Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Формирование представления о величине





Главной задачей в работе над формированием представ­ления о величине является ознакомление ребенка с разме­рами предметов и их параметрами: высотой, шириной, дли­ной (толщиной). Так как мир трехмерен, то обследуемый предмет характеризуется только тремя параметрами. Выбор их зависит от расположения данного предмета в простран­стве. Например, лежащий кирпичик имеет длину, ширину и толщину; если мы его поставим вертикально, то его ха­рактеристики будут другими: ширина, толщина и высота. Ознакомление детей раннего и младшего дошкольного воз­раста с величиной, в первую очередь, касается работы над размерами предметов, которая проводится на основе сопо­ставления 2-х объектов:

а) однотипных (например, сравниваются только куклы).

б) различных (как правило, сравниваются предметы из
одного множества, например: кружка и чашка, круг и квад­
рат). Сравнение разных предметов чаще используется при
сопоставлении их относительно какого-либо одного пара­
метра (например, спрашивается, что выше: дерево или куст;
что уже: дорога или тропинка; что длиннее: лента или ли­
нейка; что толще: палка или карандаш).

По возрастными нормам ребенок к 3 годам должен раз­личать и называть три размера: большой, маленький и сред­ний (методом исключения).

Основные этапы работы

Ознакомление

Цель: выделение определенного размера на основе сопос­тавления двух объектов.


2. Закрепление

Цель: сравнение, соотнесение объектов по размерам и вы­полнение определенных действий (наложения, прикладыва­ния, вкладывания и выбора с ориентировкой на размер).

3. Проверка

Цель: выявление умения различать объекты по размерам с ориентиром на слово. Проводится в виде теста.

Рассмотрим каждый этап по отдельности. 1. Ознакомление

Работа по ознакомлению с большим и маленьким разме­рами строится на сопоставлении двух объектов:

а) предметов (бытовых: посуды, мебели, одежды и т. д.),
игрушек (машинок, кукол, кубиков и т. д.).

б) картинок.

Дети 2-4 лет с трудом воспринимают размеры предме­тов, изображаемых на картинках. Чтобы решить эту пробле­му, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их пу­тем наложения друг на друга (такие картинки называют «выпиловками»).

При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать слух и моторные ощу­щения. Например, при описании маленького предмета надо Называть его размер высоким голосом и складывать руки ло­дочкой (не рекомендуется складывать пальцы щепотью, т. к. 9то достаточно трудное движение для ребенка, и он не всегда Может его повторить). При ознакомлении с большим пред­метом размер подчеркивается низким голосом и разведени­ем рук. Знакомство ребенка с величиной может происходить Либо в процессе показа специалистом уже готовых разнове­ликих предметов, картинок (пассивное наблюдение), либо в Процессе активной деятельности: специальное рисование взрослым двух различающихся по размеру предметов (до-Мики для зверей, тарелочки, елочки и т. п.) и случайное изоб­ражение разновеликих одноименных предметов самим ре­бенком (например, кружочков, палочек и т. д.); в процессе конструктивной деятельности: строительство различных по величине столов, стульев и т. д.


2.Закрепление

Закрепление представления ребенка о величине проводит­ся с помощью приемов сравнения и соотнесения разновели­ких предметов друг с другом, а также с помощью приема выбора предметов по размеру, как способа сортировки (груп­пировки).

Сравнение 2-х объектов

Ребенку предлагаются для сравнения как объемные пред­меты, так и плоскостные. При этом используются следую­щие приемы:

а) Прием наложения.

Как правило, этим приемом пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок -«выпиловок» или колечек от пирамидок). Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого.

б) Прием прикладывания с уравниванием предметов по одной линии.

С помощью этого приема сравнивают объемные предме­ты, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что


выше, то и больше). Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький).

в) Прием вкладывания.

Этим приемом пользуются при сравнении разборных мат­решек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов.

При этом с ребенком отрабатываются следующие дей­ствия по инструкции: «возьми - поставь», «открой - зак­рой», «вложи - достань». Эти действия являются опорны­ми. Работа с данным видом игрушек строится по следующему плану:


 

1. Последовательный показ всех выполняемых действий
взрослым (знакомство ребенка с разборкой - сборкой иг­
рушки).

2. Выполнение ребенком действий на основе устной ин­
струкции с одновременным показом со стороны взрослого
по принципу «Сделай, как я»:

 

• с использованием взрослым второй такой же игрушки
(параллельный показ);

• с использованием игрушки ребенка с пооперационным
показом выполняемых действий.

3. Выполнение ребенком действий только на основе уст­
ной инструкции:

• упрощенный вариант - с использованием жестов, по­
казывающих определенные движения;

• без жестов, с опорой только на слово.

4. Самостоятельная разборка - сборка игрушки ребенком.
Усложнение задания происходит:

• при уменьшении объема инструкции и предоставле­
нии ребенку большей самостоятельности;

• при выполнении в процессе разборки - сборки более
сложного движения (например, при открывании матрешки,
как правило, используется вращательный захват, но само дви­
жение направлено вверх без поворота; при игре с бочатами с
винтовой резьбой от ребенка требуется овладение не только
вращательным захватом, но и вращательным движением);

• при увеличении количества вкладываемых предметов;

• при уменьшении разницы в размерах вкладываемых
предметов.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.