Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСТОНИЯ - САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ДИАГНОЗ





Раньше ее называли „вегетативным неврозом”, а в 1934 году переименовали в „вегетативную дистонию”. В то время полагали, что найдена самостоятельная болезнь, харак­теризующаяся функциональными вегетативными расстрой­ствами. Психиатр В.Тиле не устает повторять, что не бы­вает психических явлений без соответствующих реакций вегетативной системы и не бывает вегетативных процессов без психических эквивалентов. Поэтому он в 1958 году создал термин „психо-вегетативный синдром”, который ни в коем случае не следует понимать как диагноз. Этот син­дром сопровождает все болезненные процессы и состояния в душевной и физической сфере. Кроме того, он тесно свя­зан со всеми нормальными процессами в организме.

Вегетативная дистония - это расстройство деятельнос­ти вегетативной нервной системы. Оно состоит в наруше­нии взаимодействия симпатической и парасимпатической систем, дисбалансе этих двух составляющих вегетативной нервной системы.

Релаксация с помощью аутотренинга запускает в орга­низме стадию восстановления, что является задачей пара симпатической системы и сдерживает чрезмерные импуль­сы симпатической, которые могут привести к нервным расстройствам. Если их не сдерживать, может возникнуть вегетативная дистония. Под ней, следовательно, надо по­нимать расстройство, которое в большинстве случаев вы­зывается превалированием симпатической нервной систе­мы, то есть стрессом.

В зависимости от того, на какой орган передается рас­стройство, сильно различаются и симптомы. Чем разнооб­разнее набор жалоб пациента, тем скорее можно предпо­ложить именно такое расстройство.

Почти все органические заболевания сопровождаются вегетативными проявлениями типа потения, дрожи, беспо­койства, учащения пульса, повышения температуры, на­рушениями сна и другими. За вегетативными симптомами может скрываться и начало психического заболевания.

В возникновении симптоматической картины могут иг­рать роль и следующие факторы: общая конституция че­ловека, гормональные расстройства, например, нарушение функций щитовидной железы, врожденные нарушения обмена веществ, постоянные психические и физические перегрузки, плохие условия труда и т. д. В основе всегда лежит несколько факторов.

Тем, у кого проявляются вегетативные симптомы, сле­дует вместе с врачом определить, что за ними скрывается. Если речь идет только об определенной вегетативной ла­бильности, то надо отреагировать на этот сигнал тревоги изменением своего ритма жизни и установлением баланса между работой и карьерой, с одной стороны, и разрядкой и отдыхом, с другой. При решении такой задачи лучши­ми лекарствами являются аутотренинг и физические уп­ражнения. Вегетативная нервная система управляет в орга­низме жизненно важными функциями (работа сердца, ды­хания, половые функции и т. д.). Тот, кому жизнь в тя­гость, мучает свою нервную систему и должен при опреде­ленных обстоятельствах рассчитывать на появление веге­тативных симптомов.

АУТОГЕННАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

При анализе опросных листов слушателей курсов выясня­ется, что 98 процентов положительно отвечают на вопрос: Чувствуете ли вы себя спокойнее?” Из оставшихся двух процентов 1,5% сопровождают ответ оговорками. Они отвечают, например: „Нет, но я лучше переношу нагруз­ки, связанные с уходом за отцом”. Или, как написал 30-летний учитель школы: „Нет, скорее, мужественнее и уве­реннее”. А один 62-летний юрист, досрочно ушедший на пенсию, утверждал, что чувствует спокойствие только не­посредственно после тренировки.

Из 400 человек, ответивших на этот вопрос, только двое без всяких пояснений написали: „Нет”. Однако основные упражнения освоили и эти двое участников.

Насколько основные упражнения могут успокоить и даже изменить человека, демонстрирует пример 44-летней женщины, которая посещала курсы в связи с вегетатив­ной дистонией. „У меня исчезло состояние страха, я спо­койна даже при сильной нагрузке”. (Реакция ее 13-летне­го сына: „Мама с тобой уже неинтересно, ты ни на что не реагируешь”.) Появилось положительное отношение к жизни, исчезли обмороки. Способность успокоиться или активизироваться с помощью аутотренинга (путем упраж­нений для сердца, формул цели) стали для нее хорошей помощью на пути к выздоровлению.

41-летняя женщина, работающая ассистентом в апте­ке, пишет: „Поскольку мне приходится постоянно зани­маться тысячами дел, я иногда выхожу из себя. После аутогенной тренировки легче справляюсь с повседневны­ми мелочами”.

Похожим образом отзывается об аутотренинге 29-лет­няя служащая библиотеки: „Раньше я легко впадала в панику, когда мне предстояли большие задачи или случа­лись какие-нибудь осложнения. Сегодня я легче воспри­нимаю эти вещи и не капитулирую сразу". Дальше она: „После пребывания в больнице я с большим трудом засыпала, и мне приходилось принимать таблетки. С тех пор, как занимаюсь аутотренингом, прекрасно сплю без снотворного. Если раньше после напряженного рабочего дня я ложилась в постель совершенно разбитая, а утром точно такая же разбитая вставала, то сейчас чувствую по вечерам усталость, но сплю крепко, а утром встаю без труда, хорошо выспавшаяся и свежая”.

17-летняя медсестра тренируется всего один раз в день, но полагает, что с помощью формулы „Я сохраняю спокой­ствие” уже сумела „предотвратить распад семьи” и „научи­лась спокойно слушать людей, которые меня непроизволь­но раздражают”.

37-летний преподаватель вождения пришел на курсы из-за своей „нервозности”. Делая упражнения два раза в день, он усвоил себе формулу: „В любое время, в любой ситуа­ции я сохраняю спокойствие”. Он пишет: „В критических ситуациях вспоминаю об этой формуле и успокаиваюсь. В ходе дальнейших тренировок я в конце концов добьюсь нужного результата”.

30-летняя служащая приняла участие в тренировках из-за низкого давления и повышенной функции щитовидной железы. Она пишет: „Давление стало стабильнее, и я не нервничаю больше так сильно”. На вопрос о неприятных побочных явлениях она ответила: „Поначалу во время тренировок было сильное сердцебиение, но сейчас все про­шло”. Она усвоила себе формулу цели: „Везде и всегда спокойствие”. В конце занятий она записала в дневник: „Я стала спокойнее, хотя это еще и не всегда удается”. Кто бы мог ожидать подобных результатов за такой короткий срок при повышенной функции щитовидной железы?

ЧТО ОЗНАЧАЕТ „СОЗРЕЛ ДЛЯ ОТПУСКА”?

Каждому знакомо состояние, когда чувствуешь, что уже пора брать отпуск. Человек становится раздражительным, нервным, не может сосредоточиться, работает с меньшей производительностью. У него учащается пульс, часто он плохо спит. Короче говоря, все симптомы говорят о том, что гармоническое взаимодействие симпатической и пара­симпатической нервных систем разладилось.

За время отпуска, который должен продолжаться, как минимум, три недели, может снова произойти гармониза­ция вегетативной нервной системы, особенно если отпуск проводится активно. Перестройка вегетативной системы происходит примерно на 20-й день. Другими словами, если отпуск длится всего две недели, то отдыха в медицинском смысле не происходит, а всего лишь спадает напряжение.

Но вовсе не обязательно доводить себя до такой „готов­ности к отпуску”. Регулярная аутогенная тренировка не дает нервной системе пойти вразнос. Даже люди, постоянно находящиеся в цейтноте, например, менеджеры или жур­налисты, в состоянии с помощью аутотренинга легко пе­реносить стресс, который в обычных условиях привел бы их к нервному срыву.

Даже основные упражнения настолько стабилизируют здоровье, что вегетативные симптомы вообще не появля­ются. Формулы типа „я абсолютно спокоен" еще больше углубляют состояние душевного покоя.

УМЕНИЕ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ

Для того, кто может сосредоточить весь свой дух в одну точку, нет ничего невозможного. Полагают, что эта чрез­вычайно важная для нас фраза принадлежит Будде. И она Действительно верна. Глубокая концентрация, как и вера, может свернуть горы. Это означает, что трудности, непри­ятности и в некоторых случаях даже болезни могут быть сглажены или устранены в ходе упражнений на концент­рацию. Вот только все вокруг жалуются на то, что никак не могут сосредоточиться. Хуже всего дело обстоит, пожа­луй, у школьников, если верить жалобам родителей и Учителей. Поскольку в аутотренинге речь идет о „концентрической саморазрядке", целесообразно немного поразмыс­лить над понятием концентрации. Концентрация, или сосредоточенность — это целенаправленное внимание. С педагогической точки зрения под концентрацией понима­ется умение организовать и направить свое внимание.

Она предполагает определенную степень зрелости, опы­та, жизненных сил, энергии, сознательного сужения поля внимания, а также некоторые другие факторы. Повлиять на нее может, прежде всего, усталость, гормональные на­рушения, психические факторы, а также, главным обра­зом, интерес к делу. Особенно важна концентрация для всех форм психотерапевтического воздействия, а также для медитации и погружения в себя. Тот, кому не удается как следует сосредоточиться, обычно осваивает аутотренинг медленнее, чем другие.

Однако любой сомневающийся в себе человек должен понять, что колебания внимания абсолютно нормальны. Если бы первобытные люди были в состоянии так интен­сивно концентрироваться, как йоги, враги бы их, по всей вероятности, быстро истребили. Жизнь устроена так, что наш внутренний компьютер, наш мозг без передышки сиг­нализирует обо всем, что происходит вокруг нас. Нам при­ходится учиться не замечать эти раздражители, пропускать их мимо ушей. Только в результате длительной тренировки мы можем научиться „забывать обо всем, что происходит вокруг”, „закрывать глаза” на все. И в этом нам может помочь аутотренинг.

Разумеется, в каждом случае нужно учитывать причины, снижающие концентрацию. Если мы испытываем избыточ­ный поток раздражителей, то их можно устранить или ограничить до минимума. Кроме того, нельзя забывать, что дополнительную помощь могут оказать достаточный по продолжительности сон, двигательная активность, „игротерапия” и смена обстановки.

Таким образом, усиление концентрации достигается, за исключением некоторых болезней, с помощью не таблеток, а тренировок. Аутотренинг здесь особенно пригоден. Уже основные упражнения улучшают сосредоточенность. Допол­нительно можно использовать следующие формулы цели:

„Работа (умственный труд) доставляет радость".

„Учеба дается легко".

„Мысли удерживаются в голове".

„Основная тема не теряется".

 

С помощью этих формул непроизвольно преодолеваются внутренние противоречия и усиливается мотивация. Если мы испытываем интерес к работе, то наше внимание само собой будет сосредоточено на ней. Любая глубокая моти­вация преодолевает внутренние противоречия и снимает блокировки.

„Ход мыслей ясный".

„Я справлюсь"(„Я это смогу").

„Я работаю внимательно".

„Работа дается легко".

„Сна чала дело, потом развлечения".

„Мысли текут свободно и легко".

„Идеи сами приходят в голову (свободно и легко)".

„Я пишу спокойно и свободно".

У одного врача в ходе написания большой научной работы все время сводило судорогой пальцы. Ему помогло упраж­нение на расслабление рук. Дополнительно он использовал формулу цели: „Мои руки совершенно расслаблены и сво­бодны". Можно было бы еще добавить: „Я всегда и везде спокоен". Именно это и необходимо для концентрации.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.