Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ «Лесенка моторного развития»





Величина

• Выбор из двух предметов большего или меньшего.

• Раскладывание однородных предметов разной вели­
чины на две группы по принципу «такой - не такой».

• Выбор предметов одного размера из группы однород­
ных разновеликих предметов.

• Выбор из двух предметов одного равного третьему.

• Сортировка разнородных предметов по размеру.

• Оценка соотношения частей предмета по размеру.

• Выделение разных измерений предмета (длины, шири­
ны, высоты и др.).

• Закрепление эталона - выстраивание предметов в убы­
вающие (увеличивающиеся) ряды. Выполнение заданий по
словесной инструкции.

Величина предмета обычно устанавливается в зависимо­сти от места, занимаемого им в ряду однородных предме­тов. В качестве эталона величины выступает представление об отношениях по величине между предметами, обозначен­ных словами, указывающими на место предмета в ряду дру­гих (больший, меньший, самый большой). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от срав­нения 2-3 предметов к сравнению многих, образующих ряд величин (убывающий или увеличивающийся).

В работе используются одноцветная пирамидка с 3 коль­цами, 5 кольцами, матрешки (двухсоставная, трехсостав-ная), игрушки и фигуры разных размеров, картинки с изоб­ражением предметов разной величины, вкладыши с однородными предметами разной величины.

Приведенная ниже схема отражает поступенчатое знаком­ство ребенка с размерами на примере пирамидки:


Игры с Снятие Нанизы- Нанизы- Сборка Нанизы- Сборка
пира- колец вание вание пира- вание любой
мидкой   колец колец мидки колец 5 пира-
    одного двух из 3 ко- менее мидки
    размера контрас- лец раз- контрас-  
      тных ного тных  
      разме- размера разме-  
      ров   ров  

Форма

• Проталкивание предметов разной формы в соответству­
ющие отверстия (учет формы при выполнении элемен­
тарных действий).

• Выбор предметов по форме по принципу «такой - не та­
кой».

• Раскладывание предметов, резко отличающихся по форме.

• Раскладывание предметов, близких по форме.

• Выбор двух заданных форм при выборе из четырех.

• Задания на аналитическое восприятие формы.

Аналитическое восприятие формы предполагает умение разбить предмет на элементы, соответствующие тем или иным образцам, и определить их соотношение между собой.

Эталонами формы являются геометрические формы. Плоские фигуры являются более обобщенными по сравне­нию с объемными, они отражают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета - его контур. При обследовании формы дополнительно используется тактиль­ный анализатор.

Геометрические фигуры являются образцами, вокруг ко­торых объединяются предметы. Далее у этих предметов обо­значается форма - круглый, овальный и т. д.

Начинать знакомство ребенка с формами целесообразно с круга и квадрата, так как они отражают форму близких ребенку предметов (мяча, кубика).


 


Для детей, испытывающих трудности в знакомстве с формой, рекомендуется изучать формы в последовательно­сти, представленной в схеме веерного расширения.

На занятиях можно использовать игры «Геометрическое лото», домино «Предмет - форма», «Подбери фигуру к кон-гуру», «Подбери по форме разные предметы».

Цвет

• Выбор предметов одного цвета; последовательное озна­
комление ребенка с разнообразными цветами.

• Группировка предметов, разных по форме, размеру, назна­
чению, имеющих одинаковый цвет.

• Сортировка предметов двух и более цветов:

 

• контрастных;

• близких по цвету.

 

• Соединение слов-названий с конкретными цветами, при
этом у детей раннего возраста не требуется обязательное
запоминание названий цветов.

• Группировка и сортировка по цвету, представленному раз­
личными оттенками.

• Выделение и узнавание оттенков.

• Выполнение упражнений на аналитическое восприятие
цвета.

Основные этапы работы

Ознакомление

Цель: выделение определенного размера на основе сопос­тавления двух объектов.


2. Закрепление

Цель: сравнение, соотнесение объектов по размерам и вы­полнение определенных действий (наложения, прикладыва­ния, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер).

3. Проверка

Цель: выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводится в виде теста.

Рассмотрим каждый этап по отдельности. 1. Ознакомление

Работа по ознакомлению с большим и маленьким разме­рами строится на сопоставлении двух объектов:

а) предметов (бытовых: посуды, мебели, одежды и т. д.),
игрушек (машинок, кукол, кубиков и т. д.).

б) картинок.

Дети 2-4 лет с трудом воспринимают размеры предме­тов, изображаемых на картинках. Чтобы решить эту пробле­му, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их пу­тем наложения друг на друга (такие картинки называют «выпиловками»).

При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать слух и моторные ощу­щения. Например, при описании маленького предмета надо Называть его размер высоким голосом и складывать руки ло­дочкой (не рекомендуется складывать пальцы щепотью, т. к. 9то достаточно трудное движение для ребенка, и он не всегда Может его повторить). При ознакомлении с большим пред­метом размер подчеркивается низким голосом и разведени­ем рук. Знакомство ребенка с величиной может происходить Либо в процессе показа специалистом уже готовых разнове­ликих предметов, картинок (пассивное наблюдение), либо в Процессе активной деятельности: специальное рисование взрослым двух различающихся по размеру предметов (до-Мики для зверей, тарелочки, елочки и т. п.) и случайное изоб­ражение разновеликих одноименных предметов самим ре­бенком (например, кружочков, палочек и т. д.); в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов, стульев и т. д.


2.Закрепление

Закрепление представления ребенка о величине проводит­ся с помощью приемов сравнения и соотнесения разновели­ких предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки (груп­пировки).

Сравнение 2-х объектов

Ребенку предлагаются для сравнения как объемные пред­меты, так и плоскостные. При этом используются следую­щие приемы:

а) Прием наложения.

Как правило, этим приемом пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок -«выпиловок» или колечек от пирамидок). Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого.

б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии.

С помощью этого приема сравнивают объемные предме­ты, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что


выше, то и больше). Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький).

в) Прием вкладывания.

Этим приемом пользуются при сравнении разборных мат­решек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов.

При этом с ребенком отрабатываются следующие дей­ствия по инструкции: «возьми - поставь», «открой - зак­рой», «вложи - достань». Эти действия являются опорны­ми. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:


 

1. Последовательный показ всех выполняемых действий
взрослым (знакомство ребенка с разборкой - сборкой иг­
рушки).

2. Выполнение ребенком действий на основе устной ин­
струкции с одновременным показом со стороны взрослого
по принципу «Сделай, как я»:

 

• с использованием взрослым второй такой же игрушки
(параллельный показ);

• с использованием игрушки ребенка с пооперационным
показом выполняемых действий.

3. Выполнение ребенком действий только на основе уст­
ной инструкции:

• упрощенный вариант - с использованием жестов, по­
казывающих определенные движения;

• без жестов, с опорой только на слово.

4. Самостоятельная разборка - сборка игрушки ребенком.
Усложнение задания происходит:

• при уменьшении объема инструкции и предоставле­
нии ребенку большей самостоятельности;

• при выполнении в процессе разборки - сборки более
сложного движения (например, при открывании матрешки,
как правило, используется вращательный захват, но само дви­
жение направлено вверх без поворота; при игре с бочатами с
винтовой резьбой от ребенка требуется овладение не только
вращательным захватом, но и вращательным движением);

• при увеличении количества вкладываемых предметов;

• при уменьшении разницы в размерах вкладываемых
предметов.

Схема работы над формой

о

Вычленение формы (Ознакомление) Сопоставление, сравнение (Закрепление) Знание формы (Проверка)


Основные этапы работы

1. Ознакомление

Цель: выгленение конкретной формы из множества форм.

2. Закрепление

Цель: сопоставление, сравнение изучаемой формы с други­ми.

На первом уровне сравниваются значимо отличающие­ся друг от друга формы.

(Например: круг и квадрат, треугольник и овал и т. д.) На втором - сравниваются похожие формы. (Например: круг и овал, квадрат и прямоугольник.) Выполняемые действия: соотнесение, сортировка (группи­ровка) и выбор предметов определенной формы по образцу.

Проверка

Цель: выявление уровня сформированности у ребенка представлений о данной форме.

Проводится в виде теста.

Выполняемое действие: выбор по названию предметов изученной формы (в соответствии с нормативными требо­ваниями).

Для наибольшей эффективности работы по ознакомле­нию ребенка с формами и закреплению у него определен­ных представлений необходимо включать его в разные виды деятельности, подбирая соответствующие игры и игровые пособия. При этом ребенку предлагаются как объемные предметы (шарик, кубик, цилиндр), так и плоские.

Все вышеизложенное имеет место в работе над любой формой, но целесообразнее показать систему подачи мате­риала через работу над кругом.

Закрепление

Закрепление проводится по двум направлениям:

• Закрепление на основе игр, в процессе или результате ко­
торых образуется круг.

• Закрепление на основе игр, в процессе которых использу­
ются круглые предметы (как объемные, так и плоские).

Рассмотрим оба направления.

• Закрепление на основе игр, формообразующих круг

Закрепление проводится на разных видах деятельности, таких, как изобразительная, конструктивная деятельность, подвижные игры, развивающие игры.

ИЗО-деятельностъ

Рисование:

а) рисование круговыми движениями.


Шерстка для овечки

Ребенку можно предложить выполнить следующие зада­ния: «Нарисуй шерстку овечке, листву на дереве, волосы че­ловечку и т. д.».


Волосы у человечка

Для рисования желательно использовать разные мате­риалы, такие как краску, детский крем, мыльную пену, мел, карандаши, толстые фломастеры и т. д. Ребенок может ри­совать как кисточкой, так и пальцами. Ему предлагаются для работы разные по толщине кисточки, начиная с очень тонкой и кончая кисточкой типа помазка. Формат листа также должен быть разным. При этом ребенок может со­вершать от самых широких движений (движения всей руки) до самых мелких (движения кисти и пальцев);

б) рисование кругов.

• самостоятельными кругообразующими движениями.


Ребенку предлагаются такие задания, как «Консервируем помидоры (готовим компот из вишни, смородины и т. п.)», «Украшаем мамино платье», «Рисуем узор на коврике» и т. д.;

Консервируем помидоры



При неудачной попытке нарисовать кружок следует успо­коить ребенка и предложить нарисовать более ровный круг («причеши» кружок, а,то он получился «лохматым»).

Для стимуляции этого процесса можно превращать нари­сованные ребенком круги в разных животных (например, в ежика, рыбку, зайчика, кота, мышку и т. д.). Превращения желательно сопровождать стихами.

«Глазки,

ротик,

плавники,


Хвостик,

много чешуи.

Например:


 



Украшаем платье

Был у нас с тобою круг -

Рисуем узор на коврике

• рисование по трафарету.

Ребенку предлагается нарисовать круг по трафарету. Мож­но использовать трафарет с одним или несколькими круга­ми. Перед рисованием ребенок обводит эти круги указатель­ным пальцем. Во время работы внимание ребенка обращают на то, что трафарет надо придерживать рукой, чтобы он не скользил по бумаге, карандаш плотно прижимать к его краю.


 

вдруг»;

Получилась

рыбка • рисование по шаблону.

Работа по шаблону достаточно сложна для детей млад­шего дошкольного возраста, так как требует от них хороше-


го развития мелкой моторики; дополнительная сложность заключается в том, что рисуется круг не одним движением, а по меньшей мере двумя. Несмотря на вышеуказанные труд­ности, детям с опережением в развитии можно предложить этот вид работы.

• рисование цветовых пятен в виде кругов приемом при-макивания.

Для рисования используются тампоны круглой формы. Ребенок может изображать «опредмеченные» круги в виде «огоньков», «снежков», «следов на дорожке» и т. п.

«Мишка идет»

«Снежок падает»

Лепка: из пластилина и глины.

Ребенку предлагается лепить круговыми движениями шарики. Полученные при этом изделия могут называться по-разному, в зависимости от сюжета игры, например: конфет­ки, ягодки, колобки и т. д. Можно предложить ребенку пре­вратить шарик в круг («лепешку»), которая будет одним из элементов более сложного изделия, например, шляпкой грибка, донышком корзинки, крышей домика и т. д.

Аппликация:

Ребенку дается задание приклеить по кругу предметы, например: рыбок, мышек, кружочки, прямоугольники и т. д. Эту игру можно также сопровождать стихами. Например:


«На реке - камыши,

Расплясались там ерши.

Круг - побольше, •

Круг - поменьше,

Круг - совсем малыши» (Русская народная потешка).

Конструктивная деятельность:

а) выкладывание кругов из палочек, кирпичиков, мешоч­ков с наполнителями, строительство железной и шоссейной круговых дорог и т. д. Как ориентир можно использовать обруч;

б) выкладывание по кругу.

Ребенку можно предложить украсить круглый «тортик» горошком, посадить грибочки в круглое лукошко, постро-


           
   
     
 

ить круглый домик и т. п. Параллельно ребенок узнает, что значит выложить предметы друг за другом.

«Кругом, кругом, кругом, кругом, Положу я друг за другом Кирпичик за кирпичом -Так я строю круглый дом».

Развивающие игры:

Ребенку предлагается игра «Дроби». Задание состоит в том, что ребенку надо составить из разноцветных кусочков однотонные круги.


Подвижные игры:

Для формирования представлений о круге можно орга­низовать следующие игры: «Раздувайся, пузырь», «Хоро­вод», «Карусели» и т. п., в ходе которых дети учатся вста­вать в круг и двигаться по кругу.

Например, игры «Еле-еле, еле-еле» и «Выпал беленький снежок»:

Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, Карусель ос-та-но-ви-те. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. (Е. Тихеева)

Выпал беленький снежок, Соберемся мы в кружок. Снег, снег, белый снег Засыпает всех... Дети все на лыжи встали, Друг за другом побежали. Снег, снег, белый снег Кружит, падает на всех... Дети к вечеру устали И в кроватках задремали. Снег, снег, белый снег -Спят ребята крепче всех!

(А. Ануфриева)

• Закрепление на основе игр, в процессе которых используются круглые предметы

1) Закрепление происходит на основе соотнесения круглых предметов с кругом (по принципу «найди такой же формы»).

Работа проводится как с объемными, так и плоскими фор­мами.

• На объемных формах

Используются следующие дидактические пособия: «Ша-рикоброс» и «Кубикоброс». Для игры ребенку предлагается взять только шарики и сложить их в баночки. Методом проб и ошибок ребенок складывает, постепенно понимает, что шарики можно вкладывать только через круглое отверстие. В дальнейшем ребенок без предварительного примерива-ния, руководствуясь лишь оценкой «на глаз», будет соот­носить форму предметов и отверстий. При ознакомлении


с игровым материалом баночки желательно ставить на оп­ределенном месте. Например: «Шарикоброс» - слева, а «Ку-бикоброс» - справа. Впоследствии в процессе игры их надо несколько раз менять местами. Помимо вышеуказанных игр используется «Пазл с круглым и квадратным отверстиями» типа «Почтового ящика» (ребенку предлагают взять только круглый колпачок и играют так, как описано выше).

Пазл с круглым и квадратным отверстиями

• На плоских формах

Для игры используются рамки Монтессори (аналог дос­ки Сегена) со следующими геометрическими фигурами: кру­гом, квадратом, треугольником. На первом уровне все отвер­стия, кроме круглого, заклеиваются, и ребенку предлагается научиться вставлять круг в круг (вставь кружок в «домик»). На этом этапе в основном обращается внимание на развитие мелкой моторики. На следующем уровне открыты уже два «окошка»: круглое и квадратное, но ребенку дают только круг и просят найти для него нужное отверстие. Постепенно мож-


 

о
о

но увеличить количество используемых в игре кругов - «две­рок» (количество круглых отверстий соответственно увели­чится тоже), но ребенку дается все такое же задание: «Найди домик для кружка».

 

    о
О    

Усложнения


I


. При конструировании ребенку предлагается выложить кружки на нарисованные контуры так, чтобы получилась картинка. Вот примерные изображения предметов, которые можно складывать, используя круги:


О

ОО

Мишка


Цветочек

Цыпленок


2) Закрепление происходит на основе операции сравне­ния круга и других форм; выполняемые действия - сорти­ровка (группировка) и выбор круглых предметов по образцу.

• Для занятий с объемными формами ис­пользуются следующие дидактические игры: «Шарикоброс», «Кубикоброс», «Пазл с круглым и квадрат­ным отверстиями» для вкладывания шариков, круглых кол­пачков, кубиков. При этом отверстия в играх сделаны так, чтобы ребенок мог вставить шарики только в соответствую­щее круглое «окошко», а кубик в квадратное. Для игры дают предметы сразу двух форм (например, шарики и кубики) и предлагают рассортировать их по банкам, ориентируясь на форму отверстий.

Пирамидки с кольцами и квадратными брусками (по Е.И. Радиной)

Для формирования у ребенка умения группировать од­нородные предметы используются наборы шариков и куби­ков одного размера и цвета, пирамидки, состоящие из тол­стых колец и квадратных брусков (пособия Е.И. Радиной).


           
   
     
 
 
 


О о оп

• Игры с плоскими формами: рамки Монтес-сори, решетки с вкладышами (пособия Э.Г. Пилюгиной).

Круги и квадраты

Круги и овалы


На первом уровне ребенку предлагается сравнить силь­но отличающиеся фигуры (например, круг и квадрат, круг и треугольник) и вставить их в соответствующие «окошки». При этом внимание ребенка обращается на соответствие форм отверстий и вкладываемых фигур. На втором уровне сравниваются похожие фигуры, например, круг и овал. Не­обходимо, чтобы ребенок во время игры обводил рукой кон­тур фигур и места для их вкладывания. Это позволяет каче­ственно сопоставить, сравнить формы.

Работа с плоскими фигурами проводится с использова­нием рамок и без. Работа с рамками дает возможность ре­бенку контролировать себя, ориентируясь не только на зри­тельное, но и мышечное чувство.

Для упрощения восприятия фигур можно предложить рамки, окрашенные в разные цвета. Так, например, все кру­ги - красного цвета и «живут» в красном «домике», квадра­ты - желтого и «живут» в желтом «домике» и т. п.

Работу с рамками можно проводить, используя разные методические приемы, такие как «одушевление» фигур. На­пример: на раздаточных квадратиках нарисованы зайчики, а на кружках - лисички. Надо разложить всех зверей (фигур­ки) в соответствующие по форме окошки домика (игра «Кто где живет?»). В игре «Спрячь мышек, ежиков, уточек...» для привлечения внимания ребенка к отверстиям в домиках на их дно можно вложить, нарисовать либо приклеить изобра­жения разных предметов в зависимости от лексической темы занятия, а геометрические фигуры использовать в качестве дверок.

Сортировать фигуры можно и не используя рамки. Ребе­нок раскладывает фигуры, с помощью приема прикладыва­ния предметов к эталонам форм для установления их тожде­ства и различия (например: круги и квадраты выкладывает на полянки круглой и квадратной формы, ориентируясь толь­ко на зрительный анализатор). Впоследствии можно пред­ложить группировать предметы, сравнивая их между собой и раскладывая их на кучки. Для привлечения внимания к


I


данному виду работы можно «опредмечивать» фигуры (на­пример: круги - это печенье, квадраты - это сыр и т. п.), не забывая подчеркивать различие форм. Для стимуляции так­тильных ощущений можно предложить игру «Волшебный мешочек». Ребенок на ощупь выбирает предметы определен­ной формы. Например: для мишки надо достать яблочки (кру­жочки), для зайки - морковки (треугольники) и т. п.

Важное место в работе по закреплению материала зани­мает такой вид деятельности, как выбор предметов опреде­ленной формы, в данном случае - кругов. Выбор предметов может нести две функции:

• Выбор, как способ сортировки (группировки).

• Выбор, как способ проверки усвоения знаний ребенком.
Использование выбора в сортировке и группировке позво­
ляет ребенку правильно и быстро выполнить задание, что, в
свою очередь, стимулирует его познавательный интерес к игре,
повышает самооценку. Кроме этого, выбор помогает в разных
видах деятельности. Так, в конструктивной деятельности:
ребенку, чтобы сделать листву на деревце, надо выбрать толь­
ко круги (в раздаточный материал входят разные геометри­
ческие фигуры). В подвижных играх: чтобы не догнал мед­
ведь, надо спрятаться только в круглых домиках. Чтобы
машина поехала, ее надо починить: приделать колеса. Для это­
го нужно выбрать предметы только круглой формы.

3) Закрепление происходит с помощью использования кругов в играх, имеющих целью отработку других понятий. Например: в игре «Почини одеяло» ребенку предлагают на­ложить круглые заплатки в соответствии с цветом одеял и размером прорех.

Проверка

Проверка знания ребенком круга проводится на основе теста. Для того чтобы проверить, усвоил ли ребенок данный материал, ему предлагается дать из 4 предложенных пар фигур (1-я ступень: круги и квадраты; 2-я ступень: круги и овалы) только круги. При этом фигуры для теста в парах


 


должны отличаться по следующим параметрам. Они долж­ны быть:

а) разными и по цвету, и по размеру;

б) одинаковыми по цвету, но разными по размеру;

в) одинаковыми по размеру, но разными по цвету;

а)

б)

в)

О

г)

г) одинаковыми и по цвету, и по размеру.

Используемые в парах круги должны быть разными между собой, чтобы у ребенка не сформировался стереотип на конк­ретную фигуру. Необходимо менять круги местами с другими фигурами так, чтобы не было закономерности в их располо­жении. Ребенку даются две попытки; при этом, если ребенок в первой попытке выбрал все круги правильно, то считается, что данным материалом он владеет, если же ребенок допустил хотя бы одну ошибку, то результат определяется по второй попытке (безошибочный выбор - засчитывается положительно; если есть неверный ответ - результат отрицательный).


Формирование представления о цвете

Главной задачей в работе над формированием у ребенка представлений о цветах является последовательное ознаком­ление с ними, а также формирование у него эталонной сис­темы и постепенное развитие лексики словами-названиями цветов. От детей раннего и младшего дошкольного возраста не требуют обязательного запоминания названий цветов. Это обусловлено тем, что полное слияние слов-названий с эта­лонами происходит у малышей только к пяти годам. Следу­ет отметить, что по возрастным нормам ребенок к 3 годам должен знать и называть 4 основных цвета.

Какие же цвета и в какой последовательности предлагать ребенку на занятиях?

В первую очередь, надо остановиться на основных цве­тах: красном, желтом, синем, зеленом. Дополнительно мож­но дать черный и белый как цвета контрастные друг к другу.

Практика показывает, что правильнее предлагать пары цветов, а не знакомить ребенка сразу со всеми основными цветами. Пары подбираются по принципу: активный - спо­койный цвет, либо берутся цвета контрастные по отноше­нию друг к другу. Сначала предлагаются простые для вос­приятия пары: красный - желтый, желтый - синий, затем - красный - синий, красный - зеленый. Наиболее трудной для восприятия является пара синий - зеленый.

Выбор пар цветов для ознакомления - совершенно ин­дивидуальный процесс и зависит от наличия у ребенка со­ответствующего сенсорного опыта. Например, если у ребен­ка дома много предметов красного цвета или значимые для него предметы окрашены в этот цвет, то правильнее начи­нать систематизировать сенсорный опыт по цветам, начи­ная именно с красного.


При ознакомлении малыша с выбранной парой цветов па­раллельно проводится работа по вычленению определенного цвета. Как правило, это более активный в паре цвет. После того как ребенок усвоил принцип сортировки на два цвета (красный - желтый, желтый - синий, красный - синий), мож­но предложить ему сортировку на три цвета (красный, жел­тый, синий). К этому времени следует ввести пары: красный -зеленый, синий - зеленый. Как только ребенок начнет справ­ляться с таким заданием, объем используемых цветов увели­чивается до четырех: красный, желтый, синий, зеленый.

Впоследствии, когда малыш усвоит принцип сортировки, ему можно предложить промежуточные цвета. Следует учи­тывать, что эти цвета часто воспринимаются ребенком не как самостоятельные цветовые тона, а как оттенки основных цветов. Поэтому знакомство с оттенками цветов надо про­водить при сопоставлении их с основными (выполняемое действие — сортировка; принцип подачи цветов: «такой» -«не такой» по цвету, без называния самих цветов).

 

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦВЕТА
Красный Розовый, бордовый, малиновый
Желтый Оранжевый, лимонный
Синий Голубой, фиолетовый, сиреневый
Зеленый Салатный, изумрудный

Работу над оттенками цветов целесообразнее проводить после 4 лет, потому что с этого возраста ребенок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность

и светлота

1 Насыщенность - показатель отношения между хроматическим и ахроматическим компонентами, степень цветности; светлота указыва­ет на относительное положение ахроматического компонента на шкале серого.


Основные этапы работы

Ознакомление

Цель: выгленение определенного цвета на основе сопостав­ления объектов двух цветов.

Закрепление

Цель: сравнение, соотнесение объектов по цвету и выпол­нение определенных действий (сортировка, группировка по цвету и выбор по образцу).

Проверка

Цель: выявление умения определять цвет и называть его. Проводится в виде теста.

Данные этапы прослеживаются в работе над любым цве­том, но целесообразнее остановиться на работе с красным цветом и цветом в его паре.

Ознакомление

Ознакомление проводится по двум направлениям:

• Пассивное.

• Активное.

Рассмотрим оба направления.

• Пассивное ознакомление с красным цветом

При пассивном ознакомлении ведущим в деятельности является взрослый. Он вычленяет красный цвет как особое свойство предметов и сообщает ребенку его название. При этом используются следующие приемы:

а) специальный подбор предметов красного цвета в ко­робке, ящике, в части помещения (подобранные предметы должны быть разными и отличаться друг от друга тексту­рой, например, можно положить кусочки меха и ткани, пе­рышко, бусы, пластмассовую игрушку, пуговицу, палочку и т.п.). Взрослый подводит ребенка к этим предметам и сооб­щает ему их цвет.

В процессе ознакомления можно стимулировать внима­ние ребенка, предложив ему непродолжительное время по­играть с показанными предметами (например: подуть на пе-


рышко и понаблюдать, как оно падает; одеть на шею бусы и посмотреть на себя в зеркало и т. д. — при этом обязательно называется цвет предмета);

б) показ карточек с нарисованными на них предметами
красного цвета (можно использовать цветное лото «Шесть
картинок»);

в) использование предметов красного цвета в разных ви­
дах деятельности (например: ребенок кормит зайку красны­
ми морковками, рисует гуашью красного цвета, строит домик
из красных кирпичиков, нанизывает бусины или пуговицы
этого цвета, лепит, используя красный пластилин, и т. п.).

• Активное ознакомление с красным цветом
Этот вид ознакомления предполагает активное участие

ребенка в деятельности и основывается на сопоставлении предметов по цвету. Взрослый показывает два предмета, же­лательно однотипных (например, 2 кубика или 2 пуговицы и т. п.), отличающихся только по цвету, и сообщает ребенку, что этот предмет (называет его) - красный, а этот - «друго­го цвета», не красный. Затем предлагает ребенку сравнить предметы по цвету, приложив их друг к другу. Подобное срав­нение можно проводить несколько раз за одну игру. Наибо­лее эффективный вид работы по вычленению красного цве­та — выбор предметов этого цвета.

Закрепление

На этом этапе ребенку предлагают следующие виды дей­ствий:

• Сортировка по цвету.

• Выбор предметов по образцу.

• Сортировка предметов по цвету
Этот вид действий может выполняться:

а) с ориентиром на поле-эталон;

б) без ориентира на поле-эталон.

В первом случае ребенку предлагается более простой ва­риант сортировки, так как поле-эталон позволяет осуществ­лять зрительную проверку правильности выполнения зада-


ния. Для того чтобы малыш понял принцип сортировки, можно предложить ему вначале сортировать предметы с характерным для этого предмета цветом (например, дается задание разложить желтых цыплят и красных петушков в до­мики соответ







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.