|
Типология семей П. А. Сорокина
П. А. Сорокин (1889–1968) возглавлял социологическое отделение факультета общественных наук в Петроградском университете. Был выслан из России, с 1923 г. проживал в США, с 1930 г. являлся профессором Гарвардского университета. В рамках вопроса рассмотрим фрагменты его книги «Популярные очерки социальной педагогики и политики» – «Социальная роль семьи и школы». Работа остается актуальной, несмотря на то, что была написана в начале 1920-х гг. Семью П. А. Сорокин ставил в один ряд с государством, церковью, школой. Он писал, что «семья – это первая мастерская, куда он (человек) поступает для переделки. Она наносит первые и неизгладимые черты будущего человека». Именно от этой «мастерской» и зависят поведение, способности личности, а также «социальный уклад, характер общественной жизни и историческая судьба целого общества». П. А. Сорокин рассматривает три типа семей: 1) семья патриархально-общинная, где глава семьи – непререкаемый авторитет и где ребенок готовится к самостоятельной жизни. С рождения детей учат подчинению общине, что в дальнейшем приводит к зависимости от семьи. Отсутствует свобода личности, общественная жизнь консервативна, безразлична. П. А. Сорокин пишет: «Из такой семьи выходит индивид без воли, без инициативы, без знаний, рабы традиций, лишенные самостоятельности»; 2) семья неустойчивая – ребенка в жизни приучают опираться на государство. Ребенка учат тому, что может пригодиться государству. Цель такого воспитания – подготовка государственных служащих. «Социальный уклад и общественный строй с таким типом семьи неустойчивы. Они подвержены политическим страстям»; 3) семья индивидуального типа – в жизни следует опираться только на собственные знания, силы, волю. Дети рано получают самостоятельность, с ними общаются как со взрослыми, давая необходимые в жизни знания. В обществе, помимо государственных, существуют частные, воспитательные, просветительные и научные учреждения. У личности широкие права. Народ такой страны непобедим. П. А. Сорокин выделял следующие функции семьи: 1) воспитательно-педагогическую; 2) социально-физиологическую (производство детей); 3) экономическую. П. А. Сорокин говорил о кризисе семьи в 1920-е гг., сравнивая с кризисом семьи в период упадка Древней Греции и Рима. Он говорит о повседневности разводов, которые раньше были «неслыханным явлением». Кризис современной семьи им видится как итог индустриализации: равноправия жены и мужа, падения религиозности, отрыва детей от родителей. Законы о правах детей и обязанностях родителей являются свидетельством того, что государство вмешивается в воспитание детей в семье.
Детство. Защита детей в современных условиях
Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова рассматривают детство в двух аспектах: как процесс индивидуального развития ребенка и как его положение в обществе, т. е. заботу общества о детях. Говоря о возрастных особенностях ребенка, подразумевают особенности его физического созревания, уровень познавательного развития, опыт социальной жизни, уровень морали. От семьи зависит социальное созревание ребенка, в этом ее огромная ответственность перед обществом. Содержание понятия «детство» подробно рассматривает Ш. А. Амонашвили в книге «В школу – с шести лет». Детство он рассматривает не как период «беспечной и райской жизни», а как период сложных, трудноразрешимых, а порой и неразрешимых проблем. Эти трудности заставляют детей страдать, переживать, радоваться. Возникают сложные взаимоотношения как между детьми, так и между взрослыми и детьми. Педагог отмечает, что детство – это «непрекращающийся процесс взросления. Ребенок хочет быть взрослым… Суть детской жизни, суть детства… стремление поскорее стать взрослым…» Современная ситуация характеризуется снижением жизненного уровня населения, что в первую очередь сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье подрастающего поколения. Государство не оказывает реальных мер по защите детей и подростков, что влечет асоциальное поведение, рост преступности, алкоголизм, наркоманию. Перестройка породила такие негативные тенденции, как: 1) сокращение рождаемости; 2) увеличение числа неполных семей; 3) появление социального сиротства (90 % детей в домах ребенка и детских домах имеют родных родителей); 4) возрастание детской смертности, дошкольной заболеваемости, детской инвалидности; 5) недостаток продуктов детского питания, товаров детского ассортимента; 6) появление детей-беженцев; 7) увеличение на 50 % детской преступности и преступлений девушек; 8) 60 % детей живут в семьях с низким прожиточным уровнем. В условиях кризиса в стране рождается опыт защиты детей, который уже можно охарактеризовать как положительный. Во многих регионах созданы управления, отделы, функцией которых является защита семьи и детства. Проблемами детства в России занимаются 400 неправительственных организации. Они оказывают различные виды помощи (материальную, юридическую) семье и детям, больницам и санаториям для детей-инвалидов, детям-беженцам. Можно выделить такие организации, как Российское общество Красного Креста, Российский детский фонд, фонд «Культура и будущее России», Фонд милосердия и здоровья, Фонд охраны матери и ребенка, Фонд помощи детям военнослужащих, Ассоциация планирования семьи, благотворительный фонд «Нет алкоголизму».
Социальное сиротство
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения последних родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. В эту категорию попадают и те дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях [ Василькова Ю. В., Василькова Т. А., 2001]. Исследователи в ряду причин, порождающих социальное сиротство, называют увеличение числа разводов, числа внебрачных детей, безработицу родителей. Таким образом, социальное сиротство – это результат кризиса семьи, падения нравственных устоев в обществе. Комиссия по делам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ указывает на увеличение за последние годы числа детей-сирот и детей-инвалидов на 70 %. Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова указывают более конкретные причины социального сиротства: 1) рост числа родителей, лишенных родительских прав; 2) выросшие дети, которые идут по стопам своих родителей, и, как они, лишаются родительских прав; 3) обнищание населения (есть случаи, когда семья отказывается от ребенка, так как не в состоянии его прокормить); 4) рост наркомании и алкоголизма; 5) увеличение числа семей, где родители по состоянию здоровья, физического или психического, не способны воспитывать детей, большинство из них умственно отсталые. Возросло число семей, где нет нормальных условий для проживания; несовершеннолетние матери бросают детей. Жертвы социального сиротства в основном попадают в детские дома. В современных условиях это часто дети не только хронических алкоголиков или сироты, а дети, чьи родители здоровы физически и психически, но относятся к социально депривированным личностям. Дети из таких семей имеют более широкий кругозор и опыт потребления материальных благ, однако интеллектуальные потребности отсутствуют. Основной целью детского дома является социализация воспитанников. Поэтому жизнь в детском доме построена таким образом, чтобы дети усваивали функции членов семьи, выполняя, мальчики – традиционно мужские дела, девочки – традиционно женские. Моделирование семьи должно стать практикой работы любого детского дома. В трудовой деятельности важно усиливать практические компоненты, ориентируясь на конечный материальный результат. Воспитанники должны получать навыки, готовые для использования в самостоятельной жизни (владение ремеслом, работа на компьютере и т. д.). Следует помнить, что взаимопомощь в детских домах часто сочетается с конкуренцией, что требуется учитывать при комплектовании групп. Социальные педагоги призваны придать такому соревнованию цивилизованный вид.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|