|
Формирование представления о величинеГлавной задачей в работе над формированием представления о величине является ознакомление ребенка с размерами предметов и их параметрами: высотой, шириной, длиной (толщиной). Так как мир трехмерен, то обследуемый предмет характеризуется только тремя параметрами. Выбор их зависит от расположения данного предмета в пространстве. Например, лежащий кирпичик имеет длину, ширину и толщину; если мы его поставим вертикально, то его характеристики будут другими: ширина, толщина и высота. Ознакомление детей раннего и младшего дошкольного возраста с величиной, в первую очередь, касается работы над размерами предметов, которая проводится на основе сопоставления 2-х объектов: а) однотипных (например, сравниваются только куклы). б) различных (как правило, сравниваются предметы из По возрастными нормам ребенок к 3 годам должен различать и называть три размера: большой, маленький и средний (методом исключения). Основные этапы работы Ознакомление Цель: выделение определенного размера на основе сопоставления двух объектов. 2. Закрепление Цель: сравнение, соотнесение объектов по размерам и выполнение определенных действий (наложения, прикладывания, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер). 3. Проверка Цель: выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводится в виде теста. Рассмотрим каждый этап по отдельности. 1. Ознакомление Работа по ознакомлению с большим и маленьким размерами строится на сопоставлении двух объектов: а) предметов (бытовых: посуды, мебели, одежды и т. д.), б) картинок. Дети 2-4 лет с трудом воспринимают размеры предметов, изображаемых на картинках. Чтобы решить эту проблему, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их путем наложения друг на друга (такие картинки называют «выпиловками»). При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать слух и моторные ощущения. Например, при описании маленького предмета надо Называть его размер высоким голосом и складывать руки лодочкой (не рекомендуется складывать пальцы щепотью, т. к. 9то достаточно трудное движение для ребенка, и он не всегда Может его повторить). При ознакомлении с большим предметом размер подчеркивается низким голосом и разведением рук. Знакомство ребенка с величиной может происходить Либо в процессе показа специалистом уже готовых разновеликих предметов, картинок (пассивное наблюдение), либо в Процессе активной деятельности: специальное рисование взрослым двух различающихся по размеру предметов (до-Мики для зверей, тарелочки, елочки и т. п.) и случайное изображение разновеликих одноименных предметов самим ребенком (например, кружочков, палочек и т. д.); в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов, стульев и т. д. 2.Закрепление Закрепление представления ребенка о величине проводится с помощью приемов сравнения и соотнесения разновеликих предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки (группировки). Сравнение 2-х объектов Ребенку предлагаются для сравнения как объемные предметы, так и плоскостные. При этом используются следующие приемы: а) Прием наложения. Как правило, этим приемом пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок -«выпиловок» или колечек от пирамидок). Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого. б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии. С помощью этого приема сравнивают объемные предметы, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что выше, то и больше). Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький). в) Прием вкладывания. Этим приемом пользуются при сравнении разборных матрешек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов. При этом с ребенком отрабатываются следующие действия по инструкции: «возьми - поставь», «открой - закрой», «вложи - достань». Эти действия являются опорными. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:
1. Последовательный показ всех выполняемых действий 2. Выполнение ребенком действий на основе устной ин
• с использованием взрослым второй такой же игрушки • с использованием игрушки ребенка с пооперационным 3. Выполнение ребенком действий только на основе уст • упрощенный вариант - с использованием жестов, по • без жестов, с опорой только на слово. 4. Самостоятельная разборка - сборка игрушки ребенком. • при уменьшении объема инструкции и предоставле • при выполнении в процессе разборки - сборки более • при увеличении количества вкладываемых предметов; • при уменьшении разницы в размерах вкладываемых ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|