|
Качества автомобильной дороги
Автомобильные дороги как транспортные сооружения работают при постоянном воздействии природно-климатических факторов и движения транспортных средств. Наиболее значительно изменяются транспортно-эксплуатационные качества дорог по сезонам года. В зимний период решающее влияние на условия движения оказывают снежные заносы, гололед, туман, низкая температура, короткая продолжительность светлого времени суток. Близкими по влиянию на транспортно-эксплуатационные качества дорог являются осенний и весенний периоды. Для осеннего периода характерно переувлажнение земляного полотна и дорожной одежды, появление кратковременного гололеда, большое количество осадков, туман. В этот период значительно загрязняется проезжая часть, что приводит к резкому снижению коэффициента сцепления шины колеса с дорожным покрытием, разрушаются обочины, уменьшается эффективная ширина проезжей части. Весенний период характерен резкими колебаниями температуры в течение суток и резкими переходами от сухой погоды к дождливой. В это время в связи с переувлажнением низа дорожной одежды снижается ее несущая способность, что требует ограничения движения тяжелых автомобилей. Продолжительность разных сезонов года значительно меняется на территории России. Продолжительность зимнего периода колеблется от нескольких суток до 260 и более. Продолжительность весеннего периода колеблется от 30 до 120-125 суток. Осенний период примерно в 2 раза длительнее весеннего и колеблется от 65-70 до 110-120 суток. Особенно подвержены влиянию разных природных факторов автомобильные дороги, проходящие в сложных условиях рельефа местности. На дорогах, проходящих в горной местности, часто возникают туманы, обвалы, снежные лавины, селевые потоки. Это вызывает необходимость разработки специальных мероприятий по обеспечению возможности проезда по дорогам с учетом неблагоприятных природных явлений. Для этого строят снегозащитные галереи, селедуки, проектируют поперечный профиль дороги, при котором обеспечивается наибольшая устойчивость земляного полотна. Характерным является резкое колебание температуры, приводящее к разрушению дорожного покрытия. Попадание и замерзание воды в образовавшиеся трещины приводит к еще большему разрушению дорожного покрытия. Для дорог, проходящих в равнинных районах, неблагоприятными являются осенний и весенний периоды, особенно для участков с высоким уровнем грунтовых вод. К существенному снижению транспортно-эксплуатационных качеств приводит уменьшение расстояния видимости в тумане и при интенсивном пылеобразовании в сухой период года. Происходит снижение скоростей движения, возрастание числа дорожно-транспортных происшествий. Состояние дорожного покрытия в течение года меняется следующим образом: сухим покрытие бывает 67,9 %, мокрым - 17 1 % снежным накатанным - 8,2%, обледенелым - 6,8 % времени. Транспортно-эксплуатационные характеристики дорог в зимний период во многом зависят от качества проведения работ по их содержанию. В большинстве случаев для этого периода наиболее характерны потеря четкого очертания земляного полотна, изменение размеров поперечного профиля проезжей части, сужение проезжей части на мостах и около близкорасположенных к проезжей части препятствий вследствие неполного удаления снега. Наличие снегозаносимых участков на дороге существенно ухудшает транспортно-эксплуатационные качества всей автомобильной дороги. На региональных дорогах протяженность снегозаносимых участков составляет 84 % общей протяженности дорог. В зимний период эффективно используемая ширина проезжей части составляет 6...6,6 м на двухполосных дорогах с покрытием шириной 7 м; 8,7 м на трехполосных дорогах с покрытием шириной 11,5 м; 5,5...6,5м для одного направления с проезжей частью шириной 7 м на четырехполосных дорогах с разделительной полосой. В то же время на отдельных участках дорог в зимний период условия движения лучше, чем в летний период. Так, зимой «дикие» съезды и часть примыканий не используются, а летом и осенью с них заносится на дорогу грязь. При хорошей погоде и хорошем содержании дороги скорость движения зимой незначительно отличается от скорости движения в летний период. Модальная скорость потока близка к 40 км/ч. В зимний период отмечается резкое разделение транспортного потока на медленно- и быстродвижущиеся автомобили. Этим объясняется появление резко выраженной двухвершинной кривой распределения скорости движения. В табл. 4.5 приведены данные о скоростях движе ния в осенний, весенний и летний периоды года на отдельных участках дорог.
Таблица 4.5
Примечание. В числителе приведены скорости легковых автомобилей, в знаменателе - грузовых.
Существенное снижение скоростей движения наблюдается при ухудшении условий видимости, уменьшении сцепления шины колеса с дорожным покрытием и изменении геометрических характеристик дороги, например уменьшении эффективной ширины проезжей части вследствие образования снежных и ледяных отложений на прикромочных полосах и неполной очистки при снегоуборке. Отмечено снижение скоростей 50, 85 и 95%-ной обеспеченности зимой на 25...30 % (рис. 4.24). Скорость 85%-ной обеспеченности на прямолинейном горизонтальном участке при мокром дорожном покрытии снижается на 10 %, при снежном накатанном - на 22 и при частично обледенелом - на 36 %. На изменение условий движения в разные периоды года указывает также изменение зависимости интенсивность движения - плотность транспортного потока (рис. 4.25). Изменение расстояния метеорологической видимости приводит к изменению скорости движения: при видимости 100 м (интенсивный снегопад) скорость снижается на 49 %, при видимости 200 м - на 29 %. Для расчета скорости движения в условиях разной метеорологической видимости рекомендуется зависимость
(4.21)
где υ0 - скорость транспортного потока при видимости 50 м, υ0 = 14 км/ч; S - метеорологическая видимость, м; a, b - коэффициенты, для определения средней скорости a = 306; b = 1,8; Рис. 4.24. Зависимость скорости свободного движения транспортных средств от ширины проезжей части в зимних условиях:
1 - 50%-ной обеспеченности; 2 - 85%-ной обеспеченности; 3 - 95%-ной обеспеченности
Рис. 4.25. Основная диаграмма транспортного потока для реальных условий движения:
1 - сухое шероховатое покрытие; 2 - мокрое шероховатое покрытие; 3 - проезжая часть частично покрыта льдом; 4 - снежный накат; 5 - гололед; цифры на прямых - скорость движения, км/ч
для определения скорости движения 95%-ной обеспеченности a = 223; b = 1,82. В разные периоды года существенно меняется число дорожно-транспортных происшествий и их тяжесть - оказывает влияние изменение состояния дорожного покрытия, условий видимости, погодных условий, продолжительность светлого времени суток. В ряде стран, где интенсивность движения мало меняется в течение года, наибольшая аварийность наблюдается в осенне-зимний период. Половина столкновений и опрокидываний происходит при неблагоприятных погодных условиях. Погодные условия и состояние дорог влияют на тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий. Как правило, тяжесть дорожно-транспортных происшествий осенью и весной выше, чем летом, зимой - несколько ниже из-за наличия снега и более низких скоростей движения. Максимальное число погибших на каждые 100 дорожно-транспортных происшествий отмечается в России в октябре - ноябре и марте. Все эти закономерности необходимо учитывать при разработке мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств дороги.
Контрольные вопросы
1. Что такое надежность автомобильной дороги? 2. Что понимается под отказом дорожной одежды? 3. Что понимается под проезжаемостью дороги? 4. На что влияет ровность дорожного покрытия? 5. Какие приборы применяют для определения ровности дорожного покрытия? 6. Как измеряется ровность дорожного покрытия рейками? 7. Как измеряется ровность дорожного покрытия толчкомерами? 8. Как устроены и работают наиболее распространенные толчкомеры? 9. Как оценивают состояние дорожного покрытия по ровности? 10. Как влияет ровность дорожного покрытия на скорость движения автомобиля? 11. Как влияет ровность дорожного покрытия на аварийность? 12. Как влияет ровность дорожного покрытия на себестоимость автомобильных перевозок? 13. Что является критерием скользкости дорожного покрытия? 14. Какими портативными приборами измеряют коэффициент продольного сцепления? 15. Как определяется коэффициент продольного сцепления с помощью динамометрических тележек? 16. Как определяется коэффициент продольного сцепления методом тормозного пути? 17. Как оценить состояние дорожного покрытия по сцепным качествам? 18. Какими параметрами характеризуется шероховатость дорожного покрытия? 19. Какие методы и приборы применяют для измерения параметров шероховатости? 20. На что влияет шероховатость дорожного покрытия? 21. Какое влияние оказывают природно-климатические факторы на транспортные качества дороги?
ГЛАВА 5
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|