|
Примерные виды (туры) состязаний.1. Конкурс поэтических чувств. Все участники получают задание найти стихи, в которых наиболее ярко выражены чувства любви, печали, радости, сочувствия и т. п. После подготовки команды на турнире поочередно читают стихи, отражающие эти чувства. Коллектив-организатор тура (или жюри) решает, кому удалось найти самые выразительные произведения. 2. Конкурс юмора и сатиры в поэзии. Задание по этому конкурсу также дается предварительно на общем сборе-старте. Коллектив, организующий этот тур состязаний, решает и объявляет остальным коллективам, какие стихотворения для конкурса они должны отыскать. Например, стихи, выражающие добрую шутку,. тонкую иронию, сарказм (дальше работа идет так же, как в первом конкурсе). 3. Конкурс поэтических жанров. По этому конкурсу нет предварительного задания. Коллектив, который будет вести данный тур состязаний, готовясь к турниру, подыскивает стихи разных жанров, например элегию, сонет, балладу, эпиграмму. Во время турнира эти произведения читают по очереди представители данного коллектива (командиры), остальные участники определяют жанр, пишут на листочках ответы (в том порядке, в каком читались стихи) и сдают их организаторам с указанием названия своей команды (личного псевдонима). В конце турнира организаторы конкурса объявляют результаты: в каком коллективе наибольшее число правильных ответов, под каким псевдонимом даны самые удачные ответы. Авторы этих ответов «расшифровывают» себя и получают призы. 4. Конкурс поэтов-масок. Коллектив, готовящий этот тур состязаний, выбирает несколько стихотворений (лучше – известных поэтов) и на турнире читает их, а затем предлагает определить авторов (дальнейший ход этого конкурса подобен описанному выше). 5. Конкурс стихотворного творчества (буриме). Коллектив, организующий это состязание, придумывает заранее несколько пар рифм-заготовок для стихотворений разных стилей (патетического, лирического, сатирического и т. д.). На самом турнире, дождавшись своего тура (лучше проводить этот конкурс последним), команда объявляет задание: сочинить экспромтом стихотворения требуемого стиля по предлагаемым рифмам. На выполнение дается 10–15 минут. Затем по кругу представляются плоды коллективного творчества – сначала одна серия, например патетическая, потом остальные. Советы организаторам. Следует позаботиться о том, чтобы во время турнира у каждого коллектива было достаточное количество бумаги и все участники пришли с авторучками. Общее время состязаний не должно превышать полутора часов. Не менее получаса нужно отвести на заключительную часть турнира (подведение итогов), чтобы каждый коллектив имел достаточно времени для содержательной оценки наиболее удачных ответов, сравнения разных решений одних и тех же поэтических задач. Как это было Из коммунарского дневника Ирины Чуликовой-Бабичевой: «Проводить вечер поэзии, как раньше, не хотелось, а новое долго не рождалось. Наконец вспомнили, что у нас есть «копилка», а в ней давно имеется такое любопытное КТД, как турнир знатоков. Его только один раз попробовали на кимовском съезде, да и то во времена «древние», лет этак пару назад. Итак, давайте проведем турнир знатоков поэзии, решил совет дела. У нас сейчас 5 отрядов, – значит, должно быть 5 конкурсов. Каждый отряд по очереди станет ведущим в одном из конкурсов между остальными четырьмя отрядами. Конкурсы придумали такие: поэтических чувств; юмористических стихов; поэтических жанров; поэтов-масок; стихотворного творчества (буриме). 3-й и 4-й конкурсы задумали провести под девизами, т. е. каждый из участников пишет свой ответ на задания ведущего отряда под своим девизом (псевдонимом), не забывая указать и название своего отряда. Наши предложения были вынесены на общий коммунарский сбор, но общего восторга не получилось. Согласны были с 1-м, 2-м и 5-м конкурсами, а 3-й и 4-й вызвали споры. Против конкурса поэтов-масок особенно горячо возражали кимовцы из отряда «Искра»: «Столько поэтов, разве можно всех знать? Нет, это просто немыслимо!» Наконец убеждаем их, что будут взяты только известные поэты. Сопротивление скептиков сломлено. Затем проводится жеребьевка: командиры вытаскивают «путевки» и читают вслух, какой конкурс будут вести их отряды. Силы распределились следующим образом. Конкурс поэтических чувств организует отряд «Корт» (название расшифровывается так: «Комсомолец-организатор, работай творчески»), конкурс юмора – «Питерцы», конкурс жанров – «Ульяновцы»; конкурс поэтов-масок – «Звездочеты», конкурс поэтического творчества – «Искровцы». Из пяти отрядов два тогда же, на общем сборе-старте, должны были придумать задания для остальных команд-отрядов. На размышление им щедро дали... 5 минут. И вот уже все записывают. «Корт» поручает всем остальным отрядам найти по одному стихотворению, выражающему наиболее сильно (с точки зрения отряда) следующие чувства: восторг, тихую радость, грусть, ненависть и любовь. «Питерцы» дают свое задание: найти по одному стихотворению, выражающему добрую шутку, иронию, сарказм. Остальные конкурсы откроют свои тайны через неделю, на самом вечере поэзии. Расскажу теперь о том, как готовился наш отряд «Звездочетов». На своем сборе-старте распределили, кто за что отвечает, кто каких поэтов читает. Через неделю соберемся, и каждый принесет, что выбрал. Здесь же были придуманы названия, девиз нашего отряда и личные псевдонимы. Назвались мы «Золотой ключик». Девиз – «Все равно любил Мальвину деревянный Буратино!». Члены отряда: Буратино (Зина Полонская), Мальвина (Коля Иванов), Пьеро (Тамара Филиппова), Карабас-Барабас (Лида Гродская), пудель Артемон (Ира Бабичева), кот Базилио (Люда Тетерская). Когда собрались, как было условлено, каждый принес много стихов, записные книжки распухли от записей, а сумки не вмещали всех томов и томиков, которые хотелось бы принести. Творческий котел забурлил. Нам нужно проводить конкурс поэтов-масок. Хорошо, дадим стихи известных поэтов, как требовали «Искровцы», но пусть не думают, что мы предложим самые популярные стихи. Итак, выбрали пять стихотворений пяти любимых поэтов: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Есенина, Блока. На наше счастье, и Пушкин и Лермонтов писали о демоне. Это и помогло нам устроить «ловушку». Пусть думают! Потом мы отобрали пять стихотворений для конкурса поэтических чувств и три – для конкурса юмора. Наступил день турнира. Его открывает главный ведущий – Лира Азум (Муза). Она предоставляет первое слово «коллегии поэтических чувств», объявившей название: «Карандаши». Великий знаток поэтических чувств (Зеленый Карандаш) произносит несколько слов на одном из таинственных языков и тут же переводит для непосвященных: «Что означает на языке будней «разрешите начать». Идет представление команд, участвующих в этом конкурсе: «Золотой ключик», «Ушастики-головастики», «Пегас» и «Опти-мистики». Кто же станет победителем? Вот уже прозвучали по кругу стихи разных поэтов, выражающие любовь (ей – первое место!), затем тихую радость, грусть, ненависть... Зеленый Карандаш объявляет с подъемом: «Восторг!» Первыми откликаются «ушастики». Люда Мартынова начинает торжественно: «Виктор Боков. Когда я слушаю Шаляпина...» – и вдруг, неизвестно почему, фыркает от смеха. На нее зашикали. Она как будто успокоилась. Снова заводит: «Виктор Боков. Когда я слушаю Шаляпина...» И снова смеется. Тогда за дело берется Римма Тягунова: «Виктор Боков. Когда я...» Но тут же заливается хохотом не только Римма, но и все участники вечера (заразились!). Нам так и не суждено было узнать, что же испытывают «Ушастики», когда слушают Шаляпина. Но что испытывает Виктор Боков, мы все-таки выяснили: «коллегия поэтических чувств» отобрала у «Ушастиков» сборник произведений Бокова и прочитала это действительно хорошее стихотворение. Остальные команды прочитали свои «восторженные» произведения более удачно, если не считать «Пегаса» («Искровцы»). Они, заразившись весельем «Ушастиков» особенно прочно, тоже рассмеялись, и «коллегия» дала им штрафные очки. Не смейтесь, когда не надо! И вот эстафета власти переходит к этим самым весельчакам «ушастикам-головастикам». Они должны проводить конкурс (теперь все понятно!) поэтического юмора. Приняв серьезный вид, они исполнили свой девиз «Лет до ста расти нам без старости!» и приступили к прослушиванию стихов с шуткой, иронией и сарказмом. Затем эстафета перешла к команде «Опти-мистики». Ух! И озадачили же они нас всех! Попробуй, догадайся, что это за жанр (потом оказалось, что они прочитали элегию, эпиграмму, эпитафию, а в заключение – сонет Михаила Дудина!). По-моему, это был самый трудный конкурс. Пройдена еще одна ступень. Теперь власть переходит в наши руки. Надев чалму (символ руководящей роли) и придав своей физиономии загадочный вид, объявляю: – Наша коллегия великих знатоков и любителей поэзии «Угадайка» во главе с главным магистром Лирой Азум торжественно провозглашает: Поэзию кто любит, После паузы продолжаю: – Сейчас перед вами пройдут поэты в масках: Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Некрасов. Каждый прочитает одно свое стихотворение. Ваша задача: угадать, кто за какой маской скрыт, то есть написать авторов стихотворений в том же порядке, в каком они прочитаны. Не забудьте на своем листке указать название своей команды и свой псевдоним или личный девиз. Начинаю читать стихотворение Пушкина «Ангел». Вижу: при упоминании о демоне все понимающе переглядываются, кивают головами. Ясно, мол, Лермонтов... Вторая маска – Лермонтов. Стихотворение «Мой Демон» («Собранье зол его стихия...»). Снова окидываю взором знатоков и любителей. Эге, уже другая реакция! «Что за дьявольщина?» – написано в глазах. Чем дальше, тем загадочнее! Звучат стихи Есенина, Некрасова, Блока. Все напряженно думают. И вот мы уже получаем ответы. Да, маски оказались загадочными! И все же нашелся действительно знаток. Один из «опти-мистиков», скрывшийся под псевдонимом Ветер, отгадал правильно всех пятерых поэтов! У большинства – одно-два очка, в соответствии с числом угаданных авторов. Наступает последний конкурс – буриме. «Пегас», командующий этим конкурсом, предлагает такие рифмы: для патетического стихотворения твой – бой, для лирического стихотворения тебя – любя, для юмористического уши – груши, Каждая из остальных четырех команд должна сочинить по одному стихотворению всех типов. Время – 10 минут. Удивительная картина лихорадочного творчества! Но вот время истекло. Читали и слушали собственные стихотворения. После бурных дебатов объявляются лучшие результаты. «Опти-мистики» (патетическое): Ни одного дня «Ушастики» (шуточная жалоба): Задумала природа «Золотой ключик» (лирическое подражание С. Есенину): Как березку, ласкает тебя ЭСТАФЕТА ЛЮБИМЫХ ЗАНЯТИЙ – дело-обозрение, во время которого каждый из членов коллектива по очереди знакомит остальных со своим любимым занятием, рассказывает о том, как ой им увлекся, о своих поисках, удачах и неудачах, о своих планах, показывает, чего он достиг, отвечает на вопросы, дает советы товарищам. В числе любимых занятий могут быть рисование и лепка, вышивание, коллекционирование, выпиливание, выжигание по дереву, моделирование, чтение книг (сказок, о путешествиях и т. д.), сочинение интересных историй, решение занимательных задач (ребусов, головоломок, кроссвордов и др.), выращивание цветов и других растений, уход за домашними животными, фотографирование, спорт и т. д. Советы организаторам. Лучше всего проводить эстафету любимых занятий на сборах-встречах небольших коллективов (микроколлективов) – октябрятских звездочек, пионерских звеньев, бригад старшеклассников и т. п. Нужно, чтобы такие встречи проходили в приятной, как бы семейной обстановке, носили непринужденный характер, когда даже самый застенчивый поделится своим заветным. Особенно успешно проходит эстафета любимых занятий в гостях у старшего друга, например у родителей одного из ребят. Благотворно влияют друг на друга старшие и младшие, укрепляются товарищеские отношения между ними на сборах-встречах двух разновозрастных микроколлективов – пионерского звена и подшефной октябрятской звездочки. Эстафету любимых занятий можно устроить не только между представителями отдельных микроколлективов (звеньев, звездочек), двух или нескольких параллельных классов, но и между союзами старших и младших ребят с участием взрослых, а также между сводными бригадами (объединениями по интересам, общим увлечениям), в том числе разновозрастными (каждая бригада готовит коллективное выступление для остальных с рассказом о своем любимом деле). В любом из вариантов эстафета любимых занятий помогает раскрыть интересы и способности ребят, обменяться увлечениями, знаниями, умениями, воспитывает заботливое отношение каждого к своему коллективу и уважение коллектива к каждому своему члену, побуждает к самовоспитанию. Полезна такая эстафета еще и тем, что дает толчок к новым коллективным творческим делам, удовлетворяющим разнообразные интересы, которые проявились и усилились во время эстафеты. От нее легко перейти к таким познавательным делам, как вечер разгаданных и неразгаданных тайн, пресс-конференция, устный журнал и т. д. Взрослые (учителя, родители, вожатые) кроме общей организации эстафеты могут консультировать ребят при подготовке сборов-встреч, быть ведущими и участниками этого КТД, т. е. делиться своими интересами, любимыми занятиями. ЭСТАФЕТА– «РОМАШКА» – игра-обозрение, участники которой придумывают друг для друга веселые задачи на импровизацию и по очереди их выполняют. Участниками игры могут быть постоянные микроколлективы (звездочки, звенья и т. п.) или сводные команды (не более 10–15 человек в каждой). В последнем случае организаторы игры могут заранее приготовить из бумаги или картона значки-жетоны стольких вариантов (разных рисунков), сколько предполагается создать команд. Каждый участник вытаскивает какой-либо значок и таким образом попадает в определённую команду. Организаторы игры делают «ромашку» – картонный круг желтого цвета диаметром 15–20 см и лепестки из белой плотной бумаги с булавками в основании каждого лепестка. Количество лепестков должно совпадать с числом команд или быть вдвое больше, если участники игры захотят выполнить по 2 задачи. Затем организаторы игры выбирают (в соответствии с составом участников) веселые задачи и на каждом лепестке записывают начало одной из таких задач, например: придумать и показать несколько сценок на тему...; придумать и исполнить рассказ, который начинается так...; изобразить пантомимой следующие пословицы и поговорки.... Многоточием обозначается та часть задачи, которая будет придумана уже во время самой игры. Ход игры. Игра состоит из трех этапов и может длиться от одного до двух часов. Перед началом игры участники садятся в круг по командам, каждая выбирает капитана и придумывает себе шуточное название. В центре круга ведущие кладут (на стол или стул) ромашку – ее лепестки (не скрепленные с желтой, сердцевиной) обращены вверх той стороной, на которой нет текста. 1-й этап. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), каждая команда придумывает вторую часть задачи и записывает ее вместо многоточия, оставленного организаторами. На это дается 5–10 минут. Первый этап завершается тем, что капитаны снова составляют из лепестков ромашку в произвольном порядке, а ведущие вращают ее, чтобы изменить расположение лепестков. 2-й этап. По сигналу ведущих капитаны команд берут по лепестку (или по два), и каждая команда готовит (одновременно с остальными, но по секрету от них) решение доставшейся задачи (или двух задач). На это дается 20–30 минут. Затем ведущие собирают команды, которые снова занимают свои места в кругу. 3-й этап. Один из ведущих вручает любому из капитанов желтую сердцевину ромашки. Капитан объявляет задачу. После того как команда ее выполнит, капитан прикладывает лепесток к сердцевине и передает эстафету любой другой команде. Так повторяется до тех пор, пока капитан последней из выступивших команд не вручит ведущим полностью составленную ромашку (если команды готовили по две задачи, можно провести эту эстафету в два тура). Советы организаторам. Помните, что эстафета-«ромашка» – это непринужденный, веселый смотр находчивости, фантазии, юмора, что эта игра удовлетворяет потребность ребят в драматизации, выявляет индивидуальные творческие способности младших и старших, объединяет участников в различных видах коллективного поиска и коллективного решения. Не стоит вводить оценку очками, баллами и т. п. – пусть каждое выступление рассматривается участниками и оценивается ведущими как маленький и оригинальный сюрприз-подарок на радость всем собравшимся. Этой игре все возрасты покорны! Не нужно бояться разновозрастного состава команд (например, октябрята и их старшие друзья – пионеры и взрослые), наоборот, решения веселых задач тем неожиданнее и ярче, чем разнообразнее состав команд. Эстафета-«ромашка» сближает младших и старших подобно общей игре в кругу семьи. Эстафета-«ромашка» – отличное средство сплочения классного коллектива, преодоления разобщенности старших и младших, объединения ребят и педагогов на классных и школьных вечерах. БОДРОСТЬ,
Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества, готовым к труду и обороне. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно с общественно-политическим и умственным (содержание дел), нравственным (взаимоотношения участников) и художественно-эстетическим (оформление, характер действий) развитием. БОЙ ЗА АЭРОДРОМЫ – ролевая игра на местности; состоит из двух этапов: 1) движения к аэродромам с разных сторон по скрытым маршрутам подразделений десантников и защитников и 2) сражения между ними, во время которого десантники с помощью взрывпакетов стремятся уничтожить аэродромы (самолеты), а защитники борются за сохранение своих объектов. Примерное содержание (сюжет) игры. Все участники игры (ребята одного или разного возраста и взрослые – комиссары) делятся на три группы: 1) дивизию десантников, состоящую из трех полков (не более 25–30 человек в каждом): ДИ – имеющий своей целью уничтожение аэродрома истребителей; ДБ – нацеленный на аэродром бомбардировочной авиации; ДШ – стремящийся уничтожить аэродром штурмовиков; 2) дивизию защитников, в состав которой входят также три полка (с примерно таким же количеством бойцов, что и полки десантников), спешащие на выручку своего аэродрома (ЗИ, ЗБ, ЗШ); 3) три роты охраны (по 8–10 человек), которые с самого начала игры находятся на своих аэродромах, ожидают прибытия полков защитников, а в случае их задержки первыми принимают бой с полками десантников. К началу игры полки десантников и полки защитников выводятся посредниками на исходные рубежи. Каждый полк пойдет к своему аэродрому своим маршрутом {равным по длине всем остальным) и будет выполнять свои задания (одинаковые по сложности). Примерные задания: в первом пакете, который посредники вручают полку на старте, указывается направление движения на первом этапе (по азимуту или по ориентирам – дорожным знакам и т. п.) и длина этапа в метрах; в секретных пакетах, которые находятся в конце первого и следующих этапов, – шифровки, которые можно прочитать, найдя поблизости ключ к шифру (зашифрованы указания о движении по следующему этапу); в одном из секретных пакетов – указание на поиск склада боеприпасов (взрывпакетов), которые должны быть взяты десантниками для атаки на аэродром. Условия игры. Последний этап каждого маршрута заканчивается аэродромом. К каждому аэродрому с противоположных сторон выводятся два маршрута: один – для полка десантников, другой – для полка защитников. Для поля сражения выбирается большая поляна, на которой не очень далеко друг от друга (50–100 м) находятся аэродромы. Каждый из них представляет собой две концентрические окружности: внутренняя – с радиусом примерно 5–10 м и внешняя– 10–20 м; ширина полосы между окружностями равна примерно 5–10 м (если играют ребята младшего возраста, берутся меньшие размеры). Во внутреннем круге находятся мишени – самолеты. Это может быть либо бумага, натянутая между двумя шестами (расстояние между шестами – 50–70 см, а высота их – 1,5–2 м), или бумажный щит, прикрепленный к шесту (количество мишеней на каждом аэродроме одинаковое – 4 или 5). Каждый полк должен выполнить все задания, скрытые на маршрутах, и выйти как можно быстрее к аэродрому, стремясь опередить подразделение противника: десантный полк – чтобы атаковать аэродром, когда его защищает только рота охраны; полк защитников – чтобы успеть занять оборону до налета десантников. Выйдя к «своему» аэродрому, десантный полк атакует его: забрасывает взрывпакеты во внутренний круг, стараясь порвать натянутую бумагу или попасть в бумажный щит-мишень. Бойцы роты охраны и пришедшего к ним на помощь полка защитников располагаются в полосе между внешним и внутренним кругами (не имея права во время боя выходить за ее границы) и ловят или отбрасывают пакеты за внутренний круг. Пакет, который упал во внутренний круг, считается взорвавшимся. Если при этом одна из мишеней оказалась порванной или сбитой, значит, взрыв уничтожил самолет. Пакет, пойманный защитниками, кладется ими на их полосе и считается разряженным. Одновременно идут сражения на трех аэродромах. Побеждает тот полк, который сумел уничтожить или сохранить большее число самолетов. Подводятся и общие итоги боя за все три аэродрома. Общий сигнал к началу игры (время вручения первого пакета каждому полку на месте старта) дается посредниками по часам. Общий сигнал отбоя дается командой или свистками посредников у каждого аэродрома. Продолжительность игры – примерно от полутора до двух часов. Подготовка к игре. 1. Создается генеральный штаб – 10–12 взрослых и старших ребят (они же будут посредниками). Штаб составляет план игры, комплектует подразделения, примерно равные по силам. В каждом полку может быть, например, два или три пионерских звена из разных отрядов или объединение пионерского звена (или двух звеньев) с подшефными октябрятскими звездочками. Генштаб решает вопрос об отличительных знаках каждой дивизии и полка, а также командиров дивизий, полков и самих посредников. Члены генштаба распределяют между собой полки, проводят их инструктаж, помогают выбрать командиров дивизий и полков (могут быть назначены и комиссары – из старших друзей). 2. Каждое подразделение в течение нескольких дней (летом быстрее) готовит нужное снаряжение – отличительные знаки, мишени (делают защитники), взрывпакеты (делают десантники). В это же время члены генштаба выбирают место игры, прокладывают маршруты, заготавливают пакеты с заданиями, назначают аэродромы. На последнем заседании штаба окончательно называются день игры и время ее начала и конца. 3. Перед началом игры (накануне или за час-два) члены генштаба завершают подготовку маршрутов, прячут секретные пакеты, выкладывают дорожные знаки, укрывают в намеченном месте взрывпакеты, взятые у десантных полков. 4. Все участники игры собираются в назначенное время в одном месте (например, у школы). Здесь может быть проведен парад-смотр войск, начальник генштаба еще раз напоминает о правилах игры, времени начала и конца. Затем каждый посредник (член генштаба) ведет свой полк на место старта (к исходному пункту маршрута). Роты охраны, взяв мишени, идут в сопровождении посредников и начальника генштаба на поле будущего сражения, где устанавливаются мишени. Начальник генштаба располагает ставку в пункте, откуда хорошо просматриваются все три аэродрома. Во время сражения он с помощью связных может давать нужные указания посредникам и приказы командирам дивизий. Последние также могут иметь свои штабы, располагая их в удобном для себя месте. 5. Посредник, вручивший на старте первый пакет, идет вместе с полком, следит за тем, чтобы выполнялись все правила, и незаметно оказывает помощь (обычно через командира полка или комиссара) в том случае, когда полк сбивается с пути или ищет слишком долго и безуспешно. Советы организаторам. Условия игры можно менять. Например, можно обойтись без вертикальных мишеней. Тогда задачей десантников становится забрасывание взрывпакетов во внутренний круг (усложнение: попасть на лежащую мишень, сделанную, например, из бумаги в форме самолета). Защитники отбрасывают или ловят пакеты, складывая их на своей полосе. До сигнала отбоя десантники стремятся произвести как можно больше взрывов на аэродроме (каждый упавший во внутренний круг пакет «взрывается») или попаданий на лежащие мишени, а защитники – как можно больше пакетов обезвредить. После отбоя посредник легко определяет, какое подразделение выиграло. Можно оценить каждую мишень в несколько очков (5–10), а если игра ведется без мишеней – оценить каждый взорванный или обезвреженный пакет (1–2 очка). Это позволит посредникам более четко вести игру, добиваясь выполнения правил: каждое нарушение (например, переход десантников через границу аэродрома или выход защитника за пределы полосы) наказывается снятием одного очка. Взрывпакеты не должны быть слишком тяжелыми. Генштаб решает, из каких материалов они изготовляются и каких размеров. Например, они могут представлять собой пачки плотно сбитой старой бумаги, аккуратно обернутые газетой и перевязанные шпагатом, а летом – пакеты, набитые травой, мхом. После отбоя можно организовать парад участников или концерт-«молнию». За это время генштаб успевает подвести итоги игры, а затем объявить их. Полезно устроить обсуждение игры в коллективах участников (например, на сборах пионерских отрядов совместно с подшефными октябрятскими группами), чтобы ребята вместе со старшими друзьями могли извлечь нужные уроки. И во время подготовки к игре, и по ходу движения по маршрутам, и при оценке и обсуждении игры ее организаторам необходимо раскрывать, подчеркивать, доводить до каждого участника главную цель боя за аэродромы – испытание наблюдательности, находчивости, ловкости, меткости, умения действовать сообща. Как это было Из коммунарского дневника Анны Кучиной и Маргариты Весовой: «Наше подразделение – ЗШ, что значит: полк, защищающий аэродром штурмовой авиации. Нам выпала честь быть комиссарами полка. Когда полк оформился (в результате жеребьевки) и мы впервые оглядели свою разновозрастную гвардию, с гордостью прикрепившую значки с буквами ЗШ, надо было выбрать командира. Предложение комиссаров выбрать самого отчаянного мальчишку прошло с энтузиазмом. Весь полк (и в особенности командир) внимательно выслушали комиссарское напутствие: результат боевых действий во многом зависит от командира; у него много обязанностей – дисциплина, взаимопомощь, точность, высокий дух и т. д.; вместе со своими сверстниками он отвечает за малышей – чтобы они не потерялись, не потеряли «личное снаряжение», не устали... И сразу командиру был вручен компас (как оказалось, это был отличный педагогический прием). Нам ужасно повезло: с первых же шагов наш командир проявил незаурядные организаторские способности. Уже при первом переходе через «лаву» старшие ребята по примеру командира стали помогать малышам. С исходных позиций полк шел к аэродрому то по азимуту (получаемому в пакете), то по знакам. Второй способ оказался более действенным, так как поиск дорожных знаков и пакетов увлекал всех. Определением же азимута были заняты немногие ребята (самые старшие), остальные выступали в роли ведомых. Ребятишки находили знаки очень быстро, и – что удивительно – особенно здесь отличались малыши! На аэродром мы вышли рано и долго ждали своих противников – отряд десантников (надо предусмотреть заранее такую возможность и договориться, что делать в минуты ожидания). Во время самой схватки, несмотря на страстное желание победить и собранность, наши бойцы пропустили много пакетов со взрывчаткой. Это очень обидело ребят. По нашему мнению, расстояние от внешнего круга до внутреннего (ширина оборонительной полосы) было слишком мало (тоже надо учесть при использовании этой игры в дальнейшем). Но все это отдельные замечания. В целом же игра произвела на детей сильнейшее впечатление. Она очень интересна, проводить ее можно с большим количеством, ребят разного возраста и варьируя конкретные условия». Из коммунарского дневника Валентины Ночевкиной-Гнездиловой: «Итак, мы – десантники отряда ДШ. А раз десантники – значит... неуловимые. Хорошее название для отряда! Наш девиз: скрытность, внезапность, штурм! Бодрым маршем идем к своему исходному пункту. Ребята ждут чего-то невероятного. – И взрывчатка будет? Ого! – Не настоящая, наверное? – Ну, это же игра... Путь – и далек, и долог – скрашивается песнями. Конечно, военными. И речевками. – Кто шагает дружно в ряд? – Неуловимый наш отряд! – В ногу, в ногу! – Уступайте нам дорогу! Марш-бросок окончен. Мы у начала маршрута. Небольшое практическое занятие: учимся пользоваться компасом, дорожными знаками, определяем величину шага каждого бойца. До старта осталось 5 минут, 4, 3... (все с нарастающим волнением смотрят на часы комиссара, сверенные со всеми другими комиссарскими часами)... 2, 1... Время!!! Командир получает первый пакет с заданием. – Так, так... Азимут 255... Расстояние 75 метров... За мной! Одни отсчитывают шаги, другие начинают искать знаки. Каждый найденный знак вызывает такой восторг, что «неуловимым» трудно оставаться в своем качестве, т. е. неуловимыми. Стрелка, еще стрелка... знак. Пакет здесь... Где же? Молча и сосредоточенно обшариваются окрестности. Напряжение растет. И вдруг лес вздрагивает от вопля: – Нашел, нашел, я нашел! Вот он! Текст зашифрован. Надо знать азбуку Морзе. Что делать? Вдруг самый младший боец – первоклассник Сашка выныривает из кустов и, захлебываясь от восторга, докладывает, что он еще что-то нашел. Оказывается, ключ к шифру. Как пчелиный рой, гудит наш отряд, слово за словом разгадывая задание. В этом рое все на равных – от мала до велика, от Сашки до комиссаров. Наконец готово: «Боеприпасы искать в радиусе 10 метров». Снова всех охватывает азарт поиска. Кажется, перерыли и перекопали всю землю, облазали все деревья – ничего нет. Вдруг возникает сомнение: «А может, кто-нибудь подсмотрел и выкопал?» Но вот обнаружен и склад. Все вооружаются пакетами со взрывчаткой, и снова марш-бросок. Знаки, знаки... Переправа вброд через реку! Одолели и это. Быстрее, быстрее! Уже показался вдали аэродром... Судя по скоплению противника, мы опоздали. Полк обороны уже стоит рядом с часовыми! Подтянув весь свой отряд, рассредоточиваем силы и начинаем штурм. Да, горячая была схватка! Немало вражеских самолетов взлетело на воздух в эти минуты! И вот уже израсходованы все боеприпасы. Бой закончен. Перемешались десантники и защитники. Пора домой. По пути, перебивая друг друга, ребята делятся впечатлениями. Особенно довольны те, кто нашел пакеты. Они держат их как самую дорогую награду, подбегают к нам, и снова и снова: «Это я нашел! Можно себе оставить? Теперь мы тоже будем шифровать! Так же!»
Игра проводится на местности, заранее выбранной посредниками (советом дела). Желательно, чтобы поле боя было со всех сторон ограничено тропинками, просеками или дорогами. Две противоположные границы этого участка становятся исходными рубежами для воюющих сторон. Эти рубежи должны быть четко обозначены, например, флажками. Местность для игры лучше всего подобрать холмистую, но обязательно с густым кустарником или высокой травой. Недалеко от поля боя, но непременно вне его находится общая нейтральная площадка, лучше всего – поляна. Подготовка к бою. Играющие делятся на две команды, примерно равные по силам. Команды придумывают себе названия. Для каждого участника на листе размером примерно 15 х 20 см четко и ярко пишется номер, состоящий из трехзначного числа (или двузначного, если играют малыши). Такой лист несколькими стежками пришивается на спину бойцу. Цвет бумаги, на которой пишутся номера, у каждой команды свой. Список номеров каждая команда втайне от других сдает посредникам. Посредники имеют отличительные знаки, например кружки или полоски определенного цвета. Посредники делятся на 4 группы: две прикрепляются к командам (по 2 человека) и располагаются на исходных рубежах вместе со своими командами, третья действует на поле боя (3–4 человека), а четвертая (1–2 человека) – на общей нейтральной площадке недалеко от территории боя. Примерно за час до начала игры посредники разводят команды на исходные рубежи, знакомят с территорией предстоящего боя. На своем исходном рубеже каждая команда пришивает номера, выбирает командира и – главное – коллективно разрабатывает тактику боевых действий. Игра начинается по сигналу горна или в заранее условленное время (без общего сигнала, но по сигналу посредников). ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|