Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Минилексикон: прибыль, источники образования прибыли, прибыль по текущей деятельности, прибыль по инвестиционной деятельности, прибыль по финансовой деятельности, рентабельность, рентабельность продаж, рентабельность вложенного и собственного капитала, минимальная рентабельность, маржинальный анализ прибыли, методы прогнозирования и планирования прибыли.

 

Сущность, виды и источники образования прибыли в торговле.Прибыль является дискуссионной категорией. Споры о ее экономической природе идут уже более трех веков, но теория прибыли все еще остается незавершенной и противоречивой, что, естественно, не может не отражаться на управлении экономикой. В учебном пособии «Экономика предприятия» под ред. Л.Н. Нехорошевой дается следующая трактовка этого понятия: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе этой деятельности».

В социально ориентированной рыночной экономике прибыль является главной целью предпринимательской деятельности, служит показателем ее оценки, представляет один из источников формирования финансовых ресурсов организации, доходов государственного бюджета, удовлетворения социальных потребностей трудового коллектива и общества, выступает защитным механизмом от угрозы банкротства, неразрывно связана с эффективностью хозяйственной деятельности и возрастающей рыночной стоимостью организации.

Как экономическая категория прибыль в торговле (торговая прибыль) означает денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников отрасли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства и передаваемого в торговлю через систему торговых надбавок и скидок. С этих позиций она выполняет три основные функции: а) оценочную; б) распределительную; в) стимулирующую.



Как экономический показатель прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами торговых организаций. Прибыль ─ сложный расчетный показатель, значение которого получается в результате последовательного вычитания очередного вида расходов из общей суммы доходов. Это обусловливает множественность видов и показателей прибыли:

1) прибыль от реализации товаров;

2) прибыль от текущей деятельности;

2) прибыль от инвестиционной деятельности;

3) прибыль от финансовой деятельности;

4) прибыль до налогообложения (итоговая, общая прибыль, ранее ─ балансовая);

5) льготируемая прибыль;

6) налогооблагаемая прибыль;

7) чистая прибыль;

8) номинальная прибыль;

9) реальная прибыль;

10) экономическая прибыль;

11) бухгалтерская прибыль;

10) минимально необходимая прибыль;

11) целевая прибыль;

12) недополученная прибыль и др.

Общим условием для всех понятий прибыли является превышение доходов над расходами. Если доходы оказались меньше расходов, эта разница представляет собой убыток, полученный предприятием за соответствующий период.

В качестве источников образованияприбыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности торговых организаций выделяют доходы от реализации товаров (продукции, работ, услуг), инвестиционной и финансовой деятельности.

В большинстве торговых организаций сегодня более ¾ всей прибыли от хозяйственной деятельности образуется за счет реализации товаров, т.е. за счет основной функции торговой организации.

 

Понятие рентабельности и методы ее измерения. В отличие от прибыли, показывающей эффект предпринимательской деятельности, рентабельность характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность – это относительный показатель, отражающий степень доходности, прибыльности организации. Она имеет большое значение для изучения как эффективности, так и степени конкурентоспособности отдельных организаций и предприятий.

Для всесторонней оценки и анализа торгово-хозяйственной деятельности, эффективности использования различных ресурсов и затрат применяется система показателей рентабельности. К ней относят:

1) В настоящее время наиболее распространенной методикой расчета рентабельности в торговле является рентабельность оборота,илирентабельность продаж ─отношение прибыли от реализации к объему товарооборота (розничного, оптового, товарооборота общественного питания), выраженное в процентах.

Преимуществом этого метода является то, что он показывает непосредственную связь величины прибыли с объемом хозяйственной деятельности и зависимость величины прибыли от объемов товарооборота, а также находится во взаимосвязи с такими показателями, как уровень доходов от реализации товаров и уровень расходов на реализацию.

Существенным недостатком является отсутствие взаимосвязи между величиной прибыли и рентабельности и объемом использованных ресурсов. При одинаковом уровне рентабельности у различных торговых предприятий объем примененных ресурсов может быть разным.

Значит, важное значение имеет исчисление рентабельности к основным и оборотным средствам, а также к объему вложенных предприятием средств.

2) рентабельность основных средств,илифондорентабельность находится отношением прибыли к средней за период стоимости основных средств (первоначальной или восстановительной), выраженном в процентах.

3) рентабельность оборотных средств исчисляется как отношение прибыли к средней за период стоимости оборотных средств, выраженное в процентах.

4) экономическая рентабельность определяется как отношение прибыли (общей или чистой) к среднегодовой сумме основных и оборотных средств, выраженное в процентах. К последним в знаменателе могут прибавляться и расходы на оплату труда.

5) Также важное значение имеет исчисление рентабельности реализованных товаров как отношение прибыли от реализации товаров к расходам на реализацию товаров, выраженное в процентах. Этот показатель известен в статистике как рентабельность реализованной продукции и широко используется для межотраслевых сравнений.

6) Для характеристики эффективности использования живого труда применяются 2 показателя:

- отношение прибыли к фонду заработной платы, выраженное в процентах.

-отношение прибыли к среднесписочной численности работников. Его лишь условно можно отнести к показателям рентабельности, по всем признакам этот показатель прибыльности. Он не соотносит прибыль с объемными или стоимостными переменными, а характеризует величину прибыли, приходящуюся на 1 работника.

7) рентабельность собственного капитала – отношение чистой прибыли к средней за период сумме собственного капитала организации, выраженное в процентах.

8) рентабельность вложенного капитала –отношение чистой прибыли к средней за период сумме вложенного капитала, выраженное в процентах.

Этот показатель характеризует величину прибыли на 1 р. вложенного капитала. Вложенный капитал представляет собой актив бухгалтерского баланса. Его нужно сравнивать с величиной банковского процента на долгосрочные депозиты сроком на 5 лет как минимальной рентабельностью на вложенный капитал. Если он меньше банковского процента, то это означает, что вложение капитала в данную организацию или отрасль невыгодно или организация неэффективно использует имеющиеся ресурсы. Этот показатель имеет особую значимость для собственников, которые имеют возможность вкладывать капитал в различные сферы деятельности, выбирая наиболее выгодные.

9) маржа прибыли, определяемая отношением величины чистой прибыли к доходам от реализации и характеризующая долю чистой прибыли в доходах. Она характеризует величину чистой прибыли, полученную на 1 р. дохода от реализации товаров.

 

Анализ прибыли и рентабельности. Методы прогнозирования. Анализ прибылипредставляет собой процесс исследования условий ее формирования с целью выявления резервов повышения результативности деятельности организации. К задачам анализа прибыли и рентабельности относятся:

- устанавливается степень выполнения плана по общей сумме прибыли и в разрезе ее видов, а также структурных подразделений и отраслей деятельности;

- определяется динамика суммы прибыли и уровня рентабельности по организации в целом и в разрезе структурных подразделений и отраслей деятельности;

- производится расчет и оценка влияния основных факторов на сумму прибыли и рентабельности;

- изучаются пропорции и конкретные направления использования и распределения прибыли, оценивается ее эффективность.

Факторы,определяющие размер прибыли и рентабельности. К внешнимфакторам относятся экономическая ситуация в стране, уровень развития экономики, обеспеченность продовольственными ресурсами, меры государственного регулирования деятельности организации, инфляция, изменение тарифов, ставок, предельных торговых надбавок и др. К внутреннимфакторам относятся:

1) объем товарооборота;

2) структура товарооборота. При одном и том же объеме товарооборота, но разной ассортиментной структуре, уровень рентабельности может быть разным. Это связано с тем, что нормы торговых надбавок дифференцируются по товарным группам. Кроме того, различная оборачиваемость товаров, разный уровень расходов по их реализации, разная издержкоемкость реализации отдельных товаров. Поэтому может сложиться такая ситуация, что плановый объем товарооборота достигнут, но план по прибыли не выполнен, или наоборот. Тщательный анализ и контроль за структурой товарооборота, выяснение причин снижения объема реализации ─ одно из важнейших условий повышения рентабельности. При этом главное внимание должно уделяться тем товарным группам, которые занимают большой удельный вес в формировании доходов;

3) расходы на реализацию ─ важный фактор, оказывающий влияние. Снижение расходов ─ один из главных резервов повышения рентабельности;

4) нормы торговых надбавок. С изменением их размеров меняется величина прибыли и рентабельности;

5) доходы и расходы от инвестиционной деятельности;

6) доходы и расходы от финансовой деятельности;

7) численность, производительность и система материального стимулирования труда;

8) товарооборачиваемость и состав капитала;

9) фондовооруженность и налогоемкость предприятия и др.

Факторный анализ прибыли ведется с учетом порядка ее формирования. Данные отчета о прибылях и убытках позволяют измерить влияние основных факторов, а именно:

Влияние объема товарооборота на прибыль рассчитывают по формуле:

∆П = ∆Т*Рп/100,

где ∆Т – изменение объема товарооборота по сравнению с плановым или прошлым годом; Рп – рентабельность в процентах к товарообороту по плану или за прошлый год.

 

Влияние изменения среднего уровня дохода от реализации товаров:

∆П = Тф*(УДр ф-УДр п)/100,

где Тф – т/об фактический за анализируемый период; УДр ф – фактический уровень доходов от реализации товаров за отчетный год; УДр п – уровень доходов от реализации товаров по плану или за прошлый год.

 

Влияние изменения среднего уровня расходов на реализацию товаров определяется по формуле:

∆П =Тф*(УРр ф-УРр п)/100,

где УРр ф- фактический уровень расходов на реализацию за анализируемый год; УРр п - уровень расходов на реализацию по плану или за прошлый год.

 

Влияние изменения прибыли по инвестиционной и финансовой деятельности определяется прямым счетом.

Влияние структуры товарооборота может быть установлено путем предварительного расчета с помощью метода процентных чисел влияния изменения структуры товарооборота на доходы от реализации и расходы на реализацию товаров.

При наличии раздельного учета переменных и постоянных расходов проводится маржинальный анализ прибыли. Зависимость между издержками, товарооборотом и прибылью используется для определения порога рентабельности, или точки критического объема товарооборота, обеспечивающего безубыточность деятельности организации. Маржинальный анализ позволяет определить запас финансовой прочности (предел безопасности) предприятия в стоимостном или относительном выражении. Запас финансовой прочности характеризует размер возможного уменьшения объема реализации товаров при неблагоприятной конъюнктуре рынка.

Прогнозные расчеты прибыли и рентабельности составляются отдельно на год и по кварталам и на этой основе определяется итоговая прибыль.

При планировании прибыли можно использовать различные методы:

1) метод прямого счета (традиционный), когда исходя из прогнозируемого товарооборота, дохода от реализации и расходов на реализацию определяется прибыль от реализации;

2) расчетно-аналитический, или нормативный, когда сумма прибыли на планируемый период рассчитывается исходя из сложившегося уровня рентабельности за отчетный период и прогнозируемого товарооборота;

3) экономико-статистический (скользящей средней, коэффициент эластичности прибыли от товарооборота и др.);

4) экономико-математические;

5) прогнозирование прибыли исходя из целевой функции предприятия.

К перспективным методам прогнозирования можно отнести методы факторного моделирования, прогнозирования денежного потока, метод CVP.

Обоснованность выбора плана-прогноза прибыли проверяется на основе индексной модели эффективного функционирования организации:

Iп > Iт > Iрес > Iфзп,

где Iп – индекс изменения прибыли; Iт – индекс изменения товарооборота; Iрес – индекс изменения суммы основных и оборотных средств; Iфзп – индекс изменения фонда заработной платы.

 

В условиях развития рыночный отношений основу для прогнозирования и планирования прибыли должна составлять потребность в чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении торговой организации.

 

 

 

 

 

 


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине «Экономика организации (предприятия)»

на 2014-2015 учебный год

 

1. Объект и предмет исследования дисциплины

2. Принципы и методы экономики организации как науки

3. Торговая организация как система: сущность, структура, элементы

4. Понятие торговой организации. Определяющие признаки и принципы функционирования

5. Внешние и внутренние факторы воздействия на торговую организацию

6. Организационно-экономический механизм торговой организации и его элементы

7. Признаки и классификация торговых организаций

8. Организационно-правовые формы организаций торговли

9. Жизненный цикл торговой организации. Движущие мотивы и стимулы развития

10. Содержание, задачи и значение экономической работы в торговых организациях в условиях рынка

11. Разделы и показатели текущего плана деятельности торговой организации

12. Система показателей, используемых при планировании торговой деятельности. Разделы и показатели плана хозяйственной деятельности

13. Потребности – исходная предпосылка формирования спроса

14. Спрос как экономическая категория. Факторы, определяющие объем и структуру спроса

15. Прогнозирование общего объема спроса на товары путем составления баланса денежных доходов и расходов населения. Определение покупательных фондов населения

16. Методы прогнозирования товарно-групповой структуры спроса

17. Товарные ресурсы – материальная основа развития товарооборота. Источники формирования товарного предложения

18. Балансы образования и использования товарных ресурсов. Порядок их разработки

19. Балансы спроса и предложения, их содержание

20. Понятие емкости рынка и методы ее определения

21. Сущность товарооборота как экономической категории и показателя деятельности

22. Классификация, состав, социально-экономическое значение розничного товарооборота

23. Показатели товарооборота, их взаимосвязь. Факторы, определяющие объем и структуру розничного товарооборота

24. Анализ розничного товарооборота по общему объему и ассортиментной структуре. Резервы роста товарооборота

25. Методы прогнозирования розничного товарооборота. Исходная информация для обоснования плана розничного товарооборота

26. Стратегия регулирования и планирования розничного товарооборота в рыночной экономике

27. Понятие товарных запасов. Товарные запасы как составляющая товарных ресурсов и необходимое условие развития товарооборота

28. Время товарного обращения и факторы, его определяющие

29. Показатели, характеризующие состояние и эффективность использования товарных запасов

30. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости

31. Оценка эффективности управления товарными запасами

32. Методы определения рациональных текущих товарных запасов в торговой организации

33. Формирование и расчет товарного обеспечения

34. Соотношение категорий «затраты», «расходы» и «издержки» в торговле. Сущность расходов на реализацию и факторы, на них влияющие

35. Классификация и состав расходов торговой организации

36. Показатели, характеризующие состояние расходов на реализацию, методы их оценки

37. Методы планирования расходов на реализацию товаров

38. Понятие «дохода» в организациях отрасли. Виды доходов

39. Источники образования дохода от реализации и факторы, влияющие на его динамику. Сущность торговых надбавок

40. Анализ показателей, характеризующих величину доходов от реализации товаров

41. Планирование и прогнозирование дохода от реализации

42. Сущность и методика расчета критических величин

43. Прибыль как экономическая категория, ее функции и значение

44. Виды прибыли. Источники формирования прибыли торговых организаций

45. Понятие рентабельности и методы ее измерения. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность

46. Анализ прибыли как важнейший элемент механизма управления прибылью

47. Планирование прибыли в организациях торговли

48. Понятие трудовых ресурсов и регулирование трудовых отношений в Республике Беларусь

49. Характеристика трудовых ресурсов, потенциала и персонала торговых организаций

50. Состав трудовых ресурсов и показатели оценки их состояния: численности, состава, движения

51. Производительность и эффективность труда торговых работников

52. Понятие, состав, назначение и классификация основных средств торговых организаций

53. Показатели оценки состояния основных средств

54. Показатели эффективности использования основных средств. Основные направления улучшения их использования

55. Понятие, экономическое содержание и состав оборотных средств организаций торговли

56. Состав и структура оборотных средств, факторы, влияющие на их объем и структуру

57. Показатели эффективности использования оборотных средств и их влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности организаций торговли

58. Состояние, проблемы и направления совершенствования торговли

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.