|
ЗАПАДНОТЮРСКИЙ И ВОСТОЧНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТЫЗАПАДНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТ
Этнический состав В состав «десяти племен» входили ашина, уйсуны, кангюи, тюргеши, уйгурья кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки. Политическая история - Совершал военные походы в западном направлении. Тон в 627 году направил военную помощь в Византию. - Каганат вступил в полосу затяжного кризиса.
Ослабление ЗТК началось, с приходом к власти Ешбар Елтериса. Воспользовавшись ослаблением каганата, в 659 году китайские войска вторглись в Жетысу. Социальное положение в Западнотюркском каганате Ябгу, шад, елтебер - высшие государственныетитулы, принадлежавшие каганскому роду. - Они обычно облагались различными повинностями. Хозяйство
ВОСТОЧНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТ
Причина ослабления Восточнотюркского каганата междоусобные войны.
В результае кровопролитной войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии. В период правления кагана Кутлука Елтериса, затем кагана Капагана, каганат превратился в сильное государство. Восточнотюркский каганат (682-744 гг.) подчинил себе территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. При правлении Бильге-кагана и Культегина государство укрепилось. Советник Культегина, военачальник Тоньюкок в своих «вечных» каменных письменах восславлял воинскую доблесть тюрков. Бильге-каган и Культегин укрепили и заново образовали Восточнотюркский каганат и их деяния отражены на каменных письменах. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата. Причина ослабления Восточнотюркского каганата междоусобные войны. ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ
Годы существования: 704-756 гг. Территория каганата · Территория - Жетысу (Семиречье). · От Шаша (Ташкента) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане. · Административный центр Тюргешского каганата город Суяб. Население · Основную роль играли племена тюргешей. · Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. · Тюргеши входили в состав левого крыла (дулу) Западнотюркского каганата еще с VI века и населяли междуречье Чу и Или По сведению арабского историка аль- Идриси, этноним «тюргеш», в переводе означает «истинный тюрк». Образование каганата Основатель тюргешской династии правитель Ушлик-каган (704-706 гг.). - Он разделил основные племена на две орды, определив ставкой: - Малой орды город Кунгит, - Ставкой Большой орды Суяб. В городе Кунгит и окружающей его местности жили представители племени кунгит. Тюргеши делились на Желтых (сэры) и Черных (кара). Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть. Каганат был разделен на 20 административных владений, каждое из них в случае войны было обязано выставить по 7 тысяч воинов. Политическая история Ушлик особое внимание уделял политикоадминистративному укреплению каганата. После его смерти в 706 году разгорелась борьба за власть. Этим попытался воспользоваться Восточно-тюркский каган Капаган. При правлении Супу (Сулыка) (715-738 гг.) каганат усиливается. В междоусобной борьбе победу одержали черные (кара) тюргеши. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз). При Сулу (Сулык) кагане внутреннее и внешнее положение каганата было сложным. Тюргешский каганат противостоял на востоке нашествию Китая, на западе арабов, давление на тюргешей оказывал и Восточнотюркский каганат. Чтобы сохранить независимость Тюргешского государства каган Сулу (Сулык) и его приемники вели военную и политическую борьбу в трех направлениях. Способы кагана Сулу (Сулыка) в устранении внешнеполитической опасности: 1. Династические браки; 2. Военные перемирия; 3. Союз с народами Средней Азии против арабов. Сложным положением тюргешей в Жетысу стремился воспользоваться правитель Восточнотюркского каганата Капаган. Движение войск Капаган-кагана на юго-запад было остановлено арабами, которые заставили восточных тюрков отступить в Монголию. Сулу (Сулык) предотвратил опасность с востока, что позволило тюргешам активизировать свои действия на западе. В 717 году Сулу посетил Танскую империю, с которой установил родственныеотношения. В борьбе с арабами, тюргешский каган поддерживал народы Средней Азии. Население Самарканда и Бухары, объединив силы с каганом, изгнало арабов. Полководец кагана Кули Шор в 720-721 годах, одержав победу над арабами, изгнал их с территории Согдианы. Эти победы значительно приостановили нашествие арабов со стороны Средней Азии. В 737 г. Сулу вместе с карлуками одержал победу над арабами в Тохаристане.
- Однако союзные войска тохарских племен и тюргешей преждевременно рассеялись на мелкие отряды, после чего арабы воспользовались этим, напав на кагана Сулу и разбив его войска. После возвращения на родину, в город Навакет, каган был убит военачальником, тарханом Бага. Арабы прозвали Сулу кагана «бодающимся» или «рогатым», за его частые победы. К этому времени возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами. Из-за междоусобиц, длившихся 20 лет, каганат сильно ослаб. Правители Китайской империи направили свои войска из города Куш (Восточный Туркестан), в Жетысу и в 748 г. захватили город Суяб. Китайцы овладев Шашем, убили его эмира. - Сын эмира запросил помощи у арабов. В 751 году у города Атлах (близ Тараза) карлукско-арабские войска нанесли поражение китайскому войску. Атлахская битва (751 г.) имела большое историческое значение т.к. китайцы навсегда покинули Жетысу. В результате междоусобной борьбы Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок. Вожди карлукских племен, принимавшие участие в Атлахском сражении, в 756 году свергли Тюргешский каганат и захватили власть. Хозяйство Преимущественно кочевое и полукочевое скотоводство. Часть тюргешей вела оседлый образ жизни, занималась торговлей, ремеслами. Охота для знати была развлечением, а для бедняков источником существования. Пастбищными лугами и водными источниками в основном владели представители знати. Часть земли принадлежала кагану. В Тюргешском каганате заметное развитие получило торговля. Основной причиной этого было то, что через земли каганата проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли были города Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. В городе Тараз были найдены монеты с согдийскими письменными знаками. " Тюргешские монеты были выпущены в 704-766 годах в Таразе.правитель, независимый от других, но подвластный тюркам. Вся страна от Чу до Гешуана (Кушания) называется Сули/ Согд, половина жителей занимается земледелием, другая - торговлей». М.Кашгари (XI в.) свидетельствовал, что среди согдийцев нет таких, кто бы не говорил на тюркском языке. Переселение Согдийцев способствовало переходу некоторой части тюрков к оседлому образу жизни, появлению и развитию у них городов. Согдийцы в Жетысу Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы. Согдийцы - одни из предков современных таджиков и узбеков. Согдийцы - древняя восточноиранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. Они в основном занимались земледелием, торговлей, ремеслами. В начале VII века тюрки в массовом количестве стали переходить к оседлому образу жизни. В Жетысу тюрки и согдийцы перемешались и стали говорить на едином языке. О переселении согдийцев в Жетысу имеются различные научные мнения: Большинство согдийцев занимались торговлей и поэтому в ходе оживления торговых отношений стали осваивать земли Жетысу. Из-за непомерных налогов согдийские земледельцы и торговцы покидали места своего расселения в Средней Азии и переселялись в Жетысу. Было связано с арабским нашествием. Известный ученый-востоковед В.В.Бартольд основной причиной переселения согдийцев в Жетысу считал торговлю. Массовое переселение произошло в VI- VIII веках. С древности согдийцы населяли земли Зеравшана и побережья реки Кашкадарья. В VI-VII веках согдийцы попали под власть Тюркского каганата. Китайский путешественник Сюань Цзянь, посетивший в начале VIII века Жетысу, п и са л: «Кзападу от города Суяб находится несколько городов. КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ
Этнический состав Первые сведения о карлуках, входивших в состав племен теле (тиреков), встречаются в письменных памятниках V века. О них писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя - булак (населяет подножья Алтайских гор). Китайская династийная хроника подтверждает, что карлуки в VI - VII вв. входили в состав населения Тюркского каганата. В китайской хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что в состав карлуков также входят племена булак, жикил (чигиль), ташлык. Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются и в арабо-персидских источниках. Аль-Марвази (XII в.) писал, что в состав карлуков входили 9 племен (три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин, тухси). Кроме того, названы также два рода - лазана и фаракия. Ранняя история карлуков Карлуки входили в состав Восточнотюркского каганата, об этом свидетельствуют письмена Культегина. В 744 году карлуки совместно с уйгурами выступили против Восточнотюркского каганата. Восточные тюрки были разбиты. В результате возникло новое государство - Уйгурский каганат (744- 840 гг.). Поражение от Уйгурского каганата в первой половине VIII в., явилось одной из причин переселения карлуков в Жетысу. Задолго до образования Карлукского каганата племена карлуков вторгались в Среднюю Азию. Территория Территория расселения крупного племенного союза карлуков от Джунгарских гор до Сырдарьи. Поскольку эти земли находились во владении Тюргешского каганата, карлуки в начале были под властью тюргешей. В борьбе против арабов в Тохаристане карлуки вместе с тюргешами находились под единым командованием кагана Сулу. Аль-Марвази отмечал, что карлуки «прежде жили на горе Тулис (Алтай) и были рабами тогуз-огузов. Затем они восстали против своих господ, завоевали страну тюргешей, а оттуда двинулись в мусульманские страны». Образование каганата Вожди карлуков воспользовались упадком Тюргешского каганата и в 756 году образовали свое государство. Административный центр Карлукского каганата город Суяб. Рассеянные по разным землям, обретя независимость карлуки в конце VIII в. объединились и сформировали свое государство. Арабский географ Ибн Хаукальутверждал: «Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток». Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию. В начале IX века они потерпели поражение от своего восточного соседа Уйгурского каганата. - Борьба против них длилась 20 лет. Карлуки в союзе с кыргызами в 840 году нанесли поражения Уйгурскому каганату. - После этого Бильге Куль Кадыр-хан (правитель города Испиджаб) объявил себя каганом. - Верховный правитель карлуков каган, но до 840 года - жабгу. С целью распространения исламской религии династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб. - Правители платили дань Саманидам. - Саманиды подчинили и город Тараз, где была построена мечеть. - Тараз оказался в вассальной полузависимости от этой династии. Правитель города Тараз каган Огулшак был вынужден временно перебраться в Кашгар. Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице - городе Баласагун. Несмотря на религиозное господство Саманидов в Испиджабе и Таразе, власть фактически находилась в руках карлуков. Борьбой против арабов руководили сыновья Бильге Кул Кадыр хана - Базар Арслан и Огулшак. Сопротивление карлуков арабам продолжалось около 2-х веков. Борьбу можно разделить на два этапа: 1. С 712-713 гг. борьба велась в союзе с жителями Согдианы, Шаша и Ферганы. - Длилась до 766 г. 2. Со второй половины VIII века до конца IX века. - Карлуки часто терпели поражения. Это объясняется тем, что арабы умело использовали исламскую религию как идейное оружие (т.е. часть карлуков приняла ислам). Из-за междоусобиц каганат ослаб. Тюркские правители Кашгарии в 940 г. захватили Баласагун и каганат был разгромлен. В 942 году Сатук Богра-хан (сын Арслан хана) захватил город Баласагун и основал государство Караханидов. В период правления Сатук Богра-хана и его сына произошло массовое принятие карлуками ислама. Существовавший около 200 лет в 40-ые годы X в. Карлукский каганат распался. Хозяйство Развивалось по двум направлениям. - Полукочевое и полуоседлое скотоводство. - Полуоседлое земледелие. Осень и весну проводили у подножий гор Алтая, уйсунском Алатау, Большом и Малом Каратау. Зимовали на берегах озера Балхаш, рек Или, Талас, Чу, Сырдарьи, в ущельях горных хребтов Хантау, Анракая, Малайсары, Бугыты. Выращивали 4 вида скота. По некоторым сведениям, верблюжье мясо не употребляли в пищу. Бедняки ловили рыбу в озерах Балхаш и Алаколь, а также в реках Сырдарья, Или и др. В книгах «Диуани лугат ат-тюрк» и «Арабо- кыпчакском словаре» встречаются названия различных видов рыболовных снастей. Археологи утверждают, что город Тараз появился на месте карлукского поселения. В книге «Худуд аль-Алам» (X в.) говорится, что 25 городов и поселений насчитывается в стране Карлуков: - Талгар, Кулан, Мирки, Атлах, Балык, Барсхан и другие. В долинах рек, Чу и Талас при карлуках появляются новые города: Кулан, Мерке, Койлык. Столица и многие города карлукского государства находились на Великом Шелковом пути. Арабский путешественник аль-Идриси писал: «В городе кагана много населения, мощная крепость, тьма войск и оружия». Культура Культура населения представлена двумя направлениями: 1. Материальная культура К ней относятся жилища, одежда, продукты питания, посуда, оружие, различные инструменты и орудия труда. Все материальные блага жители изготавливали своими руками. Строили в местах зимовок постоянные зимние жилища из камня, камыша и дерева. Большое влияние на материальную культуру оказал Великий Шелковый путь, проходивший через территорию каганата. 2. Духовная культура К ней относятся мировосприятие, духовный мир, религиозные верования, язык, обычай и традиции. Была широко распространена традиция устанавливать каменные изваяния (балбаллы) на могилах предков. В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями. Найдены древние тюркские письмена на берегах рек Орхон и Енисей, Чу и Талас. Дошли до наших дней письменные памятники «Наставления кагана Бумыня» Йолыг-тегина и «Письмена Культегина», «Тоньюкок». Эти памятники свидетельствуют, что в период Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространятся новый вид тюркской письменности - карлукский. Время появления и начала распространения древней тюркской письменности является V век д.н.э. Подтверждением является найденный в древнетюркском захоронении Иссыкском кургане серебряный зерен (чаша), на дне которого имеется надпись. Письмена Йолыг-Тегина и Тоньюкока являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества. ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Огузские племена в раннее средневековье населяли Центральную Азию. В VII в. огузские племена, жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После падения Тюргешского каганата в середине VIII в. в результате борьбы с карлуками за тюргешское наследие значительная часть огузов покинула Жетысу (Семиречье). Огузы стали переселяться в Присырдарьинский регион. В этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племен канглы-печенегов. Потерпев поражение, печенеги были вынуждены перекочевать на запад. В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было образовано Огузское государство. Столица государства город Янгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи. О происхождении этнонима «огуз» О происхождении этнонима «огуз» имеются различные мнения: 1. Произошло от слова «уыз» («молочная основа»). 2. От слова «ок» («стрела»). 3. От слова «огиз» («вол»). Исторические сведения об огузах • В «письменах Культегина» говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных представителей тюркоязычных племен участвовал и «главный хранитель печати огузского племени». • 3 «письменах Культегина» есть слова "народ тогуз-огузов подчиняется мне", "Культегин находится среди огузов". • Это доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находились в тесных добрососедских отношениях. В летописном сказании «Огузнаме» повествуется о походах огузского кагана на запад. Одно из ранних известий о существовании у огузов государства содержится в сочинении аль-Якуби (IX в.). Племенной состав • Китайские источники утверждают, что в состав огузов входили племена баяндур, имур и кайев. Арабские источники утверждают о вхождении в состав огузов некоторой части кимакских племен. • М.Кашгари писал, что огузы состояли из 24 племен. • Аль-Марвази писал, что огузы состояли из 12 племен. Огузы в пору своего первоначального нормирования состояли 24 племен, а со временем, объединившись друг с другом, когда был создан их союз, количество -племен снизилось до 12. Общественный строй Джабгу (ябгу) - титул верховного правителя. - Титул передавался по наследству. Иналы - наследники престола, их воспитатели и наставники -атабеки. Коль еркины - официальные советники джабгу. Сюбаши - военачальники, военные советники джабгу. Хатун - жены правителей. - Они принимали участие в управлении государством. Общественное устройство Огузского государства военная демократия. народное собрание у огузов созывалось 1 раз в год. С усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш. Эпическая летопись «Огузнаме» свидетельствует, что с расцветом огузского общества власть стала принадлежать великому и малому курултаю. В «Огузнаме» говорится: «Огузский каган созвал великий курултай». На великом курултае каган сажал своих сыновей с правой стороны от себя «боз ок» (дословно: «белая стрела»), с левой - представителей знати, вождей - «уш ок» («три стрелы»). Преимущество при избрании было на стороне «белой стрелы». Делились на три основные группы племен и родов, называвшиеся бой, оба и кок. Они в свою очередь подразделялись на уруги и аймаки. Уругами являлись родовые и семейные кланы - общины. Судя по «Огузнаме», джабгу поделил свои владения на 12 аймаков. Огузские правители выбирались из наиболее могущественных ханских уругов - родовых семейных кланов. В основе избрания была привелегия на власть старшего по возрасту над младшим родичем. Политическая история Огузское государство сыграло важную роль в политической и военной истории Евразии. Во внешней политике правители преследовали две цели: 1. захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье; 2. захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангыстау и Устюрт. В 965 г. огузы в союзе с Киевской Русью (князем Святославом) разгромили Хазарский каганат. В «Огузнаме» имеются следующие слова: «Был заключен договор с Саклапом (Святославом. - авт.) Урысбек оглы». Огузское государство вело длительную войну за пастбищные земли и торговые пути в Причерноморье с Хазарским каганатом. Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с огузами (торками) совершил поход против волжских булгар в Поволжье. О войне с племенами Поволжья в «Огузнаме» говорится: «Была река Итиль (Волга)... На ее берегу в Черногорье произошло сражение... Вода Итиля стала красной, словно кровь...» - Это свидетельствует о сокрушительной победе огузов над племенами Поволжья. В конце X и начале XI вв. в государстве произошли народные восстания, направленные против хищнических сборов налогов. - Особенно восстания участились при правлении хана Али. Этой ситуацией хотели воспользоваться сельджуки, и захватили город Дженд, но вскоре были вынуждены оставить Джендскую область. Во время правления наследника хана Али Шахмалика государство усилилось. - В начале XI в. он покорил Хорезм. - Во время следующего нападения сельджуков огузы потерпели поражение, а сам Шахмалик погиб под Хорезмом. Причины ослабления: 1. Многолетние стычки 2. Внутренние противоречия 3. Войны с сельджуками 4. Народные восстания Держава огузов окончательно пала под ударами кыпчакских племен. В середине XI в. кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. Таким образом, в середине XI в. Огузское государство перестало существовать. Хозяйство Полукочевое и полуоседлое скотоводство. Зимние пастбища находились в среднем и нижнем течении Сырдарьи и на побережье Аральского моря. Летовки распологались на степных просторах Прикаспия. Аль-Бируни писал, что огузы в осенние месяцы кочевали на границе с Хорезмом, а некоторая их часть - у подножий Улытауских гор. Выращивали 4 вида скота. Перемещались с одного места в другое на приспособленных к кочевью кибитках на колесах. В арабских источниках говорится и выращивании курдючных овец. Ибн Хаукаль писал о разведении огузами в Туркестанском регионе каракульски овец. Некоторые факты свидетельствуют, что огузы выращивали двугорбых верблюдов. Было много городов, они тянулись один за другим в северном и восточном направлениях. Оседлость их доказывается наличием в нижнем течении Сырдарьи таких городов как Жанкент, Дженд, Жуара. М.Кашкари писал о городах Карнак Сюткент, Фараб, Сыгнак и Сауран в среднем течении Сырдарьи. Огузы занимались поливным земледелием. Использовали каналы, арыки и плотины. Промыслы и ремесла Из шкур и кожы скота изготавливал обувь, посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую, торсыки (бурдюки для кумыса саба (посуду для брожения кумыса) другие предметы обихода. Из шерсти шили одежду, делали кошм для юрты, текеметы (большие кошм с узорами), ковры (сырмаки), арканы привязи для ягнят и жеребят. По свидетельству Аль-Жахиза, «тюрки вс предметы кустарных промыслов делаю сами... изготавливают они и оружие, и стрелы, сбрую и т.д.» Огузы предметы повседневного быта изготавливали сами. Аль-Идриси писал и о том, что они изготавливали из железа и др. металлов ювелирные украшения. Основным, относительно высокоразвитым, видом домашнего промысла и ремесла у огузов была переработка животноводческой продукции. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ
Кимакский каганат образовывается на территории Северо-восточного Центрального Казахстана в конце IX в. Столица - Иллакия (на реке Иртыш). Вторая столица - Карантия (на побережье озера Алаколь). — Город Карантия отмечен на карте ал-Идриси. Племенной состав В начале VII в. племена кимаков сформировались и проживали в северо- западной Монголии, сообщают нам китайские летописи. К середине VII в. откочевали в районы, расположенные севернее Алтайских гор, и в Прииртышье. По свидетельству историка Сыма Цяня, среди кимаков, живших на севере Монголии, жили и кыпчаки. Персидский историк Гардези (XI в.) писал, что в состав населения страны кимаков входило 7 племен. Среди них наиболее известны и могущественны были кимаки и кыпчаки. Во 2-ой половине VIII - начале IX вв. кимаки начали расселяться на территории Казахстана. Обособление кимаков от других тюркских племен произошло в 656 г. после распада Западнотюркского каганата. В 766-840 гг. кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После распада в 840 г. Уйгурского каганата часть входивших в него племен: эймур, баяндур, татар, ланиказ, азов, кимаков и кыпчаков составило объединение кимакских племен. - Эти 7 племен составили основное население Кимакского каганата. Общественный строй Каган-титул правителя. - В Кимакском государстве титул кагана переходил по наследству. - Каган единолично назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика. Джабгу - на две ступени ниже кагана. Титулы правителей нескольких (группа) племен- «имак байгу», «кимак джабгу». Вождь одного, отдельно взятого племени носил титул «шад тутик». В Кимакском государстве власть наместников кагана в 11-ти его уделах переходила по наследству их сыновьям. Уделы всех 11 наместников кимакского кагана передавались по наследству. В политической жизни Кимакского каганата важную роль играли воины. Отряды воинов управлялись по удельноплеменной системе. Наместники за образцовую службу получали от кагана новые земельные уделы. Говоря об общественном строе Кимакского каганата IX-XI вв., следует подчеркнуть, что он был первым патриархально-феодальным государством, имевшим самобытный путь историкополитического развития. Политическая история В конце IX в. на территории Северо- восточного и Центрального Казахстана образовывается Кимакский каганат. В IX в. кимаки захватили часть земель «девяти огузов». В X в. захватили город Жамлекес в Восточном Туркестане. Совершали набеги и на сибирских кыргызов, живших на берегах Енисея. С Присырдарьинскими огузами они находились, то в дружественных отношениях, то вторгались в их земли. Со 2-ой половины X в. на кимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов. Из-за многократных военных походов караханидов, Кимакский каганат пришел в упадок. После падения Кимакского каганата в начале XI в. власть на основной территории Казахстана переходит к Кыпчакам. Причины падения 1. Внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен. 2. Главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам. Хозяйство В основном занималось скотоводством. М.Кашгари называл жатаками тех, у кого было мало скота или ничего не имелось, Они не кочевали, а вели оседлый образ жизни. Гардези (XI в.) писал «На зиму они заготовляют сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств». По сведениям М.Кашгари, те, кто не имел скота, становились жатаками, занимались ремеслами, рыболовством и охотой. Возле мест зимовок богачей жатаки строили постоянные жилища из камня, дерева и камыша. - Поселения постепенно превращались в города. - Каганы и представители феодальной знати огораживали свои ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепости. Бедняки выращивали просо, пшеницу и ячмень. Ремесла Были искусными мастерами домашних промыслов и ремесел. Кимаки были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи. Шили верхнюю одежду из шкур диких и домашних животных. Из меха пушных зверей делали головные уборы. Гончарное ремесло было развито относительно слабо. Кимаки гончарные изделия изготавливали вручную. Ювелирные женские украшения очень искусно выполнены, подобные не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков. Культура Материальная культура любого народа характеризуется видами его хозяйства. Бытовал культ Тенгри (Неба) и поклонение духам предков. Поклонялись огню, солнцу, звездам, рекам и горам. Верили в существование загробного мира. Арабский путешественник Абу-Дулаф (X в.) сообщает о наличии у кимаков письменности: «У них растет тростник, которым они пишут». - Об этом говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X вв. (найдены в Прииртышье и Тарбагатае). В X в. среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам. - Каган принял имя Хакан-аль-Кимаки. В X в. некоторых знатных людей стали хоронить по исламским обрядам. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|