|
Патриотическое и нравственное воспитание.Эти два вида воспитания целесообразно рассмотреть в едином контексте. Любовь к своему Отечеству; готовность встать на его защиту, не жалея жизни; высокие патриотические чувства сопровождаемые проявлением мужества, смелости и решительности; ощущение душевной боли за невзгоды, которые выпали на долю народа и стремление служить ему, способствовать, чтобы государство наше вернулось к своему былому величию и в экономическом, и культурном, и в военном плане - это все прямо относится к глубоко нравственным сторонам личности. В таком же плане может быть рассмотрено воспитание дисциплинированности, как одного из важнейших личностных качеств. Дисциплина - это также категория нравственная. Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство, скромность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подлости, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и взаимное уважение, - все это напрямую входит в физическую культуру личности и должно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физическими упражнениями. В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно-тренировочной работы должно происходить становление осознания: • долга перед своим коллективом; • благодарности своему тренеру; • самоутверждения среди товарищей; • ответственности перед государством и др. В воспитании коллективизма необходимо формировать ценностные ориентации: • восприятие целей спортивного коллектива, как собственных; • непротивопоставление себя коллективу в любой сложной ситуации; • учитывание общественно-полезной основы сплоченности настоящего коллек- Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями тива (в отличие от корпоративных групп). Формы организации патриотического и военно-патриотического воспитания достаточно многообразны (например: посещение школьниками воинских частей, военно-учебных заведений, проведение там занятий в комнатах славы, училищных музеях; проведение занятий на полосе препятствий, на спец-снарядах, полигонах, стрельбищах и в тирах). Главное условие их применения -обеспечение высокой эффективности в росте позитивного отношения школьников к армии, увеличении количества абитуриентов военно-учебных заведений. Существенный положительный эффект многократно достигался на занятиях по физи.ческому воспитанию, где ставились задачи формирования дисциплинированности учащихся. В педагогической технологии при решении таких воспитательных задач очень значимо умелое варьирование эмоциональными упражнениями с относительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возможно проявление инициативы, творчества с периодическими четкими строевыми упражнениями и другими действиями под достаточно жестким контролем со стороны учителя. Перед началом занятия все это заранее обусловливается и задачи дисциплинированного поведения ставятся на основе как бы соглашения учащихся и педагога. Важное значение имеет также точность в начале и окончании занятия, соблюдение установленной формы обращения между преподавателем и обучаемыми, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований. Правовое воспитание. Содержанием правового воспитания является система воспитательных воздействий на сознание, чувства и волю воспитуемого, с целью передачи значимого комплекта сведений о правовых нормах, упрочения позитивного отношения к правовым ценностям, формирования убеждений в справедливости законов и потребности неукоснительного их выполнения; выработки привычки законопослушного поведения. С древних времен люди стремились к установлению в конституции ясных и четких законов если не исключающих, то явно ограничивающих произвол власть при-держащих. В сущности, само понятие демократии - это власть закона, защищающего права человека и государства, общества, а также безусловное равенство перед законом. Правовое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями также должно планироваться и проводиться в структуре учебно-воспитательного процесса по любым видам спорта и в физическом воспитании. Такая работа в спортивной тренировке даже несколько облегчается, поскольку правила проведения всех спортивных соревнований являются по сути своей определенными нормативными актами, обязательными к исполнению для желающих достичь успеха и продвинуться на спортивной арене. В спорте многое четко регламентировано и стремление к высокому результату обязывает неукоснительно выполнять установленные правила, что опосредованно способствует формированию законопослушности. Важно лишь тренеру не забывать о своем долге воспитателя и периодически увязывать эти понятия. Занятия по единоборствам обязательно должны сопровождаться соответствующей правовой подготовкой. И боксеры, и борцы, и рукопашники должны хорошо знать о той уголовной ответственности, которая грозит им за рукоприкладство в бытовых ссорах. Определенная наглядная информация в таком аспекте должна быть в руках тренера, в том числе с примерами, где фигурируют достаточно титулован- 181 Теория и методика физической культуры ные спортсмены. Самим тренерам важно знать об ответственности перед судом за упущения в работе, которые приводят к тяжелым травмам, тем более к гибели их подопечных. Это касается занятий, например, по плаванию в процессе физического воспитания в общеобразовательных или специальных спортивных школах, а также занятий гимнастикой на снарядах, прыжковой акробатикой и в ходе других физических упражнений, связанных с вероятностью травмирования. Стольже важны знания преподавателей физического воспитания об ответственности за явное передозирование физических нагрузок, что может привести к переутомлению, нанести значительный ущерб здоровью занимающихся, особенно несовершеннолетних. Обращение в суд пострадавших или их родителей может стать основой для уголовного дела. Спортивные руководители и специалисты физической культуры, выступающие в роли администраторов, должны, в аспектах правового воспитания, получать необходимую информацию об ответственности за упущения в хозяйственных вопросах, которые решаются, как известно, в очень широком объеме и нередко дают основания для привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности. При этом следует помнить известный тезис о том, что незнание закона не освобождает от наказания. Мероприятия по правовому воспитанию в сфере физической культуры должны осуществляться по указанию ответственных должностностных лиц, а также по инициативе различных специалистов (учителей, преподавателей, тренеров), с привлечением опытных юристов, способных убедительно пропагандировать правовые знания, формировать убеждения о правопослушности. Очень важно при этом, чтобы правовые нормы рассматривались в контексте нравственных ценностей, обогащая деятельность по физической культуре в отношении духовности, достижения искомых канонов физической культуры личности. Из вышеизложенного должно быть также ясно, что проблема правового воспитания является важной и острой как для лиц функционирующих в виде объектов воздействия на них со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, тренеров, различных административных лиц, так и для самих учителей, тренеров и других представителей в области физической культуры. Есть основания видеть потребность усиления правовой подготовки также и в физкультурных вузах. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|