|
Экономика организации (предприятия)Стр 1 из 7Следующая ⇒ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Экономика организации (предприятия) Рисунок 1 – Организационно-правовые формы организаций (согласно ГК Республики Беларусь) Общепризнано, что наиболее важным признаком классификации хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является деление по признаку организационно-правовых форм. См. рис. 1. Организационная форма организаций вообще и торговых в частности характеризует порядок первоначального создания имущества и последующего изменения его роли в процессе использования полученной прибыли. Правовая форма характеризует права и ответственность собственников организации в ходе функционирования, реорганизации или ликвидации. В зависимости от формы собственности в соответствии со ст. 213 ГК РБ всякая торговая организация относится к следующей категории: 1) государственные (республиканские и коммунальные); 2) частные. Поскольку форма собственности не отражает организационно-правового статуса торгового предприятия, то в рамках многообразия типов собственности могут быть созданы предприятия различных организационно-правовых форм. С позиций размеров торговые организации можно рассматривать как: 1) крупные ─ со средней численностью работников за календарный год более 201 чел.; 2) средние ─ со средней численностью работников за календарный год от 101 до 200 чел.; 3) малые ─ со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел.; 4) микроорганизации ─ со средней численностью работников за календарный год до 15 чел. Эта норма законодательно определена Законом Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 14.07.2010 г. До этого действовал отраслевой критерий, устанавливающий следующую градацию: крупные – предприятия с коллективом работающих более 100 чел.; средние – от 30 до 100 работников; малые – до 30 чел. в розничной торговле и общественном питании, до 50 чел. в оптовой торговле. В связи с широким распространением практики концентрации капитала в современной белорусской экономике распространяются такие формы корпоративных отношений как холдинговые компании, финансово-промышленные группы, ассоциации, консорциумы, синдикаты, тресты. По степени участия иностранного капитала различают: 1) иностранные; 2) совместные. В силу разделения труда в сфере обращения (отраслевой признак) торговые субъекты подразделяются на: 1) оптовые; 2) розничные; 3) предприятия общественного питания (в России ─ внедомашнего питания). Организации оптовой торговли могут классифицироваться по масштабам деятельности, товарной специализации, объему выполняемых функций. По масштабам деятельности различают оптовые предприятия общенационального и регионального уровня. В соответствии с товарной специализацией оптовые организации бывают специализированные и универсальные. По объему выполняемых функций и формам расчетов различают: 1) организации, приобретающие права собственности на товар и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций; 2) предприятия без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники (брокерские конторы, торговые агенты и т.п.); 3) организации, создающие условия для оптовой торговли (товарные биржи, оптовые рынки и т.п.). Розничные торговые организации можно классифицировать по таким критериям как товарная специализация, методы торговли и формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, контингент обслуживаемых потребителей, по месту расположения и др. По товарной специализации выделяют предприятия следующих видов: 1) смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами; 2) специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты и т.п.); 3) узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская одежда и т.п.); 4) комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо – рыба – овощи, трикотаж – галантерея и т.п.); 5) универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты). По методам торговли и формам обслуживания различают: магазины самообслуживания; мелкооптовые магазины-склады; магазины традиционного типа; супер, гипермаркеты; фирмы и базы посылочной торговли; прямая продажа товаров; торговля через автоматы; интернет- торговля. По месту расположения выделяют: соседние магазины; магазины, рассчитанные на обслуживание районов и микрорайонов; магазины сельской местности; автолавки, автомагазины; павильоны, киоски, стойки на рынках. Особое место на потребительском рынке занимает общественное питание. На практике выделяют следующие типы организаций общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная. Несмотря на разнообразие типов и видов торговых организаций, с позиции экономики предприятия принципиальной разницы в деятельности субъектов торговли не наблюдается. В любом из них осуществляются сходные торгово-технологические и организационно-экономические процессы, измеряемые теми же экономическими показателями и охваченные единой системой экономических методов управления.
Организационно-экономический механизм торговой организации и его элементы. Организационно-экономический (хозяйственный) механизм ─ система организационных, правовых, экономических, социально-психологических и др. форм, методов и инструментов, посредством которых обеспечивается организация, планирование и управление деятельностью организации и согласовывается работа всех его структурных подразделений для достижения поставленных целей. Ключевые подсистемы хозяйственного механизма: 1) планирование и прогнозирование – разработка текущих и перспективных планов развития организации, установление нормативов по отдельным показателям, анализ и учет социально-экономических показателей, определяющих спрос на реализуемые торговой организацией товары; 2) экономические рычаги и стимулы: - коммерческий расчет; - торговые надбавки; - цены и тарифы; - финансы и кредит; - доходы и прибыль; - зарплата и иные формы материального стимулирования; - налоги и неналоговые платежи и др. 3) управление состоит из: - организационная структура и методы управления; - формы хозяйственных связей с партнерами; - формы и методы организации торговли; - размещение, специализация, типизация в торговле; - правовые нормы, регламентирующие торговую деятельность. Главную основу хозяйственного механизма торговых организаций составляет коммерческий расчет. Считается, что основополагающими принципами при этом являются: а) самоокупаемость ─ доходы от реализации покрывают издержки обращения и обеспечивают получение прибыли; б) самофинансирование ─ предприятие за счет собственных финансовых средств обеспечивает расширение торгово-хозяйственной деятельности и решение социальных задач развития коллектива; в) экономическая и социальная ответственность ─ организация за принимаемые решения отвечает режимом хозяйствования и степенью доверия, что требует поддержания имиджа на рынке, используя при этом не только денежные резервы, но и собственность; г) денежный и финансовый контроль. Для новых условий Г. Шмален в «Основах и проблемах экономики предприятия» сформулировал такие принципы коммерческого расчета как экономичность, финансовая устойчивость и прибыльность. Поскольку инновационная деятельность базируется на интеграции науки и образования, то основу инновационного хозяйственного механизма торговой отрасли, на наш взгляд, составляет объединение ресурсов и механизмов научно-образовательного и социально-потребительского комплексов для получения народно-хозяйственного и коммерческого эффектов в сфере товарного обращения. Так как инновации являются системообразующим фактором формирования новой стратегии развития торговли, то процесс создания, внедрения и повышения эффективности нововведений во всех функциональных сферах торговой деятельности становится неотъемлемым элементом подсистемы планирования на всех уровнях.
Жизненный цикл торговой организации. Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии существования. 1-я стадия ─ создание организации и ее становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Есть 2 способа регистрации ─ разрешительный и уведомительный. В национальном законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам. Из опыта рыночной экономики известно, что из числа зарегистрированных предприятий в период становления выдерживают конкуренцию около 40 %, остальные становятся несостоятельными в первый год своего существования. По этой причине государство поддерживает малые, совместные и др. предприятия в соответствии с существующими национальными приоритетами и финансовыми возможностями. На стадии роста и развития организация постоянно реорганизуется: создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность структурных подразделений. Реорганизация – изменение организационной структуры управления может происходить в рамках действующего субъекта хозяйствования или с последующей ликвидацией старого и регистрацией нового. Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия с выделением самостоятельных субъектов хозяйствования или в юридических рамках существующего. Реструктуризация – это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным счетом, но без образования юридического лица. Цель такой процедуры – повышение эффективности производства путем перевода подразделения на коммерческий расчет с наделением имуществом и с учетом прибылей и убытков. Санация – это финансовое оздоровление предприятия, необходимость которой возникает при угрозе экономической несостоятельности. Она проводится по инициативе собственника или кредиторов. Пути санации: 1) замена руководителя и управленческого персонала, поставивших предприятие в затруднительное положение. Если предприятие является потенциальным банкротом, может осуществляться внешнее управление, назначенное в судебном или внесудебном порядке. Антикризисный управляющий работает по контракту с собственником или назначается собранием кредиторов. 2) продажа по суду или по соглашению кредиторов. При продаже экономически несостоятельного предприятия оно сохраняется в качестве действующего, но меняются собственники. 3) обмен долгов на акции. В этой ситуации также меняются собственники. 4) привлечение инвестиций и выплаты кредиторам из будущих доходов фирмы. 5) уступка требований третьим лицам, т.е. покупка долгов с последующей продажей за определенный процент со сделки. В любом случае для осуществления санации нужен бизнес-план и прогнозирование экономической ситуации в краткосрочном и долгосрочном периоде. Банкротство – это удовлетворенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства. Оно рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета в кредиторами. Различают ложное и злостное банкротство. Ложное банкротство – это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное банкротство – умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство – это разновидность мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства. Ликвидация – прекращение деятельности предприятия и исключение из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства или экономической несостоятельности, по решению собственника имущества либо по решению суда.
Содержание экономической работы в организациях отрасли. От результативности работы экономической службы во многом зависит эффективность деятельности и обеспечение конкурентоспособности торговых организаций. Она призвана оказывать влияние на формирование и выполнение плановых заданий,эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов,соблюдение режима экономии и оптимизацию расходов на реализацию товаров,укрепление дисциплины.Она охватывает основные аспекты торгово-финансовой деятельности и оказывает влияние на все показатели социально-экономического развития предприятия. Экономическая работа в широком смысле выполняется аппаратом специалистов в области учета и отчетности, менеджмента и маркетинга, анализа и планирования, финансов, коммерческих, трудовых и правовых отношений. При этом используются современные компьютерные технологии. Содержание планово-экономической работы заключается в: - создание банка данных о социально-экономических показателях зоны деятельности; - ведение статистического наблюдения и составление статистической отчетности; - экономический анализ показателей торгово-хозяйственной и социальной деятельности организаций; - экономическое обоснование программ и планов социально-экономического развития; - разработка комплекса организационно-управленческих и экономических мероприятий, направленных на устойчивое развитие. Условно экономическую работу можно разделить на 3 вида: 1) аналитическая; 2) плановая; 3) контроль. Экономическая самостоятельность субъектов рынка полностью определяет ответственность руководителей за конечные результаты деятельности предприятия. Принятие обоснованных и взвешенных как стратегических, так и тактических решений зависит от полноты, достоверности и прозрачности информации, сбором и обработкой которой занимается хозяйственный учет. Хозяйственный учет представляет собой систему, включающую три взаимосвязанных между собой вида учета: оперативный, статистический и бухгалтерский. Оперативный учет представляет собой систему оперативного (текущего) наблюдения и контроля над отдельными операциями и процессами хозяйственной деятельности организаций с целью оперативного управления ими. Статистический учет служит для изучения закономерностей и взаимосвязей процессов хозяйственной деятельности, отвечающей требованиям массовой однородной совокупности. Под бухгалтерским учетом на предприятии понимается три вида учета ─ финансовый, налоговый и управленческий. Все учетные подсистемы (налогового, финансового и управленческого учета) взаимосвязаны. Финансовый учет является обязательным для всех организаций. Он регламентируется государством. Основной задачей финансового учета является предоставление информации для внешних пользователей ─ государственных органов, инвесторов, партнеров, собственников, кредиторов. Налоговый учет предназначен для совокупности правил и норм при определении налогооблагаемой прибыли. Налоговый учет и отчетность предназначены в основном для налоговых органов. Управленческий учет в отличие от финансового учета не является обязательным, не регламентируется государством и предназначен для внутреннего использования менеджерами предприятия. В рамках управленческого учета обычно решаются задачи учета затрат и результатов. Внедрение управленческого учета связано, как правило, с совершенствованием организационной структуры на основе внедрения принципа децентрализации управления, т.е. передачи прав и ответственности менеджерам различных уровней управления в области планирования, учета, контроля и анализа деятельности соответствующих структурных единиц организации, называемых центрами ответственности. В процессе учета, анализа, планирования и контроля используют следующие показатели: 1) натуральные и стоимостные; 2) абсолютные и относительные; 3) количественные и качественные; 4) расчетные и утверждаемые и т.д. Требования, предъявляемые к системе показателей: 1) должны отражать основную цель и задачи плана; 2) должны соответствовать видам и срокам планирования; 3) система показателей на уровне региона или отрасли должна быть единой для всех органов управления.
Аналитическая деятельность в торговой организации. Анализ хозяйственной деятельности является составной частью экономической работы в торговых организациях. Экономический анализ ─ это исследование экономических явлений в их многообразных связях и зависимостях. Основные задачи анализа: -контроль и всесторонняя оценка выполнения планов с целью обеспечения наилучших результатов при наименьших затратах; -оценка использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; -оценка финансовых результатов; -изыскание и мобилизация неиспользованных резервов по всем основным направлениям деятельности на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики; -обоснование оптимальных управленческих решений; -разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. Таблица 1 – Классификация экономического анализа
Экономический анализ представляет собой важную форму управления бизнес-процессами и контроля за правильным использованием ресурсов. Он занимает одно из ведущих мест в системе бюджетирования. Под бюджетированием понимается управленческая технология, включающая три взаимосвязанных элемента: технологию (инструментарий), организацию (регламенты и процедуры) и грамотную автоматизацию бюджетирования. Система планирования в организациях торговли. Планирование имеет большое значение для деятельности торговой организации. По образному выражению У. Стентона и Ч. Футрелла, содержащемуся в работе «Fundamentals of marketing», планирование ─ это изучение прошлого для решения в настоящем, что делать в будущем. Планирование ─ сознательная деятельность людей по установлению взаимосвязи и взаимодействия отдельных показателей развития торговых организаций. Прогнозирование в отличие от планирования строится на предположении и не позволяет в полной мере учесть условия деятельности организации. Поэтому планирование в большей степени позволяет уменьшить, а порой и избежать риска в коммерческой и финансовой деятельности. Основные задачи планирования: - определение наиболее перспективных направлений развития организации, способствующих повышению ее стоимости и увеличению благосостояния собственников; - целевая ориентация, интеграция и координация всех бизнес-процессов, а также деятельности отдельных подразделений; - выявление потенциальных рисков и снижение их уровня; - повышение гибкости, адаптации к изменениям внешней среды и т.п. Основные методы планирования: 1) балансовый ─ увязка взаимосвязанных показателей: увязка денежных доходов и расходов населения, объема товарооборота и объема товарных ресурсов; 2) нормативный (технико-экономических расчетов) ─ использование нормативов, норм, тарифов и ставок при расчете отдельных показателей, планирование общего и отраслевого норматива; 3) экономико-аналитические ─ экономико-статистическая оценка достигнутого уровня развития, экспертная оценка принятых показателей в планируемом периоде, изменение в платежных расходах; 4) экономико-математические ─ сущность: представить экономическую задачу в виде уравнения, неравенства, формулы или их системы. Совокупность формул и уравнений, характеризующих поставленную задачу называется экономико-математическая модель; 5) метод оптимизации плановых решений ─ выбор из вариантов наиболее оптимального, для этого необходимо иметь критерии оценки. Предпосылкой использования данного метода являются различные экономико-математические методы и модели; 6) программно-целевой ─ применяется на уровне региона, отрасли в целом. В основе лежит определение конечной цели развития, средств ее достижения путем составления программы; 7) метод сценариев.
Таблица 2 – Классификация видов планирования
Планирование в масштабах организации должно быть непрерывным процессом, а сама технология составления плана базироваться на ряде принципов, которыми являются: единство, участие, непрерывность, гибкость, эффективность. Стратегическое планирование сосредоточено на высшем уровне управления и имеет целью определение тенденций развития предприятия, расчет и выбор наиболее благоприятных условий его деятельности. Главная задача стратегического планирования – выработка стратегии развития для достижения конечных финансовых и рыночных целей организации. Тактическое планирование предполагает принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы и организованы бизнес-процессы организации для достижения стратегических целей. Текущее планирование осуществляется на основе установок и показателей предыдущих планов. Цель этого этапа планирования ─ максимизация финансовых результатов деятельности организации в предстоящем периоде при заданных ресурсах и организации торгово-технологического процесса. Основные разделы комплексного годового плана текущей деятельности торговой организации: 1) план товарооборота (розничного или оптового); 2) план по выпуску и реализации продукции собственного производства, или производственная программа (на предприятиях общественного питания); 3) план развития материально-технической базы; 4) план по труду и заработной плате; 5) план расходов; 6) план доходов; 7) план прибыли; 8) финансовый план; 9) план социального развития коллектива. Одной из форм текущего планирования могут выступать различные виды бюджетов: бюджет продаж, бюджет затрат труда, бюджет доходов и расходов, бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов, бюджет денежных средств и т.д. Особое место в системе планирования торговой организации занимает оперативное планирование, которое представляет собой специфическую форму управления текущей деятельностью и постоянный контроль за ее ходом. В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план. Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации конкретных проектов. Сегодня бизнес-планы разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями на постоянной основе. Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Бизнес-планирование позволяет решить следующие задачи: - оценить возможности предприятия; - оформить, сформулировать и разработать цель деятельности на определенный период; - изучить рынки деятельности организации; - определить степень конкурентоспособности; - разработать различные типы маркетинговых стратегий; - обосновать ценовую политику; - выбрать наиболее эффективный вариант реализации проекта; - оценить вероятность возникновения событий, способность изменить ход реализации. В бизнес-плане обосновываются факторы, оказывающие влияние на деятельность, производится выбор методов и тактики конкурентной борьбы, дается оценка ресурсам, необходимых для достижения цели. Разработка бизнес-плана позволяет предупредить трудности и найти наиболее эффективные пути их нейтрализации. Основные виды бизнес-планов: 1) бизнес-план инвестиционного проекта ─ представляет собой документ, в котором обосновывается концепция реального инвестиционного проекта, предназначенного для реализации, и приводятся основные его характеристики; 2) бизнес-план вновь создаваемого предприятия ─ обоснование необходимыми расчетами экономической эффективности создания и функционирования новой организации; 3) бизнес-план слияния, реконструкции; 4) бизнес-план для получения кредитных ресурсов ─ разрабатывается с целью получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора. Этот план может быть необходим для восполнения недостатка оборотных средств; 5) бизнес-план на получение гранта ─ составляются с целью получения финансовых средств из государственного бюджета, внебюджетных фондов, или благотворительных фондов для решения социально-экономических, научных проблем; 6) бизнес-план приватизируемой организации; 7) бизнес-план финансового оздоровления ─ разрабатывается убыточными организациями и включает комплекс мероприятий по выходу организации из кризисного состояния; 8) бизнес - план развития на год ─является детальной финансово - экономической программой хозяйственной деятельности коммерческой организации по достижению установленных прогнозных параметров, определенных прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год и Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на пять лет, а также обеспечения реализации выбранных направлений маркетинга и сбыта продукции, реализации товаров, выполняемых работ, услуг, материально - технического обеспечения, выбора поставщиков продукции, товаров, обоснования необходимости изменения структуры управления, юридической защиты; 9) бизнес-план коммерческой идеи и т.д. Типовой бизнес-план состоит: 1) резюме – аналитический обзор делового предложения; 2) характеристика организации и стратегия её развития; 3) анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга; 4) производственный план; 5) календарный план; 6) организационный план; 7) инвестиционный и инновационный план; 8) финансовый план; 9) оценка риска и страхование; 10) приложения.
Пример. Если удельный вес 4 квартала в годовом товарообороте составляет 27,1%, фактический товарооборот за 9 мес. равен 592 200 млн р., то ожидаемый товарооборот за год = 4) по соотношению товарооборота второго и первого полугодия. Пример.
Ожидаемый товарооборот за год: 325850+366255=692105 млн р. Задачи анализа розничного т/о: 1) определить долю рынка, занимаемую организацией, т.е. удельный вес товарооборота в товарообороте региона, города, района; 2) определить степень выполнения плана или оперативного задания по т/о по общему объему, составу, структуре; 3) установить равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам (кварталам), структурным подразделениям; 4) изучить динамику товарооборота в действующих и сопоставимых ценах, в абсолютных и относительных показателях по общему объему, составу, структуре; 5) исследовать динамику товарооборота по структурным подразделениям; 6) рассчитать и оценить влияние основных факторов на товарооборот. Принято выделять 3 основные группы факторов: а) факторы, связанные с товарным обеспечением: - товарные запасы на начало и конец отчетного периодов; - поступление товаров; - прочее выбытие. б) факторы, связанные с использованием основных средств или производственной мощности торговой организации: - торговая площадь; - эффективность ее использования через показатель товарооборота на 1 м² торговой площади; в) факторы, связанные с использованием трудовых ресурсов: - численность работников; - производительность труда; - структура штатов (удельный вес торгово-оперативных работников); - использование календарного фонда времени. 7) выявить резервы роста и разработать мероприятия по увеличению товарооборота. Равномерность выполнения плана товарооборота определяется путем расчета коэффициента равномерности:
где
Коэффициент вариации (V) определяется:
где
Значение квадратического отклонения (
где Анализ розничного товарооборота должен проводиться в сопоставимых ценах.
Таблица 3 −Анализ общего объема розничного товарооборота по фирме за текущий год, млн р.
В нашем примере фирма успешно справилась с выполнением плана-прогноза по товарообороту. Степень выполнения плана составила 103,1%. Сверх плана получено 21 100 млн р. По сравнению с прошлым годом товарооборот увеличился на 6,4 %. Но в первом квартале план товарооборота не выполнен на 2 400 млн р. Степень выполнения 98,8 %.
Таблица 4 − Анализ структуры товарооборота фирмы, млн р.
Несмотря на успешное выполнение плана товарооборота в целом по торговой организации фирма допустила снижение объемов реализации по тканям по сравнению с планом-прогнозом на 340 млн р. Произошло снижение удельного веса товарооборота данной группы в общем объеме по сравнению с прошлым годом. По группе трикотаж наблюдался рост удельного веса в товарообороте и по сравнению с планом, и по сравнению с прошлым годом. Темп роста составил 112,8 % при среднем 106,4 %. Резервы роста товарооборота и пути его увеличения: 1) изыскание дополнительных товарных ресурсов за счет децентрализованных источников снабжения, т.е. за счет поставок местной промышленности, закупки у коммерческих фирм, индивидуальных предпринимателей. Наибольший эффект дает закупка товаров на условиях оплаты по мере реализации, т.е. отсрочка платежа; 2) организация комиссионной торговли непродовольственными товарами; 3) ускорение оборачиваемости товаров, т.е. активизация рекламной деятельности, организация выставок-продаж; 4) повышение коэффициента эффективности использования торговой площади и на этой основе рост товарооборота на 1 м² торговой площади за счет организации дополнительных рабочих мест, установления оптимального режима работы с учетом движения покупательских потоков по часам и за счет организации продажи сопутствующих товаров; 5) в ![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|