|
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ «Лесенка моторного развития»Стр 1 из 3Следующая ⇒ Величина • Выбор из двух предметов большего или меньшего. • Раскладывание однородных предметов разной вели • Выбор предметов одного размера из группы однород • Выбор из двух предметов одного равного третьему. • Сортировка разнородных предметов по размеру. • Оценка соотношения частей предмета по размеру. • Выделение разных измерений предмета (длины, шири • Закрепление эталона - выстраивание предметов в убы Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. В качестве эталона величины выступает представление об отношениях по величине между предметами, обозначенных словами, указывающими на место предмета в ряду других (больший, меньший, самый большой). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения 2-3 предметов к сравнению многих, образующих ряд величин (убывающий или увеличивающийся). В работе используются одноцветная пирамидка с 3 кольцами, 5 кольцами, матрешки (двухсоставная, трехсостав-ная), игрушки и фигуры разных размеров, картинки с изображением предметов разной величины, вкладыши с однородными предметами разной величины. Приведенная ниже схема отражает поступенчатое знакомство ребенка с размерами на примере пирамидки:
Форма • Проталкивание предметов разной формы в соответству • Выбор предметов по форме по принципу «такой - не та • Раскладывание предметов, резко отличающихся по форме. • Раскладывание предметов, близких по форме. • Выбор двух заданных форм при выборе из четырех. • Задания на аналитическое восприятие формы. Аналитическое восприятие формы предполагает умение разбить предмет на элементы, соответствующие тем или иным образцам, и определить их соотношение между собой. Эталонами формы являются геометрические формы. Плоские фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными, они отражают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур. При обследовании формы дополнительно используется тактильный анализатор. Геометрические фигуры являются образцами, вокруг которых объединяются предметы. Далее у этих предметов обозначается форма - круглый, овальный и т. д. Начинать знакомство ребенка с формами целесообразно с круга и квадрата, так как они отражают форму близких ребенку предметов (мяча, кубика).
Для детей, испытывающих трудности в знакомстве с формой, рекомендуется изучать формы в последовательности, представленной в схеме веерного расширения. На занятиях можно использовать игры «Геометрическое лото», домино «Предмет - форма», «Подбери фигуру к кон-гуру», «Подбери по форме разные предметы». Цвет • Выбор предметов одного цвета; последовательное озна • Группировка предметов, разных по форме, размеру, назна • Сортировка предметов двух и более цветов:
• контрастных; • близких по цвету.
• Соединение слов-названий с конкретными цветами, при • Группировка и сортировка по цвету, представленному раз • Выделение и узнавание оттенков. • Выполнение упражнений на аналитическое восприятие Основные этапы работы Ознакомление Цель: выделение определенного размера на основе сопоставления двух объектов. 2. Закрепление Цель: сравнение, соотнесение объектов по размерам и выполнение определенных действий (наложения, прикладывания, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер). 3. Проверка Цель: выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводится в виде теста. Рассмотрим каждый этап по отдельности. 1. Ознакомление Работа по ознакомлению с большим и маленьким размерами строится на сопоставлении двух объектов: а) предметов (бытовых: посуды, мебели, одежды и т. д.), б) картинок. Дети 2-4 лет с трудом воспринимают размеры предметов, изображаемых на картинках. Чтобы решить эту проблему, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их путем наложения друг на друга (такие картинки называют «выпиловками»). При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать слух и моторные ощущения. Например, при описании маленького предмета надо Называть его размер высоким голосом и складывать руки лодочкой (не рекомендуется складывать пальцы щепотью, т. к. 9то достаточно трудное движение для ребенка, и он не всегда Может его повторить). При ознакомлении с большим предметом размер подчеркивается низким голосом и разведением рук. Знакомство ребенка с величиной может происходить Либо в процессе показа специалистом уже готовых разновеликих предметов, картинок (пассивное наблюдение), либо в Процессе активной деятельности: специальное рисование взрослым двух различающихся по размеру предметов (до-Мики для зверей, тарелочки, елочки и т. п.) и случайное изображение разновеликих одноименных предметов самим ребенком (например, кружочков, палочек и т. д.); в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов, стульев и т. д. 2.Закрепление Закрепление представления ребенка о величине проводится с помощью приемов сравнения и соотнесения разновеликих предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки (группировки). Сравнение 2-х объектов Ребенку предлагаются для сравнения как объемные предметы, так и плоскостные. При этом используются следующие приемы: а) Прием наложения. Как правило, этим приемом пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок -«выпиловок» или колечек от пирамидок). Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого. б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии. С помощью этого приема сравнивают объемные предметы, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что выше, то и больше). Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький). в) Прием вкладывания. Этим приемом пользуются при сравнении разборных матрешек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов. При этом с ребенком отрабатываются следующие действия по инструкции: «возьми - поставь», «открой - закрой», «вложи - достань». Эти действия являются опорными. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:
1. Последовательный показ всех выполняемых действий 2. Выполнение ребенком действий на основе устной ин
• с использованием взрослым второй такой же игрушки • с использованием игрушки ребенка с пооперационным 3. Выполнение ребенком действий только на основе уст • упрощенный вариант - с использованием жестов, по • без жестов, с опорой только на слово. 4. Самостоятельная разборка - сборка игрушки ребенком. • при уменьшении объема инструкции и предоставле • при выполнении в процессе разборки - сборки более • при увеличении количества вкладываемых предметов; • при уменьшении разницы в размерах вкладываемых Схема работы над формой
Вычленение формы (Ознакомление) Сопоставление, сравнение (Закрепление) Знание формы (Проверка) Основные этапы работы 1. Ознакомление Цель: выгленение конкретной формы из множества форм. 2. Закрепление Цель: сопоставление, сравнение изучаемой формы с другими. На первом уровне сравниваются значимо отличающиеся друг от друга формы. (Например: круг и квадрат, треугольник и овал и т. д.) На втором - сравниваются похожие формы. (Например: круг и овал, квадрат и прямоугольник.) Выполняемые действия: соотнесение, сортировка (группировка) и выбор предметов определенной формы по образцу. Проверка Цель: выявление уровня сформированности у ребенка представлений о данной форме. Проводится в виде теста. Выполняемое действие: выбор по названию предметов изученной формы (в соответствии с нормативными требованиями). Для наибольшей эффективности работы по ознакомлению ребенка с формами и закреплению у него определенных представлений необходимо включать его в разные виды деятельности, подбирая соответствующие игры и игровые пособия. При этом ребенку предлагаются как объемные предметы (шарик, кубик, цилиндр), так и плоские. Все вышеизложенное имеет место в работе над любой формой, но целесообразнее показать систему подачи материала через работу над кругом. Закрепление Закрепление проводится по двум направлениям: • Закрепление на основе игр, в процессе или результате ко • Закрепление на основе игр, в процессе которых использу Рассмотрим оба направления. • Закрепление на основе игр, формообразующих круг Закрепление проводится на разных видах деятельности, таких, как изобразительная, конструктивная деятельность, подвижные игры, развивающие игры. ИЗО-деятельностъ Рисование: а) рисование круговыми движениями.
Ребенку можно предложить выполнить следующие задания: «Нарисуй шерстку овечке, листву на дереве, волосы человечку и т. д.». Волосы у человечка Для рисования желательно использовать разные материалы, такие как краску, детский крем, мыльную пену, мел, карандаши, толстые фломастеры и т. д. Ребенок может рисовать как кисточкой, так и пальцами. Ему предлагаются для работы разные по толщине кисточки, начиная с очень тонкой и кончая кисточкой типа помазка. Формат листа также должен быть разным. При этом ребенок может совершать от самых широких движений (движения всей руки) до самых мелких (движения кисти и пальцев); б) рисование кругов. • самостоятельными кругообразующими движениями. Ребенку предлагаются такие задания, как «Консервируем помидоры (готовим компот из вишни, смородины и т. п.)», «Украшаем мамино платье», «Рисуем узор на коврике» и т. д.; -г Консервируем помидоры При неудачной попытке нарисовать кружок следует успокоить ребенка и предложить нарисовать более ровный круг («причеши» кружок, а,то он получился «лохматым»). Для стимуляции этого процесса можно превращать нарисованные ребенком круги в разных животных (например, в ежика, рыбку, зайчика, кота, мышку и т. д.). Превращения желательно сопровождать стихами.
Например:
Рисуем узор на коврике • рисование по трафарету. Ребенку предлагается нарисовать круг по трафарету. Можно использовать трафарет с одним или несколькими кругами. Перед рисованием ребенок обводит эти круги указательным пальцем. Во время работы внимание ребенка обращают на то, что трафарет надо придерживать рукой, чтобы он не скользил по бумаге, карандаш плотно прижимать к его краю.
Получилась рыбка • рисование по шаблону. Работа по шаблону достаточно сложна для детей младшего дошкольного возраста, так как требует от них хороше- го развития мелкой моторики; дополнительная сложность заключается в том, что рисуется круг не одним движением, а по меньшей мере двумя. Несмотря на вышеуказанные трудности, детям с опережением в развитии можно предложить этот вид работы. • рисование цветовых пятен в виде кругов приемом при-макивания. Для рисования используются тампоны круглой формы. Ребенок может изображать «опредмеченные» круги в виде «огоньков», «снежков», «следов на дорожке» и т. п.
«Снежок падает» Лепка: из пластилина и глины. Ребенку предлагается лепить круговыми движениями шарики. Полученные при этом изделия могут называться по-разному, в зависимости от сюжета игры, например: конфетки, ягодки, колобки и т. д. Можно предложить ребенку превратить шарик в круг («лепешку»), которая будет одним из элементов более сложного изделия, например, шляпкой грибка, донышком корзинки, крышей домика и т. д. Аппликация: Ребенку дается задание приклеить по кругу предметы, например: рыбок, мышек, кружочки, прямоугольники и т. д. Эту игру можно также сопровождать стихами. Например: «На реке - камыши, Расплясались там ерши. Круг - побольше, • Круг - поменьше, Круг - совсем малыши» (Русская народная потешка). Конструктивная деятельность: а) выкладывание кругов из палочек, кирпичиков, мешочков с наполнителями, строительство железной и шоссейной круговых дорог и т. д. Как ориентир можно использовать обруч; б) выкладывание по кругу. Ребенку можно предложить украсить круглый «тортик» горошком, посадить грибочки в круглое лукошко, постро- ить круглый домик и т. п. Параллельно ребенок узнает, что значит выложить предметы друг за другом. «Кругом, кругом, кругом, кругом, Положу я друг за другом Кирпичик за кирпичом -Так я строю круглый дом». Развивающие игры: Ребенку предлагается игра «Дроби». Задание состоит в том, что ребенку надо составить из разноцветных кусочков однотонные круги. Подвижные игры: Для формирования представлений о круге можно организовать следующие игры: «Раздувайся, пузырь», «Хоровод», «Карусели» и т. п., в ходе которых дети учатся вставать в круг и двигаться по кругу. Например, игры «Еле-еле, еле-еле» и «Выпал беленький снежок»:
Выпал беленький снежок, Соберемся мы в кружок. Снег, снег, белый снег Засыпает всех... Дети все на лыжи встали, Друг за другом побежали. Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех... Дети к вечеру устали И в кроватках задремали. Снег, снег, белый снег -Спят ребята крепче всех! (А. Ануфриева) • Закрепление на основе игр, в процессе которых используются круглые предметы 1) Закрепление происходит на основе соотнесения круглых предметов с кругом (по принципу «найди такой же формы»). Работа проводится как с объемными, так и плоскими формами. • На объемных формах Используются следующие дидактические пособия: «Ша-рикоброс» и «Кубикоброс». Для игры ребенку предлагается взять только шарики и сложить их в баночки. Методом проб и ошибок ребенок складывает, постепенно понимает, что шарики можно вкладывать только через круглое отверстие. В дальнейшем ребенок без предварительного примерива-ния, руководствуясь лишь оценкой «на глаз», будет соотносить форму предметов и отверстий. При ознакомлении с игровым материалом баночки желательно ставить на определенном месте. Например: «Шарикоброс» - слева, а «Ку-бикоброс» - справа. Впоследствии в процессе игры их надо несколько раз менять местами. Помимо вышеуказанных игр используется «Пазл с круглым и квадратным отверстиями» типа «Почтового ящика» (ребенку предлагают взять только круглый колпачок и играют так, как описано выше). Пазл с круглым и квадратным отверстиями • На плоских формах Для игры используются рамки Монтессори (аналог доски Сегена) со следующими геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. На первом уровне все отверстия, кроме круглого, заклеиваются, и ребенку предлагается научиться вставлять круг в круг (вставь кружок в «домик»). На этом этапе в основном обращается внимание на развитие мелкой моторики. На следующем уровне открыты уже два «окошка»: круглое и квадратное, но ребенку дают только круг и просят найти для него нужное отверстие. Постепенно мож-
но увеличить количество используемых в игре кругов - «дверок» (количество круглых отверстий соответственно увеличится тоже), но ребенку дается все такое же задание: «Найди домик для кружка».
Усложнения I . При конструировании ребенку предлагается выложить кружки на нарисованные контуры так, чтобы получилась картинка. Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать, используя круги:
Цыпленок 2) Закрепление происходит на основе операции сравнения круга и других форм; выполняемые действия - сортировка (группировка) и выбор круглых предметов по образцу. • Для занятий с объемными формами используются следующие дидактические игры: «Шарикоброс», «Кубикоброс», «Пазл с круглым и квадратным отверстиями» для вкладывания шариков, круглых колпачков, кубиков. При этом отверстия в играх сделаны так, чтобы ребенок мог вставить шарики только в соответствующее круглое «окошко», а кубик в квадратное. Для игры дают предметы сразу двух форм (например, шарики и кубики) и предлагают рассортировать их по банкам, ориентируясь на форму отверстий.
Для формирования у ребенка умения группировать однородные предметы используются наборы шариков и кубиков одного размера и цвета, пирамидки, состоящие из толстых колец и квадратных брусков (пособия Е.И. Радиной).
• Игры с плоскими формами: рамки Монтес-сори, решетки с вкладышами (пособия Э.Г. Пилюгиной). Круги и квадраты Круги и овалы На первом уровне ребенку предлагается сравнить сильно отличающиеся фигуры (например, круг и квадрат, круг и треугольник) и вставить их в соответствующие «окошки». При этом внимание ребенка обращается на соответствие форм отверстий и вкладываемых фигур. На втором уровне сравниваются похожие фигуры, например, круг и овал. Необходимо, чтобы ребенок во время игры обводил рукой контур фигур и места для их вкладывания. Это позволяет качественно сопоставить, сравнить формы. Работа с плоскими фигурами проводится с использованием рамок и без. Работа с рамками дает возможность ребенку контролировать себя, ориентируясь не только на зрительное, но и мышечное чувство. Для упрощения восприятия фигур можно предложить рамки, окрашенные в разные цвета. Так, например, все круги - красного цвета и «живут» в красном «домике», квадраты - желтого и «живут» в желтом «домике» и т. п. Работу с рамками можно проводить, используя разные методические приемы, такие как «одушевление» фигур. Например: на раздаточных квадратиках нарисованы зайчики, а на кружках - лисички. Надо разложить всех зверей (фигурки) в соответствующие по форме окошки домика (игра «Кто где живет?»). В игре «Спрячь мышек, ежиков, уточек...» для привлечения внимания ребенка к отверстиям в домиках на их дно можно вложить, нарисовать либо приклеить изображения разных предметов в зависимости от лексической темы занятия, а геометрические фигуры использовать в качестве дверок. Сортировать фигуры можно и не используя рамки. Ребенок раскладывает фигуры, с помощью приема прикладывания предметов к эталонам форм для установления их тождества и различия (например: круги и квадраты выкладывает на полянки круглой и квадратной формы, ориентируясь только на зрительный анализатор). Впоследствии можно предложить группировать предметы, сравнивая их между собой и раскладывая их на кучки. Для привлечения внимания к I данному виду работы можно «опредмечивать» фигуры (например: круги - это печенье, квадраты - это сыр и т. п.), не забывая подчеркивать различие форм. Для стимуляции тактильных ощущений можно предложить игру «Волшебный мешочек». Ребенок на ощупь выбирает предметы определенной формы. Например: для мишки надо достать яблочки (кружочки), для зайки - морковки (треугольники) и т. п. Важное место в работе по закреплению материала занимает такой вид деятельности, как выбор предметов определенной формы, в данном случае - кругов. Выбор предметов может нести две функции: • Выбор, как способ сортировки (группировки). • Выбор, как способ проверки усвоения знаний ребенком. 3) Закрепление происходит с помощью использования кругов в играх, имеющих целью отработку других понятий. Например: в игре «Почини одеяло» ребенку предлагают наложить круглые заплатки в соответствии с цветом одеял и размером прорех. Проверка Проверка знания ребенком круга проводится на основе теста. Для того чтобы проверить, усвоил ли ребенок данный материал, ему предлагается дать из 4 предложенных пар фигур (1-я ступень: круги и квадраты; 2-я ступень: круги и овалы) только круги. При этом фигуры для теста в парах
должны отличаться по следующим параметрам. Они должны быть: а) разными и по цвету, и по размеру; б) одинаковыми по цвету, но разными по размеру; в) одинаковыми по размеру, но разными по цвету; а) б)
О г) г) одинаковыми и по цвету, и по размеру. Используемые в парах круги должны быть разными между собой, чтобы у ребенка не сформировался стереотип на конкретную фигуру. Необходимо менять круги местами с другими фигурами так, чтобы не было закономерности в их расположении. Ребенку даются две попытки; при этом, если ребенок в первой попытке выбрал все круги правильно, то считается, что данным материалом он владеет, если же ребенок допустил хотя бы одну ошибку, то результат определяется по второй попытке (безошибочный выбор - засчитывается положительно; если есть неверный ответ - результат отрицательный). Формирование представления о цвете Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознакомление с ними, а также формирование у него эталонной системы и постепенное развитие лексики словами-названиями цветов. От детей раннего и младшего дошкольного возраста не требуют обязательного запоминания названий цветов. Это обусловлено тем, что полное слияние слов-названий с эталонами происходит у малышей только к пяти годам. Следует отметить, что по возрастным нормам ребенок к 3 годам должен знать и называть 4 основных цвета. Какие же цвета и в какой последовательности предлагать ребенку на занятиях? В первую очередь, надо остановиться на основных цветах: красном, желтом, синем, зеленом. Дополнительно можно дать черный и белый как цвета контрастные друг к другу. Практика показывает, что правильнее предлагать пары цветов, а не знакомить ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу: активный - спокойный цвет, либо берутся цвета контрастные по отношению друг к другу. Сначала предлагаются простые для восприятия пары: красный - желтый, желтый - синий, затем - красный - синий, красный - зеленый. Наиболее трудной для восприятия является пара синий - зеленый. Выбор пар цветов для ознакомления - совершенно индивидуальный процесс и зависит от наличия у ребенка соответствующего сенсорного опыта. Например, если у ребенка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы окрашены в этот цвет, то правильнее начинать систематизировать сенсорный опыт по цветам, начиная именно с красного. При ознакомлении малыша с выбранной парой цветов параллельно проводится работа по вычленению определенного цвета. Как правило, это более активный в паре цвет. После того как ребенок усвоил принцип сортировки на два цвета (красный - желтый, желтый - синий, красный - синий), можно предложить ему сортировку на три цвета (красный, желтый, синий). К этому времени следует ввести пары: красный -зеленый, синий - зеленый. Как только ребенок начнет справляться с таким заданием, объем используемых цветов увеличивается до четырех: красный, желтый, синий, зеленый. Впоследствии, когда малыш усвоит принцип сортировки, ему можно предложить промежуточные цвета. Следует учитывать, что эти цвета часто воспринимаются ребенком не как самостоятельные цветовые тона, а как оттенки основных цветов. Поэтому знакомство с оттенками цветов надо проводить при сопоставлении их с основными (выполняемое действие — сортировка; принцип подачи цветов: «такой» -«не такой» по цвету, без называния самих цветов).
Работу над оттенками цветов целесообразнее проводить после 4 лет, потому что с этого возраста ребенок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота 1 Насыщенность - показатель отношения между хроматическим и ахроматическим компонентами, степень цветности; светлота указывает на относительное положение ахроматического компонента на шкале серого. Основные этапы работы Ознакомление Цель: выгленение определенного цвета на основе сопоставления объектов двух цветов. Закрепление Цель: сравнение, соотнесение объектов по цвету и выполнение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу). Проверка Цель: выявление умения определять цвет и называть его. Проводится в виде теста. Данные этапы прослеживаются в работе над любым цветом, но целесообразнее остановиться на работе с красным цветом и цветом в его паре. Ознакомление Ознакомление проводится по двум направлениям: • Пассивное. • Активное. Рассмотрим оба направления. • Пассивное ознакомление с красным цветом При пассивном ознакомлении ведущим в деятельности является взрослый. Он вычленяет красный цвет как особое свойство предметов и сообщает ребенку его название. При этом используются следующие приемы: а) специальный подбор предметов красного цвета в коробке, ящике, в части помещения (подобранные предметы должны быть разными и отличаться друг от друга текстурой, например, можно положить кусочки меха и ткани, перышко, бусы, пластмассовую игрушку, пуговицу, палочку и т.п.). Взрослый подводит ребенка к этим предметам и сообщает ему их цвет. В процессе ознакомления можно стимулировать внимание ребенка, предложив ему непродолжительное время поиграть с показанными предметами (например: подуть на пе- рышко и понаблюдать, как оно падает; одеть на шею бусы и посмотреть на себя в зеркало и т. д. — при этом обязательно называется цвет предмета); б) показ карточек с нарисованными на них предметами в) использование предметов красного цвета в разных ви • Активное ознакомление с красным цветом ребенка в деятельности и основывается на сопоставлении предметов по цвету. Взрослый показывает два предмета, желательно однотипных (например, 2 кубика или 2 пуговицы и т. п.), отличающихся только по цвету, и сообщает ребенку, что этот предмет (называет его) - красный, а этот - «другого цвета», не красный. Затем предлагает ребенку сравнить предметы по цвету, приложив их друг к другу. Подобное сравнение можно проводить несколько раз за одну игру. Наиболее эффективный вид работы по вычленению красного цвета — выбор предметов этого цвета. Закрепление На этом этапе ребенку предлагают следующие виды действий: • Сортировка по цвету. • Выбор предметов по образцу. • Сортировка предметов по цвету а) с ориентиром на поле-эталон; б) без ориентира на поле-эталон. В первом случае ребенку предлагается более простой вариант сортировки, так как поле-эталон позволяет осуществлять зрительную проверку правильности выполнения зада- ния. Для того чтобы малыш понял принцип сортировки, можно предложить ему вначале сортировать предметы с характерным для этого предмета цветом (например, дается задание разложить желтых цыплят и красных петушков в домики соответ Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|