют мелкие дефекты.

Фасуют в основном сыпучие товары, кондитерские изделия, овощи, фрукты.

Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование.

Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Товары доставляют в торговый зал в период наименьшего посещения покупателей.

Перемещают товары тележками или в таре-оборудовании. Эффективность работы и качество обслуживания покупателей зависит и от размещения товаров в торговом зале - это:

правильно спланированный покупательский поток;

сокращение времени на отборку товара;

рост пропускной способности магазина;

снижение затрат труда персонала магазина.

Исходя из этого, размещение товаров в торговом зале должно проводиться с учетом следующих основных требований:

предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов товарных групп и совершении покупки в минимально короткий срок;

создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;

предоставление покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;

оптимального использования торговых площадей магазина;

обеспечение сохранности материальных ценностей;

организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

Существуют и особенности при размещении товаров:

соблюдение товарного соседства;

стремиться закреплять постоянную зону за каждой группой товара;

товары, подготовка которых проводиться в торговом зале, размещаютближе кместу реализации;

крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала;

товары, требующие длительного ознакомления с ними, располагают в глубине торгового зала,чтобы не создавались помехи покупательскому потоку;

товары с высокой оборачиваемостью нужно располагать ближе к источникам пополнения;

на первых этажах магазина необходимо располагать товары более частого спроса и не требующие длительного выбора.

В торговом зале товары размещают на различном оборудовании с соблюдением основных принципов:

однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая лучшуюихобозримость;

целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую, навалом и т.д.);

декоративную выкладку (только с рекламной целью);

полки горок и прочее оборудование не следует переполнять товаром;

в оптимальной зоне обзора (1-1,6 м) необходимо размещать товары, для которых предпочтительна быстрая реализация.

Выкладка товара на оборудовании:

Гастрономические изделия - в охлаждаемых витринах;

Колбасу - в несколько рядов, верхний батон разрезают (срез к покупателю).

Фасованное масло животное, маргарин, жиры - стопками или в несколько рядов по массе фасовки, видам, цене.

Молочные продукты - в открытых холодильных прилавках, рядами.

Мясо и мясопродукты - в охлаждаемых прилавках по видам и сортам на поддонах.

Солевые тузлучные рыбопродукты - в окоренках с тузлуком.

Соленая рыба без тузлука - на противнях спинкой вверх.

Выкладка товаров должна быть насыщенной, сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов).

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки, для ознакомления покупателями.

 

 


 

ВИДЫ И ПЛАНИРОВКА СКЛАДСКИХ ПОМЕЩЕНИЙ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДИ И ЕМКОСТИ

Складские помещения делят на следующие группы:

• основного производственного назначения;

• вспомогательные;

• подсобного назначения.

К помещениям основного производственного назначения относят помещения для хранения товаров (секции хране­ния), холодильные камеры, экспедиции по приему и отпус­ку товаров, цеха фасовки, комплектовочные.

Вспомогательные помещения предназначены для размещения аппарата управления. Это служебные по­мещения аппарата управления, пункты питания, здрав­пункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лест­ничные клетки, тамбуры. Сюда же относится зал товар­ных образцов.

Складские помещения подсобного назначения использу­ются для хранения упаковочных и обвязочных материа­лов, для размещения технологического оборудования, ин­вентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки, мой­ки инвентаря и производственной тары.

Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах вы­деляются соответствующие зоны. На общетоварных складах выделяются следующие основные зоны: разгрузки транспортных средств; приемки товаров по количеству и качеству; хранения; фасовки то­варов; отборки и комплектования заказов покупателей; погрузки автомобильного транспорта.

Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой необходимыми проходами и проездами.

Зона разгрузки транспортных средств должна примы­кать к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются рабочие места товароведов-бракеров.

Под зону хранения товаров отводится основная часть площади склада. Она состоит из площади, занятой това­рами, и площади проходов.

К зоне хранения должны примыкать зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых поку­пателей. В свою очередь, зона комплектования заказов должна находиться рядом с экспедицией по отправке то­варов.

Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непре­рывность складского технологического процесса.

Специальные требования предъявляются к планировке зала товарных образцов. Для основных производственных процессов здесь должны быть выделены функциональные зоны, обеспечивающие, прежде всего, возможность раз­мещения необходимого набора оборудования и мебели, а также удобство действий товароведов-коммерсантов во время обслуживания оптовых покупателей. Кроме того, должен быть обеспечен свободный подход ко всем образ­цам товаров. Количество таких зон и их расположение оп­ределяются структурой представленных в зале товарных групп и численностью работников. Обычно в зале товарных образцов выделяют рабочие зо­ны, зону экспозиций, а также зоны ожидания и отдыха, информации и проходов.

Рабочие зоны служат для размещения рабочих мест товароведов-коммерсантов. Они оборудуются кон­торскими столами и рабочими креслами, счетной техникой или персональным компьютером, передвижной картоте­кой, стульями для покупателей и мебелью для хранения документации. Число таких зон зависит от количества ас­сортиментных групп товаров, экспонирующихся в зале то­варных образцов.

Зона экспозиций разделяется на отдельные под­зоны, оснащаемые пристенными и островными горками с приспособлениями для показа товаров (полками, консоля­ми, штангами и т. Д.). Подзоны выделяются для экспони­рования отдельных ассортиментных групп товаров. Здесь, помимо рабочей выкладки образцов товаров данной груп­пы, предусматривают и специальные выставки сезонных товаров и т. П.

Товарные образцы выставляются таким образом, чтобы покупатели могли свободно ориентироваться в предложен­ном им ассортименте.

Зона ожидания и отдыха предназначена для самостоятельной работы покупателей с альбомами, ка­талогами и списками товаров, а также для их отдыха после отбора товаров. Желательно, чтобы эта зона была отделена от основной экспозиции товаров и рабочих мест товарове­дов-коммерсантов. Основное оборудование зоны ожида­ния и отдыха — журнальные столы, кресла или банкетки, цветочницы. Здесь же могут быть сосредоточены различ­ные рекламные материалы (листовки, проспекты, катало­ги) и другая информация о реализуемых товарах, норма­тивно-техническая документация (стандарты и т. Д.). Таким образом, зона ожидания и отдыха может быть со­вмещена с зоной информации.

Зона проходов служит для передвижения в зале товарных образцов и для прохода в другие помещения оп­товой базы. Основные проходы должны иметь ширину не менее 2 м, другие — не менее 1 м.

Организация функциональных зон в зале товарных об­разцов, их обособленность решаются с помощью подбора и расстановки торгового оборудования и мебели, размеще­ние которых должно отвечать не только функциональной целесообразности, но и благоприятному восприятию ин­терьера. Общий вид зала товарных образцов, разделенного на укрупненные функциональные зоны, представлен на рис.

Общий вид зала товарных образцов

 

+далее Определение потребности в складской площади и емкости

 

Под + из лекции, но там много

 

При решении вопросов нового строительства или рекон­струкции действующих складов определяется потребность в складских площадях и емкостях. Она рассчитывается по формуле

Sn = NQ,

где Sn — потребность в складской площади (емкости);

N — норматив складской площади (емкости) на 1 тыс. руб. товарного запаса;

Q — товарный запас, подлежащий хранению на складе, тыс. руб.

Определение потребности в конкретных объемах строи­тельства может проводиться по различным методикам.

Расчет площади склада производится по показателю то­варных запасов, выраженному в условных двухосных вагонах (для общетоварных складов) и в кубических метрах, а также в условных тоннах (для холодильников и плодоовощехранилшц).

При этом сначала определяют максимальный товарный запас по каждой группе товаров, подлежащей хранению на складе, по формуле:

Qmax =(О*К)/(365*С)

где Qmax — максимальный запас товаров в условных вагонах;

О — годовой складской товарооборот по соответствую­щей группе товаров, тыс. руб.;

К — коэффициент неравномерности образования то­варных запасов, равный 1,2-1,3;

С — средняя стоимость одного вагона товаров, тыс. руб Затем рассчитывают площадь хранения по каждой то­варной группе с учетом способа хранения товаров. При)том исходят из того, что для хранения товаров, уложен­ных в штабеля, установлена норма площади 25 м2 на каж­дый условный вагон, а для товаров, хранимых в распако­ванном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м, — 40 м2.

Емкость склада определяется в условных поддонах или вагонах. За условный поддон принят поддон объемом 1 м3 (800x1200x1050 мм). Двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, условный контейнер (универсальный контейнер полезным объемом 6 м3) вмеща­ет шесть условных поддонов.

Располагая данными о площади склада и соответствую­щими нормами объема, несложно рассчитать потребную емкость склада.

Второй способ определения потребной площади для хранения товаров основан на расчете с использованием следующей формулы:

Sn =(О*К1)/(К2*h)

где Sn — потребная площадь для хранения товаров, м2;

Q — необходимый объем хранения, м3;

К1 — коэффициент неравномерности поступления то­варов;

К2 — коэффициент использования объема складских помещений;

h — высота складских помещений, м.

Необходимый объем хранения товаров соответствующей группы рассчитывается путем деления суммы средних то­варных запасов, подлежащих хранению на складе, на стоимость 1 м3 товаров После определения потребной складской площади для хранения товаров рассчитывают общую площадь помеще­ния (камеры), предназначенного для хранения товаров. При этом наряду с площадью, занимаемой непосредствен­но товарами на поддонах, расположенных в стеллажах или штабелях (грузовая площадь), учитывают зазоры между под­донами и расстояния, отделяющие грузы от стен, приборов отопления, а также площади, занимаемые магистральными проездами и проходами между стеллажами и штабелями. Сюда же включают площадь, отводимую под зону приемки, отборки и комплектации товаров и т. д.

Площади экспедиционных и административно-бытовых помещений, фасовочных цехов, залов товарных образцов, кладовых для тары, грузовых коридоров и коридоров, со­единяющих административно-бытовые помещения, опре­деляются по специальным нормативам.

При определении грузовой площади холодильника учи­тывают показатель запасов скоропортящихся продуктов, выраженный в кубических метрах, фактических и услов­ных тоннах хранения. Ее можно рассчитать по формуле:

SX0Л = (Qзап)/(N*h)

где SX0Л — грузовая площадь холодильника, м2;

Qзап — запасы по соответствующей группе скоропортя­щихся товаров, фактические тонны;

N — нормы загрузки холодильника по данной группе товаров, т/м3;

h — высота укладки товаров, м.

Для определения площади камер хранения холодильни­ка следует грузовую площадь разделить на коэффициент грузовой площади, который показывает соотношение гру­зовой и общей площади камер хранения. Расчет площади для хранения картофеля и плодоовощ­ной продукции основан на данных об объеме единовре­менной закладки соответствующей продукции, о площади и расчетной вместимости одного контейнера (при контей­нерном способе хранения), количестве ярусов в штабелях и коэффициенте использования грузовой площади.

Необходимая длина фронта погрузочно-разгрузочных работ (длина автомобильной и железнодорожной рамп) может быть определена по формуле:

Lфр = nl + (n-l)*ll,

где L фр —длина фронта погрузочно-разгрузочных работ, м;

n — количество транспортных единиц, одновременно подаваемых к складу;

l — длина транспортной единицы, м;

l1 — расстояние между транспортными средствами, м.

 

+

При расчете площадей складских устройств следует руководствоваться действующими нормами технологического проектирования новых, расширения, реконструкции и технического перевооружения старых складов.

Различают общую, полезную (рабочую) и дополнительную площадь складов. Общая площадь s0бщ (м) определяется по формуле:

Где Sпол - полезная площадь, т.е. Занятая непосредственно под хранимым материалом (стеллажами, штабелями, закромами, бункерами и другими приспособлениями для хранения материалов);

Sпр - площадь, занятая приемочными и отпускными площадками;

Sсл - служебная площадь, т.е. Занятая конторскими и другими служебными помещениями;

S - площадь, занятая стационарным подъемно-транспортным и другим оборудованием;

Sвсп - вспомогательная площадь, т.е. Площадь, занятая проездами и проходами.

Определение полезной площади. Полезная площадь складов определяется двумя путями: способом нагрузки на 1 м2 площади пола и при помощи коэффициента заполнения объема.

Способ нагрузки на 1 м площади пола является наиболее простым и удобным. Однако им можно пользоваться тогда, когда известна для данного вида материала нагрузка на 1 м площади. Расчетная формула для определения полезной площади склада в этом случае имеет вид:

Где qзап - величина установленного запаса соответствующего материала на складе, т;

Σ - нагрузка на 1 м2 площади пола, т;

Qсут -среднесуточный расход материалов, т;

Tхр- принятый срок хранения материалов на складе, сут.

Под коэффициентом заполнения объема β понимается отношение объема vi материала, вмещающегося в штабель, закром, стеллаж и т.п., к их геометрическому объему V, т.е. Β =V1/V.

Значение этого коэффициента всегда будет меньше единицы. Коэффициент β характеризует плотность укладки того или иного материала в соответствующие устройства для хранения. Пользуясь им, можно определить емкость любого оборудования qоб (т) для хранения материалов и изделий по формуле:

Qоб= Vоб γ β,

Где Vоб - геометрический объем соответствующего оборудования, м3;

Γ - удельный вес материала или изделия, т/м.

Для оборудования, имеющего простую объемную форму (кубическую, призматическую, прямоугольную и др.), емкость рассчитывается так:

Qоб = Vоб *γ *β = lbh* γ*β,

Где 1 - длина соответствующего оборудования для хранения, м;

B - ширина, м;

H - высота, м.

Зная количество qзап материала, подлежащего хранению, потребное количество оборудования п (ячеек, стеллажей, закромов или штабелей) определяют так:

N = qзап/qоб

Если известны в плане габаритные размеры принятого оборудования для хранения материалов и потребное количество его, установить полезную площадь для хранения данного вида материала:

Sпол = lbh*n= Sоб

Подсчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада:

Σsпол =s’пол+S”пол+S”’пол+…+Snпол

Определяем площади приемно-сортировочных и отпускных площадок. Площадь приемно-сортировочных и отпускных площадок рассчитываются исходя из хранения среднесуточного поступления или отпуска материалов и удельной нагрузки на 1 м3 этих площадок.

На складах с большим объемом работ приемочные и отпускные площадки устраиваются отдельно. Необходимая величина приемочной площадки Sпр определяется по формуле:

Где рг - годовое поступление материалов, т;

Qср – среднесуточное поступление материалов на склад, т;

Σ – нагрузка на 1 м2 площади (принимается примерно 0,25 от средней нагрузки на 1 м2 полезной площади по скла







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.