Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству.





Успешность любых мероприятий в области физической культуры, эффективность физкультурно-спортивных занятий в значительной степени зависит от состава со­ответствующих специалистов, уровня их профессиональной подготовки, отноше­ния к делу.

Личность преподавателя, его авторитет перед учащимися, играет огромную роль в достижении целей обучения, а еще больше в воспитании. В контексте концепции суггестопедии известно, что авторитетность преподавателя может резко повышать уровень восприятия передаваемой им информации, при этом включаются механиз­мы внушения, когда убеждения, в данном случае отношение к ценностям физичес­кой культуры, формируются даже без надлежащего аргументирования.

Авторитет преподавателя физического воспитания, спортивного тренера более всего определяется его профессиональной компетентностью, отношением к делу, хотя не последнюю роль при этом играют и некоторые его личностные черты, а так­же внешняя привлекательность.

Среди личностных качеств специалиста, способствующих его успеху в сфере фи­зической культуры особо важное значение имеют: мужественность, настойчивость, решительность, способность сопереживать чувствам своего подопечного (эмпатия), правильно оценить группу и провести в жизнь свой план действия, а при необходи­мости проявить и гибкость, найти более оптимальный путь отношений с обучаемы­ми, воспитуемыми.

К числу профессиональных способностей преподавателя-специалиста по физи­ческой культуре относят:

наличие педагогической направленности;

мотивации к работе на своем поприще и удовлетворенность такой работой, хо­рошее личное физическое состояние, позволяющее показать пример в выполне­нии своих функциональных обязанностей;



достаточно высокий уровень соответствующей профессиональной подготовлен­ности;

личностные свойства и внешние черты, вызывающие симпатию у обучаемых;

типологические черты, характеризуемые силой, подвижностью и уравновешен­ностью основных нервных процессов.

Впрочем, среди весьма успешных преподавателей физического воспитания, про­явивших в этом деле неплохие способности, был выявлен также ряд представите­лей слабого типа нервной системы, которые находили свой индивидуальный стиль деятельности и работали продуктивно, опираясь, в частности, на присущую им эм-патию.

Среди способных специалистов по физической культуре, при достаточно объек­тивной оценке их труда, практически не встречаются лица с низкой профессиональ­ной подготовленностью (за исключением некоторых администраторов, которые, благодаря естественному отбору, поддерживая друг друга на основе взаимной вы­годы, иногда пробиваются наверх).

Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

Что касается истинной профессиональной подготовленности и профессиональ­ного мастерства наших специалистов, то эти их качества определяются рядом до­статочно определенных достоинств.

Прежде всего, это хорошая педагогическая техника, включающая в себя педаго­гические знания, навыки и умения, педагогическое прогнозирование, педагогичес­кое воображение, склонность к педагогическому творчеству. У высококвалифици­рованного специалиста все это сочетается со специальными знаниями, навыками и умениями в области физической культуры. Он умеет общепедагогические знания, умения применить в конкретных разделах физического воспитания.

Педагогическая техника предполагает:

способность опереться на дидактические принципы;

умение учитывать требования принципов спортивной тренировки.

В педагогическую технику входят умелое применение устных, наглядных и прак­тических методов и приемов обучения, с учетом конкретных учебных ситуаций.

Академик Н. В. Кузьмина выделяет также ряд специальных профессиональных педагогических умений, которыми данном случае также должен владеть хорошо подготовленный специалист - преподаватель физического воспитания: гностичес­кие умения, связанные с глубокими познаниями в области своей специальности, проектировочные умения, определяющие способность грамотно проектировать ди­намику прохождения учебного материала, конструктивные умения, связанные с пла­нированием конкретного занятия; организаторские умения, позволяющие хорошо организовать какое-либо конкретное занятие, учитывая его особенности, состав учебной группы, наличие спортивного инвентаря, коммуникативные умения, опре­деляющие установление позитивных контактов с обучаемыми.

Профессиональная педагогическая подготовленность специалиста по физичес­кой культуре предполагает также наличие у него особого психологического и педа­гогического такта.

Черты психологического такта связаны с эмпатией, позволяющей понять чувства своего подопечного и установить с ним позитивные отношения взаимопонимания, взаимного доверия. В отношениях с группой - это путь к хорошему психологическо­му климату (также и в спортивной команде при работе тренера).

Черты педагогического такта определяют установленные между преподавате­лем и его подопечными таких отношений, которые наиболее благоприятны для ус­пешного решения учебно-воспитательных задач.

Имеется несколько положений в тактике поведения преподавателя, тренера, ха­рактеризующих черты педагогического такта в обращении к обучаемым:

Требовательность без грубости, надменности, высокомерия.

Естественность в общении, простота обращения, но без излишнего панибрат­ства, обучаемый не должен забывать, что имеет дело с учителем, воспитателем.

Проявление скромности без притворства, без ее самоафиширования.

Внимание к своим подопечным, но также без его подчеркивания.

Юмор без грубых насмешек. Советы без излишней навязчивости.

Умение выслушать, не перебивая, не отвлекаясь на другие проблемы, проявить интерес к собеседнику, к его мыслям и др.

Успешное достижение поставленных учебных, тренировочных и воспитательных целей свидетельствует о педагогическом мастерстве специалиста по физической культуре. Это особенно характерно для тех случаев, когда складывается какая-либо негативная ситуация, имеет место низкая мотивированность обучаемых к физичес­кому совершенствованию, возникают организационные, материальные сложности, но учебные вопросы все равно решаются. Кроме того, о наличии профессиональ-

185 Теория и методика физической культуры

ного педагогического мастерства свидетельствует, как отмечено выше, следова­ние принципу воспитывающего обучения, обязательное решение наиболее важных воспитательных задач, формирование важных личностных качеств.

Педагогическое мастерство органически связано (но не синонимично) с педа­гогической культурой. Для того, чтобы иметь основание говорить о педагогической культуре, кроме профессионального педагогического мастерства специалист по фи­зическому воспитанию, спорту должен обладать также достаточно высокой общей культурой, высокой нравственной, правовой и эстетической воспитанностью, иметь хороший художественный вкус, познания в литературе, искусстве, поэзии, изобра­зительном искусстве и в области физической культуры - быть на уровне физичес­кой культуры личности.

В сфере физической культуры, помимо совершенствования общего физическо­го состояния, физических и психических качеств, способствующих овладению про­фессиональной деятельности, развивается целый ряд личностных свойств на вы­соком социальном уровне. Такое развитие может проходить эффективнее при це­ленаправленном его проведении, организации специальных педагогических воз­действий по передаче необходимых знаний, формированию патриотических, нравственных, правовых и эстетических качеств в самом процессе физической куль­туры. В таком аспекте можно говорить также о формировании физической культу­ры личности. Особо важной в данном вопросе является роль преподавателя, тре­нера, обладающего необходимыми способностями, профессиональной педагоги­ческой подготовленностью, педагогическим мастерством и педагогической куль­турой.

Лекция 15 Формы построения занятий физическими упражнениями









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.