|
Берельский период Восточного КазахстанаПериод V-IV вв. до н.э. в Восточном Казахстане носит название берельский период. Берельский могильник состоит из 40 курганов, находится в Катон-Карагайском районе. Высота самого большого из них 9 метров. В Большом Берельском кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей. Лошади были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход. Они лежали по 4 лошади в 4 ряда; В малых курганах Береля были найдены захоронения людей в саркофагах. Одна из особенностей берельской культуры - наличие большого количества глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина. Курган №11 В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция З. Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №11. Курган имел овальную форму, а верхняя часть сползла вниз. Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями. Найдены позолоченные грифоны - фантастические животные, изображенные в полете, размером около 15 см. Найдено погребение мужчины, лет 45, и женщины пожилого возраста. Захороненные были одеты в дорогую роскошную одежду. Ученые методом радиологического анализа установили, что захоронение было произведено в 294 г. до н. э. В кургане также были найдены останки 13 лошадей. На черепах лошадей были обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла. Одна из масок была сделана в образе зверя-кошки, с птичьем клювом, завихренным рогом, с крыльями (изображения самрука - сказочного персонажа). Изучив содержимое желудков, травы, которыми питались лошади, пришли к выводу, что они были привезены из разных мест и содержали эфирные масла, которые не дали мертвым лошадям разложиться. Древние жители умели бальзамировать покойников и помещали их в искусственный лед (ледяной конденсат, температура до минус 4 градусов). Золотые предметы и инкрустированные камни относится к VII в. до н.э. Древние ювелиры использовали полихромный стиль; Золотые пластинки украшали зернью. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН Территорию Центрального Казахстана составляют земли Карагандинской, Акмолинской, частью Павлодарской областей и Тургайский регион. Сарыарка - означает полоса желтых степей и сопок, протянувшихся с запада на восток. Сарыарку окружают горные отроги Тарбагатая на востоке, вытянутая низменность Торгая на западе. Хозяйство: Летний выпас продолжался от 6 до 9 месяцев. Кочевники использовали летний выпас с момента таяния снега весной до его выпадения осенью. В одном табуне было 400-600 голов. Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами. Регион проживания аргиппеев, аримаспов и исседонов Сары-Арка. На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи. В центре Сарыарки - исседоны. На востоке Сарыарки - аримаспы. Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре. Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области. К. Акишев относил тасмолинскую культуру к племенам исседонов. Тасмолинской культуре Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами». В эпоху раннего железа возводились курганы с «усами». В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения. В большом хоронили человека, в малом кургане - лошадь. Коня приносили в жертву покойному и тоже погребали под курганной насыпью. Этот древний обычай сохранился у казахов Восточного Казахстана, где существует традиция - оставлять на могиле умершего голову принесенной в жертву лошади. От курганов в восточном направлении отходят 2 ответвления, насыпанные из камней. Длина этих «усов» от 10 до 30 м. Вытянутость их по направлению к востоку, свидетельствует о поклонении тасмолинцев солнцу. Встречаются 4 (четыре) вида курганов с «усами». к первому относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого кургана; от восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы»; при втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги - «усы»; третий вид - это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус»; I четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге. По мнению некоторых ученых курганы с «усами» периода раннего железа, в степи играли роль маяка. Курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света. Курганы с «усами» расположены в основном на территории Центрального Казахстана. На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура. Особенностью является то, что в быту скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В курганах глиняная посуда почти не встречается. Наряду со «звериным стилям» в Центральном Казахстане, начиная с VIII - V вв. д.н.э. получает развитие полихромный стиль. Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью. В III-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета. СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН К Северному Казахстану относятся территории современных Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и северной части Павлодарской областей. Зимние пастбища располагались на юге. «По утверждению Геродота соседям*» савроматов были племена, жившие «у подножья высоких гор» аргиппеи.
Жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни в I тысячелетии до н.э. Господствующим типом хозяйства на севере было кочевое и полукочевое скотоводство: Преобладали овцы. Важную роль в хозяйстве играла лошадь. Особенностью структуры стада, племен периода раннего железа в Северном -Казахстане, было наличие крупного рогатого скота. Для крупного рогатого скота строили загоны и заготавливали сено на зиму. Нa севере Казахстана периодически были джуты - массовые падежи скота от бескормицы и голода. На протяжении VIII в. до н.э. -lll в. н.э. племена Северного Казахстана, находились в постоянных культурных связях с племенами Жетысу и Южного Казахстана. Культура племен Северного Казахстана в I тысячелетии до н. э. имела много общего с культурой сакских племен юга Казахстана. Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе и на Кавказе. Они относятся к III-I вв. д.н.э. Обнаруженные в северном Казахстане железные изделия датируются на М-Ill вв. ранее, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних регионах Западной Сибири и на Урале. Предметы искусства l тысячелетия до н. э., обнаруженные на территории Северного Казахстана относятся к «звериному стилю». Памятники эпохи раннего железа на территории Северного Казахстана составляют Улыбай - Тасмолинскую культуру. Курганы, обнаруженные в местности Улыбай в Северном Казахстане схожи с памятниками тасмолинской культуры. Из курганов первоначального периода сакского времени в Северном Казахстане хорошо исследованы курганы: Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз. Из раннего периода эпохи саков были исследованы три поселения: Карлыга, Борки и Кеноткел. Городище раннежелезного века, обнаруженное на правом берегу Есиля - Актау. Укрепление было построено из дерева на высоком холме. Северный Казахстан стал связующеперевалочным регионом между мощными металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой. САРМАТЫ Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|