|
Структура языка Турбо-ПаскальАлфавит языка Турбо-Паскаль (набор используемых символов) включает буквы латинского алфавита: от a до z и от A до Z, арабские цифры: от 0 до 9, специальные символы: _ + - * / =,.:; < > () [ ] { } ^ @ $ #, пробел “_” и управляющие символы с кодами от #0 до #31. Используются также служебные (зарезервированные) слова, например: absolute, and, array, begin, case, const, constructor, destructor, div, do, downto, else, end, external, file, for, forward, function, goto, if, implementation, in, inline, interface, interrupt, label, mod, nil, not, object, of, or, packed, procedure, program, record, repeat, set, shl, shr, string, then, to, type, unit, until, uses, var, vertual, while, with, xor и другие.
При написании программы применяются: константы -данные, значения которых не изменяются в программе; переменные - данные, могущие изменяться при выполнении программы; выражения -константы, переменные и обращения к функциям, соединенные знаками операций; операторы - специальные символы и слова, выполняющие действия; функции, процедуры и модули - отдельные программные блоки, имеющие имена и подключаемые к основной программе.
Для обозначения имен констант, переменных, функций, процедур и модулей используются буквы и цифры, входящие в алфавит языка, и знак подчеркивания " _ ". Имена начинаются с буквы или знака подчеркивания " _ "и содержат до 63 значащих символов. Символ пробела в имени не допускается. Эти имена принято называть идентификаторами. Различие прописных и строчных букв в идентификаторах компилятором Турбо-Паскаля не учитывается. Идентификаторы отделяются друг от друга пробелами и специальными знаками. Примеры записи идентификаторов: Alfa, C, X_max, Y_min, Sin, Cos, _10_A. Специальные знаки: Примеры: := - присвоение значения (x:= 0. 1; c:= Cos(x); d:= c;), = - описание значений констант, (Const n= 1; m= 200;), назначение типа (Type M = array [N.. M] of integer;), ; - конец оператора (b:= 5; goto M1; begin end;), : - описание типа переменой, (Var b, c, d: real; i, j, k: integer;), задание меток операторов (M1: c:=sin(x);), , - перечисление идентификаторов при описании (Uses CRT, DOS;), .. - задание интервала, диапазона (a: array [1.. 100] of real;), () - группировка арифметических выражений (y:= b/(c+d);), аргументов функций, процедур и т. п. (y:=Sin(x);), [] - границы массива, обозначение элемента массива (a[1]:=22;), {} - комментарии ({комментарии транслятором не обрабатываются}), ' - обозначение символьных и строковых констант (с:='!';S:='Cи';), # - обозначение символа с указанием номера кода ASCII (c:=#33;), $ - обозначение шестнадцатеричных констант (i:=$FF;), @ - обозначение адреса переменной (yx:=@x;) { yx - адрес ячейки в ОЗУ со значением переменной "x" }, ^ - обозначение типа ссылка, (Var yx: ^real;), а также значения переменной типа ссылка (yx^:= 0. 1;), + - / * - знаки математических операций, = <> > < <= >= - знаки операций сравнения.
Типы переменных Типы переменных, используемых в Турбо-Паскале, приводятся в таблице. Некоторые типы объединены в группы: структурированные, простые типы.
Структурированные типы Простые типы Строковый тип
Массивы Вещественные Указатели и ссылки Записи Порядковые Процедурные Множества Целый тип типы Логический тип Файловые типы Символьный тип Объекты Перечислимый тип Тип-диапазон
Используются стандартные имена типов, либо имя типа задается в разделе описания программы, например: TYPE A = array [ 1.. 1000 ] of real; Тип переменной объявляется после служебного слова VAR, например:
VAR a1, a2: A; { массивы из 1000 элементов вещественных чисел типа "A" }
Если не использовать служебное слово TYPE, то можно записать:
VAR a1, a2: array [ 1.. 1000 ] of real;
Рассмотрим подробнее описание некоторых стандартных типов и допустимые диапазоны изменения значений переменных.
Вещественные типы Примеры описания: Наименование размер кол. диапазон VAR c, d, e: real; типа (байт) цифр значений d1, d2: double; Single 4 7..8 10 (-45..+38) Примеры присвоения значения: Real 6 11..12 10 (-39..+38) с:= -125. 6; e:= 10; Double 8 15..16 10 (-324..+308) d:= 1. e02; {или} d:= 100.; Extended 10 19..20 10 (-4951..+4932) d1:= 1.2e-257; { 1.2*10-257} Comp 8 19..20 -263 +1..+263 -1 Comp - число без дробной части и без точки. Примечание: типы Single, Double, Extended работают при подключении сопроцессора, в том числе при эмуляции сопроцессора. Для этого в меню Options, Compiler установить Numeric processing: [X] 8087/80287, а также [X] Emulation, либо в начале программы установить режим компиляции {$N+}.
Порядковые типы имеют конечное число возможных значений.
Целые типы
Наименование размер диапазон Примеры описания: типа (байт) значений VAR i, j, k: byte; h, m, n: integer; Byte 1 0..255 l1, l2, l3: longint; Shortint 1 -121..+127 Word 2 0..65535 Примеры присвоения значения: Integer 2 -32761..+32767 i:= 222; j:= 10; m:= -23000; Longint 4 -2147483641.. l1:= 280000; +2147483647 h:= $A7; (шестнадцатеричный формат числа 10*16+7)
Логический тип Переменные логического типа могут принимать значения: False (ложно) или True (верно).
Примеры описания: VAR b1, b2, b3, b4: boolean; Примеры присвоения значения: b1:= True; b2:= False; b3:= not b1; {или} b3:= False; b4:= b1; Символьный тип
Переменные символьного типа могут принимать значения одного из символов с кодами от #0 до #255, т. е. допускаются буквы русского алфавита и символы псевдографики. Символы с кодами от #0 до #31 (управляющие) в тексте воспринимаются как пробел, а в операторах вывода как символ или команда.
Примеры описания: VAR с, ch, e: char;
Примеры присвоения значения: c:= '!'; c:= #33; { символ "!" задается значением кода } ch:= #13; { код клавиши Enter } e:= #27; { код клавиши Esc } Примеры вывода: Write(с); { выводится символ "! " } Write(ch); { команда перевода курсора на новую строчку } Write(е); { выводится специальный символ, соответствующий коду #27 }
Строковый тип Переменная строкового типа задается набором символов, заключенных в кавычки. Примеры описания: VAR s: string[25]; s1: string; { длина переменной s может изменяться от 1 до 25 символов } { длина переменной s1 не указывается, наибольшее число символов равно 255 }
Примеры присвоения значения: s:= 'Привет'; s1:= 'Hello';
Массив
Массив - упорядоченные данные одного типа, состоящие из переменных (элементов массива). Элементы массива имеют свой порядковый номер (индекс) и значение. Значение присваивается отдельно каждому элементу массива, либо сразу всем элементам массива (копирование одного массива в другой в случае массивов одинакового типа). Массив может быть многомерным (без ограничения), но занимать не более 65520 байт. Примеры описания:
VAR M1: array[1..200] of integer; A1: array[100..200] of real; ch1: array['A'..'Z'] of char; ch2: array[0..255] of char;
{ М1, A1 - одномерные массивы целых и вещественных чисел } { сh1, ch2 - одномерные массивы символов } Примеры присвоения значения:
M1[1]:=5; M1[2]:=8; M1[3]:= M1[1]; M1[100]:=32; A1[101]:=0.2; A1[102]:=2.31; ch1['B']:='C'; ch2[1]:='!'
Тип-диапазон и перечислимый тип задаются программистом. Примеры описания: TYPE Date_M= 1..31; Rush_b= 'А..Я'; Lat_b= 'A..Z'; {тип диапазон} Otmetka= (2,3,4,5);Ball= (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10); {перечислимый тип}
VAR t1,t2:Date_M; c1:Ruch_b; s1:Lat_b; a1,a2:Otmetka; b:Ball; Примеры присвоения значения: t1:= 10; c1:= 'Л'; s1:= 'F'; a1:=5; b:= 8;
Файлы
Файл - именованная область внешней памяти ЭВМ, содержащая различные данные. Длина файла ограничена доступной дисковой памятью. Файлы могут быть текстовые, типизированные и нетипизированные. Рассмотрим описание текстовых файлов, хранящих информацию в виде строк переменной длины с последовательным доступом к данным.
Примеры описания: VAR f1, f2: text;
Примеры присвоения значения: Assign(f1, 'file1. in'); Assign(f2, 'C:\ PASCAL\ WORK\ file2. out'); Оператор Assign присваивает файловой переменной имя файла на диске. Файл file1. in содержится в текущем каталоге. Для файла file2. out указывается дорожка DOS.
Записи
Записи - вводимый программистом тип, определяемый как структура данных разного типа, содержащая названия полей с указанием их типов, расположенных между служебными словами Record и End.
Примеры описания: Type Sity = Record Name_G: String[20]; { название города } Numb_G: LongInt; { число жителей } Stol_G: Boolean; { Столица (Да, Нет) } Shir, Dol: Real { Координаты: широта, долгота } End; Var St1, St2, St3: Sity; { Переменные типа запись } Примеры присвоения значения:
St1. Name_G:= 'Уфа'; St1. Numb_G:=1200000; {Отдельным полям переменной St1 } St2. Name_G:= 'Москва'; St2. Numb_G:=8200000; St3:= St1; { Всем полям переменной St3 } Переменные типа запись могут обозначаться с помощью оператора присоединения: WITH "имя переменной" DO "оператор"; Например: With St1 do Begin Name_G:= 'Уфа'; Stol_g:= True; Readln(Shir, Dol); z:= Numb_G - St2. Numb_G; Writeln(Name_G:5, Numb_G:10) end; Практическое задание N 1. 1
1) Создайте три файла с именами f1. pas, f2. pas, File_1. pas. Запишите в первый файл структуру программы, приведенную ниже. Скопируйте текст файла f1. pas в окно с файлом f2. pas. В файле f2. pas исключите разделы с процедурами и функциями. В файл File_1. pas скопируйте разделы с процедурами и функциями из файла f1. pas. В файле f1. pas уберите подключение файла File_1. pas. Откомпилируйте файлы f1. pas и f2. pas.
Структура программы
Структура программы на языке Турбо-Паскаль имеет вид:
Program NAME; { Заголовок программы - не обязательный оператор } { NAME - имя программы } { Раздел описания } {$N+} { Режим компиляции для расчетов с подключением сопроцессора }
Uses CRT, DOS, GRAPH; { Подключение библиотек CRT, DOS, GRAPH }
Label L1, L2, L3; { Список используемых в программе меток L1, L2, L3 }
Const C=10; { Задание значений констант, используемых в программе } B=0. 15; Y=True; { С- целое число, В- вещественное число } F='Фамилия'; { Y- Логическая константа, F- Символьная строка }
Type M= array[1.. 100] of integer; {Описание типов введенных программистом }
Var { Описание переменных } m1, m2: M; { m1, m2 - массивы целых чисел (типа М) } a1: array [ 1.. 100 ] of real; { а1 - массив вещественных чисел } ch: array [ 1.. 200 ] of char; { ch - массив символов } ch1, ch2: char; { ch1, ch2 - символьные переменные } s: string[79]; { s - строка до 79 символов } a, d, x: real; { a, d, x - вещественные переменные } yes, no: boolean; { yes, no - переменные логического типа } f1, f2: text; { переменные для описания текстовых файлов } { -------------------------------------------------------------- } Procedure NAME_1(Parm1:Real; Var Parm2:Real); { Заголовок процедуры } { NME_1 - имя процедуры, Parm1, Parm2 - параметры } { Раздел описания } BEGIN { Раздел выполнения } END; { -------------------------------------------------------------- } Function FUN_1(Parm3, Parm4: Real): Real; { Заголовок функции } { FUN_1 - имя функции, Parm3, Parm4 - параметры } { Раздел описания } BEGIN { Раздел выполнения } END; { -------------------------------------------------------------- } { $I File_1. pas } { Подключение файла File_1. pas с дополнительными функциями и процедурами } { -------------------------------------------------------------- } BEGIN { Начало выполнения программы } { Раздел выполнения } END. { Конец выполнения программы }
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|