Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Берельский период Восточного Казахстана





Период V-IV вв. до н.э. в Восточном Казахстане носит название берельский период.

Берельский могильник состоит из 40 курганов, находится в Катон-Карагайском районе.

Высота самого большого из них 9 метров.

В Большом Берельском кургане, кроме захоронения человека, были найдены останки 16 лошадей.

Лошади были захоронены вместе с седлами и сбруей, будто сопровождая хозяина в поход.

Они лежали по 4 лошади в 4 ряда;

В малых курганах Береля были найдены захоронения людей в саркофагах.

Одна из особенностей берельской культуры - наличие большого количества глиняной посуды с суживающимся верхом, типа кувшина.

Курган №11

В 1998-1999 гг. археологическая экспедиция З. Самашева произвела раскопки в слое вечной мерзлоты и изучила курган №11.

Курган имел овальную форму, а верхняя часть сползла вниз.

Перекрытие могилы было забито бронзовыми гвоздями.

Найдены позолоченные грифоны - фантастические животные, изображенные в полете, размером около 15 см.

Найдено погребение мужчины, лет 45, и женщины пожилого возраста. Захороненные были одеты в дорогую роскошную одежду.

Ученые методом радиологического анализа установили, что захоронение было произведено в 294 г. до н. э.

В кургане также были найдены останки 13 лошадей.

На черепах лошадей были обнаружены кожаные маски, украшенные рогами горного козла.

Одна из масок была сделана в образе зверя-кошки, с птичьем клювом, завихренным рогом, с крыльями (изображения самрука - сказочного персонажа).

Изучив содержимое желудков, травы, которыми питались лошади, пришли к выводу, что они были привезены из разных мест и содержали эфирные масла, которые не дали мертвым лошадям разложиться. Древние жители умели бальзамировать покойников и помещали их в искусственный лед (ледяной конденсат, температура до минус 4 градусов). Золотые предметы и инкрустированные камни относится к VII в. до н.э.



Древние ювелиры использовали полихромный стиль;

Золотые пластинки украшали зернью.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАЗАХСТАН

Территорию Центрального Казахстана составляют земли Карагандинской, Акмолинской, частью Павлодарской областей и Тургайский регион.

Сарыарка - означает полоса желтых степей и сопок, протянувшихся с запада на восток.

Сарыарку окружают горные отроги

Тарбагатая на востоке, вытянутая низменность Торгая на западе.

Хозяйство:

Летний выпас продолжался от 6 до 9 месяцев.

Кочевники использовали летний выпас с момента таяния снега весной до его выпадения осенью.

В одном табуне было 400-600 голов.

Кочевники занимались также охотой, собирательством, промыслами.

Регион проживания аргиппеев, аримаспов и исседонов Сары-Арка.

На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи.

В центре Сарыарки - исседоны.

На востоке Сарыарки - аримаспы.

Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре.

Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области.

К. Акишев относил тасмолинскую культуру к племенам исседонов.

Тасмолинской культуре Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами».

В эпоху раннего железа возводились курганы с «усами».

В курганах тасмолинской культуры имеются два захоронения. В большом хоронили человека, в малом кургане - лошадь.

Коня приносили в жертву покойному и тоже погребали под курганной насыпью.

Этот древний обычай сохранился у казахов Восточного Казахстана, где существует традиция - оставлять на могиле умершего голову принесенной в жертву лошади.

От курганов в восточном направлении отходят 2 ответвления, насыпанные из камней. Длина этих «усов» от 10 до 30 м. Вытянутость их по направлению к востоку, свидетельствует о поклонении тасмолинцев солнцу.

Встречаются 4 (четыре) вида курганов с «усами».

к первому относятся малые курганы, выложенные с восточной стороны от большого кургана;

от восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы»;

при втором виде два кургана строились с юга на север в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги - «усы»; третий вид - это когда сначала строился один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходит «ус»; I четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге.

По мнению некоторых ученых курганы с «усами» периода раннего железа, в степи играли роль маяка.

Курганы с «усами» построены под определенным углом и определяют стороны света.

Курганы с «усами» расположены в основном на территории Центрального Казахстана.

На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура. Особенностью является то, что в быту скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В курганах глиняная посуда почти не встречается. Наряду со «звериным стилям» в Центральном Казахстане, начиная с VIII - V вв. д.н.э. получает развитие полихромный стиль. Кочевники умели инкрустировать драгоценные камни, и украшать предметы зернью.

В III-V вв. полихромный стиль достиг своего расцвета.

СЕВЕРНЫЙ КАЗАХСТАН

К Северному Казахстану относятся территории современных Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и северной части Павлодарской областей. Зимние пастбища располагались на юге. « По утверждению Геродота соседям*» савроматов были племена, жившие «у подножья высоких гор» аргиппеи.


Здесь речь идет об Уральских горах. Языковеды слово «аргиппеи» переводя? с латинского языка как «обладатели белогривых, быстроногих коней». Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа.

Жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни в I тысячелетии до н.э. Господствующим типом хозяйства на севере было кочевое и полукочевое скотоводство:

Преобладали овцы.

Важную роль в хозяйстве играла лошадь. Особенностью структуры стада, племен периода раннего железа в Северном -Казахстане, было наличие крупного рогатого скота.

Для крупного рогатого скота строили загоны и заготавливали сено на зиму. Нa севере Казахстана периодически были джуты - массовые падежи скота от бескормицы и голода.

На протяжении VIII в. до н.э. -lll в. н.э. племена Северного Казахстана, находились в постоянных культурных связях с племенами Жетысу и Южного Казахстана.

Культура племен Северного Казахстана в I тысячелетии до н. э. имела много общего с культурой сакских племен юга Казахстана.

Предметы, сделанные из металла, добытого в Казахстане, найдены в Восточной Европе и на Кавказе. Они относятся к III-I вв. д.н.э.

Обнаруженные в северном Казахстане железные изделия датируются на М-Ill вв. ранее, чем аналогичные металлические предметы, изготовленные в соседних регионах Западной Сибири и на Урале. Предметы искусства l тысячелетия до н. э., обнаруженные на территории Северного Казахстана относятся к «звериному стилю».

Памятники эпохи раннего железа на территории Северного Казахстана составляют Улыбай - Тасмолинскую культуру.

Курганы, обнаруженные в местности Улыбай в Северном Казахстане схожи с памятниками тасмолинской культуры.

Из курганов первоначального периода сакского времени в Северном Казахстане хорошо исследованы курганы: Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз.

Из раннего периода эпохи саков были

исследованы три поселения: Карлыга, Борки и Кеноткел.

Городище раннежелезного века, обнаруженное на правом берегу Есиля - Актау.

Укрепление было построено из дерева на высоком холме.

Северный Казахстан стал связующе­перевалочным регионом между мощными металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.

САРМАТЫ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.