Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Патриотическое и нравственное воспитание.





Эти два вида воспитания целесообразно рассмотреть в едином контексте. Лю­бовь к своему Отечеству; готовность встать на его защиту, не жалея жизни; высокие патриотические чувства сопровождаемые проявлением мужества, смелости и ре­шительности; ощущение душевной боли за невзгоды, которые выпали на долю на­рода и стремление служить ему, способствовать, чтобы государство наше верну­лось к своему былому величию и в экономическом, и культурном, и в военном плане - это все прямо относится к глубоко нравственным сторонам личности. В таком же плане может быть рассмотрено воспитание дисциплинированности, как одного из важнейших личностных качеств. Дисциплина - это также категория нравственная.

Воспитание таких нравственных качеств, как честность, благородство, скром­ность, коллективизм, стремление делать добро, активно противостоять злу, подло­сти, помогать слабым и обездоленным, уважение общественных интересов и вза­имное уважение, - все это напрямую входит в физическую культуру личности и дол­жно планироваться в виде конкретных воспитательных целей на занятиях физичес­кими упражнениями.

В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных за­нятий и других форм учебно-тренировочной работы должно происходить становле­ние осознания:

• долга перед своим коллективом;

• благодарности своему тренеру;

• самоутверждения среди товарищей;

• ответственности перед государством и др.

В воспитании коллективизма необходимо формировать ценностные ориентации:

• восприятие целей спортивного коллектива, как собственных;

• непротивопоставление себя коллективу в любой сложной ситуации;

• учитывание общественно-полезной основы сплоченности настоящего коллек-



Лекция 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями

тива (в отличие от корпоративных групп).

Формы организации патриотического и военно-патриотического воспитания до­статочно многообразны (например: посещение школьниками воинских частей, во­енно-учебных заведений, проведение там занятий в комнатах славы, училищных музеях; проведение занятий на полосе препятствий, на спец-снарядах, полигонах, стрельбищах и в тирах). Главное условие их применения -обеспечение высокой эф­фективности в росте позитивного отношения школьников к армии, увеличении ко­личества абитуриентов военно-учебных заведений.

Существенный положительный эффект многократно достигался на занятиях по физи.ческому воспитанию, где ставились задачи формирования дисциплинирован­ности учащихся. В педагогической технологии при решении таких воспитательных задач очень значимо умелое варьирование эмоциональными упражнениями с от­носительной свободой игровых комбинаций, упражнений, в ходе которых возмож­но проявление инициативы, творчества с периодическими четкими строевыми уп­ражнениями и другими действиями под достаточно жестким контролем со стороны учителя. Перед началом занятия все это заранее обусловливается и задачи дис­циплинированного поведения ставятся на основе как бы соглашения учащихся и педагога. Важное значение имеет также точность в начале и окончании занятия, соблюдение установленной формы обращения между преподавателем и обучае­мыми, разъяснение сущности и законности предъявляемых требований.

Правовое воспитание.

Содержанием правового воспитания является система воспитательных воздей­ствий на сознание, чувства и волю воспитуемого, с целью передачи значимого ком­плекта сведений о правовых нормах, упрочения позитивного отношения к право­вым ценностям, формирования убеждений в справедливости законов и потребнос­ти неукоснительного их выполнения; выработки привычки законопослушного пове­дения.

С древних времен люди стремились к установлению в конституции ясных и чет­ких законов если не исключающих, то явно ограничивающих произвол власть при-держащих. В сущности, само понятие демократии - это власть закона, защищаю­щего права человека и государства, общества, а также безусловное равенство пе­ред законом.

Правовое воспитание в процессе занятий физическими упражнениями также должно планироваться и проводиться в структуре учебно-воспитательного процес­са по любым видам спорта и в физическом воспитании. Такая работа в спортивной тренировке даже несколько облегчается, поскольку правила проведения всех спортивных соревнований являются по сути своей определенными нормативными актами, обязательными к исполнению для желающих достичь успеха и продвинуть­ся на спортивной арене. В спорте многое четко регламентировано и стремление к высокому результату обязывает неукоснительно выполнять установленные прави­ла, что опосредованно способствует формированию законопослушности. Важно лишь тренеру не забывать о своем долге воспитателя и периодически увязывать эти понятия.

Занятия по единоборствам обязательно должны сопровождаться соответствую­щей правовой подготовкой. И боксеры, и борцы, и рукопашники должны хорошо знать о той уголовной ответственности, которая грозит им за рукоприкладство в бытовых ссорах. Определенная наглядная информация в таком аспекте должна быть в руках тренера, в том числе с примерами, где фигурируют достаточно титулован-

181 Теория и методика физической культуры

ные спортсмены.

Самим тренерам важно знать об ответственности перед судом за упущения в работе, которые приводят к тяжелым травмам, тем более к гибели их подопечных. Это касается занятий, например, по плаванию в процессе физического воспитания в общеобразовательных или специальных спортивных школах, а также занятий гим­настикой на снарядах, прыжковой акробатикой и в ходе других физических упраж­нений, связанных с вероятностью травмирования. Стольже важны знания препода­вателей физического воспитания об ответственности за явное передозирование фи­зических нагрузок, что может привести к переутомлению, нанести значительный ущерб здоровью занимающихся, особенно несовершеннолетних. Обращение в суд пострадавших или их родителей может стать основой для уголовного дела.

Спортивные руководители и специалисты физической культуры, выступающие в роли администраторов, должны, в аспектах правового воспитания, получать необ­ходимую информацию об ответственности за упущения в хозяйственных вопросах, которые решаются, как известно, в очень широком объеме и нередко дают основа­ния для привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности. При этом следует помнить известный тезис о том, что незнание закона не освобож­дает от наказания.

Мероприятия по правовому воспитанию в сфере физической культуры должны осуществляться по указанию ответственных должностностных лиц, а также по ини­циативе различных специалистов (учителей, преподавателей, тренеров), с привле­чением опытных юристов, способных убедительно пропагандировать правовые знания, формировать убеждения о правопослушности. Очень важно при этом, что­бы правовые нормы рассматривались в контексте нравственных ценностей, обога­щая деятельность по физической культуре в отношении духовности, достижения искомых канонов физической культуры личности. Из вышеизложенного должно быть также ясно, что проблема правового воспитания является важной и острой как для лиц функционирующих в виде объектов воздействия на них со стороны преподава­телей вузов, школьных учителей, тренеров, различных административных лиц, так и для самих учителей, тренеров и других представителей в области физической куль­туры. Есть основания видеть потребность усиления правовой подготовки также и в физкультурных вузах.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.