Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей.





В качестве исходного пункта при определении понятия "координационные спо­собности" может служить термин "координация". Слово "координация" латинского происхождения. Оно означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие. В том случае, когда речь идет о согласовании движений звеньев тела в пространстве и времени при решении конкретной двигательной задачи принято говорить о координационных способностях человека.

ПОД КООРДИНАЦИОННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних дей­ствий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий.

Следовательно, координационные способности характеризуют возможности человека к организации и управлению движений. Их проявление связано с преодо­лением координационных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач. Трудность управления двигательным аппаратом зависит прежде всего от того, что человеческое тело представляет собой многозвенную систему с огромным количеством степеней свободы. Учитывая возможные перемещения меж­ду туловищем, головой и конечностями в нашем теле находится не менее 107 сте­пеней свободы. Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы.

Одновременное или последовательное управление многими звеньями тела - за­дача очень сложная. Если координационные возможности человека недостаточны, то он частично стремится облегчить выполнение движения (обычно не осознавая это) путем фиксации большого числа суставов. Что такой механизм облегчения труд­ностей действительно имеет место, нетрудно убедиться воочию. Достаточно для этого понаблюдать хотя бы первые шаги новичков при обучении их ходьбе на лыжах или катанию на коньках. Прямые ноги с закрепощенными коленными и даже голе­ностопными суставами явно указывают на то, что на первых этапах обучения нови­чок пытается овладеть движениями своих непослушных многозвенных конечностей путем превращения их как бы в одно жесткое звено.



Правда, все это приводит к координационной скованности, напряженности вы­полнения движений.

При этом значительно облегчается задача управления двигательным аппаратом. Естественно, что такая координация движений не является целесообразной и сви­детельствует о соответствующем уровне развития координационных способностей.

Наиболее полное объяснение основных трудностей при выполнении координи-

141 Теория и методика физической культуры

рованного движения впервые еще было дано Н. А. Бернштейном (1947). По его мет­кому выражению, координация движений и есть не что иное, как преодоление из­быточных степеней свободы движущегося органа, т.е. превращение его в управля­емую систему.

Помимо указанных затруднений, которые приходится испытывать организму при выполнении новых опытных двигательных актов можно назвать и другие. В частно­сти, неумение человека наиболее полно использовать реактивные силы, т.е. отра-женные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движе­ний с ускорениями, негативное влияние старых координационных автоматизмов, утомление, чрезмерная мотивация занимающихся, страх, непривычные условия де­ятельности, повышенная ответственность за результат и другие причины. Напри­мер, новичок, впервые вступивший на лед на коньках, начинает с обыкновенных ав­томатизированных шагающих движений. Непо-лучая привычной должной опорной реакции при переднем шаге, нога скользит по льду вперед. Обычный результат это­го - либо падение, либо судорожное сведение расползающихся ног. Новичок-фигу­рист вместо того, чтобы оттолкнуться от льда всем ребром конька очень часто от­талкивается носком, т.е. использует все тот же автоматизированный механизм тол­чка при ходьбе.

Критерием координационных способностей является степень соответствия меж­ду двигательным процессом и намеченной целью. Выделяют единичные и комплек­сные критерии (измерители) координационных способностей, которые имеют ка­чественные и количественные характеристики. К основным единичным качествен­ным характеристикам относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность решения двигательной задачи. Количественными критериями являются точность, скорость, экономичность и стабильность действий. Например, одним из критериев оценки координационных способностей в общеразвивающих упражнениях без предметов (всевозможные сочетания движений, совершаемых в разных плоскостях) может быть адекватность и точность выполнения этих движе­ний. При метании теннисного мяча в цель - меткость (точность) и т.п. В подобных случаях в процессе управления сложными в координационном отношении двига­тельными действиями и их регуляции человек может координировать свою двига­тельную деятельность по одному из перечисленных критериев. Однако, эти крите­рии координационных способностей изолированно, обособленно друг от друга, встречаются крайне редко. Как правило, более распространены так называемые комплексные критерии. В этом случае человек уже координирует свою деятельность одновременно по двум или нескольким признакам: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач и других технических приемов в спортивных иг­рах) и т.д.

В качестве обобщенных комплексных критериев оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных двигательных действий или совокупности этих действий, предъявляющие повышенные требования к коор­динационным способностям человека.

Например, координационные способности оцениваются по времени ведения мяча (руками, ногами) при беге с изменением направления движения; по времени освоения новых двигательных действий; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки и т.п.

К числу основных координационных способностей относятся:

способность к дифференцированию различных параметров движения (времен­ных, пространственных, силовых);

Лекция II Координационные способности и методика их развития

• способность к ориентированию в пространстве;

• способность к равновесию;

• способность к перестраиванию движений;

• способность к соединению (комбинированию) движений;

способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной по­становке задачи;

• способность к выполнению заданий в заданном ритме;

• способность к управлению временем двигательных реакций;

• способность предвосхищать (предугадывать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

• способность к рациональному расслаблению мышц.

Эти координационные способности находят свое проявление в конкретных дви­гательных навыках, типичных для того или иного вида двигательной деятельности.

Однако их значимость в каждом виде деятельности будет различной. К примеру, для тенниса ведущими координационными способностями являются способности к ориентированию, реакции, дифференцированию, перестроению, ритму, соеди­нению, равновесию. Для фехтования наиболее характерными являются способнос­ти к антиципации, ориентированию, реакции, перестроению и «чувству дистанции», а пля спортивной гимнастики - способности к ориентированию, соединению, рав­новесию, дифференцированию и ритму.

КООРДИНАЦИОННАЯ ВОЗРАСТ
СПОСОБНОСТЬ
К управлению продолжи­тельностью мышечных И И tl              
напряжении                    
К дифференцированию пространственных и вре- It Н   t t* t        
менных характеристик                    
движении                    
К управлению временем реакции на слуховые и     ft И M t        
зрительные сигналы                    
К ритму   * ft ti t          
К ориентации в пространстве         tt H tt it t  
К равновесию       t it t        

Рис. 11.1. Сенситивные периоды в развитии координационных способностей у детей (по Д. Хиртцу)

Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортив-

143 Теория и методика физической культуры

ных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.

Способность к двигательный координации определяется целым рядом психо­физиологических факторов:

1) функциональным состоянием сенсорных систем организма (анализаторов);

2) степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга);

3) возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (мотор­ной памятью).

В значительной степени двигательная координация связана с пониманием зани­мающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдель­ных видов координационных способностей (Рис. 11.1.). Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15-16 годам. В этом возрасте их уро­вень развития приближается к показателям взрослого человека.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.